Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение страховых фондов на примере, финансовой системы Республики Беларусь, а также разработка мероприятий по развитию страховой деятельности.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена финансовая система Республики Беларусь, ее структура и звенья;
дана характеристика страховым фондам, рассмотрена их сущность и роль

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6

Финансы как целостная экономическая категория 6
Структура финансовой системы, ее звенья 14

2. СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ ИХ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 23

Страховые фонды и формы их образования 23
Классификация страховых фондов 31
Фонд предупредительных мероприятий 38

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44

Анализ состояния и проблем развития страхового рынка Республики Беларусь 44
Основные направления достижения целей и задач развития страховой деятельности в Республике Беларусь 49
Применение зарубежного опыта при формировании капитала гарантийного фонда 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Файлы: 1 файл

Диплом Страховые фонды.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

На начало 2010 года под страховой  защитой находилось 9 процентов остаточной стоимости основных производственных фондов предприятий республики, 27 процентов легковых автомобилей юридических лиц, 58 процентов строений граждан, 14 процентов домашнего имущества, 37 процентов животных, принадлежащих гражданам, 6 процентов легковых автомобилей граждан.

Договоры страхования от несчастных случаев и договоры страхования жизни имеют соответственно менее 6 процентов и 1,5 процента граждан республики в возрасте до 70 лет. Договоры дополнительной пенсии, заключенные нанимателями в пользу своих работников, позволили гарантировать получение дополнительной пенсии лишь 3 процентам занятых в экономике граждан.

Сдерживающими факторами развития страховых фондов и отдельных его сегментов стали:

замедление темпов роста экономики  в 2008–2009 годах;

относительно высокий уровень  инфляции;

нестабильное финансовое состояние  организаций, а также относительно невысокий уровень доходов населения;

преимущественная компенсация  государством ущерба, причиненного различными природными и техногенными катастрофами, вне зависимости от наличия договора страхования.

Развитие страховых фондов Республики Беларусь годах должно осуществляться с учетом приоритетов развития национальной экономики и предусматривает стимулирование внедрения новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества и расширение спектра страховых услуг, совершенствование форм и методов страхового надзора. При этом особое внимание должно быть уделено финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, совершенствованию форм и методов контроля, созданию системы мониторинга за финансовым состоянием страховщиков [33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Основные  направления достижения целей  и задач развития страховых фондов в Республике Беларусь

 

Одним из важнейших условий обеспечения  устойчивого развития и функционирования страхового фонда, роста его емкости является увеличение собственного капитала страховых организаций.

Капитализация страховых организаций  будет повышаться за счет внутренних и внешних источников. Внутренними  источниками увеличения капитала страховых  организаций будут их прибыль и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь. Внешние источники увеличения капитала отечественных страховых организаций — инвестиции нерезидентов Республики Беларусь.

Основными направлениями реализации данной задачи являются: повышение статуса и привлекательности на международном уровне страховых организаций за счет стимулирования притока средств инвесторов и постепенного снятия ограничений по доступу иностранного капитала на страховой рынок республики;

создание благоприятных условий функционирования для страховых организаций всех форм собственности;

повышение требований к минимальному размеру уставных фондов страховых  организаций.

В возмещении ущерба и смягчении  последствий наступления чрезвычайных событий должны участвовать лица, ответственные за причиненный вред, страховые организации и государство. Для этого необходимо выстроить систему взаимодействия между ними, распределив доли ответственности за причинение вреда между участниками этой системы и определив размеры выплат, которые могут быть произведены с учетом наличия договора страхования и размера выплаты (ущерба).

Одним из приоритетных направлений  современной экономической политики государства является обновление основных производственных фондов. Наряду с инвестированием в основные фонды субъектами хозяйствования — резидентами Республики Беларусь активно привлекаются иностранные инвестиции в рамках осуществления инвестиционных проектов. Однако, как показывает практика, не всегда реализация таких проектов предусматривает заключение договоров страхования. В этой связи необходимо принятие мер, обеспечивающих координацию работ по организации страхования рисков, возникающих в ходе осуществления инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала.

В части развития добровольного  страхования, относящегося к страхованию  жизни, в первую очередь требуется  дальнейшее совершенствование системы  налогообложения, мотивирующей граждан  на страхование жизни и юридических  лиц — на осуществление страхования жизни сотрудников.

Совершенствование системы налогового стимулирования предусматривает изучение вопросов возможности применения налоговых  вычетов по подоходному налогу для  физических лиц, заключивших долгосрочные договоры добровольного страхования  жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, а также рассмотрение возможности отмены ограничений по включению в состав затрат на производство товаров (работ, услуг) страховых взносов по долгосрочным договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным нанимателями в пользу своих работников [27].

Кроме того, необходимо, с одной  стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых  организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны — страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг.

Основными направлениями обеспечения  стимулирования спроса на страховые  услуги, преимущественно по видам  добровольного страхования, являются:

совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим и  физическим лицам в случае наступления  чрезвычайных ситуаций, природных и  техногенных катастроф путем  активного использования механизмов страхования;

внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;

совершенствование системы налогообложения  для граждан и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой  защиты;

информирование субъектов хозяйствования и населения о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;

повышение качества и расширение спектра  страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.

