Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:27, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - выявить внутрирайонные различия в планировке и застройке г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- дать определение градостроительного комплекса;
- изучить особенности и перспективы застройки г. Красноярск;
- изучить структуру Красноярского градостроительного комплекса;
- выявить условия и факторы развития отраслевой и территориальной структуры градостроительного комплекса г. Красноярска;
- провести анализ функционирования градостроительного комплекса города Красноярска;
- изучить возможности использования материалов дипломной работы в курсе географии средней школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения. 5
1.1 Определение, значение и структура градостроительного комплекса. Формы организации и управления. 5
1.2 Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов. 13
Глава 2. Характеристика градостроительного комплекса г. Красноярска. 21
2.1. Организационно - управленческая структура. 22
2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса. 29
2.3. Внутрирайонные различия в планировке и застройке. 56
2.4. Особенности развития градостроительства в современных условиях. 61
Глава 3. Использование материала в курсе географии средней школы. 68
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения 93

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

Красноярск в 1950-е годы стал одним из крупнейших индустриальных центров страны. Окрепла уже существовавшая в городе промышленность, в 1951 году вступил в строй действующих завод Сибэлектросталь; в 1952-м выдал первую продукцию завод синтетического каучука; в 1954-м - завод химического волокна; в 1955-м - завод телевизоров; в 1957-м - шелковый комбинат. Все это стало возможным благодаря возникшей в городе в 1950-е годы фундаментальной строительной индустриальной базы [Приложение 1. Картосхема  3.].

Были построены заводы асбоцементных изделий, железобетонных из-делий, фибролитовых плит, шиферный, Коркинский домостроительный ком-бинат, домостроительный цех Красноярского лесодеревообрабатывающего комбината, обучены и воспитаны высококвалифицированные кадры, что обусловило быстрый рост капитального строительства.

К началу 1960-х годов  вошли в строй первая очередь  Красноярского завода медицинских  препаратов, кордное производство завода химического волокна, первые очереди  шинного завода и целлюлозно-бумажного  ком-бината с новейшим технологическим оборудованием, вспомогательными соружениями и жилищно-бытовыми комплексами. Красноярск стал одним из ведущих центров химической промышленности России.

Наряду с доминирующим производственным строительством в  городе начало ускоряться социально-бытовое  и жилищное строительство. 29 июня 1952 года был открыт речной вокзал.

Весной 1956 года правительством Красноярску было выделено 360 млн. руб. на строительство жилья, телевизорного  центра, водопровода и ка-нализации, моста через Енисей, создание системы городского транспорта. 27 мая 1956 года в правобережной части Красноярска началось строительство первой трамвайной линии, а на левобережье - изыскательные работы по строительству троллейбусной линии. К концу 1950-х годов электротранспорт перевозил около 50 миллионов пассажиров в год. Увеличивалось и число автобусов. Однако потребность большого города транспорт удовлетворял с перебоями.

Большое значение имела  постройка в 1956-1961 годах коммунального  моста через Енисей[40].

Но жилищная проблема в жизни красноярцев по-прежнему оставалась наиболее сложной [Приложение 1. Картосхема  2.].

Общая протяженность  улиц достигла 630 км, почти половина из них имела покрытие, на 75 % освещена. С середины 1950-х по 1960 год были построены 3 поликлиники, 2 детских больницы, хирургический корпус боль-ницы № 20, заканчивалось строительство двух родильных домов. В системе здравоохранения трудилось свыше 1300 врачей, основная масса которых была подготовлена, начиная с первых лет войны, в Красноярском меди-цинском институте.

Перед высшим образованием, Красноярска в 1950-е годы встали проб-лемы резкого увеличения численности студентов (в 1950-м она составляла 4,6 тысячи человек, в 1955-м - 8,8 тысячи человек, в 1960-м - 18,3 тысячи человек), обеспечения структурных сдвигов за счет создания новых инсти-тутов, факультетов, отделений, специальностей, отвечавших сибирским проблемам.

В 1953 году открылся Красноярский сельскохозяйственный институт, выпускники которого, в 1956 году - Красноярский политехнический институт, за короткий срок ставший самым крупным вузом города; в 1959 году - Институт цветных металлов. Но авангардная роль оставалась за ста-рейшими вузами Красноярска - педагогическим и лесотехническим (с 1958 года - Сибирский технологический институт). Красноярск, десятки лет, выс-тупавший в роли потребителя научно-технических новшеств, становится теперь их творцом [Приложение 1. Картосхема  4.].

И в январе 1957 года возникло первое академическое научное учреж-дение в Красноярске, центр исследований по физике твердого тела и био-физике – Институт физики, возникший на базе кафедры педагогического института, дал начало становлению в Красноярске большой академической науки.

