Административная ответственность в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является: исследование института административной ответственности в сфере таможенного дела, определение содержания административной ответственности за нарушение таможенных правил в условиях единого пространства ТС с учетом национального законодательства об административной ответственности в сфере таможенного дела стран-участниц ТС и выявление проблем, связанных с различиями национальных законодательств, а также определение направления развития законодательства в области административной ответственности за нарушение таможенных правил в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………….……………….………………………….……...……......4
История развития законодательства об ответственности
за нарушение таможенных правил………………………….……….7
Правовая природа и особенности административной
ответственности и административного правонарушения……….…13
Административные наказания за совершение
таможенных правонарушений…………………………….………....27
Изменения в законодательстве об административной
ответственности в сфере таможенного дела………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………...………………...……………......…...…..…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..…..…...………...41

Файлы: 1 файл

контрольная ИА и ТП.docx

— 109.35 Кб (Скачать файл)

- нарушения  таможенных правил носят экономический  характер, посягают на экономические интересы, угрожают экономической безопасности России. Эта особенность нашла свое отражение и в следующем признаке ответственности за нарушение таможенных правил - преобладании существенных материальных санкций, особенно за правонарушения с квалифицирующими признаками: предельные размеры штрафов, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. ст. 16.1 - 16.3, 16.713, 16.1914 КоАП РФ), применение основного и дополнительного наказания;

- в качестве  особенности административной ответственности  за нарушения таможенных правил можно выделить наличие специальных субъектов. Помимо физических лиц, должностных и юридических лиц, следует выделить довольно большую группу субъектов, профессионально занимающихся деятельностью в области таможенного дела. Кроме перечисленных к ним можно отнести индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, таможенных перевозчиков, декларантов, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченного экономического оператора и др. Следует подчеркнуть, что субъектами ответственности могут являться только участники внешнеторговой деятельности;

- сложность  и проблематичность привлечения  к административной ответственности  иностранных граждан - участников  ВЭД, которые после возбуждения  дела о нарушении таможенных  правил в ряде случаев покидают территорию России и уклоняются от административной ответственности;

- дела  о нарушениях таможенных правил, в соответствии со ст.ст. 23.1 и 23.8 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 2 ст. 16.1) и таможенные органы (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.24);

- в соответствии  с ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ привлечение к административной ответственности, в том числе и за нарушение таможенных правил должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), служебная деятельность которых зачастую связана с международными визитами, заграничными служебными командировками, устанавливается Конституцией РФ и федеральными законами, на них распространяется полный, значительный или частичный административно-деликтный иммунитет.

Следует отметить, что административная ответственность в сфере таможенного дела строится на принципах административного сотрудничества таможенных органов государств - членов ТС15, сближения и унификации административного законодательства в рамках ТС.16

Применение мер административной ответственности за нарушение таможенных правил служит следующим целям: превентивная (предупреждение) – ст. 3.1. КоАП РФ; карательная (негативные последствия за нарушения таможенных правил); правовосстановительная (компенсационная) – направленная на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений, что выражается в ст. 4.117 и ст. 4.718 КоАП РФ; охранительная – выражается в установлении нормативного порицания поведения субъектов в целях защиты экономики государства, безопасности населения и достижения целей таможенной политики.

КоАП РФ устанавливает основные принципы привлечения к административной ответственности:

  1. принцип равенства всех субъектов перед законом (ст. 1.4);
  2. презумпция невиновности (ст.1.5);
  3. законность (ст.1.6);
  4. двусубъектная ответственность (п.3 ст.2.1);
  5. виновность (ст.2.1-2.2);
  6. соразмерности правонарушения и наказания (п.2.9);
  7. оперативности и своевременности (сроки давности ст.4.519).

Теория  права конструирует понятие структуры  административной ответственности, состоящей из нескольких элементов: 1) основание юридической ответственности (юридическое-фактическое-процессуальное: наличие нормативного закрепления в законодательстве, совершение конкретного правонарушения; привлечение к ответственности в установленных законодательством процессуальных формах); 2) правовые условия привлечения к административной ответственности и исключающие ее, 3) субъекты административной ответственности, 4) административные наказания (санкции).

Глава 16 КоАП РФ содержит 24 статьи, которые закрепляют составы административных правонарушений и являются юридическим основанием административной ответственности в области таможенного дела.

Состав  административного правонарушения (нарушение таможенных правил) является совокупностью объективных и  субъективных признаков: объект, объективная  сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект  административного правонарушения (нарушение таможенных правил) –  общественные отношения, урегулированные  таможенным законодательством, которым причинен вред или существует угроза его причинения. Выделяют родовой объект (урегулированные нормами таможенного права России и ТС общественные отношения) и непосредственный объект (конкретные общественные отношения: при декларировании товаров, при помещении товара на склад временного хранения и тд).

Объективная сторона административного правонарушения (нарушение таможенных правил) – внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции статьи из главы 16 КоАП РФ. К признакам объективной стороны могут относиться 1) время совершения правонарушения (п. 1 ст.16.1 КоАП РФ – фактическое перемещение товаров через таможенную границу вне времени работы таможенных органов), 2) место совершения правонарушения (п. 1 ст.16.1 КоАП РФ – ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию помимо пунктов пропуска через государственную границу и иных установленных мест прибытия), 3) способ совершения правонарушения (ст. 16.7 КоАП РФ – нарушение таможенных правил способом предоставления недействительных документов при совершении таможенных операций).

Объективная сторона может быть выражена в  форме действия (например, ст. 16.1120 КоАП) или бездействия (например, ст. 16.1521 КоАП РФ).

Административные  правонарушения (нарушение таможенных правил) в большинстве своем имеют формальный состав: не требуют обязательного наличия материального вреда.

Субъект административного правонарушения (нарушение таможенных правил) – лицо, совершившее административное правонарушение в области таможенного дела согласно главе 16 КоАП РФ.

Субъектами  нарушения таможенных правил могут  быть индивидуальные субъекты (физические лица) и коллективные субъекты (юридические лица).

Признаки  индивидуального субъекта можно поделить на две группы: 1) общие (достижение 16 летнего возраста (ст. 2.3. КоАП РФ) и их вменяемость (ст. 2.8. КоАП РФ)), 2) специальные (связанные с особенностью деятельности - должностное лицо, индивидуальный предприниматель, либо с особенностью правого статуса – иностранец, лицо без гражданства и др).

Коллективные  субъекты могут быть поделены на две  группы по пределам деликтоспособности: 1) общие (юридические лица, обладающие обшей деликтоспособностью вследствие создания и регистрации в установленном законом порядке), 2) специальные (круг юридических лиц, указанный в конкретной норме, например, ст. 16.2322 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность в области таможенного дела: таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, т.п).

Большинство статей главы 16 КоАП РФ по субъектному составу носят универсальный характер, то есть определяют максимально широкий круг субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Однако, имеются отдельные составы, закрепляющие в качестве правонарушителей только физических лиц (ст. 16.423 КоАП РФ), либо наоборот исключающие физических лиц (ст. 16.2324 КоАП РФ).

Субъективная  сторона административного правонарушения (нарушение таможенных правил) – вина правонарушителя, то есть совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к совершенному деянию и его последствиям, выраженная в форме умысла или неосторожности (ст. 2.1., ст. 1.5, ст. 2.2. КоАП РФ).

КоАП РФ конструирует форму вины юридического лица по типу объективного вменения (п.2. ст. 2.1. КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В связи  с бурным развитием интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС национальное законодательство государств - членов Таможенного союза существенно меняется и поэтапно проходят процессы гармонизации и унификации, что должно позволить постепенно перейти к единому общему правовому регулированию. Во многих областях таможенного законодательства, касающегося, например, перемещения товаров, использования таможенных процедур и т.д., унификация практически завершена, так как ключевые аспекты достаточно четко прописаны в ТК ТС.

