Экономико-географическое расположение Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

Постепенный рост доходов населения, являющийся залогом скорейшего искоренения нищеты, позволяет правительству Индии заручиться широкой общественной поддержкой проводимых структурных преобразований. В то же время увеличение заработной платы и повышение производительности труда создают фундамент для расширения внутреннего потребления, а, следовательно, и для устойчивого и стабильного роста производства на перспективу в целом.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Экономико-географическое расположение страны.

1.2. Краткая история развития и экономического становления.

Глава 2. Современное состояние экономики страны.

2.1. Проблемы индийской экономики.

2.2. Экономика Индии в условиях мирового экономического кризиса

Глава 3. Основные тенденции внешне- экономической деятельности

государства. Приоритеты внешней торговли. Государственное

регулирование ВЭД.

Глава4. Состояние внешнеэкономических связей с Россией.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

Содержание 
   Введение 
 
    Глава 1. Экономико-географическое расположение страны. 
 
                    1.2. Краткая история развития и экономического становления. 
 
          Глава 2. Современное состояние экономики страны.  
 
                 2.1. Проблемы индийской экономики.  
 
                    2.2. Экономика Индии в условиях мирового экономического кризиса 
 
         Глава 3. Основные тенденции внешне- экономической деятельности  
 
           государства. Приоритеты внешней торговли. Государственное  
 
           регулирование ВЭД. 
 
Глава4. Состояние внешнеэкономических связей с Россией. 
 
Заключение 
 
Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение 
 
Индия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии, имели далеко идущие последствия.  
 
Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста. В последние десятилетия Индия (как и страны Восточной и Юго-Восточной Азии) демонстрирует устойчивый экономический рост, влияющий на текущие тенденции на мировых рынках сырья (прежде всего нефти) и готовых изделий, в том числе в области высоких технологий. Индия вносит существенный вклад в возрастание роли региона Азии в мировой экономике. возрастающей ролью Индии в экономике Азиатского региона и в мировой политике в целом. Индия обладает значительным потенциалом для ускорения экономического роста и решения социальных проблем. Постепенный рост доходов населения, являющийся залогом скорейшего искоренения нищеты, позволяет правительству Индии заручиться широкой общественной поддержкой проводимых структурных преобразований. В то же время увеличение заработной платы и повышение производительности труда создают фундамент для расширения внутреннего потребления, а, следовательно, и для устойчивого и стабильного роста производства на перспективу в целом. Устойчивая экономическая динамика и социальный прогресс в Индии вносят свой вклад в возрастание роли региона Азии в мировой экономике и политике. Также образуется  растущий интерес России и Индии к установлению взаимовыгодных политических и торгово-экономических отношений на долгосрочной основе. Партнерство России и Индии носит стратегический характер, влияющий на развитие международных отношений 
Глава 1. Экономико-географическое расположение 
 
 страны. 
 
Расположение - государство на полуострове Индостан в Юго-восточной Азии, вторая по количеству жителей страна после Китая.  
 
           Территория - 3287,5 тыс. км2.  
 
Население - 984 млн. чел. , ок. 300 индоарийских групп 72%, дравидские группы - 25%, монголоиды - 3%.  
 
Столица - Дели (7,2 млн. жителей).  
 
Другие крупные города: Бомбей (9,9 млн. жителей), Калькутта (4,54 млн. жителей), Мадрас (ок. 4 млн. жителей) и др.  
 
Официальный язык - хинди, английский, кроме того, употребляются бенгали, гуджарати, каннара, кашмирский, малайялам, маратхи, ория, пенджабский, санскрит, тамильский, телугский, урду, непальский.  
 
Господствующие религии - индуизм, ислам, христианство, сикхизм.  
 
Денежная единица - индийская рупия. Гос. строй - парламентская федеративная республика.  
 
Политическое устройство. Главой государства является президент, избираемый сроком на 5 лет. Законодательный орган - двухпалатный парламент, состоящий из Народной палаты и Совета штатов.  
 
1.2 Краткая история развития и экономического  
 
становления. 
 
 В начале III тысячелетия до н.э. в бассейне Инда зародилась одна из древнейших цивилизаций на Земле - культура Хараппа, Мохенджо Даро, просуществовавшая до середины II тысячелетия до н.э. В VII-VI вв. до н.э. в долине Ганга сложились государства Магадха, Каши, Кошала и др. Началось массовое передвижение арийских народов из Передней Азии в Индо-Гангский бассейн. Специалисты отмечают близость древнеарийской и славянской культур. Об этом свидетельствует огромное количество схождений в санскрите и славянских языках.  
 
Селения располагались по берегам рек Индо-Гангского бассейна и в дельтах Кавери, Кришны и Годавари, Маханади, долине Брахмапутры, - мест наиболее благоприятных для земледелия. При чем между дравидской Южной Индией и зоной распространения индоевропейских народов Индо-Гангского бассейна простиралась труднодоступная для аграрного освоения территория Центральной Индии, которая длительное время играла роль «изолирующего пространства».  
 
К XIII в. в Хиндустане политического господства добились мусульманские династии, распространявшие своё влияние иногда вплоть до Мадуры на крайнем Юге. В XVI в. Дели обосновалась мусульманская династия Великих Монголов (потомков Тимура), простиравшая свою власть на весь Индостанский субконтинент. Империя Монголов достигла наибольших размеров при Аурангзебе (1658-1707 гг.), когда она простиралась от Кабула до Кавери. Однако раздираемое междоусобной борьбой, громадное государство монголов распалось в начале XVIII в. на отдельные враждующие княжества.  
 
