Административная ответственность в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является: исследование института административной ответственности в сфере таможенного дела, определение содержания административной ответственности за нарушение таможенных правил в условиях единого пространства ТС с учетом национального законодательства об административной ответственности в сфере таможенного дела стран-участниц ТС и выявление проблем, связанных с различиями национальных законодательств, а также определение направления развития законодательства в области административной ответственности за нарушение таможенных правил в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………….……………….………………………….……...……......4
История развития законодательства об ответственности
за нарушение таможенных правил………………………….……….7
Правовая природа и особенности административной
ответственности и административного правонарушения……….…13
Административные наказания за совершение
таможенных правонарушений…………………………….………....27
Изменения в законодательстве об административной
ответственности в сфере таможенного дела………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………...………………...……………......…...…..…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…..…...………...41

Файлы: 1 файл

контрольная ИА и ТП.docx

— 109.35 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь и Республике Казахстан  предусмотрена возможность соединения в одном административном процессе дел об административном правонарушении в установленных законодательством случаях (когда несколько административном правонарушении совершены одним лицом, если они подведомственны одному и тому же суду, органу, ведущему административный процесс).

По окончании  рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания (взыскания) либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которые могут быть обжалованы и опротестованы в установленном порядке.

В соответствии с административным законодательством  трех стран постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти дней (суток) со дня вручения (объявления) или получения копии постановления.

 

 

 

4.Изменения в законодательстве об административной

ответственности в сфере  таможенного дела

 

На национальном законодательном уровне следует  выделить следующие федеральные законы, вступившие в силу в 2011 г. и которые имеют значение для правоприменительной практики по таможенным вопросам.

1. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1. Срок давности.

Увеличен  срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле с одного года со дня совершения административного правонарушения до двух лет.

2. Новый  вид правонарушения ч.4 ст. 16.1 КоАП РФ.

Теперь  административным правонарушением  признается также представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.

Новая редакция КоАП РФ возлагает дополнительные обязанности на лица, представляющие документы. Причем, единственным существенным основанием для избежание ответственности по настоящей статье является отсутствие вины.

Существенным  является также и санкция, предусмотренная  за данное правонарушение. Так, виновное противоправное деяние влечет наложение  административного штрафа на юридических  лиц от пятидесяти тысяч до ста  тысяч рублей. В свою очередь законодатель расширил ответственность декларанта за предоставление таможенному представителю недействительных документов. 

Так, согласно ст. 16.7 введена дополнительная ответственность  за представление декларантом или иным лицом таможенному представителю документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее несоблюдение запретов и ограничений.

3. Недостоверное декларирование.

Больше  всего вопросов вызывают правки, внесенные  в ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за недостоверное декларирование. Прежняя редакция предусматривала ответственность за заявление недостоверных сведений о товарах, влияющих на сумму таможенных пошлин и налогов. В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 181 ТК ТС к таким сведениям относились наименование, описание, классификационный код по единой ТН ВЭД ТС, страна происхождения и таможенная стоимость. Прямое перечисление указанных выше сведений в новой редакции статьи направлено на то, чтобы изменить сложившуюся судебную практику по вопросу заявления при декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по ТН ВЭД ТС при заявлении достоверного и полного описания товаров. Согласно новой редакции ответственность наступает также за недостоверное заявление и других сведений, влияющих на уплату таможенных пошлин, налогов. К таким сведениям могут относиться, в частности, ставки таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, льготы по уплате таможенных платежей, включая тарифные преференции, курс валют, применяемый при исчислении сумм таможенных платежей. Соответственно, если ранее за недостоверное заявление указанных сведений (в том числе по ошибке) административная ответственность не наступала, то теперь ничего этому не мешает.

Кроме того, в новой редакции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривается наличие совершения правонарушения, если таможенные платежи еще не уплачивались, но недостоверно заявленные сведения при декларировании товаров могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Указанная редакция применима к административным делам, возбужденным по таким фактам, выявленным до выпуска товаров, по которым ранее существовала судебная практика, не в пользу таможенных органов. Например, когда при таможенном декларировании товаров таможенным органом были выявлены недостоверные сведения, влияющие на сумму подлежащих уплате таможенных платежей, и недостающие таможенные платежи доплачены декларантом до выпуска товаров. В таких ситуациях суды исходили из того, что правонарушение образует оконченный состав лишь в случае наступления негативных последствий заявления субъектами правонарушения недостоверных сведений о декларируемых товарах в виде причинения реального ущерба бюджету в связи с неуплатой таможенных пошлин и налогов. Однако, поскольку доплата таможенных платежей произведена до фактического выпуска товаров, состав правонарушения отсутствовал.

Вместе  с тем можно предположить, что в действиях декларанта либо таможенного представителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, если компания самостоятельно выявила заявление недостоверных сведений, повлиявших на сумму таможенных платежей, обратилась в таможенный орган с мотивированным письменным обращением по внесению изменений в таможенную декларацию и доплатила таможенные платежи, что свидетельствует о принятии мер по соблюдению таможенного законодательства. Правомерность данного вывода подтверждается судебной практикой. Однако представляется более правильным, чтобы данный подход нашел отражение в законодательстве. Киотская конвенция, к которой присоединилась Россия, а также ст. VIII ГАТТ требуют, чтобы в законодательстве предусматривалось освобождение от ответственности либо адекватные и справедливые санкции за нарушения, которые совершаются вследствие ошибок. В КоАП РФ нижний предел санкции в случае пересортицы вследствие ошибки иностранного поставщика составляет 100% стоимости товаров! В связи с этим предлагается установить, что ответственность не наступает в случае, если до выявления таможенным органом недостоверности сведений, заявленных в таможенной декларации, декларант заявил о выявленных им самим расхождениях, в том числе после выпуска товаров.

4. Ст. 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы.

Ответственность за непринятие мер в случае аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы, а также несообщение в таможенный орган об аварии или обстоятельствах непреодолимой силы, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия расширилась путем добавления места пересечения таможенной границы Таможенного союза.

5. Статья 16.9. «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них» уточняет состав документов на товар при недоставке которых в процессе таможенного транзита наступает ответственность в соответствии с положением ч.2. ст. 16.9. К таким документам теперь относятся таможенные, коммерческие или транспортные (перевозочные) документы.

6. Статья 16.12 «Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений».

Часть 3 указанной статьи устанавливает  ответственность за непредставление в установленный срок документов, необходимых для таможенного контроля. На практике это может означать, что на любой запрос таможенного органа с просьбой предоставить необходимые для таможенных целей документы, должен быть дан соответствующий ответ в установленный срок. Пропуск такого срока по неуважительной причине может стать причиной привлечения к административной ответственности и наложения штрафа в размере от ста до трехсот тысяч рублей. Нововведением в указанной статье является также появление ответственности за несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления.

В соответствии с частью 4 несоблюдение таких сроков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц  от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Часть 5 указанной статьи вводит ответственность  за неисполнение лицами, в том числе  осуществляющими деятельность в  сфере таможенного дела, обязанности  по хранению документов, необходимых  для проведения таможенного контроля, хранение которых является обязательным. 

Ответственность для юридических лиц установлена в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

7. Статья 16.13. «Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа».

Редакция  данной статьи по-новому формулирует и расширяет ряд случаев наступления административной ответственности при совершении грузовых операций и других действий с грузом без надлежащего разрешения или уведомления таможенного органа. 

К таким  грузовым операциям и действиям  законодатель теперь относит операции по разгрузке, перегрузке (перевалке) или совершение иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, либо замена транспортного средства международной перевозки, перевозящего товары, находящиеся под таможенным контролем.

Совершение  указанных операций без надлежащего  разрешения и/или уведомления влечет наложение штрафа на юридических  лиц от пяти до двадцати тысяч рублей.

8. Статья 16.15. «Непредставление в таможенный орган отчетности».

Диспозиция  данной статьи в отличие от предыдущей редакции разделяет на два разных административных состава непредставление отчетности и  нарушение срока представления в таможенный орган отчетности. 

Это означает, что непредставление отчетности, предусмотренной таможенным законодательством, срок предоставления которой не установлен, теперь является правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

9. Статья 16.19. «Несоблюдение таможенной процедуры».

Существенному изменению подверглась вся диспозиция данной статьи и теперь заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 16.129, частями 2 и 3 статьи 16.230, статьей 16.1731 Кодекса. Административный штраф для юридических лиц составляет от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Все остальные  статьи главы 16 КоАП РФ претерпели изменения в части соответствия терминов нормативным актам Таможенного союза.

10. Внесение изменений в УК РФ - отмена товарной контрабанды.

Законодатель существенно пересмотрел  правовое регулирование ответственности за контрабанду. Во-первых, исходя из предмета преступления, предусмотрел две специальные уголовно-правовые нормы о контрабанде; во-вторых, экономическую (товарную) контрабанду признал административно-правовым деликтом.

Согласно ст. 226.1 УК РФ карается незаконное перемещение через таможенную границу  ТС в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу РФ с государствами – членами ТС союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере.

В ст. 229.1 УК РФ говорится об ином предмете контрабанды: в законе указаны наркотические  средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения или части, содержащие данные средства или вещества (в том числе их прекурсоры), инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. Деяния соответственно отнесены к гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» и гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Законодатель сохранил квалифицированные виды контрабанды, выделявшиеся в последней редакции ст. 188 УК РФ. Однако при этом совершенно необъяснимо, почему применительно к преступлению, предусмотренному ст. 229.1 УК РФ, выделен такой квалифицирующий признак, как его совершение группой лиц по предварительному сговору, а к преступлению, предусмотренному ст. 226.1 УК РФ, – нет.

Помимо отсутствия логики в таком  подходе законодателя к дифференциации ответственности за контрабанду, отличающуюся лишь предметом преступления, нарушаются и правила подбора квалифицирующих признаков. Криминологическая характеристика деяния свидетельствует, что достаточно большая доля рассматриваемого преступления совершается группой лиц, но их действия влекут ответственность как за простую контрабанду.

В связи с декриминализацией  экономической (товарной) контрабанды  и признание последней административным правонарушением была реформирована глава 16 КоАП РФ, предусмотрена административно-правовая ответственность за четыре вида деликтов, совершаемых в таможенной сфере: 1) незаконное перемещение через таможенную границу ТС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ст. 16.1); 2) недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2); 3) несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в РФ (или) вывоз с таможенной территории ТС или из РФ (ст. 16.3); 4) недекларирование или недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4). По сути, три последних деликта в качестве самостоятельного нарушения признают способ совершения уголовно наказуемой контрабанды, указанный в ст. 188 УК РФ.

Информация о работе Административная ответственность в сфере таможенного дела