Из ТК ТС следует, что административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств - членов ТС таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство, по которым отнесено к ведению таможенных органов) в соответствии с законодательством государств - членов ТС, то есть решаются на уровне национального законодательства государств - членов ТС и ответственность за нарушение таможенных правил регулируется национальным законодательством, которое не приведено в соответствие с международными правовыми актами, к коим относится ТК ТС.

Правовые  нормы в области ответственности  за нарушение таможенного законодательства в государствах - членах ТС имеют серьезные отличия, что приводит к объективным противоречиям на пути к формированию единого экономического пространства. Так, например, ни в Республике Беларусь, ни в Республике Казахстан не установлена ответственность за нарушение сроков временного хранения (ст. 16.16 КоАП РФ) или за представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17 КоАП РФ). Однако в КоАП РФ отсутствуют нормы, определяющие ответственность за неуведомление о пересечении таможенной границы или за неостановку транспортного средства в месте, определенном таможенным органом, в то время как ответственность за указанные правонарушения установлена и в Республике Беларусь, и в Республике Казахстан.

Существенно отличаются и санкции за те правонарушения, ответственность за которые предусмотрена во всех государствах - членах ТС.

Также интересно  отметить, что в Республике Беларусь, например, суд может вынести постановление по делу об административном правонарушении в отношении «неустановленного лица», а в Российской Федерации и в Республике Казахстан к ответственности привлекаются юридическое лицо, должностное лицо или гражданин.

Для преодоления  различий в национальных правовых системах в области юридической ответственности 05.07.2010 г. государствами - членами ТС было подписано два важных международных документа, а именно Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (далее - Договор) и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее - Соглашение). Договор и Соглашение ратифицированы Российской Федерацией Федеральными законами от 05.04.2011 № 59-ФЗ и от 07.02.2011 № 13-ФЗ.

В соответствии с Договором виды административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к административной ответственности определяются законодательством сторон с особенностями, установленными названным Договором. При этом каждая из сторон обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний. Иными словами, Договор устанавливает, что, как и было ранее, вопросы административной (и уголовной) ответственности решаются на уровне национального законодательства государств - членов ТС, то есть предусматривает лишь частичную унификацию законодательства.

Лицо, совершившее  административное правонарушение на таможенной территории ТС, подлежит привлечению к ответственности по законодательству той стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение. Соответственно, административный процесс (производство) ведется также по законодательству этой стороны.

Интересно отметить, что Договором специально установлена норма, что в случае недоставки товаров и документов на них на место доставки лицо подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, таможенными органами которой товары были выпущены в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Далее Договором также установлено, что лицо, в отношении которого вступило в законную силу решение по делу об административном правонарушении на территории одной стороны, не может за то же самое деяние привлекаться к административной ответственности другой стороной.

Что касается Соглашения, то оно построено на общепризнанных принципах и нормах международного права. Цель указанного Соглашения - организация взаимодействия между таможенными органами сторон по вопросам, связанным с оказанием правовой помощи по уголовным и административным делам, находящимся в производстве таможенных органов сторон. Так, Соглашением, например, установлено, что запросы о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий могут направляться как между территориальными таможенными органами, так и через центральные таможенные органы. При этом запрашиваемый таможенный орган вправе по своей инициативе провести не предусмотренные запросом, поручением действия, связанные с их исполнением.

Следует отметить, что таможенные органы при  исполнении поручений о проведении отдельных процессуальных и иных действий, полученных от другой стороны, вправе производить и такие действия, как изъятие либо арест товаров и документов, являющихся вещественными доказательствами или предметами административного правонарушения, получение необходимой для производства по делу или его рассмотрения информации от государственных органов и лиц, экспертиза и иные действия. Важно, что процессуальные и иные действия по делам об административных правонарушениях производятся в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны. Также следует иметь в виду, что каждая из сторон предоставляет по письменному запросу другой стороны сведения о привлечении лиц к административной ответственности, если эти лица привлекаются к административной ответственности на территории запрашивающей стороны.

Информация о работе Административная ответственность в сфере таможенного дела