Состояние конкурентной среды на страховом рынке призвано способствовать повышению качества страховых услуг, снижению их стоимости, активному внедрению новых страховых продуктов. Для развития конкурентной среды на страховом рынке целесообразно осуществление мероприятий, направленных на создание равных возможностей для государственных и частных страховых организаций, а также на расширение присутствия иностранного капитала на отечественном страховом рынке.

Формирование конкурентной среды  является комплексной задачей  и предполагает реализацию следующих мер:

поэтапная либерализация национальной системы страхования и перестрахования;

повышение уровня открытости информации о деятельности страховых организаций;

построение системы рейтинговых  оценок страховых организаций для стимулирования неценовой конкуренции между ними.

Развитие страхового законодательства должно осуществляться путем создания единой системы законодательных  актов в сфере страхования, определения  четких условий взаимодействия страхователей  и страховых организаций, предоставления всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере.

Рост роли страховых фондов будет сопровождаться повышением требований к надежности и устойчивости страховых организаций. При этом основное внимание должно уделяться степени их подверженности рискам, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Главная задача развития страхового надзора, обеспечивающего повышение  финансовой стабильности страховых фондов, — расширение системы требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями.

Основные направления реализации задачи перехода на риск- ориентированный  надзор и оценку уровня достаточности  капитала страховых организаций:

определение ключевых рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных подходов и методов их анализа в соответствии с международными нормами;

сбор и систематизация данных, необходимых  для определения показателей, позволяющих  количественно оценить уровень  подверженности страховых организаций рискам;

поэтапный переход на международные  стандарты финансовой отчетности;

разработка методологической базы по расчету показателей финансовой устойчивости;

внедрение в практику анализа специальных  методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование);

оценка уровня достаточности собственных  средств на основе рискового подхода  и расчета экономического капитала (с использованием принципов платежеспособности, разработанных Международной ассоциацией  органов страхового надзора).

Кроме того, предусматривается повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного функционирования.

Рост объемов полученных страховых  взносов и повышение капитализации  страхового рынка должны сопровождаться соответствующим развитием его инфраструктуры, повышением квалификации специалистов страхового дела, а также совершенствованием информационных технологий.

Развитие информационных технологий в страховании будет направлено на повышение эффективности деятельности страховых организаций, а также на расширение спектра страховых услуг, предоставляемых клиентам [29, c. 67].

В этих целях планируется:

развитие сети подразделений страховых  организаций, непосредственно осуществляющих реализацию страховых продуктов;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере страхования, а  также проведение тематических конференций, семинаров, направленных на повышение  профессионального уровня участников страхового рынка;

создание и развитие информационно-аналитических систем, предоставляющих возможности проведения маркетинговых исследований страховых организаций и рынка в целом, а также внедрение современных технологий в процесс продажи страховых продуктов.

Таким образом, результаты реализации данных мероприятий позволят:

создать эффективный и конкурентный страховой рынок, способствующий достижению целей социально-экономического развития Республики Беларусь;

повысить спрос на страховые  услуги, преимущественно на добровольные виды страхования;

сформировать на страховом рынке  здоровую конкурентную среду, укрепить финансовую устойчивость страховых  организаций;

обеспечит среднегодовые темпы  роста поступления страховых  взносов по всем видам страхования  в размере 129–131 процента, в том числе по видам добровольного страхования — 140–142 процентов;

обеспечить отношение страховых  фондов к ВВП 1,2–1,3 процента (при приросте номинального ВВП на 140 процентов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Применение зарубежного опыта при формировании капитала гарантийного фонда

 

 

Вид предоставляемого обеспечения  безразличен для банков только в  случае, если различные типы обеспечения будут одинаковы по следующим характеристикам: стоимость, ликвидность, надежность, эксплицитность, безотзывность.

Для согласия банка принять гарантию фонда, данная гарантия, по меньшей мере, должна быть эксплицитной, то есть должен существовать четкий источник исполнения обязательств, принятых на себя фондом. Следовательно, для успешной деятельности гарантийный фонд должен обладать определенной суммой финансовых ресурсов, которые являются источником предоставляемых гарантий. Эти финансовые ресурсы являются основой деятельности гарантийных фондов, называемые гарантийным капиталом.

Таким образом, первым условием образования  гарантийных фондов в Беларуси становится возможность концентрации ресурсов для гарантийного капитала. Для всех агентов, заинтересованных в деятельности института гарантийных фондов, должны быть созданы стимулы к участию в капитале. Международный опыт показывает, что средства для гарантийного капитала обычно предоставляют следующие субъекты:

правительство и местные органы власти;

коммерческие банки;

внешние донорские организации.

Сочетание данных субъектов в каждом конкретном случае широко варьируется, будучи зависимым от страны и отражая как ее экономические особенности, так и виденье правительством роли гарантийных фондов [35, c.76].

Рассмотрим международный опыт формирования гарантийного фонда.

Венгрия: В Венгрии существует около 8 региональных фондов, однако 90% гарантий сосредоточено в централизованном фонде «Hitelgarancia». Он был создан в 1992 г. венгерским правительством и венгерскими коммерческими банками в виде акционерного общества, для поддержки доступа малых и средних предприятий к кредитам и банковским гарантиям посредством предоставления им безусловных гарантий (поручительств).

Информация о работе Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь