Лекции по "Изысканию дорог"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:27, лекция

Описание работы

Автомобильные дороги представляют собой сложные инженерные сооружения.
Расчёты, которые кладутся в основу проектирования автомобильных дорог, не менее сложны, чем расчёты выполняемые при проектировании гражданских зданий и сооружений.
Современные автомобильные дороги предназначены для движения с высокими скоростями

Содержание работы

Раздел 1 . Основные понятия.
Тема 1. Общие понятия о дороге.
План лекции
1.Роль автомобильных дорог в транспортной системе.
2.Сеть автомобильных дорог.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Обратную засыпку котлованов (пазух между стенками фундамента и котлована) производят талым грунтом  с тщательным уплотнением.

При разбивке положения трубы на местности сначала восстанавливают ось трассы, затем мерной лентой отмеряют вдоль оси дороги расстояние от ближайшего пикета до продольной оси трубы. Полученную точку закрепляют сторожком с надписью «ось», «пикет», «плюс». На сторожок центрируют теодолит и не менее, чем двумя створными закрепительными знаками с каждой стороны от оси трассы выносят продольную ось трубы. Промерами от оси трубы намечают контур котлована, который обозначают колышками.

Котлован под тело трубы разрабатывают бульдозером  в направлении к входному оголовку с перемещением грунта за пределы стройплощадки. Котлован под оголовки разрабатывают экскаватором, оборудованным обратной лопатой. Грунт выбрасывают в отвал, а зстем перемещают бульдозером за пределы стройплощадки. Дно котлована под фундаменты оголовков и откосные крылья устраивают в одном уровне. Котлован разрабатывают с недобором проектной отметки 5 – 10 см. Окончательную зачистку и планировку дна котлована производят вручную с учётом продольного уклона и строительного подъёма трубы. Размеры котлована в плане определяются горизонтальными размерами фундамента с запасом в каждую сторону по 0, 5 м.

Бетонная смесь М- 200 подаётся бадьями. Смесь после распределения  уплотняется глубинным вибратором.

Продолжительность вибрирования 20 – 30 сек. Признаками окончательного уплотнения являются: прекращение оседания бетонной смеси, появлении на её поверхности  цементного молока. Правильность уклона в процессе устройства фундамента проверяют  рейкой с уровнем и нивелиром.

 

 

 

 

 

 

Отклонения в размерах не должно превышать + 1, 5; - 0 см. После  достижения бетоном прочности на сжатие не менее 2, 5 МПа производят распалубку фундамента.

Пазухи между откосами котлована и фундаментом (кроме фундамента около оголовков) заполняют грунтом до верхней грани фундамента. Местный однородный грунт надвигают бульдозером, разравнивают вручную слоями по 15 см и уплотняют электротрамбовками. Пазухи вдоль откосных крыльев засыпают после монтажа блоков оголовков. Работы ведутся одновременно с обеих сторон откосного крыла во избежание его сдвига.

Сборные железобетонные элементы трубы размещают вдоль  котлована в зоне действия крана  в соответствии со схемой производства работ.

 

 

Транспортировка элементов труб к месту монтажа.

Доставка элементов на строительную площадку должна быть организована таким образом, чтобы все элементы труб, как правило, были доставлены на объект до начала монтажных работ. Доставляемые элементы необходимо размещать как можно ближе к месту монтажа во избежание излишних перегрузок.

При транспортировании  элементы  должны быть надёжно раскреплены  и расклинены, а погрузка и разгрузка  их должна исключить возможность  повреждений.

При перевозке элементов  автомобилями необходимо соблюдать  следующие правила. Предельная высота груза , расположенного на автомобиле, не должна превышать 4 м от поверхности дороги. По ширине элементы не должны выступать за боковые борта кузова автомобиля. Элементы должны укладываться симметрично относительно продольных и поперечных осей кузова. 

Звенья труб устанавливают  в кузове автомобиля только в горизонтальном положении.

Сборные фундаменты.

Тело трубы сооружается  из готовых прямоугольных звеньев  длиной 1 м. Монтаж производится краном МКП – 25 на пневматическом ходу (длина  стрелы 12, 5 м).

Перед монтажом  все  элементы должны быть очищены от грязи. В первую очередь укладывают блоки  фундаментов под входной и  выходной оголовки до уровня подошвы  фундамента звеньев трубы.

 Скосы, устраиваемые  в месте сопряжения более глубокой  части котлована под фундаменты оголовка с подошвой котлована под тело трубы, заполняют песчано-щебёночной смесью с заливкой песчано-цементным раствором и тщательным уплотнением. Последующие ряды блоков фундамента монтируют в следующем порядке: сначало укладывают ряд блоков фундамента одного из оголовков (выходного), затем ряд блоков во всех секциях фундамента под звеньями и далее в фундаменте другого оголовка трубы.

Блоки оголовков и  звенья трубы монтируют после  набора бетоном фундамента не менее 75% проектной п746319752рочности по данным лаборатории.

Монтаж производят в  следующем порядке: сначало устанавливают  блок № 107 и откосные крылья выходного  оголовка, затем прямоугольные звенья в направлении к входному оголовку, после чего блок и откосные крылья выходного оголовка.

Блоки укладывают на слой раствора толщиной 1-2 см всей постелью сразу в проектное положение. Дополнительная подливка раствора под  установленный блок или его сдвижка  не допускается. Отклонение блоков по высоте в рядах ( уступы) не должно превышать 5 мм. .

 Лотки из монолитного бетона М-200 толщиной 20 см устраивают между откосными стенками оголовков на песчано- гравийной подготовке толщиной 30 см. Бетон доставляют автомобилями самосвалами, выгружают непосредственно на подготовку, уплотняют поверхностным вибратором и заглаживают гладилками. Уход за бетоном осуществляется засыпкой песком с последующим уплотнением.

Гидроизоляционные работы производят в соответствии с  требованиями СНиП, обязательно в сухую погоду при температуре воздуха не ниже + 5 гр. С.

В состав работ  входят : заделка швов между звеньями, оклеечная  гидроизоляция, обмазочная изоляция поверхности  трубы. Заделка швов между звеньями трубы производится жгутами из пакли, обработанной битумом. Для повышения  производительности труда на данной опреации рекомендуется применять готовые верёвки, пропитанные битумом. С внутренней стороны трубы жгуты утапливают в шов на 2 – 3 см от поверхности звеньев и зачеканивают сверху цементным раствором. С наружной стороны жгуты законапачивают в уровень с поверхностью звеньев, сверху шов обливают битумной мастикой через плоскую воронку и наклеивают полосы рубероида шириной 25 см.

 

Поверх грунтовки наносят  два слоя горячей битумной мастики. Рабочая температура мастики 160 – 170 град. С.

Засыпку сборных  ж\б труб рекомендуется производить только после освидетельствования и оформления акта приёмки трубы. Для обеспечения сохранности конструкции трубы и её гидроизоляции засыпку производят горизонтальными слоями толщиной 20 см одновременно с обеих сторон трубы. Засыпку производят на высоту 2 м над трубой и шириной по верху не менее 1 м в каждую сторону от трубы. Грунт надвигают бульдозером, планируют вручную и уплотняют электротрамбовками.

Укрепление входного и выходного русел и откосов  насыпи в пределах оголовков предусмотрено монолитным бетоном М- 200. Укрепляемая поверхность делится на карты антисептированными досками сечением 3 х 6 см для входного оголовка и 3 х 4 см для входного оголовка, которые временно закрепляются металлическими штырями.На нижнеи ряды досок укладывают металлические сетки с ячейками 20 х 20 см из арматуры диаметром 6 см.

Список используемой литературы:

1. «Проектирование автомобильных дорог. В. Ф. Бабков. О. В. Андреев. Издательство- Транспорт. 1987 г.

 

2.«Дорожная терминология». Справочник. М. И. Вейцман. Москва  Издательство- Транспорт 1985».

    3. «Примеры проектирования автомобильных дорог.» В. С. Пирожков Н. М. Москва транспорт 1987.

 

4. «Проектирование  автомобильных дорог». В. Ф. Бабков. О. В. Андреев. Издательство- Транспорт. 1987 г. 

 

5.«Дорожная терминология». Справочник. М. И. Вейцман. Москва  Издательство- Транспорт 1985».

     6. «Примеры проектирования автомобильных дорог.» В. С. Пирожков Н. М. Москва транспорт 1987.

 

Тема 7. Конструктивные слои дорожной одежды. Классификация  дорожных одежд. Основные виды дорожных покрытий.

План лекции:

  1. Требования предъявляемые к дорожным одеждам.
  2. Назначение конструктивных слоёв дорожной одежды.
  3. Классификация дорожных одежд.

 

 

Дорожную одежду представляющую собой многослойную конструкцию, укладывают на тщательно спланированные и уплотнённые верхние слои земляного полотна.

Материалы дорожной одежды воспринимают растягивающие напряжения и накапливают пластические деформации от колёс автомобилей, распределяют и передают давление от транспортных средств на грунты земляного полотна.

Напряжения, возникающие  в слоях дорожной одежды при движении автомобиля, с глубиной затухают.

Дорожная одежда состоит  из нескольких конструктивных слоёв  покрытия, основания и дополнительного  слоя основания.

Покрытие – верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колёс автомобиля и подвергающаяся воздействию атмосферных осадков.

В целях безопасности движения и защиты верхнего слоя покрытия от проникновения в него влаги  устраивают поверхностную обработку, которая способствует повышению прочности.

Дорожная одежда должна быть прочной, независимо от изменения  режима увлажнения в течении года.

Верхние слои дорожной одежды испытывают значительные напряжения растяжения, поэтому они должны быть монолитными.

Для обеспечения ровности при строительстве покрытия применяют асфальто и бетоноукладчики со следящими системами.

Основание – несущая  прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение  и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои.

Дополнительные слои основания устраивают между основанием и верхней частью земляного полотна, в районах сезонного промерзания  грунтов на дорогах 1 –4 категорий.

Дополнительные слои из песка, гравия и щебня укладывают на участках земляного полотна, сложенных из пылеватых, суглинистых и глинистых грунтов.

Для того, чтобы грунтовые  воды не поднимались по капиллярам, в земляном полотне по направлению  к дорожной одежде устраивают дополнительные слои из местных материалов, укреплённых органическими вяжущими на всю ширину земляного полотна.

Дополнительный слой прерывает движение воды. Грунт земляного  полотна укладывают послойно, с приданием двускатного поперечного профиля для обеспечения водоотвода.

В связи с увеличением  интенсивности движения, необходимо предусматривать возможность усиления по прочности конструкции дорожной одежды.

Дорожная одежда должна быть экономичной и наименее материалоёмкой по расходу дорожно-строительных материалов. Рекомендуется проектировать несколько  вариантов дорожной одежды.

В зависимости от категории  и толщины конструктивных слоёв  дорожную одежду строят серповидного, полукорытного и корытного профилей.

Конструкция дорожной одежды и вид покрытия принимают исходя из транспортно- эксплутационных требований и категории дороги.

Тип покрытия обосновывают технико-экономическими расчётами.

Дорожные одежды по способности  воспринимать растягивающие напряжения и накапливать пластические деформации, возникающие от действия нагрузок и  температурных изменений, подразделяют на жесткие и нежёсткие.

Жёсткие дорожные одежды характеризуются тем, что один или  несколько слоё из бетона обладают сопротивлением изгибу и модулем  упругости, практически на зависящими от температуры.

Нежёсткие дорожные одежды представляют собой слоистые конструкции, материал которых характеризуется модулем упругости.

К нежёстким дорожным одеждам относятся асфальтобетонные и дёгтебетонные покрытия.

Основанием для цементобетонного покрытия служат каменные материалы.

Выравнивающий слой предназначен устранять неровности. В цементобетонных покрытиях предусматривают продольные и поперечные швы, необходимые для компенсации изменений длин плит .

Различают швы расширения, сокращающиеся при удлинении  плит, и швы сжатия, расширяющиеся  при укорочении плит.

Капитальные цементобетонные  монолитные покрытия толщиной от 18т  до 24 см устраивают на автомобильных  дорогах 1 – 3 категорий. Основанием служат каменные материалы. Одним из недостатков  монолитных цементобетонных покрытий является наличие швов, кромки которых обламываются, в результате  чего образуются поперечные канавки. Швы между плитами заполняют мастикой.

При возведении насыпи из грунта бокового резерва устраивают боковые канавы, называемые кювет-резервами. Ширина дна кювет резервов зависит от временной полосы отвода.

Во избежание переполнения канав рекомендуется воду из них  сбрасывать через каждые 400 – 500 м. Для  сброса воды применяют водоотводные канавы. Сечение водоотводных канав  такое-же, как и боковых канав, из которых отводится вода.

Нагорные канавы размещают  со стороны косогора. Они служат для перехвата воды стекающей  по косогору. С увеличением длины  канавы увеличивается площадь водосборного бассейна. Нагорные канавы выполняют  трапецеидального поперечного сечения.

Если требуется сбрасывать воду на значительную глубину на коротком расстоянии, для ослабления  её удара сооружают один или два водобойных колодца.

Система сооружений подземного водоотвода предназначена для перехвата  грунтовой воды или понижения  уровня грунтовых вод с последующим отводом воды.

Перехватывающий дренаж устраивают на откосах выемок, где  вскрываются водоносные слои. В результате этого откосы выемок не обрушаются и находятся в сухом состоянии. Конструкция дренажа включает в  себя дренажную трубу, укладываемую на основание из щебня или гравия. Диаметр  труб определяют по расчёту.

Для предотвращения просачивания воды в сторону выемки поперёк  водоносного слоя устраивают водонепроницаемый  экран.

Понижающий дренаж устраивают в выемках, на участках боковых канав ниже дна канавы. Конструкция понижающего дренажа аналогична конструкции перехватывающего дренажа.

Для отвода воды из конструкции  дорожной одежды используется нижний слой основания – дополнительный слой из песка, гравия и других дренирующих  материалов.

 

Тема 8. Типовые  конструкции дорожных одежд.

 

План лекций:

 

1.Отличие жестких дорожных  одежд от нежёстких.

2.Основные виды дорожных  покрытий.

3. Материалы применяемые  в основании.

Информация о работе Лекции по "Изысканию дорог"