Среднее и высшее образование  становилось одной из доминирующих социальных ценностей общества. Всесоюзная перепись населения 1959 года показала, что каждый четвертый красноярец имел высшее и полное среднее образование, 35 % - неполное среднее, 22 % - начальное.

В 1953 году краевое концертно-эстрадное  бюро было преобразовано в филармонию, ставшую ведущим центром пропаганды музыкального искус-ства. В 1958 году одновременно открылись Красноярское художественное училище и художественная галерея, в 1959 году - Дом художника и Театр музыкальной комедии.

Жизнь Красноярска 1960-х  годов определялась строительством заводов-гигантов, реконструкцией устаревших предприятий, растущими темпами капитального строительства, расширением строительства объектов соцкультбыта.

Еще 20 мая 1956 года были начаты подготовительные работы по сору-жению в крае комплекса предприятий алюминиевой промышленности. В 1959 году начал строиться Красноярский алюминиевый завод, а в 1964 КрАЗ выдал первый алюминий.

В 1960 году вступил в  строй шинный завод. В 1960-е годы началась реконструкция ведущих заводов Красноярска, которая шла параллельно с освоением высокотехнологической продукции.

За 1961-1964 годы было внедрено 760 крупных мероприятий по авто-матизации, механизации и прогрессивной технологии. На шинном заводе освоили впервые применяемую в СССР поточно-автоматическую линию для изготовления резиновых смесей. Он стал выпускать шины на высокопрочном корде. На КрАЗе начат технологический процесс электролиза алюминия на электролизерах С-6, на Красмаше - выпуск холодильников "Бирюса". Новые ткани шелкового комбината на ВДНХ СССР в 1965 году были отмечены четырьмя бронзовыми медалями. Продукция красноярских предприятий - комбайны (в 1965 комбайновый завод освоил выпуск комбайна СК-4, а во второй половине 1960-х годов - комбайна СКД-5 "Сибиряк"), суда Красно-ярского судостроительного завода (с 1972-го здесь освоено производство судов типа река-море), краны, автомашины, бумага, медицинские препараты, пиломатериалы, телевизоры, холодильники, шелковые ткани, шифер – поста-влялась во многие регионы СССР и в 31 зарубежную страну[42].

Во второй половине 1960-х  годов вошли в строй действующих Красно-ярский завод резиновых технических изделий (РТИ) и Красноярский металлургический завод (КрАМЗ). КрАМЗ и КрАЗ дали начало форми-рованию нового городского района металлургов - Советского. В районе быстрыми темпами шло строительство панельных домов, спортивного комп-лекса. В 1967 году был построен Дом спорта, в 1968-м - плавательный бассейн[Приложение 1. Картосхема  3.].

29 октября 1967 года состоялось торжественное открытие центрального стадиона на о. Отдыха, ставшего впоследствии базой для образования глав-ного спортивного комплекса города.

Да и в целом инфраструктура города все больше начала работать во благо человека. 24 сентября 1961 года вступил в строй действующих  новый железно-дорожный вокзал, в 1965-м - новый автовокзал[Приложение 1. Картосхема  4.].

23 июня 1978 года было  начато строительство завода  тяжелых экскава-торов. В десятой пятилетке вступили в строй кондитерская и макаронная фабрики, комбикормовый завод, мебельная фабрика, пивоваренный завод, ТЭЦ-2. Расширились и реконструировались гормолзавод № 2, заводы "Квант", комбайновый, Краслесмаш, медпрепаратов, резиновых технических изделий, Сибтяжмаш, химического волокна, целлюлозно-бумажный комбинат и ряд более мелких предприятий.

То, что мы понимаем под  современным Красноярском, возникло в период с 1959 года по настоящий момент. Это было время массового Инду-стриального строительства крупных промышленных предприятий. И, как следствие, поточное строительство необходимого жилья для рабочих вместе с минимально необходимой социальной инфраструктурой.

Основной причиной градоразвития  в этот период было строительство  промышленных гигантов, в правобережной части города. Этот процесс нача-лся с эвакуации предприятий в годы Великой Отечественной войны и продолжался вплоть до начала 80-х годов 20 века[40].

Исходя из потребностей и возможностей промышленного развития города, планировалась и выстраивалась  жилая часть города. Необходимость  поселения большого числа рабочих  возле предприятий вызвало к  жизни потребность в масштабном строительстве жилья, наиболее быстрыми и деше-выми методами. Тогда в городе началось строительство строительной индустрии (ДСК, ЗЖБК) и развернулось сооружение крупноблочных и жилых крупнопанельных многоквартирных домов.

В итоге строительства сложился современный Красноярск, в качестве целостной системы. Это город численностью около 930 тыс. человек, жилищ-ный фонд насчитывает 11683, 9 тыс. квадратных метров. На одного жителя города приходится около 18, 5 квадратных метров жилья[Приложение 1. Картосхема  2.].

В этот период были выстроены новые микрорайоны: на левом берегу - это Ветлужанка, Северо-западный, Академгородок, район между Копылова и Свободным, Взлетка, Северный, Зеленая Роща. На правом берегу - это Пашенный, микрорайон на Предмостной площади, Шинники, Черемушки, жилая застройка вокруг предприятий. Современный город включил в черту практически все поселки бывших пригородов Красноярска. Внутри этих масссивов сохранились очаги и участки малоэтажной и индивидуальной заст-ройки: Николаевка, Покровка, остатки пригородных деревень: Торгашино, Березовки.

Красноярск административно  разделён на 7 районов. Левый берег – Центральный, Железнодорожный, Октябрьский, Советский районы. Правый берег - Кировский, Ленинский, Свердловский районы.

Рис. 6. Административная карта г. Красноярск

В градостроительной  структуре Красноярска можно  выделить следующие виды застройки [рис. 7.]:

  • Индивидуальная застройка – 10-15%
  • Малоэтажная застройка (в т.ч. 40-50-х годов) – 8-10%
  • Многоэтажная застройка 50-60-х годов – 10-15%
  • Многоэтажная застройка 70-90-х годов – 50-55%
  • Индивидуальная и малоэтажная застройка 90-х годов – 1-2%
  • Многоэтажная элитная застройка 90-х годов – менее 1%
  • АЗС, Производственные, торговые здания 90-х годов – 1-2%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Число построенных  квартир и их средний размер в Красноярске.

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Всего

Число квартир, тысяч 

5,4

6,3

5,0

6,6

7,4

8,6

11,3

13,1

16,5

15,9

Их  средний размер, кв. метров общей  площади 

78,8

70,5

74,7

74,3

77,7

76,8

68,9

68,5

70,1

69,2

из  них по видам квартир, в процентах от общего ввода:

однокомнатные

12,4

15,4

17,2

15,5

18,9

20,4

28,6

36,8

31,1

31,9

двухкомнатные

29,9

27,4

29,4

33,1

28,4

31,9

32,3

30,2

34,2

32,6

трехкомнатные

37,1

35,1

32,6

34,4

31,6

31,4

27,8

21,5

24,3

27,7

четырехкомнат-ные  и более 

20,6

22,1

20,8

17,0

21,1

16,3

11,3

11,5

10,4

7,8

Населением за счет собственных  и заемных средств 

Число квартир 

868

976

1054

1118

1386

1404

1268

1676

2592

2686

Их  средний раз-мер, кв. метров общей площади

112,2

105,0

95,9

114,0

122,3

125,9

126,4

122,1

118,8

103,9


 

Источник: И. Трофимов. Строители на финишной прямой //«Проекты Красноярья». №32(113) от 26.08.2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Объем строительства  в г.Красноярска.

Ввод в действие (в эксплуатацию) зданий по их видам в  2008 г.

 

Количество 

зданий, единиц

Общий строительный объем зданий, тыс. куб метров

Общая площадь зданий,

тыс. кв. метров

Введено в действие зданий

1428

1498,5

409,1

   в том числе:

     

   жилого назначения

1411

1339,7

368,0

   нежилого назначения 

17

158,8

41,1

      из них:

     

      промышленных

1

0,6

0,1

      сельскохозяйственных

2

10,9

2,9

      коммерческих

3

39,9

10,0

      учебных

2

23,2

4,8

      здравоохранение

3

33,6

9,9

      других

6

50,6

13,4


 

Источник  И. Трофимов. Строители на финишной прямой//«Проекты Красноярья» №32(113) от 26.08.2008 г.

 

 

Рис. 7. Структура застройки г. Красноярска.

 

2.3. Внутрирайонные различия в развитии градостроительного комплекса.

Огромное влияние на развитие градостроительного комплекса г. Красноярска оказал коммуникационный фактор. Одна из главных особенностей современного города – это централизованные коммуникации: энергоснабжение, водоснабжение, канализация, отопление. При строительстве новых микрорайонов создавались масштабные сети снабжения, подключавшиеся к одному источнику. Часть жилых микрорайонов подключались к сетям снабжения предприятий.

В итоге сформировалась крупномасштабная сеть коммуникаций города. Длина водопровода оценивается  в 997, 4 км, длина канализационных труб в 833 км, а длина отопительной системы достигает 1844 км. Из – за состояния канализационной системы, шло медленное развитие правобережья. Но в 2007году началось строительства новой современной канализационной станции. Новая канализационно-насосная станция в Красноярске позволит построить 1 миллион кв. метров жилья. Проектом строительство новой станции – КНС № 4 «а», планируется обеспечить мощностями строительство новых микрорайонов «Утиный плес», «Южный берег» и «Пашенный».

Информация о работе Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска