Лекции по "Изысканию дорог"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:27, лекция

Описание работы

Автомобильные дороги представляют собой сложные инженерные сооружения.
Расчёты, которые кладутся в основу проектирования автомобильных дорог, не менее сложны, чем расчёты выполняемые при проектировании гражданских зданий и сооружений.
Современные автомобильные дороги предназначены для движения с высокими скоростями

Содержание работы

Раздел 1 . Основные понятия.
Тема 1. Общие понятия о дороге.
План лекции
1.Роль автомобильных дорог в транспортной системе.
2.Сеть автомобильных дорог.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)
  1. Конспект лекций

 

Раздел 1 . Основные понятия.

Тема 1. Общие понятия о дороге.

План лекции

  1. Роль автомобильных дорог в транспортной системе.
  2. Сеть автомобильных дорог.

 

 

1. Проектирование дорог  – учебная дисциплина, рассматривающая  принципы технико- экономического обоснования размеров всех элементов автомобильной дороги на основе комплексного учёта её народно-хозяйственного значения,и требований эффективности и безопасности.

Автомобильные дороги представляют собой  сложные инженерные сооружения.

Расчёты, которые кладутся в основу проектирования автомобильных дорог, не менее сложны, чем расчёты выполняемые при проектировании гражданских зданий и сооружений.

Современные автомобильные  дороги предназначены для движения с высокими скоростями.  Они должны быть запроектированы и построены таким образом, чтобы автомобили могли полностью реализовать свои динамические качества при нормальном режиме двигателя. Дорожная одежда должна быть прочной.

дорожная одежда и  земляное полотно дорог подвержены воздействию многочисленных факторов. В течении года в земляном полотне дороги происходят сложные физические процессы, связанные с перераспределением влаги в промерзающем грунте в зимнее время.

Инженеры проектировщики должны в совершенстве владеть приёмами выбора трассы дороги на местности и сбора полевых материалов.

Проектировщики должны обладать знаниями методов технико-экономической  оценки и сравнения вариантов.

Все направления развития дорожного строительства ставят перед  проектными научно-исследовательскими институтами большие и ответственные задачи.

  1. Сеть автомобильных дорог.

Дороги, соединяющие населённые пункты, промышленные и сельскохозяйственные центры между собой образуют сеть автомобильных дорог. Грузы, перевозимые  по определённым направлениям  образуют грузопотоки разной величины.

Начертание сети автомобильных  дорог должно соответствовать направлениям главных грузовых и пассажирских перевозок. Основой дорожной сети является се автомобильных дорог республиканского значения.

Начертание дорожной сети является одним из элементов планирования. Оно определяется на основе размещения производительных сил  страны и должно обеспечивать их дальнейшее развитие.

Развитием и дополнением  сети дорог являются дороги республиканского значения, которые выполняют указанные  функции в масштабе союзных республик.  Чем ниже подчинённость дороги, тем большую роль играют в выборе её направления конкретные грузопотоки тех или иных предприятий.

Полностью подчиняются  направлению грузопотоков дороги отдельных  хозяйств и промышленных предприятий.

 Список использованной литературы:

1. «Проектирование автомобильных дорог. В. Ф. Бабков. О. В. Андреев. Издательство- Транспорт. 1987 г.

 

2.«Дорожная терминология». Справочник. М. И. Вейцман. Москва  Издательство- Транспорт 1985».

    3. «Примеры проектирования автомобильных дорог.» В. С. Пирожков Н. М. Москва транспорт 1987.

 

4. «Проектирование  автомобильных дорог». В. Ф. Бабков. О. В. Андреев. Издательство- Транспорт. 1987 г. 

 

5.«Дорожная терминология». Справочник. М. И. Вейцман. Москва  Издательство- Транспорт 1985».

     6. «Примеры проектирования автомобильных дорог.» В. С. Пирожков Н. М. Москва транспорт 1987.

 

Раздел 2.

Тема 2.  Искусственные сооружения и их назначения. Обустройство дороги и защитные дорожные сооружения. Обустройство дороги и защитные дорожные сооружения.

 

План лекций.

  1. Типы  искусственных сооружений.
  2. Сооружения входящие в обстановку дороги и их назначение.
  3. Назначение зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб.

 

 

1. При проложении автомобильной  дороги приходится преодолевать различные препятствия: ручьи, реки, овраги, канавы и т. д.

Для обеспечения непрерывного и безопасного движения автомобилей  предусматривают искусственные  сооружен6ия: трубы, мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, виадуки, специальные сооружения на горных дорогах.

Мост соединяет дороги, по обе стороны реки, и служит для перехода водной преграды, ущелий, суходолов.

Тоннели применяют для  прокладки автомобильной дороги сквозь толщу горного массива  или под водным препятствием. В  горной местности тоннели проектируют через горные хребты или вдоль крутых косогоров.

Путепровод  служит для  пропуска автомобильной дороги через  другую автомобильную или железную дорогу, по конструкции является разновидностью моста.

Виадук представляет собой мост большой высоты, расположенный над глубоким ущельем, лощиной или оврагом.

Эстакаду возводят вместо высокой насыпи или для пропуска дороги на большой длине при сложных  пресечениях автомобильных дорог.

Подпорные стены поддерживают дорогу на крутых склонах в горной местности.

 

  1. Обустройство дороги и защитные дорожные сооружения.

 

К обустройству дороги относятся технические средства организации дорожного  движения, озеленение, малые архитектурные формы.

Дорожные ограждения подразделяются на две группы: Ограждения барьерного и парапетного типов; конструкции перильного типа, сетки.

Вторая группа ограждения предназначена для организованного  движения пешеходов и предотвращения выхода на проезжую часть животных.

Для обеспечения безопасности движения на дороге и своевременного информирования водителей и пассажиров наносят линии разметки и устанавливают дорожные знаки.

Для того чтобы придать  живописный вид автомобильным дорогам  всех категорий, предусматривают озеленение.

Дорожные светофоры  при подходах к крупным городам для регулирования въезда на  отдельные полосы движения, на пунктах контроля дорожного движения.

3. В процессе проектирования  основных элементов автомобильных  дорог и искусственных сооружений  большое внимание должно быть  уделено проектированию системы  обслуживания на дорогах.

Для организации работ  по содержанию и ремонту автомобильных  дорог предусматривают дорожную службу.  Для дорожной службы проектируют  административные здания и сооружения, жилые дома для рабочих ислужащих, производственные базы, кемпинги, павильоны.

 

 Список использованной литературы:

1. «Проектирование автомобильных дорог. В. Ф. Бабков. О. В. Андреев. Издательство- Транспорт. 1987 г.

 

2.«Дорожная терминология». Справочник. М. И. Вейцман. Москва  Издательство- Транспорт 1985».

    3. «Примеры проектирования автомобильных дорог.» В. С. Пирожков Н. М. Москва транспорт 1987.

 

4. «Проектирование  автомобильных дорог». В. Ф. Бабков. О. В. Андреев. Издательство- Транспорт. 1987 г. 

 

5.«Дорожная терминология». Справочник. М. И. Вейцман. Москва  Издательство- Транспорт 1985».

     6. «Примеры проектирования автомобильных дорог.» В. С. Пирожков Н. М. Москва транспорт 1987.

 

 

 

 

 

Тема 3. Факторы определяющие режим движения автомобиля по дороге.

Сопротивления, преодолеваемые при движении автомобиля. Торможение автомобиля, расход топлива и  износ шин.

 План лекций.

  1. Условия движения автомобиля по дороге.
  2. Силы сопротивления при движении автомобиля.
  3. Коэффициент сцепления колеса с дорогой.
  4. График экономических характеристик.

 

Фактический режим движения автомобиля по дороге определяется эксплутационными свойствами автомобилей, дорожными условиями и индивидуальными возможностями водителей. Неудовлетворительное техническое состояние механизмов и деталей, неправильное техническое использование автомобилей, перегрузка агрегатов при большом числе оборотов могут привести  к внезапной поломке и отказу в работе механизмов.

Автомобиль при движении испытывает сложную систему перемещений: поступательное движение, вращение вокруг вертикальной оси при  движении по кривой. Все эти особенности движения необходимо учитывать при проектировании основных элементов дороги.

Анализ дорожных условий  водителями позволяет сделать вывод, что опасными следует считать  участки дороги, на которых происходит резкое изменение скорости и режимов движения по сравнению с предшествующими участками.

Автомобиль  движется в результате действия сил, движущих автомобиль, и сил, оказывающих сопротивление  его движению.

Основной движущей силой  является сила тяги, приложенная к  ведущим колёсам, возникающая в результате работы двигателя и взаимодействия ведущих колёс и дороги.

При  движении автомобиля действуют следующие силы сопротивления: сопротивление движению на подъём, сопротивление качению, сопротивление  воздуху, инерционные силы самого автомобиля.

Коэффициент сопротивления  среды получают опытным путём, продувая модель автомобиля в аэродинамической трубе.

Коэффициент сопротивления  среды зависит от формы автомобиля и 

качества отделки, лобовой  площади автомобиля и его скорости движения.

Для экстренной  остановки  автомобиля или снижения его скорости применяется торможение. Различают  два вида торможения: служебное и  экстренное.  Служебное торможение производится водителем, чтобы остановить автомобиль в заранее назначенном месте или снизить скорость.

В экстренных случаях  при появлении на близком расстоянии препятствия применяется интенсивное  торможение, чтобы остановит автомобиль на кратчайшем пути.

Тормозной путь – это  путь, проходимый автомобилем от момента  нажатия на педаль тормоза, до полной остановки автомобиля.

По графику экономических  характеристик можно определить коэффициент дорожного сопротивления  и максимально возможную скорость, которую может развить автомобиль при данном расходе топлива. При  решении этих задач выбирают экономически целесообразную скорость движения автомобиля на магистралях.

 

Нормы расхода топлива  зависят от типа автомобиля, дорожных условий и устанавливаются исходя из осреднённых норм.

 

 

 

Проект на строительство  или реконструкцию автомобильных  дорог составляют проектные организации.

Проект должен дать окончательное  решение вопросов о положении  дороги на местности, конструкции земляного  полотна и дорожной одежды с таким  расчётом, чтобы в течении многих лет дорога отвечала современным  требованиям.

В проекте устанавливают источники обеспечения строительства конструкциями и изделиями, определена сметная стоимость строительства.

При составлении  проекта  выполняют следующие работы: оформляют  план трассы после обоснования нескольких вариантов; назначают местоположение искусственных сооружений с последующим гидравлическим расчётом, составляют проекты всех водоотводных сооружений; оформляют продольный профиль с нанесением проектной линии; выполняют расчёт устойчивости земляного полотна на косогорах, болотах; назначают источники получения дорожно-строительных материалов; намечают мероприятия по охране окружающей среды; составляют схему притрассовых резервов;  строят линейно-календарный график, где отражают сроки выполнения работ.

грузы с грузообразующих  точек, называется районом тяготения.

Транспортная связь  представляет собой графическое  изображение направления перевозок  и количества грузов и пассажиров между грузообразующими точками.

При  наличии большого количества грузообразующих точек  возникает необходимость установления рациональных мест примыкания и разветвления дорог.

По разработанной сети составляют эпюры грузонапряжённости и интенсивности движения, устанавливают  категорию дороги и очерёдность  строительства.

Грузонапряжённость дороги – суммарная масса грузов и транспортных средств по данному участку дороги в обоих направлениях в единицу времени.

Основными документами, которые подтверждают экономическую  целесообразность и хозяйственную  необходимость проектирования и  строительства автомобильных дорог, являются технико-экономическое обоснования и технико-экономические расчёты.

Исходными материалами  для экономического проектирования дорог являются: экономическая характеристика района с перспективой развития всех отраслей народного хозяйства; данные о перевозках всех видов транспорта во Сметную стоимость строительства определяют: по сметам, составленным по рабочим чертежам; укрупнённым сметным нормативам; сметам к типовым проектам. Все эти  расчёты сводят в единый сметный расчёт.

Проект автомобильной дороги состоит из ряда документов, предаваемой строительной организации. Вспомогательные материалы хранят в архиве проектной организации.

В соответствии с требованиями нормативных документов составляют эталоны проектов на строительство  и капитальный ремонт автомобильной дороги. Проектные организации должны оформлять новые проекты согласно требованиям эталона.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. «Проектирование автомобильных дорог. В. Ф. Бабков. О. В. Андреев. Издательство- Транспорт. 1987 г.

 

2.«Дорожная терминология». Справочник. М. И. Вейцман. Москва  Издательство- Транспорт 1985».

    3. «Примеры проектирования автомобильных дорог.» В. С. Пирожков Н. М. Москва транспорт 1987.

 

4. «Проектирование  автомобильных дорог». В. Ф. Бабков. О. В. Андреев. Издательство- Транспорт. 1987 г.

 

5.«Дорожная терминология». Справочник. М. И. Вейцман. Москва  Издательство- Транспорт 1985».

     6. «Примеры проектирования автомобильных дорог.» В. С. Пирожков Н. М. Москва транспорт 1987.

 

 

Тема 4. Элементы поперечного профиля. Полоса отвода. Проезжая часть дороги, полосы движения. Пропускная способность дороги. Конструкция обочин, кюветов, разделительных полос.

 

План лекций.

  1. Элементы поперечного профиля и их назначение.
  2. Что называется поперечным профилем дороги, высотой насыпи, глубиной выемки, бровкой земляного полотна.
  3. Назначение обочины и её основные элементы.
  4. Назначение кюветов и резервов, их различие.
  5. Определение размера бокового резерва.

Информация о работе Лекции по "Изысканию дорог"