Теоретические основы в страховой деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:28, диссертация

Описание работы

Цель диссертационного исследования заключается в получении новых юридических знаний о сущности форм и методов страховой деятельности и формировании практических рекомендаций по повышению эффективности страховой деятельности в Российской Федерации и совершенствованию законодательства о страховании.
Достижение названной цели предполагается через решение следующих задач диссертационного исследования:
Изучить исторические аспекты страховой деятельности в России;
Раскрыть сущность страховой деятельности в Российской Федерации;
Рассмотреть методы правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………….4

Глава 1. Теоретические основы страховой деятельности
в Российской Федерации ……………………………….………………….….…...8
1.1. Исторические аспекты страховой деятельности в
Российской Федерации ………………………………………………………....….8
1.2. Сущность и основы страховой деятельности в
Российской Федерации……………………………………...……………………..16
1.3. Правовое регулирование института страхования в
современной России…………………………………………………………......…26

Глава 2. Методы правового регулирования страховой
деятельности в Российской Федерации………………………………….……….38
2.1. Содержание методов правового регулирования
страховой деятельности……………………………………………………………38
2.2. Совершенствование правового регулирования налогообложения
субъектов страховой деятельности ……………………………….……………....50
Административно правовое регулирование
страхового надзора в РФ………………………………………………………..….62

Заключение……………………………………………………………………….....76
Список использованной литературы……………………………………...………82

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа Архипенко С.А.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что предмет  финансового права в современных  условиях изменяется, наполняясь новым  качеством. Мы считаем, что основной системообразующей категорией финансового права должна стать категория «правовое регулирование публичных финансов». Что же касается финансово-правового института страхования, то должен занять достойное место в системе «нового финансового права».

 

 

  • 2.2. Совершенствование правового регулирования налогообложения субъектов страховой деятельности
  • Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения ли на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
  • Объектом обложения  налогом является доход от страховой  деятельности, уменьшенный на сумму  затрат, включаемых в себестоимость  страховых услуг. При этом затраты  на оплату труда при исчислении облагаемого дохода в себестоимость страховых услуг не включаются.

    К доходам от страховой  деятельности относятся:

    а) страховые платежи (страховые премии) по договорам  страхования и перестрахования;

    б)комиссионные вознаграждения по перестрахованию;

    в) доля перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях;

    г) суммы возврата специальных  страховых резервов предыдущего  периода;

    д) другие доходы, связанные  со страховой деятельностью, включая  доходы от инвестирования временно свободных  средств и размещения их на счетах в банках.

    Доходы страховых организаций  в иностранной валюте подлежат налогообложению  по совокупности с доходом от страховой  деятельности в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной  валюте, пересчитываются на рубли  по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу страховой организации.

    Доход от акций, облигаций  и иных ценных бумаг, принадлежащих  страховой организации, а также  от долевого участия в других предприятиях подлежит налогообложению у источника этих доходов.

    Прибыль, полученная страховой  организацией от иных видов деятельности, не связанных со страховой деятельностью, а также доходы посредников (брокеров) облагаются в порядке, предусмотренном  Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

    Согласно ст. 330 НК РФ налогоплательщики - страховые организации ведут  налоговый учет доходов (расходов), полученных (понесенных) по договорам  страхования, сострахования, перестрахования, по заключенным договорам, по видам  страхования.

    Доходы налогоплательщика в виде всей суммы страхового взноса, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности  налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору, вытекающей из условий договоров страхования, сострахования, перестрахования, вне зависимости от порядка уплаты страхового взноса, указанного в соответствующем договоре (за исключением договоров страхования жизни и пенсионного страхования).

    По договорам страхования  жизни и пенсионного страхования  доход в виде части страхового взноса признается в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса в соответствии с условиями указанных договоров.

    Налогоплательщик в  порядке и на условиях, которые  установлены законодательством  Российской Федерации, образует страховые резервы. Налогоплательщики отражают изменение размеров страховых резервов по видам страхования.

    Страховые выплаты по договору, подлежащие выплате в соответствии с условиями указанного договора, включаются в состав расходов на дату возникновения у налогоплательщика обязательства по выплате страхового возмещения в пользу страхователя либо застрахованных лиц (при страховании ответственности - выгодоприобретателя) по фактически наступившему страховому случаю, выраженного в абсолютной денежной сумме, которая должна быть рассчитана в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами страхования.

    Доход (расход) в виде сумм возмещений доли страховых выплат признается на дату возникновения обязательства  у перестраховщика по оплате перестрахователю по фактически наступившему страховому случаю, выраженному в абсолютной денежной сумме, согласно условиям договора перестрахования.

    Суммы возмещений, причитающиеся  налогоплательщику в результате удовлетворения регрессных исков либо признанные виновными лицами, признаются доходом:

    1) на дату вступления  в законную силу решения суда;

    2) на дату письменного  обязательства виновного лица  по возмещению причиненных убытков.

    При этом доля указанных  сумм, подлежащих возмещению перестраховщикам от перестрахователя, включается в доходы (расходы) перестрахователя и перестраховщика соответственно, в момент, установленный для указанных налогоплательщиков в соответствии со ст. 330 НК РФ.

    Налогоплательщик ведет  учет страховых премий (взносов) по договорам сострахования в части, приходящейся на долю налогоплательщика в соответствии с условиями этих договоров.

    Для страховых организаций  налоги на доходы, а затем налог  на прибыль являются самыми значимыми.

    Страховщик обязан соблюдать  нормативное соотношение между активами и принятыми страховыми обязательствами, представляющее собой их разность, или свободные активы страховщика.

    Под активами понимается имущество страховщика в виде основных средств, материалов, денежных средств, а также финансовых вложений. Обязательства характеризуют задолженность страховщика перед физическими и юридическими лицами (страховые резервы, займы и кредиты банков, иные заемные и привлеченные средства, резервы предстоящих расходов и платежей, расчетные обязательства по перестраховочным операциям и другую кредиторскую задолженность).

    Размер норматива свободных  активов страховщика устанавливается  по:

    • видам страхования, иным чем страхование жизни;
    • страхованию жизни.

    Установление правил размещения страховых резервов в  целях обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций.

    Страховые резервы размещаются  страховщиками на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

    Порядок использования  средств страховых резервов определяется специальными правилами, утвержденными Минфином РФ.

    Рост публичных расходов требует увеличения государственных  доходов, что достигается, прежде всего, за счет усиления бремени налогообложения. Но возможность увеличения налоговой  нагрузки имеет свои пределы. А.Н. Козырин  рассматривает "налоговый предел" как достижение такой доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет, при которой ее дальнейшее увеличение влечет за собой резкое обострение экономических и социальных противоречий3. В этом определении отражена полная характеристика "налогового предела".

    Значительное влияние  на уровень развития страхования  в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения  страховых операций. В данном случае перед государством стоят две  прямо противоположные задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в государственный бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды, а с другой - в необходимых случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования или, по крайней мере, не делать для них страхование операцией, невыгодной в финансовом отношении.

    Помимо фискальной функции, (наполнение бюджета) налоги могут выполнять  и стимулирующую функцию, т.е. воздействовать на экономические интересы участников финансовых правоотношений в сфере страхования, создавая условия для оптимизации общих затрат на страхование, особенно его видов, имеющих наибольшую социальную значимость4.

    Налоги не должны мешать развитию экономики государства, ее различных сегментов, в том числе развитию страхования; налоги должны быть уменьшены или вообще отменены, если они сокращают потребление, в том числе в сфере страховых услуг; налоги должны быть достаточными для удовлетворения тех общественных потребностей, для которых они предназначены.

    Таким образом, финансово-правовое регулирование отношений налогообложения  с участием страховых организаций, осуществляемое государством, должно развиваться не только в направлении  методологического упрощения, стандартизации процедур взимания налогов и усиления государственного контроля за соблюдением субъектами страхования законодательства по налогам и сборам, но и путем совершенствования налогового механизма, более приемлемого для развития страхового сегмента национальной экономики. Такое развитие страхования в конечном счете даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер.

    Президентом РФ определено, что государственная налоговая  политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования5.

    Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых  ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.

    Налоговая нагрузка - это  экономический показатель, характеризующий  налоговую систему государства. В настоящее время понятие налоговая нагрузка используется при обсуждении таких актуальных вопросов экономики и политики, как оценка результатов мероприятий налоговой реформы; определение налогового потенциала отраслей экономики; анализ факторов, влияющих на темпы экономического роста.

    Разработка более совершенной  методики оценки налоговой нагрузки является условием принятия адекватных управленческих решений, обеспечивающих развитие экономики, в том числе  приоритетных видов деятельности.

    И.В. Горский отмечает две наиболее важные сферы применения показателя налоговой нагрузки: урегулирование финансовых взаимоотношений между субъектами в федеративных государствах и проведение налоговых реформ при определении высоты возможного обложения6.

    Проблема исчисления налоговой нагрузки включает два аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект - проблема тяжести обложения на общегосударственном уровне, что, прежде всего, необходимо в целях сравнения тяжести налоговой нагрузки в разных странах. Внутренний аспект - проблема изучения распределения налоговой нагрузки на уровне отдельных налогоплательщиков. Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты является следствием проводимой налоговой политики государства, качественной характеристикой любой системы налогов.

    В настоящее время  в России применяются 14 налогов и сборов. Для сравнения: в начале девяностых годов насчитывалось более 50 разновидностей налоговых платежей.

    По словам А.Э. Сердюкова, руководителя ФНС России в 2006 году, перечисленные новшества в совокупности с другими преобразованиями позволили не только снизить налоговую нагрузку на экономику, но и сделать российскую налоговую систему более прозрачной. А это, в свою очередь, способствовало как развитию бизнеса, так и стабилизации социально-экономической ситуации в нашей стране.

    Следует отметить, что  в России до 2007 года не существовало общепринятой методологии исчисления налоговой нагрузки для отдельных  налогоплательщиков. Однако в мае 2007 года Федеральная налоговая служба (ФНС) приказом № ММ-3-06/333@ утвердила "Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок", в соответствии с которой налоговые органы должны отбирать компании для проверок.

    Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

    • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
    • предупреждение налоговых правонарушений.

    В целях эффективного решения этих задач подготовлена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

    Согласно Концепции  планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступный. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось исключительно внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

    Информация о работе Теоретические основы в страховой деятельности в РФ