С открытия Васко да Гама, морского пути в Индию (1498 г.) начинается широкое проникновение туда европейцев. Со второй половины XVIII в. начались прямые колониальные завоевания европейцев. Англичане закрепились на восточном побережье в стратегически важных районах, где позже выросли Калькутта и Мадрас, а на западном берегу - Бомбей. Английское колониальное завоевание Индии продолжалось около столетия и завершилось в середине XIX в. аннексией земель Пенджаба. Характерно, что эти районы, позже других попавшие в колониальное подчинение, сохранили и наибольшее благосостояние.  
 
Мощный подъём национально-освободительного движения после Второй мировой войны, которое возглавили выдающиеся политические деятели - Махатма Ганди, Джавахарлал Неру и другие, заставил англичан расстаться со своей крупнейшей колонией. В 1947 г. Индия добилась провозглашения полной политической независимости от Великобритании. Провозглашение Индии республикой и принятие 26 января 1950 г. конституции знаменовало полное освобождение страны.  
 
Однако по религиозному принципу страна была разделена на два государства: Индийский Союз, населенный преимущественно приверженцами индуизма (индусами), и мусульманский Пакистан. Бенгальское национальное сопротивление привело к образованию в 1971 г. на востоке Народной республики Бангладеш. С западным соседом - Исламской Республикой Пакистан у Индии напряженные отношения. В 1950 и 1971 гг. между ними происходили вооруженные конфликты. Одна из главных причин напряженности во взаимоотношениях между двумя странами - отсутствие соглашения о статусе Кашмира.  
 
Отношения Индии и Китая осложнены претензиями КНР на приграничные территории штата Аруначал Прадеш на крайнем северо-востоке Индии. В 1959 г. Далай-лама, буддийский духовный и светский глава Тибета и его многочисленные последователи иммигрировал в Индию, что также накладывает отпечаток на индокитайские отношения.  
 
Индия занимает особое место среди зарубежных партнеров России. Стратегический союз Индии и России имеет большое значение для формирования многополюсной глобальной геополитической структуры Индия - одна из быстро развивающихся стран с растущей экономикой. Однако доля населения, живущего за чертой бедности превышает 1/3. Важнейшей чертой индийской экономики является широкое участие государства в развитии хозяйства. Государство регулирует цены и влияет на распределение товаров: на электроэнергию, газ, уголь бензин, дизельное топливо, цены устанавливаются административным путем. Целью этих мероприятий является обеспечение экономического развития и социального прогресса в масштабах всей страны. Экономическая реформа 1990-х гг., которая была направлена в сторону большей свободы рынка, частного предпринимательства, интернационализации экономики. При этом Индия не пошла на тотальный демонтаж системы государственного сектора и государственного регулирования. Опыт Индии опровергает утверждение, что экономическая реформа неизбежно сопровождается падением производства, объёма капиталовложений, общим ухудшением социально-экономического положения страны. Последнее десятилетие характеризуется усилением научно-технического, военного и производственного потенциала страны. К концу 1990-х гг. общий объём ВВП увеличился более чем в 7 раз и составил 1,66 трлн. дол. (1998 г.). Она вошла в десятку наиболее промышленно развитых держав мира и стала шестой державой, проводящей космические исследования.  
 
Страна экспортирует промышленное сырьё, сельхозпродукты (в том числе чай, кофе), текстиль, металлоизделия, некоторые виды машин и оборудования, драгоценные и полудрагоценные камни (ведущие позиции на мировом рынке), пряности. Поскольку страна испытывает сырьевой дефицит для некоторых наиболее быстро растущих отраслей, сырьевой индустрии, то импортируется в основном нефть и нефтепродукты. Главными торговыми партнерами являются США, Япония, страны ЕС, Россия. Экономическое положение страны противоречиво. С одной стороны, Индия -одна из богатейших стран мира по запасам полезных ископаемых. Здесь есть уголь (четвертая часть разведанных мировых запасов), железо, марганец, бокситы, слюда, хромиты, золото, нефть, газ. Сельскохозяйственные угодья составляют 55% территории Индии. Индия- одна из древнейших мировых цивилизаций, вторая по численности населения страна мира. Индийские ученые- одни из авторитетных в мире, страна обладает собственным ядерным оружием и является космической державой. Страна самостоятельно производит ракеты и программное обеспечение (город Бангалор- один из крупнейших в мире центров по экспорту программного обеспечения). На территории страны расположены исследовательские центры крупнейшего мировых ТНК (например, центр компании Daimler-Chrysler). И вместе с тем Индия- аграрно-индустриальная страна, 2/3 беднейшего населения планеты проживает в Индии. Величина ВВП на душу населения составляет 300 долл. 
 
Региональное развитие Индии неоднородно. Север страны оказался вне влияния западной цивилизации, здесь действуют местные обычаи, сложилась культура, тормозящая промышленное развитие. В то же время на юге современная культура сложилась под влиянием британцев. Существуют определенные проблемы в развитии запада и востока страны. На западе приоритет развития имеет легкая промышленность, основой которой является частный бизнес. Также на западе еще с 1950-х годов стали развиваться тяжелая и добывающая промышленность (металлургия и добыча угля). По всей стране распространены угольные места рождения (добыча угля ведется в более чем 500 шахтах и угольных ямах), но главные угольные бассейны расположены  в  штатах Западный Бенгал и Бихар. Месторождения нефти найдены в восточном Ассаме, Гуджарате, на шельфе Аравийского моря. В штате Бихар в небольших объемах ведется добыча урана. Железную руду добывают преимущественно в штатах Мад-хья-Прадеш, Бихар, Гоа, Карнатака, Ориса. На втором месте, со значительным отставанием в объемах добычи идет медная руда (штаты Раджастан и Бихар).Эти отрасли, став неконкурентоспособными приходят, в упадок. Такое положение дел в национальной экономике сложилось из-за проведения с 1950-х годов политики изоляционизма и опоры на собственные силы. Политика импортозамещения; проводимая индийским правительством в 1950-1980-х годах привела к утечке капиталов за рубеж, расцвету коррупции и организованной преступности, росту теневого сектора, контрабанды. Результатом такой политики стала общая и технологическая отсталость Индии. В стране наблюдался крайне низкий жизненный уровень, а передовые технологии были недоступны полукустарному производству. 
 
Большинство предприятий тяжелой промышленности Индии после обретения независимости были национализированы или создавались уже самим государством. Предприятия тяжелой индустрии сконцентрированы в основном на Кота-Нагпурском плато, где месторождения коксующегося  угля соседствуют с месторождениями железной руды. Доступ к рынку Калькутты благоприятно сказался на развитии в этой области предприятий металлургии и сопутствующих им химической промышленности и машиностроения. Одновременно с государственными действуют и тысячи частных предприятий. Характерен в этом случае пример компании «Tada Iron and Steel Company», основанной в 1911 г. и являющейся по настоящее время наиболее крупным и успешным производителем. Вместе с тем иностранные инвесторы не спешат вкладывать деньги в индийскую индустрию, причина этого- чрезмерная зарегулированность механизма инвестирования и ограничения на право владения собственностью иностранцами. 
 
Легкая промышленность Индии представлена главным образом производством посуды, одежды, малыми предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции. Текстильная промышленность была широко развита в Индии еще в колониальный период. Нет города в стране, где сейчас не работает хотя бы одна фабрика по производству хлопчатобумажных, шерстяных, шелковых, джутовых или синтетических тканей. Большая часть предприятий по переработке джута находится в районе «Хуглисайд»- цепи городов па реке Хугли к Северу от Калькутты. Этим объясняется тот факт, что большинство работоспособного населения занято в текстильной промышленности. 
 
Еще более широко распространены предприятия по переработке сельхозпродукции и минеральных ископаемых.Обычно они располагаются поблизости от мест добычи сырья. Это заводы по очистке хлопка, переработке арахиса, сахарного тростника, заморозке и вялению продуктов, первичной обработке металлов. 
 
Производство потребительских товаров сосредоточено в крупных городах. Правительства штатов всячески приветствуют развитие отраслей промышленности; для этого ведется создание промышленных парков - небольших свободных зон, отличающихся пониженными налогами и низкими ценами на землю. 
 
Состав экспорта: текстиль, драгоценные камни и ювелирные изделия, промышленные товары и товары широкого потребления. 
 
Состав импорта: нефть и нефтепродукты, оборудование, лес и продукция химической промышленности. 
 
Все железные дороги Индии находятся в собственности правительства. Управление железными дорогами разделено между девятью региональными представительствами. Постепенно идет замена узкоколейных дорог на ширококолейные, переход с паровозной тяги на дизельную, прокладка второй колеи на особенно загруженных направлениях. В 1989 г. впервые в Южной Азии была открыта линия метро (город Калькутта). Хотя с момента обретения независимости новых железнодорожных магистралей было построено совсем немного, автодорожное строительство пережило настоящий бум. Длина автодорог с твердым покрытием выросла со 105,6 тыс. км в 1947 г. до 883 тыс. км в 1983 г. Небольшое число деревень (преимущественно в районах проживания племен) все еще остается неохваченными сетью шоссейных дорог. Междугороднее сообщение поддерживается автобусными перевозками. Гражданская авиация была полностью национализирована в 1953 г. Были созданы две государственные авиакомпании: «Air India», специализирующаяся ш внутренних и международными перевозками из Дели, Бомбея, Калькутты, Мадраса, и «Indian Airlines», работающая в основном на внутренних авиалиниях и частично на авиалиниях, соединяющих соседние страны. Объем авиаперевозок растет, и все большее число городов располагают собственными небольшими аэродромами. Так называемые «главные» морские порты: Бомбей, Мадрас, Калькутта принадлежат непосредственно центральному правительству, а около 20 «второстепенных»портов — правительствам штатов. Ранее около 90% всех морских перевозок осуществлялось государственной компанией. В наши дни действует около 50 частных компаний, самая круглая из которых «Shipping Corporation of India». Только третья часть рек Индии судоходна и используется для коммерческого судоходства. 
Глава 2. Современное состояние экономики страны.   
 
      Индийская экономика - одна из самых динамично развивающихся на планете. По размерам ВВП Индия находится на пятом месте в мире, опережая такие страны, как Франция и Великобритания.  
 
Текущее состояние экономики Индии оценивается как стабильное и имеет положительную динамику. В 2007/08 финансовом году объем ВВП в текущих ценах достиг 1059,9 млрд долл. США (рост - на 8,7%). Структура ВВП: услуги (55,9%), промышленность (26,6%), сельское хозяйство (17,5%). 
 
 Прогнозируется, что в 2008/09 финансовом году прирост ВВП составит 8-8,5%. Средний уровень инфляции по индексу оптовых цен в 2007/08 финансовом году - 4,4% (в 2006/07 финансовом году - 6,1%). 
 
Национальный доход на душу населения в текущих ценах - 36 127 индийских рупий (894 долл. США). Золотовалютные резервы на конец 2007/08 финансового года достигли 309,7 млрд долл. США (рост по сравнению с 2006/07 финансовым годом на 55,5%, или 110,5 млрд долл. США). Основная причина этого - значительные поступления иностранной валюты в страну. Общий внешний долг Индии по состоянию на 31 декабря 2007 г. достиг 201,4 млрд долл. США, в том числе долгосрочная задолженность 166,2 млрд долл. США. Рост по сравнению с мартом 2007 г. составил 18,7%, что связано прежде всего с внешними заимствованиями индийских компаний и укреплением индийской рупии. 
 
По данным министерства торговли и промышленности Индии, общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Индии в период с 1991 г. по апрель 2008 г. превысила 79,4 млрд долл. США, из них 24,57 млрд долл. США поступило в 2007/08 финансовом году (рост по сравнению с 2006/07 финансовым годом на 56,5%). Около 80% инвестиций было направлено на создание новых предприятий. Основные сферы иностранных капиталовложений - сектор услуг, производство энергооборудования, электронных компонентов и программного обеспечения, автомобилестроение, телекоммуникации, жилищное строительство и недвижимость. В 2008/09 финансовом году правительство Индии рассчитывает привлечь до 35 млрд долл. США прямых иностранных инвестиций.  
 
Индия не только привлекает капиталы извне, но в последние годы все более активно инвестирует средства в экономику других стран. Основная часть индийских инвестиций направляется в США, Великобританию, Францию, Германию, Бельгию, Россию и Бразилию, преимущественно в нефтегазовый сектор, добычу полезных ископаемых, металлургию, фармацевтику, телекоммуникации и производство химических товаров. После отмены в 2005/06 фин. г. ограничения на величину приобретаемых за границей активов (не более 100 млн. долл. США), объемы зарубежных инвестиций индийских компаний в 2006/07 фин. г. выросли более чем в 10 раз. Индийские компании объявили о приобретении 480 иностранных компаний на общую сумму более 43 млрд. долл. США. Только в январе-феврале 2007 г. они объявили о своих зарубежных инвестициях на сумму 23 млрд. долл. США. В настоящее время индийским компаниям разрешено инвестировать за рубеж средства, составляющие до 300% их собственного капитала, в том числе размещать до 35% чистой прибыли в портфельные инвестиции В 2007 г. 34 индийские компании были включены журналом Forbes в список 2000 крупнейших мировых компаний. В десятку крупнейших индийских компаний входят Oil and Natural Gas Corporation (239 место), Reliance Industries (258), State Bank of India (326), Indian Oil Corporation (399), NTPC Ltd (494, электроэнергетика), ICICI Bank (536), Steel Authority of India Ltd (800), TATA Consultancy Services (1047), TATA Steel (1128), Infosys (1130).  
 
В стратегии развития страны, которая была представлена индийскому обществу в виде программы "Индия: Видение - 2020" определены стратегические направления развития индийской экономики на средне- и долгосрочную перспективу. Определены следующим образом: энергетика (включая атомную), кластер информационных технологий (ядро формирующегося "нового технологического уклада" ,"стратегические отрасли" (оборонно-промышленный комплекс, аэрокосмический сектор, авиастроение, электроника высшей степени сложности, атомная промышленность, телекоммуникации и т.д.). Развитие данных направлений экономики является высшим приоритетом Индии. 
2.1. Проблемы индийской экономики.  
 
Среди проблем индийской экономики необходимо отметить, в частности, следующие: * 
 
• сильная зависимость от импорта сырой нефти (за счет импорта страна удовлетворяет 77% потребностей в этом товаре). Разведанные запасы коксующегося угля весьма ограничены, качество энергетических углей низкое, страна испытывает хронические перебои и дефицит электроэнергии;  
 
• вследствие того, что почти 1/4 жителей страны живет за чертой бедности, государство вынуждено расходовать значительные средства на обеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного рода пособий, дотаций, субсидий;  
 
• в основных секторах экономики по-прежнему доминируют государственные корпорации, что негативно сказывается на развитии конкуренции и других рыночных механизмов;  
 
• "зарегулированность" и бюрократизированность процессов принятия административных решений, широкое распространение коррупции;  
 
• неразвитость инфраструктуры;  
 
• многочисленные проблемы сельского хозяйства, с которым связана жизнь огромного числа индийцев, в т.ч. малое количество современных фермерских хозяйств, низкая механизация сельхозпроизводства, недостаток хранилищ для сельхозпродукции, большое количество посреднических структур, зависимость земледелия от погодных условий и т.д.; • высокий уровень безработицы, который составляет от 9% в сельской местности до _______________________________________________________________ 
 
* Данные Торгового Представительства РФ в Индии  
12% в городах.  
 
На ближайшую перспективу правительство Индии объявило приоритетными следующие задачи:  
 
• сохранение устойчивого ежегодного роста экономики на уровне 8-9%;  
 
• ускоренное развитие промышленности (не менее 10% в год);  
 
• проведение кардинальных реформ в сельскохозяйственном секторе в целях решения стоящих перед ним проблем и его вывода на качественно новый уровень;  
 
• увеличение экспорта страны в 2007/08 фин. г. до 160 млрд. долл. США;  
 
• удержание годового уровня инфляции в пределах 5%;  
 
• обеспечение годового притока прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 25 млрд. долл. США в год.  
 
2.2. Экономика Индии в условиях мирового экономического кризиса 
 
Индия за годы независимого развития стала одной из крупнейших экономик мира не только по количественным, но и по качественным параметрам. Физический объем экспорта и импорта в период независимости вырос соответственно в 100 и 145 раз. Золотовалютные резервы страны, по данным на ноябрь 2007 г. с учетом золота и специальных прав заимствования составили 273,5 млрд. долл. Успешная реализация экономических реформ, проводимых в годы независимости и в особенности в завершающем десятилетии прошлого века обеспечили трансформацию отсталой аграрной страны в индустриально-аграрное государство с растущим внутренним рынком, ростом продуктивности сельского хозяйства и промышленностью, где ведущее место занимают отрасли, связанные с информационно-комуникационными технологиями. 
 
Высокие темпы роста экономики и качественные сдвиги в её реальном секторе позволили понизить долю населения, живущего ниже уровня бедности до 22% и существенно повысить качество жизни в стране.  
 
Эффективная макроэкономическая база изменила позиции Индии в мировой экономике и повысила её сопротивляемость глобальным потрясениям. Ещё в 2007 г. мировая экономика испытала первые признаки неблагополучия, что нашло свое выражение в отраслевых кризисах, вызванных спекулятивно высокими ценами на нефть и продовольствие, а также сужением банковской ликвидности в связи с не возвратом долгов по ипотеке в США. 
 
Реакция Индии была быстрой и своевременной. По мере роста цен на нефть, бензин и дизельное топливо, которое удовлетворяется собственным производством лишь на 1/3, правительство страны постепенно снижает импортные пошлины и акцизы. В июне 2008 г. пошлины на нефть были полностью ликвидированы, налог на бензин снизился до 27,2%, или почти на 23%, а на дизельное топливо -почти на 33%. Это весьма позитивно сказалось на издержках производства всех отраслей национального хозяйства и позволило существенно сдержать развитие инфляционных процессов. 
 
Рост мировых цен на продовольствие не имел и не имеет для внутреннего рынка Индии существенного значения. За годы независимости производство продовольственного зерна выросло почти в 5 раз. В импорте страны доля продовольствия не превышает 2-3%. Внутренней производство полностью покрывает спрос населения на продовольственное зерно и тем самым ограждает страну от влияния резких изменений ценовых уровней, складывающихся на внешнем рынке сельскохозяйственной продукции, в первую очередь продовольствия. Доходы от реализации сельскохозяйственных товаров за рубежом также не имеют решающего значения для Индии, в экспорте которой на долю этой группы товаров приходится менее 10%. 
 
Созданная за годы независимости диверсифицированная многоотраслевая структура национального хозяйства изменила положение страны в мирохозяйственных связях, превратила Индию из поставщика на внешний рынок традиционных «колониальных» товаров, экспортные доходы которой зависели от нескольких товарных групп сырья и продовольствия - в продавца главным образом готовой продукции. 
 
За годы независимости были созданы целые массивы нового производства или превратились высокотехнологичные структуры отрасли, базировавшиеся на примитивной технологической базе и архаичных формах организации труда. Но, пожалуй, самым весомым и убедительным достижением стало вступление Индии в клуб стран, успешно высокими темпами развивающих высокие технологии, прежде всего в сфере коммуникационных технологий. Последнее обстоятельство весьма знаменательно, поскольку свидетельствует о формировании в Индии структуры постиндустриального общества, что должно иметь существенное значение в повышении степени сопротивляемости национального хозяйства страны к кризисным явлениям, а также к путям выхода из кризиса, его преодоления. С начала текущего века по 2005/06 г. выпуск только программного обеспечения вырос в 3,6 раза, превысив 31 млрд. долл. В его производстве занято 1,3 млн. человек. Отрасль обладает высоким мультикативным эффектом в сфере занятости, обеспечивая 3 млн. рабочих мест в сложных областях производства. Сегодня Индия занимает второе место (после США) в мире по производству и экспорту программного обеспечения. Количественные и качественные сдвиги в экономике страны -объективный базовый фактор, определяющий её возможности и способности противостоять или преодолевать с наименьшими потерями пагубные последствия современных мировых экономических потрясений.  
 
Но, разумеется, ни одна страна не может быть изолирована от кризиса, принявшего планетарный характер. Индия как составная часть всемирного экономического сообщества понесла урон в темпах роста ВВП, которые снизились до 7,9% в IV квартале 2008 г. Инфляция, которая в течение длительного времени удерживалась на относительно низком уровне в 4%, увеличилась вдвое к концу 2008 г.  Существенный рост стоимости импорта в 2008 г. на 33% против увеличения стоимости экспорта на 22% обусловил сохранение отрицательного сальдо торгового баланса в 32 млрд. долл. И дефицита платежного баланса по текущим операциям, оцениваемого в 11 млрд. долл. В тоже время, что весьма показательно для оценки индикаторов экономического капитала в стране, движение иностранного капитала шло разнонаправлено: портфельные инвестиции быстро уходили из страны, а прямые показали значительный рост. По данным за три квартала 2008 г., из Индии было выведено 4,2 млрд. долл. портфельных инвестиций и импортировано по данным на сентябрь 2008 г. прямых инвестиций 19,3 млрд. долл., которые были вложены в капиталоемкие и трудоемкие отрасли экономики: услуги, строительство дорог и капитальное строительство, в сферу высоких технологий, в первую очередь в производство программного обеспечения.  
 
Индии не удалось в условиях рецессии сохранить прежний уровень ликвидности своей кредитной системы. В первой половине 2008/09 г. она сократилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2007/08 г. не избежала она и «мягкой» девальвации рупии, курс которой понизился в 2007/08 г. на 10%, достигнув  в декабре 47,7 рупий за один доллар. Правда, необходимо заметить, что такое изменение курса рупии можно рассматривать, как позитивное явление для экономики, повышающее конкурентоспособность экспорта страны инвестиционную привлекательность и рост доходов её многочисленной диаспоре за рубежом, в первую очередь программистов. Реакция индийского правительства на рецессию была своевременной и эффективной. Реализация антикризисных мер в денежно-кредитной области имела в Индии ряд существенных особенностей. Во-первых, национальная банковская система в течение длительного времени существовала в крайне неблагоприятных условиях, конкурируя с крупными главным образом английскими банками в течение долголетней колониальной истории страны. Национальные банки уже тогда приобрели большой опыт по выживанию и управлению рисками. В обстановке затяжного экономического кризиса второй половины прошлого века крупные банки Индии были национализированы. В настоящее время 80% всех депозитов страны сосредоточены в государственных банках. Это обстоятельство исключает по определению банкротство банков или какие-либо серьезные проблемы с их ликвидностью. Все банки Индии, несмотря на современные сложные проблемы, имеют прочные балансовые счета, сохраняют высокую капитализацию и хорошо управляются.  
 
Находясь под государственным контролем, банковская система целенаправленно кредитует в первую очередь те отрасли национального хозяйства, где велики кассовые разрывы: сельское хозяйство, розничную торговлю, жилищное строительство. 
 
Государственная политика в денежно-кредитной сфере, где РБИ (резервный центральный банк Индии) является ключевым звеном, имеет достаточно выраженную социальную окраску. Активно поощряется предоставление кредитов мелким и мельчайшим предпринимателям, т.е. наиболее многочисленным, слабым и страждущим в любых отрицательных нарушений стабильности стратам населения. Индия – одна из немногих стран, где действует система микрокредитования, автор которой Мохаммад Юнус был удостоен Нобелевской премии. Очень небольшие сумму в форме кредитов предоставляются самым мелким предпринимателям и даже тому, кто лишь собирается им стать. Кредитную поддержку получают миллионы людей, многие из которых включаются в предпринимательскую деятельность, сокращая ряды безработных. Микрокредитование расширяет масштабы рыночного спроса, стимулирует экономический рост. Наряду с поддержкой микрокредитования мелкие земельные собственники были освобождены от уплаты просроченных долгов. В борьбе с рецессией правительство Индии внесло изменения в бюджетную политику. Установлен строгий контроль за расходной частью государственного бюджета. В 2007/08 фискальный дефицит бюджета составил 2,8% ВВП, что стало самым низким показателем за всю историю независимой Индии. Строгий контроль за расходами, четкое бюджетное планирование позволили в бюджете 2008/09 добиться не только существенно понизить  долю дефицита в ВВП, но и снизить налоговое бремя на 6 млрд. долл. и  увеличить при этом расходы по сравнению с бюджетом весьма благоприятного 2003/04 г. на сельское хозяйство в 3 раза, на образование почти в 5 раз, здравоохранение - в 2,5 раза. По мнению журнала «Мировое и национальное хозяйство»: «Выход из кризиса - в снижении издержек производства, создании нового продукта, внедрение новой энерго- и ресурсосберегающей технологии и организации труда. Так было всегда. Но в постиндустриальной экономике главным средством преодоления кризиса, «точной опоры», которая позволит изменить нисходящую фазу современного цикла и обеспечит начало фазы подъема, станет высокая технология, интеллектуальная составляющая в составе компонента. Уже сегодня информационно-коммуникационных технологии хотя и в неравной степени, неотъемлемой частью всего производственного комплекса большинства стран мира. Именно на их базе создается самая рациональная индустриальная, научная и управленческая структура, достигается наивысший экономический эффект. Все это наиболее короткий и эффективный путь выхода из экономического кризиса. Развитая высокотехнологичная промышленность Индии, широкая аутсорсинговая сеть в сочетании со сравнительно низкой ценой ее продукции, должны обеспечить стране минимизацию отрицательных последствий мирового экономического кризиса и осуществить переход национального хозяйства от рецессии к росту.» 
 
Однако общая оценка экономического состояния Индии на нынешнем этапе развития мирового экономического кризиса сделанная большинством индийских аналитиков в основном оптимистична. Потери страны, пока и сами по себе и, в особенности по сравнению со  многими другими странами, минимальны.

Глава 3. Основные тенденции внешнеэкономической  деятельности государства. Приоритеты внешней

торговли. Государственное  регулирование ВЭД

 
Индия добилась внушительных успехов  во внешнеэкономической деятельности. Экспорт ежегодно увеличивается  в среднем на 10-13%, а импорт стабилизировался. Обменный курс рупии становится все  более устойчивым. Темпы роста  инфляции удерживаются на уровне 7-8%. Внешнеэкономическая  либерализация Индии продолжается, и в значительной степени страна отказалась от протекционистской политики, сняла административные запреты  на импорт сырья и оборудования частными предпринимателями. Максимальный уровень  импортных тарифов за 15 лет был  снижен с 400% до 65%. С целью поощрения  экспорта правительство девальвировало рупию на 24% и сняло большинство  ограничений на обмен. В настоящее  время рупия фактически является конвертируемой валютой. Иностранные инвестиции, которые раньше всячески ограничивались, стали поощряться: например, для покупки иностранными инвесторами пакетов акций индийских предприятий теперь уже не требуется специальных разрешений, если пакет акций не превышает 51%. 
 
Но с отменой количественных ограничений на импорт товаров в Индию, принятых в соответствии с правилами ВТО, возникли опасения, что в результате увеличения демпингового импорта по отечественным производителям будет нанесен ощутимый удар. 
 
Правительством Индии был приведен в действие протекционистский механизм, обеспечивающий адекватную защиту прав отечественных производителей. Изменения в тарифной политике выразились, в первую очередь, в максимальном увеличении ставок ввозных таможенных пошлин на некотрые виды товаров, собственное производство которых в Индии имеет решающее значение для экономики страны. 
 
На ряд сельскохозяйственных товаров и продукции садоводства, которые ранее входили в список для свободного импорта, были установлены верхние пределы ставок таможенных пошлин. В отношении таких "чувствительных" товаров были приняты соответствующие постановления Правительства Индии для того, чтобы в законодательном порядке зафиксировать повышение таможенных тарифных ставок. Было также решено ввести изменения в Закон о внешней торговле 1992 года (Forcing Trade Act) для того, чтобы придать законную силу действиям правительства, как временным, необходимым и предохранительным от последствий отмены количественных ограничений.  
 
Введены повышенные ввозные пошлины для обеспечения защиты внутреннего производителя:  
 
§        на импорт таких сельскохозяйственных продуктов, как пшеница, рис, кукуруза, другие зерновые культуры, и кокосовое масло, отнесенных к категории товаров государственной торговли. Аналогично производится импорт нефтяных товаров, включая бензин, дизельное топливо и авиационное топливо, отнесенных к категории товаров государственной торговли. Импорт карбамида (мочевины) также осуществляется через механизм государственной торговли;   
 
§        на импорт всех товаров распространяется действие таких существующих нормативных правовых актов внутреннего регулирования, как Закон о фальсификации пищевых продуктов, Положение о мясных продуктах, Порядок контроля над сбором, обработкой и отходами чая;  
 
§        для того чтобы гарантировать, что импорт сельскохозяйственных товаров не приведет к нежелательному проникновению экзотических заболеваний и чуму в страну, принято решение распространить на импорт всех первичных продуктов растительного и животного происхождения правила "Допуска разрешения по биологической, санитарной и фитосанитарной безопасности";  
 
§        импорт иностранных алкогольных напитков, готовых продуктов питания и чая подчинен существующим внутренним правилам регулирования, касающихся здоровья и гигиены. 
 
В соответствии с правилами ВТО, членом которой с 1995 г. является Индия, кроме вышеуказанных мер, разрешается вводить дополнительные ввозные пошлины при определенных условиях. Они включают действия по предотвращению субсидированного импорта, антидемпинговые меры, протекционистские мероприятия по соображениям экономической безопасности и др.  
 
Доля Индии в мировой торговле составляет менее 1%. Такое положение вызывает серьезную озабоченность руководства страны, особенно на фоне быстрого роста объемов экспорта Китая и стран АСЕАН. Поэтому правительством поставлена задача достижения не менее 20% ежегодного роста экспорта.  
 
Для реализации задач повышения доли страны в мировой торговле повышается внимание к мерам и средствам содействия экспорту, ускоряется поиск новых механизмов, способствующих его расширению.  
 
В экспортно-импортной политике Индии (ЭИП) на 2002-2007 гг. предполагается создание таких условий для развития экспорта, которые позволили бы достичь цели, поставленной в 10-ом пятилетнем плане и Среднесрочной экспортной стратегии, - увеличить к 2007 году долю Индии в мировой торговле с 0,7% до 1%. Для достижения этой цели объем экспорта к 2007 году должен возрасти с 46 до более 80 млрд. долларов США. Это означает, что среднегодовой рост экспорта в 10-ой пятилетке должен составить 11,9%. 
 
Экспортно-импортная политика на 2002-2007 гг. закрепляет и развивает принятые ранее решения, направленные на развитие экспорта и повышение конкурентоспособности индийских товаров путем создания для экспортеров благоприятных условий, которые не противоречили бы при этом правилам ВТО и не являлись бы дискриминационными по отношению к местным производителям, ориентированным на внутренний рынок.  
Глава 4. Состояние внешнеэкономических связей с 
 
 Россией. 
 
Россия и Индия имеют значительное совпадение интересов в политических и экономических сферах, что в сочетании с солидной договорно-правовой базой создает благоприятные условия и предопределяет необходимость всемерного развития отношений в этих областях в целях укрепления своих стратегических позиций в мире. 
 
Внешняя торговля Индии переживает бурный подъем, выражающийся в резком увеличении объемов товарооборота в основном за счет экспорта. Основной интерес страны лежит в расширении торговли со странами, в число которых входят ведущие державы мира, в т.ч. и Россия. 
 
Индия традиционно занимала важное место в торгово-экономических связях бывшего СССР, а потом и России. Однако начиная с 1991 г. для российско-индийских торгово-экономических отношений характерно снижение товарооборота. Объективными причинами такого положения стали изменения, происходящие в экономике России, сопровождающиеся ломкой старых связей, переориентацией внешней торговли на рынки стран Запада. 
 
В настоящее время объем торговли между Россией и Индией, равный 7%, не отражает полностью всех тех потенциалов, которые существуют в нашей торговле и сотрудничестве, т.к. потенциал здесь очень большой. Поэтому основной задачей, стоящей перед Индией и Россией является увеличение взаимного товарооборота. Обеим странам необходимо расширить практику создания совместных экспортоориентированных предприятий, в частности, в области фармацевтики, пищевой промышленности, инжиниринговых фирм и т.д. Тут важно отметить, что прямой диалог бизнеса России и Индии, конкретных людей, которые работают в конкретных сферах, может серьезно повлиять на изменение товарооборота между обеими странами и общего фона, на котором быстро развивается политическое сотрудничество. При условии обеспечения эффективности внешнеторговых отношений дальнейшее расширение и углубление торговли Индии с Россией может стать стимулом к расширению производственного и экономического потенциала обеих стран.Необходимо серьезно изменить отношение к Индии как слаборазвитой стране. Сейчас индийская экономика - одна из самых динамично развивающихся на планете. Участие России в долгосрочной стратегии модернизации Индии должно осуществляться по трем основным направлениям: развитие и расширение кооперационных связей в энергетике; перевод на новый качественный уровень военно-технического сотрудничества (ВТС); закрепления, в условиях жесткой конкуренции России на индийском рынке в качестве носителя и производителя высоких технологий.  
 
Ведущую роль в реализации договоренностей в экономической области играет Межправительственная Российско-Индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК).  
 
Десятое заседание МПК прошло 18-19 ноября 2004 года в Нью-Дели под сопредседательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова и Министра иностранных дел Индии Н. Сингха. В ходе него проведена "инвентаризация" результатов двустороннего взаимодействия, намечены дальнейшие шаги по созданию благоприятных условий для расширения торговли и продвижения экономических проектов. Принято решение об оптимизации организационной структуры МПК, в частности, с 12-ти до 5-ти сокращено количество отраслевых рабочих групп. Достигнутые договоренности получили дальнейшее развитие на одиннадцатом заседании Межправкомиссии, которое прошло 26 октября 2005 года в Москве под председательством А.Д.Жукова и Н.Сингха.  
 
30 ноября 2004 года состоялось первое заседание совместной Рабочей группы по урегулированию межгосударственных финансовых обязательств, на котором достигнут принципиальный прорыв в вопросе о расширении сферы использования индийского рупийного долга на финансирование совместных инвестиционных проектов в Индии. Стороны договорились согласовать проекты соответствующих Обменных писем.  
 
Основа для совместных прорывных решений заложена. Есть широкоформатная договорно-правовая база. У деловых кругов России и Индии хорошее знание друг друга и большой опыт сотрудничества, а главное, нет расхождений в политических вопросах и налажены прочные межгосударственные связи. Общая готовность содействовать экономическому сотрудничеству, устранять преграды на пути деловой инициативы - все это четко отражено в принятой в ходе визита В.В. Путина в Индию в декабре 2004 года совместной политической декларации. Тем не менее, в ключевых отраслях российско-индийского сотрудничества существует ряд проблем, тормозящих дальнейшее развитие двусторонних отношений и требующих решения.  
______________________________________________________________ 
 
Источник: Материалы Международного экономического форума 
"Россия и Индия: стратегическое партнерство в XXI веке" 
Заключение 
 
Страна занимается экспортом и импортом, но при этом испытывает сырьевой дефицит.  
 
Индия не только привлекает капиталы извне, но еще и  активно инвестирует средства в экономику других стран.  Но, естественно, как и в других странах, существуют и определенные проблемы в экономике. 
 
На данный момент Индия, как и все страны мира не изолирована от кризиса, принявшего планетарный характер.  
 
Индия добилась внушительных успехов во внешнеэкономической деятельности. Государство принимает активные меры по регулированию и развитию ВЭД. Также идет тенденция на сотрудничество между Россией и Индией, где наблюдается большое  совпадение интересов в политических и экономических сферах,  ведь Индия традиционно занимала важное место в торгово-экономических связях бывшего СССР, а потом и России.   
 
Завершив контрольную работу, я сделала вывод, что Индия это одна из быстро развивающихся стран с растущей экономикой, также ее экономика - одна из самых динамично развивающихся на планете, но, не смотря на все это, экономическое положение страны все же остается противоречивым.  
                                     
Список литературы 
 
Материалы взяты с сайтов: 
 
1.                www.mirec.ru    /Журнал «Мировое и национальное хозяйство» 7-2008 Экономика    Индии в условиях мирового экономического кризиса/ 
 
2.               www.indostan.ru  / Экономика Индии: проблемы./ 
 
3.               www.rosfinkom.ru  /Экономика Индии дает слабину(по материалам журнала «The Economist»)/ 
 
4.               www.eroport.ru /Экономика Индии в современой мировой экономике/ 
 
5.               www.rus-ind.ru / Российско- Индийское торгово-экономическое сотрудничество/


Информация о работе Экономико-географическое расположение Индии