Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:27, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - выявить внутрирайонные различия в планировке и застройке г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:
- дать определение градостроительного комплекса;
- изучить особенности и перспективы застройки г. Красноярск;
- изучить структуру Красноярского градостроительного комплекса;
- выявить условия и факторы развития отраслевой и территориальной структуры градостроительного комплекса г. Красноярска;
- провести анализ функционирования градостроительного комплекса города Красноярска;
- изучить возможности использования материалов дипломной работы в курсе географии средней школы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения. 5
1.1 Определение, значение и структура градостроительного комплекса. Формы организации и управления. 5
1.2 Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов. 13
Глава 2. Характеристика градостроительного комплекса г. Красноярска. 21
2.1. Организационно - управленческая структура. 22
2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса. 29
2.3. Внутрирайонные различия в планировке и застройке. 56
2.4. Особенности развития градостроительства в современных условиях. 61
Глава 3. Использование материала в курсе географии средней школы. 68
Заключение 86
Библиографический список 88
Приложения 93

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

Исторически сложилось, что правобережье является промышленным центром города, в нем расположены предприятия, которые занимают огром-ные площади. Так же оказывает влияние и рельеф правобережья, террасы Енисея высокие, и оставляют узкую полосу, для строительства[22].   

Положительную роль в  развитии градостроительства левобережья сыг-рало кредитное финансирование банка «Реконструкции и развития» (1994г.), средства пошли на строительство инфраструктуры микрорайона «Взлетка».

Реализуется совместный проект с Международным банком реконструкции и развития по строительству объектов инженерной инфра-структуры в микрорайоне "Взлетка". Это позволило полностью подготовить в этом микрорайоне 15 строительных площадок. 13 из них будут отданы под многоквартирные дома, 2 участка – под социальные объекты – школу и детский сад. В 2005 году в краевом центре был ликвидирован дефицит тепла. Закончено строительство крупной теплотрассы "Северная" мощностью 100 гекакалорий в час. Подготовлен проект строительства еще одной крупной теплотрассы на 120 гекакалорий в час.

Точечная застройка  Красноярска продолжается в центре города, точечная застройка позволяет  реанимировать старые территории, построить  на них новые инженерные сети, дороги, благоустроить их, ветхий жилой фонд, нужно сносить и возводить на его месте социальное жилье и много-этажки.

Экстенсивное пространственное и архитектурное освоение территории города привело к её неэффективному использованию и к настоящему мо-менту сдерживается рядом природных и антропогенных факторов. Про-странственное развитие города ограничено рельефными особенностями месторасположения, ландшафтом долины Енисея, природными террито-риями повышенной ценности и в немалой степени необходимостью соблю-дать санитарно защитные зоны промышленных предприятий[43] [Приложе-ние 1. Картосхема  2.].

Потенциал градостроительного развития города определяется принципами организации территории. Особенности  географического поло-жения города, расположенного на берегах Енисея, и природное окружение предопределили его основные планировочные решения, сформировали систему размещения объектов транспортного и административно хозяйст-венного назначения, повлияли на размещение мест приложения труда и на систему расселения в городе. Вследствие этого административные районы города отличаются друг от друга по площади и функциональному исполь-зованию территории, численности населения и градостроительному потен-циалу.

Особенно тяжёлое положение  сложилось с коммунальными сетями, с городским коммунальным хозяйством. Скученность планировочной струк-туры параллельно приводит к тому, что нарастает система кризисов, конф-ликтов и проблемных ситуаций. Причем нарастает в системном порядке— проблемы надвигаются одновременно целым фронтом. Так, 80% строи-тельства — это многоэтажные здания— преимущественно железобетон пане-льной сборки, с большой плотностью населения, в то же время прост-ранственно ограниченная транспортная и коммунальная инфраструктура отстаёт едва ли не катастрофически.

Текущее состояние транспортной инфраструктуры рассчитано на уровень автомобилизации 200 автомобилей на 1000 жителей, в то время как сегодня в Красноярске в день в городе скапливается до 450 тысяч авто-мобилей. Это значит, что уровень реальной автомобилизации составляет 500 автомобилей на тысячу жителей, и, конечно же, неминуемо возникает проблема "пробок". Таковы источники городских проблем, возникших в результате отставания корректировки генерального плана развития от стремительными темпами развивающейся технологической цивилизации. Пути и способы их, если и не разрешения, то хотя бы смягчения остроты и должна вместить агломерационная концепция развития[15].

В городе проявляется асимметрия экономического развития  — между его районами.

Наибольший производственный потенциал сосредоточен в Советском  районе благодаря наличию на его территории гигантов индустрии города. Самая высокая инвестиционная активность отмечалась в Центральном районе города (36% от общего объема инвестиционных вложений). Более 35% объема подрядных работ было выполнено в Свердловском районе. Наи-больший потребительский потенциал отмечается в левобережных районах города и в Свердловском районе благодаря развитой торговой и общественно деловой функции исторического центра и формирующегося "Нового центра" в Советском районе. "Спальные" (так называемые селитебные) кварталы Октябрьского и Железнодорожного районов представляют собой плотный массив жилой (капитальной, усадебной) и общественной застройки. Тер-ритория достаточно активно застраивается, ведётся многоэтажное строи-тельство в Ветлужанке и в микрорайоне Академгородка на свободных территориях; реконструкция в районе радиостанции, по улице Копылова в Николаевке. На окраинах формируются новые районы коттеджной заст-ройки: Овинный, Серебряный, Горный и другие. Жилые территории распро-страняются в западном и юго-западном направлениях, постепенно подни-маясь по склонам Николаевской сопки.

В Октябрьском районе проживает 144 тысячи человек, а обеспечен-ность занятостью составляет 72 тысячи, и дисбаланс рабочих мест и трудо-способного населения исчисляется пятнадцатью тысячами. В Железнодоро-жном районе проживает 89 тысяч, а число мест приложения труда больше численности населения в трудоспособном возрасте на 6,5 тысячи. Сели-тебные территории Советского района состоят из жилых микрорайонов многоэтажной застройки. В этом районе города строится новый деловой и общественный центр, ведётся масштабное строительство общественных учреждений районного и местного значения, торгово-развлекательных и офисных комплексов.

Жилой микрорайон Солнечный  сформирован примерно наполовину от его проектного плана. Построено несколько крупных микрорайонов, общест-венный центр и общественные учреждения. Советский район — один из самых густо-населенных (237 тысяч жителей), в связи с чем здесь отмеча-ется наиболее низкий уровень обеспеченности населения местами прило-жения труда. Центральный район объединяет в себе функции научного, куль-турного и административного центра города. Селитебная территория исто-рического центра представляет собой плотный массив перемежающейся капитальной жилой и общественной застройки с незначительными вкрап-лениями мелких промышленных предприятий и коммунальных органи-заций, а также парками и скверами. Селитебные территории северной части Центрального района представлены усадебной застройкой Покровки.

В Центральном районе проживает всего 54,2 тысячи человек, при этом здесь сосредоточено самое большое среди районов города число рабочих мест. Т. О., в районе отмечается наивысший уровень селитебно трудовой несбалансированности — около 55 тысяч единиц.

Спальные территории правобережных районов расположены вдоль р. Енисей. Жилые территории перемежаются многочисленными обществен-ными организациями районного и городского значения, промышленными территориями. Селитебные зоны Свердловского района представлены много-этажной застройкой бывшего острова Пашенный и новыми микрорайонами на улице Семафорной, кварталами пятиэтажной застройки, а также усадеб-ной застройкой Базаихи и Лалетина.

Рис. 8. Красноярский речной порт.

 

Это наиболее комфортный жилой район правобережья по природной  ситуации и экологическому состоянию окружающей среды. Здесь проживает более 130 тысяч человек, работает 59 тысяч, уровень селитебно трудовой несбалансированности составляет более 20 тысяч.

Основная часть территории Кировского района занята массивами  сложившейся жилой многоэтажной застройки, где проживает более 117 тысяч, на предприятиях и в организациях района занято 32 тысячи, то есть также ощущается дефицит рабочих мест.

Ленинский район можно  характеризовать как промышленный центр правобережья [рис. 8.]. Селитебные территории расположены на границе с Кировским районом. Южную часть составляет единый крупный жилой массив перемежающихся между собой кварталов многоэтажной и мало-этажной застройки посёлка Энергетиков и микрорайонов: Черемушки, Верхние Черемушки и Шинный и мало-этажной застройки Суворовский. Территориальное развитие этих жилых комплексов ограничено крутым рельефом склона Торгашинского хребта, а также при-мыкающими к застройке коллективными садами, кладбищем и городской чертой. В районе насчитывается 145 тысяч жителей, при этом, несмотря на обширную промы-шленную застройку, проживающее на территории района экономиически активное население недостаточно обеспечено рабочими местами[15].

В целом районы, территории которых образуют исторический центр  города (Центральный, Железнодорожный), являясь общественно деловым центром города, характеризуются высоким уровнем обеспеченности прожи-вающего населения местами приложения труда. В то же время, несмотря на наличие промышленных зон, население массивов жилой застройки окраин-ных районов левобережья и правобережной части города недостаточно обес-печено рабочими местами. Недостаток мест приложения труда на пери-ферии и их избыток в центральной части формируют значительные центро-стремительные потоки. Поэтому в концепции развития агломерации необходимо учитывать имеющийся дисбаланс и принимать меры к исправ-лению ситуации, вместо того чтобы бездумно строить на свободных и высво-бождаемых из под промышленного использования участках новое жилье, ведь и транспортные, и коммуникационные проблемы лишь усугубляются с отрывом от экономической базы.

2.4.Особенности развития в современных условиях, перспективы градостроения.

Развитие городской  застройки на проектные периоды  предлагается осу-ществлять на территориях в пределах городской черты в соответствии с рациональным функциональным зонированием [Приложение 1. Картосхема  1.].

Освоение свободных  территорий в пределах промышленно-коммунальных зон в левобережье на расчетный  срок составит 285 га; в правобережье территории промышленно-коммунальных зон уменьшаются на 150 га за счет выноса промышленных предприятий, но одновременно предла-гается увеличение территорий предприятий Юго-восточного промузла на 75 га за счет размещения небольших промышленных и коммунальных предпри-ятий; в целом по правому берегу планируется уменьшение промышленно-коммунальных территорий на 75 га. Всего по городу на расчетный срок увеличение промышленно-коммунальных территорий составит 210 га.

Увеличение селитебных территорий на 3,3 тыс. га предусматривается в основном за счет жилой застройки - порядка 1000 га с учетом сноса сущест-вующего жилого фонда, в том числе под капитальную многоэтажную застройку 680 га, под коттеджную застройку 460 га на свободных террито-риях и 150 га выборочной перестройки коллективных садоводств в жилую застройку, а также увеличатся территории общественной застройки на 663 га и зеленых насаждений общего пользования на 1134 га.

На перспективу предлагается увеличение селитебных территорий на 2,7 тыс. га, в основном под многоэтажную застройку порядка 1000 га, под индивидуальную застройку 660 га, под общественную застройку 600 га, под зоны рекреации 230 га.

Структура жилищного  строительства: многоэтажное (5 - 9 этажей и более) - 80 %, малоэтажное (2 - 4 этажа) - 10 процентов, индивидуальное кот-теджное - 10 процентов.

На период (2008 - 2010 гг.) предлагается одно из двух приоритетных направлений многоэтажного строительства[Приложение 1. Картосхема  5.]:

- северное направление  - приоритет "Экономически целесообразный", предусматривает завершение формирования  Северо-восточного селитебного района - площадкой "Северный-2";

- западное направление  - приоритет "Экологически целесообразный", предусматривает развитие Западного селитебного района с выходом на новую площадку - "Плодово-ягодная".

На расчетную перспективу 2010 - 2020 гг. селитебные зоны многоэтажной застройки развиваются в пределах городской черты в северном направлении  левобережья ("Солонцы", "Солнечная Горка" и "Солнечный") и в южном направлении правобережья ("Кузнецовское плато").

 Индивидуальная застройка  на расчетный срок и на перспективу  предусматривается на завершении  начатых площадок: "Горный", "Серебря-ный", "Таймыр", "Усадьба", "Цветущий лог", "Кузнецово-1".

Предлагается выборочный перевод в коттеджную застройку  части кол-лективных садоводств, находящихся в пределах городской черты.

Размещение школ, детских  дошкольных учреждений, больниц и  полик-линик, предприятий торговли и общественного питания, других учреждений обслуживания предусматривается в соответствии с действующими нор-мами[15].

ОТЕЛИ

В городе разработан ряд  инвестиционных проектов по строительству отелей. Причем для этих объектов выбраны самые красивые места города — берега Енисея и Качи. Эффектное здание отеля в скором будущем размес-тится рядом с привокзальной площадью. Компании «Accor», которая занимается строительством гостиниц бизнес-класса «Novotel», «IBIS», готова вложить инвестиции в строительство отеля в Красноярске. Его площадь будет примерно 25 тысяч кв. м.

НЕБОСКРЕБЫ

В 2010 году в Красноярске начнут возводить очередной небоскреб — 50-этажное высотное здание. Автор проекта архитектор Арэг Демирханов. Оно появится на «Стрелке» по соседству со знаменитой высоткой «Катэк НИИ Уголь». По проекту небоскреб станет центром современного жилищно-делового комплекса. Кроме того, в этом году в Красноярске планируется построить пять высотных зданий. В каждом из них будет 30—40 этажей.

ЭЛИТНОЕ ЖИЛЬЕ

Группа «Декра» после Москвы и Сочи решила осваивать Красноярск. Компания планирует построить в городе около 100 000 кв. м. офисной и жи-лой недвижимости. Среди проектов компании — московские жилые комп-лексы «Аркада-Хаус», «Трианон» и «Азовский». Инвесторы уже подобрали площадки в Красноярске для двух офисно-жилых комплексов.

БИЗНЕС-ЦЕНТРЫ

За последние годы значительно возрос спрос на офисные помещения. На сегодняшний момент город испытывает недостаток на такие помещения порядка 600тыс. кв. м. В связи с этим, разработан проект по локальному раз-мещению делового и административного центра. Общая площадь застройки составит 220 га. Предусмотрено возведение офисных зданий, адми-нистративных зданий, гостиниц, культурно-досуговых центров. Одним из объектов этого делового города будет бизнес-центр «Монолит Голд». Это комплексное сооружение от 15 до 28 этажей с многообразной инфраструк-турой. Там разместятся гостиницы и рестораны, офисные помещения адми-нистративного и производственного назначения, переговорные комнаты. Общая площадь комплекса — 44840 кв. м.

Информация о работе Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска