Система менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются системы качества. Цель курсовой работы – изучить историю возникновения систем менеджмента качества, существующие СМК и принципы их работы.
В данной курсовой работе приведены преимущества, которые обеспечивает предприятиям внедрение СМК, и проблемы, которые возникают у организаций при разработке и внедрении СМК. Наиболее подробно в курсовой работе раскрываются принципы работы стандартов ИСО серии 9000, рассматривается процесс сертификации, этапы его прохождения, необходимые для соответствия системы качества организации стандартам ИСО 9000.

Файлы: 1 файл

смк реферат.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

 

Выходные данные анализа

 

Выходные данные анализа  со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся  к:

а) повышению результативности системы менеджмента качества и  ее процессов;

б) улучшению продукции  согласно требованиям потребителей;

в) потребности в ресурсах.

 

Менеджмент ресурсов. Обеспечение ресурсами

 

Этот подраздел требует, чтобы организация определяла потребность  и своевременно выделяла необходимые  ресурсы для разработки и поддержания  процессов системы менеджмента качества, улучшения ее эффективности и большей удовлетворенности потребителя

С учетом специфики организации  и существующих для нее ограничений высшее руководство обязано своевременно и в необходимом объеме обеспечивать основные ресурсы (кадровые, природные, финансовые, информационные,

Сформировать соответствующую инфраструктуру и производственную среду, наладить отношения с поставщиками и партнерами.

Человеческие  ресурсы

 

Персонал, выполняющий  работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом.

 

Компетентность, осведомленность  и подготовка

 

Организация должна:

а) определять необходимую  компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;

б) обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;

в) оценивать результативность предпринятых мер;

г) обеспечивать осведомленность  своего персонала об актуальности и  важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

д) поддерживать в рабочем  состоянии соответствующие записи об образовании, подготовке, навыках  и опыте.

Инфраструктура

 

Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем  состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции. Инфраструктура может включать:

а) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда;

б) оборудование для процессов (как технические, так и программные  средства);

в) службы обеспечения (например, транспорт или связь).

Производственная  среда

 

Организация должна создавать  производственную среду, необходимую  для достижения соответствия требованиям  к продукции, и управлять ею.

Принципы  ИСО 9001-2001

 

Стандарт ИСО 9001 ориентирован на более полное удовлетворение ожиданий потребителей и улучшение их благосостояния, на получение дополнительной прибыли производителями качественных товаров и услуг, а также на получение наибольшей выгоды всеми заинтересованными сторонами (поставщиками, рабочими и служащими организации, акционерами, инвесторами) и обществом в целом. Эти цели достигаются при процессном подходе к управлению качеством производимой продукции или услуг на основе реализации следующих восьми принципов:

Принцип 1. Ориентация организации на потребителя, т. е. на удовлетворение его потребностей и интересов.

Организация зависит  от своих потребителей: заказчиков, покупателей, клиентов. Она должна удовлетворять  не только текущие, но и будущие потребности  потребителей, т. е. выполнять не только их требования, но и стремиться превзойти их ожидания в отношении качества товара. Кроме того, новые стандарты ориентируют на удовлетворение не только конечного потребителя, а всех заинтересованных сторон (например рабочих, акционеров) и общества в целом.

Принцип 2. Ведущая роль руководства.

Руководители определяют и устанавливаютполитику, стратегию  цели, и тактику, направления развития, а также социальный микроклимат  в организации. Они должны создать  такую обстановку в коллективе, при  которой все работники оказываются вовлеченными в достижение того, что намечено руководителем.

Идеологическая приверженность и практическая причастность руководителей  высшего звена управления организацией к достижению сформулированных целей  через всеобщее управление качеством — залог успеха и процветания организации.

Принцип 3. Вовлеченность  работников.

Вовлеченность персонала  в общие дела организации дает возможность полнее использовать способности, интеллект и опыт работников в  целях получения максимальной выгоды для организации и пользы для потребителей.

Принцип 4. Процессный подход.

Необходимый результат  достигается быстрее и эффективнее, если управление качеством продукции  осуществляется через управление процессом  производства этой продукции (или оказания услуг). В результате такого — процессного — управления качеством продукции или услуг происходит переход от управления результатами процесса (продукции или услуг) к управлению собственно процессами производства продукции или услуг.

Процессный подход при  управлении качеством позволяет оперативно воздействовать на качество результата деятельности, в результате, во-первых, ускоряется достижение требуемого качества объекта управления, и, во-вторых, повышается эффективность управленческих решений в отношении постоянного улучшения качества продукции и/или услуг.

Концепция новой версии стандартов ИСО серии 9000:2000 по управлению качеством базируется на необходимости  рассмотрения всех бизнес-процессов  с точки зрения того, как в процессе производства продукции или оказания услуги происходит увеличение (добавление) их ценности.

Приведенная на рисунке 8 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 8 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их.

Принцип 5. Системный подход к управлению качеством.

Любой процесс состоит  из отдельных элементов, частей, операций и представляет собой динамичную систему взаимодействия различных  факторов, явлений, подпроцессов. Следовательно, результат сложного процесса зависит от множества частных процессов. Поэтому управление качеством оказывается наиболее эффективным, если оно осуществляется как системное управление процессом достижения необходимого качества.

Принцип 6. Постоянное улучшение.

Непрерывное улучшение качества направлено на своевременное удовлетворение потребностей людей, их ожиданий и интересов. Это обеспечивает запас конкурентоспособности и повышение потребительной стоимости производимого организацией товара, что благоприятно сказывается на экономическом положении как организации-производителя, так и потребителя.

Принцип 7. Принятие управленческих решений, основанных на фактах.

Решения о корректирующих действиях в отношении качества принимаются на основе данных, полученных в результате измерения характеристик процессов и свойств производимой продукции или услуги, а также с учетом данных маркетинговых и иных исследований.

Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Справедливые и взаимовыгодные отношения организации с ее поставщиками создают условия для создания дополнительной ценности производимой продукции, т. е. способствуют повышению ее качества.

Считается, что в организации, где реализованы все указанные  выше восемь принципов управления качеством, создается оптимальная система  управления, что приводит к повышению результатов деятельности организации в целом по сравнению с результатами усилий по улучшению деятельности в отдельных направлениях.

 

3.Структура, основные принципы и положения ИСО 9004-2001

 

Для создания системы  менеджмента качества требуется стратегическое решение высшего руководства организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт базируется на восьми принципах менеджмента качества. Однако он не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или единообразия документации.

Цели организации:

- определение и удовлетворение  потребностей и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и осуществление этого результативно и эффективно;

- достижение, поддержание  и повышение эффективности и возможностей организации в целом.

Применение принципов  менеджмента качества не только обеспечивает непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные  с выгодами, менеджментом затрат и  рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на:

- лояльность потребителей;

- повторные деловые контакты и обращения;

- результаты работы, такие как доход и доля на рынке;

- гибкую и быструю реакцию на возможности рынка;

- затраты и количество  циклов посредством результативного  и эффективного использования  ресурсов;

- выстраивание цепи  процессов, с помощью чего желаемые  результаты достигаются наилучшим образом;

- получение конкурентных  преимуществ за счет улучшения  возможностей организации;

- понимание и мотивацию  работников в отношении целей  и задач организации, а также  участия в постоянном улучшении;

- уверенность заинтересованных  сторон в результативности и эффективности организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в результате деятельности организации, а также репутацией;

- способность создавать  ценность как для организации,  так и для ее поставщиков  посредством оптимизации затрат  и ресурсов, а также за счет гибкости и быстроты совместной реакции на изменения рынка.

Процессный  подход

 

Настоящий стандарт направлен  на применение "процессного подхода " при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путем выполнения их требований.

Для результативного и эффективного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов  деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы  процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом ".

Преимущество процессного подхода  состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке  отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента  качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания и выполнения требований;

б) необходимости рассмотрения процессов  с точки зрения добавленной ценности;

в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Связь с ГОСТ Р ИСО 9001-2001

 

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и  ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру  целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.

Информация о работе Система менеджмента качества