Теоретические основы в страховой деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:28, диссертация

Описание работы

Цель диссертационного исследования заключается в получении новых юридических знаний о сущности форм и методов страховой деятельности и формировании практических рекомендаций по повышению эффективности страховой деятельности в Российской Федерации и совершенствованию законодательства о страховании.
Достижение названной цели предполагается через решение следующих задач диссертационного исследования:
Изучить исторические аспекты страховой деятельности в России;
Раскрыть сущность страховой деятельности в Российской Федерации;
Рассмотреть методы правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………….4

Глава 1. Теоретические основы страховой деятельности
в Российской Федерации ……………………………….………………….….…...8
1.1. Исторические аспекты страховой деятельности в
Российской Федерации ………………………………………………………....….8
1.2. Сущность и основы страховой деятельности в
Российской Федерации……………………………………...……………………..16
1.3. Правовое регулирование института страхования в
современной России…………………………………………………………......…26

Глава 2. Методы правового регулирования страховой
деятельности в Российской Федерации………………………………….……….38
2.1. Содержание методов правового регулирования
страховой деятельности……………………………………………………………38
2.2. Совершенствование правового регулирования налогообложения
субъектов страховой деятельности ……………………………….……………....50
Административно правовое регулирование
страхового надзора в РФ………………………………………………………..….62

Заключение……………………………………………………………………….....76
Список использованной литературы……………………………………...………82

Файлы: 1 файл

Выпускная квалификационная работа Архипенко С.А.doc

— 794.00 Кб (Скачать файл)

Юридический аспект выразился  в окончательном оформлении трехступенчатой  системы страхового законодательства. Это время связано с резким изменением нормативной базы  страхования , выражавшемся в следующих законодательных действиях: введение в действие второй части Гражданского Кодекса РФ; принятие Закона РФ «Об акционерных обществах»; отмена налогообложения превышения фонда оплаты труда; принятие серии нормативных актов по начислению взносов в пенсионный фонд на страховые платежи; принятие серии нормативных актов то запрещавших, то разрешавших отнесение страховых взносов на себестоимость страхователя - юридического лица.

В результате была окончательно сформирована трехступенчатая система  правового  регулирования   страхования , которая в своей основе сохранилась до сегодняшнего дня. Она включает три группы документов: общее гражданское законодательство; специальное страховое законодательство; подзаконные акты и ведомственные нормативные акты.

Но если с законодательством, регулирующим страховое дело, ситуация в начале третьего этапа стала относительно ясной (за исключением ряда частных вопросов), то экономическая ситуация оказалась гораздо более сложной,

На тот момент в экономике  в целом не закончился процесс  «передела» собственности. Напротив, после того как в ходе приватизации закончился этап первичного распределения бывшей государственной собственности, началось ее активное перераспределение. И оно касалось не только собственности, но и, если понимать шире, бизнеса вообще.

Разумеется, это повлияло и на страховой рынок, причем такое влияние было двойственным. С одной стороны, вовлечение в передел собственности потенциальных и реальных страхователей отрицательно сказывалось на их отношении к страхованию. С другой стороны, начались процессы перераспределения и внутри самого страхового рынка.

Все перечисленные проблемы могли быть разрешены одним из двух путей. Либо за их решение должно было взяться государство, и путем  регулирующих мер в короткий срок изменить структуру рынка. Либо государство отказывалось от участия в судьбе страхового рынка, предоставив завершить его реструктуризацию механизму стихийных рыночных сил. Отечественный рынок пошел по второму пути, который оказался более длительным и болезненным, к тому же механизм свободного рынка был сильно потеснен монополистическими действиями крупных финансовых групп.

Кроме того, в решающий для рынка момент в ходе преобразований системы органов государственной  власти после президентских выборов 1996 года была проведена реорганизация  Росстрахнадзора. 14 августа 1996 года Указом Президента РФ Федеральная служба  России  по надзору за страховой деятельностью была упразднена. Функции Росстрахнадзора были переданы Департаменту страхового надзора Министерства финансов.

По данному поводу мы разделяем мнение большинства  специалистов в области страхового дела и считаем, что в результате этого коренным образом был изменен статус самого органа страхового надзора. Конечно, это был существенный шаг назад: из самостоятельного органа, имеющего статус Федеральной службы  России , Росстрахнадзор стал структурным подразделением Министерства финансов, что значительно уменьшило его возможности защищать интересы страхового рынка на федеральном уровне, снизило авторитет и влияние руководства, из кадрового состава ушли многие квалифицированные сотрудники.

Однако, несмотря на смену  организационного оформления, сама модель страхового надзора в связи с  передачей функций Департаменту, в целом не изменилась. Все нормативные  акты Федеральной службы остались действующими, внутренние процедуры - сохранены. Процесс совершенствования системы государственного  регулирования  страхового рынка продолжился.

Крушение пирамиды ГКО  в августе 1998 года нанесло экономике  страны огромный ущерб. Страховому рынку  РФ также был нанесен ощутимый удар: по некоторым оценкам - более 8 миллиардов рублей (свыше 60 %) активов страховых фирм, размещенных в ГКО, считаются потерянными ими, хотя имевшихся страховых резервов до этого еле-еле хватало на покрытие обязательств перед страхователями по текущим выплатам.

В новых экономических  условиях государственное  страхование  должно играть более значительную роль, т.к. оно является не только частью финансового механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных отношениях. Совершенно очевидна была необходимость разработки страховой «идеологии» и внедрение ее, в первую очередь в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.

В итоге, Правительство  РФ утвердило краткосрочную Программу развития национальной системы  страхования  на период до 2000 года. Вопросы  страхования  нашли место также в стабилизационной программе Правительства РФ. Все эти меры не могли не оказать положительного воздействия на развитие страхового рынка.

В 2004 году Правительством РФ была скорректирована принятая ранее  Концепция развития  страхования  к 2007 году. Основные направления развития  страхования  в Российской Федерации на 2002 - 2006 годы включили в себя такие основные положения, как: развитие обязательных и добровольных видов  страхования , повышение капитализации страхового рынка, совершенствование налогообложения,  регулирование  страховых операций в плане перекрытия каналов отмывания доходов, создание инструментов инвестирования средств страховых резервов, антимонопольного  регулирования  страхового рынка, либерализация условий участия иностранного капитала на российском страховом рынке и усиление государственного страхового надзора, а также совершенствование и развитие страхового законодательства в стране.

В результате реализации концепции повысился уровень  защищенности организаций и граждан  от различных групп рисков, повышено качество и расширен спектр предлагаемых страховых услуг; увеличился приток в российскую экономику значительных инвестиционных ресурсов и расширятся структурные основы для развития массовых добровольных видов  страхования ; создана система  правовых  основ страховой защиты имущественных интересов, соблюдения прав и гарантий имущественной безопасности отдельной личности, сферы предпринимательства.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что современная  система страховых  институтов  рыночного типа, сформировавшаяся в нашей стране, характеризуется как полиморфная, относительно сбалансированная в функциональном и структурном отношении, ориентированная на поступательную интеграцию в мировую систему страхового хозяйства, при этом нуждающаяся в государственной субординации и координации на стратегической основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Методы правового регулирования страховой деятельности в Российской Федерации

 

  • 2.1. Содержание методов правового регулирования страховой деятельности
  • Страховой рынок как  часть финансово-кредитной сферы  является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильности функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства.

    Принимая во внимание свойства предмета и метода финансового  права, можно предложить следующий  тест для выявления публичной (финансово-правовой) составляющей в страховых отношениях.

    1. Правовой статус  страховщика. Наличие либо отсутствие  рынка страховых услуг, подлежащего  регулированию Федеральным законом  «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006.

    2. Правовой режим страхового фонда (фондов).

    3. Цели деятельности  страховщика и иных участников  страхового правоотношения. В частности,  публичные интересы могут быть  обусловлены высокой вероятностью  и значительным количеством страховых  случаев. 

    4. Отсутствие диспозитивных, в частности, договорных, начал в регулировании страховых отношений.

    5. Правовая природа  страховых взносов, механизм их  уплаты.

    6. Характер санкций  за неуплату страховых взносов  и иные правонарушения в сфере  страхования. 

    7. Общая направленность правого регулирования. Возможность применения к страховым правоотношениям положений Налогового кодекса РФ (Гражданского кодекса РФ).

    Применяя указанный  тест к имеющимся на сегодняшний  день страховым отношениям, можно  структурно обозначить финансово-правовой институт страхования и его границы.

    Во-первых, нормами финансового  права регулируются отношения по образованию, распределению и использованию  фондов денежных средств в системе  обязательного социального страхования.

    Обязательное социальное страхование в Российской Федерации (далее — ОСС) регулируется «рамочным» нормативным актом — Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ, законами о конкретных видах ОСС — Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 28 июля 1998 г. № 125-ФЗ, Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ и иными нормативными актами.

    Финансово-правовое регулирование  обязательного социального страхования  обусловлено следующими причинами.

    1. Страховщиками выступают государственные внебюджетные фонды — Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ.

    2. Бюджеты государственных  внебюджетных фондов включены  в бюджетную систему, соответствующие  средства находятся в федеральной  собственности (ст. 10, 143 БК РФ). Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов производится по правилам бюджетного процесса.

    3. Страховщики в отношениях  по ОСС преследуют исключительно  публичные цели, реализуя при  этом публичную правоспособность. Наступление страхового случая (достижение пенсионного возраста, необходимость получения медицинской помощи и др.) отличается высокой степенью вероятности, что затрагивает интересы значительного числа граждан. В ст. 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ сказано, что ОСС основано на таких принципах, как его всеобщий обязательный характер, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по ОСС независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов.

    4. Правоотношения в  сфере ОСС лишены какой-либо  диспозитивности, а подчинены  исключительно императивным началам.  Страхователь лишен возможности  отклониться от модели поведения, установленной законом, в частности, выбрать страховщика, повлиять на определение страхового случая, размер страховых взносов и т.д. Имея сходство с обязательным гражданско-правовым страхованием (страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, жизни и здоровья пассажиров и т.д.), ОСС остается в сфере публично-правового регулирования. Обязательное гражданско-правовое страхование, хотя и осуществляемое в силу закона, предполагает заключение договора страхования, оставляет страхователю право на выбор страховой организации, т.е. предполагается наличие конкурентного рынка страховых услуг, а также возможность влиять на определенные условия договора.

    5. По правовой природе  основной источник средств ОСС  — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, — является обязательными платежами, хотя формально они, входят в систему налогов и сборов (ст. 13-15 НК РФ). Страховые взносы нельзя отнести к налогам по признаку их индивидуальной возмездности. Ситуацию не меняет даже то обстоятельство, что к отношениям, связанным с уплатой страховых взносов, субсидиарно применяется налоговое законодательство. Такое применение еще не означает полного тождества страховых взносов и налогов, но свидетельствует об их некоторых общих признаках. Таким признаком является обязательность уплаты, обеспечиваемая сходными мерами контроля и государственного принуждения.

    Имеется и другая точка  зрения, согласно которой страховые взносы являются целевыми налогами. Мы полагаем, что выход из ситуации заключается в отнесении страховых взносов не к налогам, а к иным «обязательным платежам».

    6. Санкции, предусмотренные  ст. 22.1, 22.2 Федерального закона от 28 июля 1998 г. № 125-ФЗ, ст. 25-27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ, включают в себя меры карательного (штраф) и восстановительного (взыскание неуплаченных страховых взносов и пени) характера. Указанные санкции носят публично-правовой характер и схожи с налоговыми санкциями. С другой стороны, они имеют мало общего с последствиями несоблюдения условий обязательного страхования, указанными в ст. 937 ГК РФ. Таким образом, наряду с регулятивными финансовыми правоотношениями в системе ОСС возникают и охранительные финансово-правовые отношения.

    7. Правое регулирование  отношений в системе ОСС имеет  ярко выраженный публично-правовой характер. К отношениям по аккумулированию средств в фонды ОСС субсидиарно применяются нормы НК РФ. Согласно ст.1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. № 10-ФЗ) «отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на ОСС, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах ОСС, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». Применение же норм ГК РФ, а также Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», к отношениям по ОСС либо исключается, либо ограничено узким сектором данных отношений. На это будет обращено внимание в дальнейшем.

    Информация о работе Теоретические основы в страховой деятельности в РФ