Диверсификация в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 10:28, реферат

Описание работы

Реальная угроза банкротства заставляет многие строительные предприятия работать на условиях, когда получаемые доходы покрывают расходы с минимальной прибылью или вообще без таковой. Таким образом, чтобы «выжить», они вынуждены без должного обоснования проводить диверсификацию производства. Таким образом, именно неблагоприятные условия хозяйствования, которые являются характерными для большинства предприятий строительства в условиях кризиса переходной экономики, в значительной степени и стали предпосылками использования диверсификационной стратегии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ 4
УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 9
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 14
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА 19
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

диверсификация в строительстве.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОСУДАРСТВЕНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт бизнеса в  строительстве и управления проектом

Кафедра управления бизнесом в строительстве

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Экономика строительства»

на тему

«Диверсификация в строительстве»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

москва,  2010

Содержание

Введение

В условиях переходной экономики  одной из важнейших проблем  строительных компаний является задача по прогнозированию потенциального кризисного финансового состояния в целях своевременной разработки и принятия мер по предотвращению их банкротства. Еще до кризиса строительство в основном осуществлялось за счет кредитных ресурсов. После того как строительная отрасль вошла в состояние стагнации, замедлили свой рост и сопутствующие сегменты рынка.

Реальная угроза банкротства  заставляет многие строительные предприятия работать на условиях, когда получаемые доходы покрывают расходы с минимальной прибылью или вообще без таковой. Таким образом, чтобы «выжить», они вынуждены без должного обоснования проводить диверсификацию производства. Таким образом, именно неблагоприятные условия хозяйствования, которые являются характерными для большинства предприятий строительства в условиях кризиса переходной экономики, в значительной степени и стали предпосылками использования диверсификационной стратегии.

Данное направление развития является особенно актуальным в условиях жесткой конкуренции, когда узкая специализация еще больше снижает возможность получения строительной организацией подряда на выполнение работ. Важнейшим мотивом перехода субъекта хозяйствования на путь диверсификации является снижение прибыльности его капитала, вложенного в традиционное производство. Выбор направлений диверсификации в значительной степени зависит от финансового состояния и возможности развития организации в будущем.

В развитых странах диверсификация в функционировании предприятий имеет широкое распространение. В России также накоплен определенный опыт диверсификации предприятий и организаций в рыночных условиях.

Сущность диверсификации и ее классификация

В экономической науке  существуют многообразные определения понятия «диверсификация». В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение – диверсификация (от позднелат. Diversifcatio - измерение, разнообразие) – расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями.

В общем смысле диверсификация — это родна из форм концентрации собственного или заемного капитала в целях выполнения новых видов деятельности и проникновения на новые виды работ (услуг, изделий, товаров), распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, рынки, отрасли. Упрощенно можно сказать, что это обратный процесс специализации, который базируется на эффекте комбинирования и предполагает включение в состав деятельности хозяйствующего субъекта новых сфер.

После проведения мер  по диверсификации организация расширяет  свою сферу деятельности, переходит  в большинстве случаев в категорию  крупной и высоко интегрированной. В результате снижаются издержки производства, и появляется синергетический  эффект. Принято различать диверсификацию экономическую и производства.

Экономическая диверсификация — это объединение в одной  фирме выпуска продукции с  разной рентабельностью, что позволяет  манипулировать издержками производства.

В строительстве практически  невозможно применять экономическую диверсификацию, так как строительные фирмы осуществляют позаказную (объектную) деятельность с примерно одинаковым уровнем рентабельности всех видов строительно-монтажных работ (8—10%). Поэтому наибольший интерес для строительства представляет диверсификация производства.

Диверсификация производства в строительстве — проникновение  в новые сектора строительного  и нестроительных рынков с одновременным  развитием нескольких связанных  или несвязанных друг с другом видов производств или сочетание производства товаров (работ, услуг) в разнородных сферах деятельности. Диверсификация производства определяется как расширение сферы деятельности предприятия, связанной или не связанной с основным производством.

В строительстве можно  выделить следующие направления диверсификации производства:

      • объединение в одной системе собственно строительства и производства строительных материалов с созданием предприятий типа домостроительных комбинатов;
      • объединение в одной производственной системе строительного проектирования и собственного строительства с созданием предприятий типа проектно-строительных фирм. Объединение этих двух видов деятельности имеет значительный экономический потенциал, так как позволяет накапливать внутри фирмы большие возможности оперативного решения разнообразных строительных задач, что делает поведение фирмы на строительном рынке более гибким;
      • создание инжиниринговых фирм, включающих в сферу своей деятельности весь комплекс работ и услуг по созданию законченных объектов, подготовленных к эксплуатации с проектной мощностью, в том числе объектов, связанных с созданием инфраструктуры;
      • организация производства строительных материалов и заделов с выходом на рынок строительных материалов с пользованием отходов строительного производства, некондиционной продукции, отходов от разборки зданий и сооружений при их реконструкции;
      • организация других производств не связанных с основным производством, на которых можно в той или иной мере использовать квалификацию работников строительной фирмы (например, в мебельном производстве).

Желание диверсифицировать  свою деятельность может быть вызвано  такими мотивами, как необходимость  вложения капитала, снижение рисков, издержек на выпускаемую продукцию, стремление более эффективно использовать каналы дистрибьюции, систему управления и т.д. Предлагая более широкий спектр товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность. Кроме того, при диверсификации неизменно возникает синергетический эффект, вытекающий из свойств системы: компонент вне системы имеет меньший потенциал, чем в совокупности системы.

Диверсификацию разделяют  на связанную и несвязанную (конгломеративную). Связанная диверсификация представляет собой процесс освоения новых видов деятельности, связанных с существующим производством, и делится на вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная диверсификация (интеграция) — процесс включения  в имеющуюся систему новых  компонентов (производств, предприятий), входящих в единую технологическую  цепочку производственного процесса. При этом различают три типа интеграции: полная, частичная и квазиинтеграция (подразумевается создание альянсов между заинтересованными компаниями без перехода права собственности). Кроме того, вертикальная диверсификация может быть прямая (интеграция с предприятиями — потребителями продукции) и обратная (с предприятиями — поставщиками).

Горизонтальная диверсификация — процесс объединения предприятий, работающих в одной сфере, — проводится для усиления своей конкурентоспособности  или для контроля над конкурентами.

Несвязанная диверсификация — это процесс проникновения на новые рынки, не связанные с основным видом деятельности компании. Диверсификация производства имеет два пути развития:

      • внутренний рост — проведение диверсификации существующего предприятия (создание или выделение новых направлений);
      • внешний рост — диверсификация путем слияния, поглощения.

В процессе поиска вариантов  для диверсификации компания может  остановить свой выбор на родственной  или на новой для нее отрасли. В первом случае диверсификация проводится в отрасли, обладающей своего рода стратегическим соответствием. Некоторые фирмы предпочитают проводить диверсификацию в другие отрасли с хорошими возможностями для получения прибылей.

Фирмы, идущие на непрофильную диверсификацию, почти всегда проникают  в новые производственные секторы путем приобретения уже функционирующих компаний, а не посредством создания нового филиала в рамках единой корпоративной структуры. Такая стратегия основывается на положении о том, что рост компании путем поглощения других фирм (конгломератное слияние) повышает стабильность акций. Критерий получения дополнительных выгод отодвигается на второй план, что оправдывает себя до тех пор, пока непрофильная диверсификация обеспечивает рост корпоративных доходов, а также при условии, что ни одно из приобретенных производств не функционирует неэффективно.

Диверсификация производства может быть:

      • плановой (по заранее разработанному бизнес-плану) и внеплановой (вынужденной);
      • внутриотраслевой и межотраслевой;
      • простой (без затрат на ее проведение) и сложной (с выделением капитальных вложений на ее осуществление).

В настоящее время  в строительных предприятиях происходят два типа диверсификации производства:

      • внутриотраслевая, связанного типа, с обратными связями, в основном простая на внеплановой основе;
      • межотраслевая, несвязанного типа, как правило, на плановой основе. Может быть сложной и простой в зависимости от финансового состояния предприятия.

Диверсификация производства является способом разрешения возникающих  противоречий между снижающейся  нормой прибыли в специализированных строительных предприятиях и возможностью ее увеличения в других секторах строительного и нестроительного рынков.

Условия и критерии осуществления  диверсификации производства

На эффективность проведения диверсификации производства влияют три  группы факторов:

    • макроэкономические;
    • отраслевые;
    • внутрифирменные.

Макроэкономические факторы, среди которых в первую очередь выделяются инвестиционная и налоговая политики государства, уровень инфляции, монетарная (денежно-кредитная) политика, создают существенные условия функционирования строительного предприятия, которые могут носить как благоприятный, так и неблагоприятный характер для их деятельности.

Инфляция обесценивает амортизационные ресурсы предприятий, уменьшает инвестиционную активность, что затрудняет процесс простого воспроизводства основного капитала в виде основных производственных фондов.

В то же время инфляция уменьшает предпринимательскую  активность, снижает экономическую  эффективность деятельности предприятий, отрицательно сказывается на их финансовом положении.

С другой стороны, инфляция стимулирует поиск таких сфер и направлений деятельности, в которых темпы роста прибыли опережали бы темпы инфляции. Это возможно в тех случаях, когда имеется стабильный и большой спрос на продукцию, что позволяет предприятиям повышать цены быстрее, чем растет инфляция. Подобная ситуация может подтолкнуть предприятие на диверсификацию производства, нахождение предприятием более прибыльных направлений, как связанных, так и несвязанных с их основными видами деятельности.

Денежно-кредитная политика оказывает непосредственное влияние  на такие важнейшие показатели, как уровень цен, ВВП, инвестиционная активность, занятость.

Большое значение для  деятельности предприятий имеет  налогообложение. Чем меньше налоговое  бремя, тем больше деловая активность предприятий, и наоборот.

Среди факторов, действующих на уровне отрасли, можно выделить ряд основных, действующих на потенциал доходности отрасли:

  • спрос и предложение строительной продукции;
  • конкуренция между действующими на рынке подрядных работ строительными предприятиями;
  • объемы финансирования капитальных вложений, капитального ремонта и ремонта;
  • конкуренция между поставщиками материалов и услуг; степень наполнения рынка подрядных работ в строительстве материалами и услугами.

Положение строительных предприятий на рынке подрядных  работ зависит от стоимости и качества выполняемых видов СМР (их специализации), наличия строительной техники, инструментов, оборудования, производственной базы, потенциала рабочей силы и авторитета фирмы у заказчиков, т.е. степени конкурентоспособности строительной организации.

Обозначим следующие  финансовые и материальные потоки:

1 — капитальные вложения  предприятий-инвесторов;

2 — строительная продукция  в виде построенных зданий  и сооружений;

3 — инвестиции для  проведения капитального ремонта  и Денежные средства для осуществления ремонтов;

4 — выполненные комплексы  ремонтно-строительных работ (РСР);

5 — строительные материалы,  конструкции, изделия;

6 — денежные средства  предприятиям — поставщикам строительных  материалов, конструкций, изделий;

7 — строительно-монтажные  и ремонтно-строительные паботы, выполненные в рамках внутриотраслевой диверсификации производства связанного типа;

8 — договора подряда,  заключенные в рамках внутриотраслевой  диверсификации производства связанного  типа.

Позиция поставщиков  материалов, услуг также определяется стоимостью и качеством производимой продукции (услуг), значением отрасли как потребителя и возможностью дифференцированного учета запросов покупателей.

Помимо перечисленных  факторов имеет значение количество функционирующих в отдельном  регионе специализированных предприятий, их мощности, т.е. степень концентрации производственных мощностей по выпуску однородной продукции, выполнению отдельных видов работ и услуг. С другой стороны, необходимо учитывать объемы спроса на их продукцию, работы, услуги со стороны инвесторов и покупателей.

Информация о работе Диверсификация в строительстве