Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение страховых фондов на примере, финансовой системы Республики Беларусь, а также разработка мероприятий по развитию страховой деятельности.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена финансовая система Республики Беларусь, ее структура и звенья;
дана характеристика страховым фондам, рассмотрена их сущность и роль

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6

Финансы как целостная экономическая категория 6
Структура финансовой системы, ее звенья 14

2. СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ ИХ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 23

Страховые фонды и формы их образования 23
Классификация страховых фондов 31
Фонд предупредительных мероприятий 38

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44

Анализ состояния и проблем развития страхового рынка Республики Беларусь 44
Основные направления достижения целей и задач развития страховой деятельности в Республике Беларусь 49
Применение зарубежного опыта при формировании капитала гарантийного фонда 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Файлы: 1 файл

Диплом Страховые фонды.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

приобретение пожарной и аварийно-спасательной техники, огнетушащих составов, средств  связи, аппаратов защиты органов  дыхания, снаряжения и оборудования, обеспечивающих безопасную работу при  пожарах и авариях;

проведение пожарно-технических  экспертиз, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на обеспечение пожарной безопасности, создание новых технологий, техники, веществ и материалов, а также внедрение их в производство и эксплуатацию;

осуществление исследований и испытаний огнетушащих средств, пожарной техники, огнетушителей и других средств противопожарной защиты на соответствие требованиям пожарной безопасности;

проведение работы с внештатными  пожарными формированиями;

приобретение и изготовление витрин, стендов, плакатов, памяток, буклетов, листовок и другой наглядной продукции, необходимой для организации обучения и информирования населения республики о состоянии пожарной безопасности;

проведение мероприятий по обеспечению  пожарной безопасности в населенных пунктах и жилых домах граждан;

техническое оснащение системы  оперативного доведения информации об опасных гидрометеорологических явлениях до граждан и организаций, а также государственной сети гидрометеорологических наблюдений современными приборами и оборудованием  для обнаружения этих явлений и слежения за ними, приобретение техники для оперативного предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях;

финансирование мероприятий по предотвращению наводнений и других стихийных бедствий, в том числе  строительству и ремонту водохранилищ и водопроводящих каналов, сооружению дамб;

финансирование строительства, реконструкции  и капитального ремонта зданий и  сооружений пожарных аварийно-спасательных подразделений, гаражей, стоянок для  транспортных средств;

5. по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, добровольному страхованию медицинских расходов, добровольному страхованию жизни на:

финансирование научных исследований в области охраны труда, организационно-методических мероприятий по вопросам страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

разработку межотраслевых правил охраны труда и реализацию мероприятий  по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных в республиканских  отраслевых и территориальных программах по улучшению условий и охраны труда;

обучение и повышение квалификации специалистов, занимающихся вопросами  охраны труда;

финансирование мероприятий по: пропаганде безопасных условий труда; разработке индивидуальных и коллективных средств защиты; проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях; выполнению запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях работ по приведению уровней шума, запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с законодательством об охране труда;

созданию, развитию и материально-техническому обеспечению организаций, осуществляющих реабилитацию граждан, в том числе  обеспечению техническими средствами социальной реабилитации лиц, потерпевших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;

обеспечению безопасного и устойчивого  функционирования организаций здравоохранения, капитального и текущего ремонта  их зданий, приобретения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Оплата расходов, производится в  соответствии с утвержденными сметами. Контроль за целевым использованием средств осуществляется Министерством  финансов.

Средства фондов, не израсходованные  в течение финансового года, в установленном порядке направляются на расходы республиканского бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ СТРАХОВЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1. Анализ состояния и проблем развития страховых фондов Республики Беларусь

 

Страхование является защитным экономическим механизмом, направленным на поддержание производства и качества жизни людей. Современный этап развития страховых фондов Республики Беларусь начался в 2001 году и характеризуется устойчивостью функционирования в результате стабилизации ситуации в экономике страны, а также качественных структурных изменений, обусловленных введением новых видов обязательного страхования.

Развитию страховых фондов Республики Беларусь способствовало принятие указов Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7870) и от 19 мая 2008 г. № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 121, 1/9719), а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1750 «Об утверждении Порядка инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24459).

На 1 января 2011 г. на страховом рынке Республики Беларусь осуществляли деятельность 24 страховые организации, в том числе 4 — осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни. Контрольные пакеты акций 8 страховых организаций, осуществлявших деятельность в 2010 году, принадлежали государству, 2 страховые организации созданы со 100-процентным иностранным капиталом. Доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых организаций республики на 1 января 2011 г. составила 2,4 процента.

Страховые организации в 2010 году получили страховые взносы в общей сумме 1342 млрд. рублей (0,82 процента к ВВП) и выплатили физическим и юридическим лицам страховое возмещение и страховое обеспечение на сумму 804,5 млрд. рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих ценах 280 и 399 процентов соответственно.

В структуре страховых фондов за 2010 год на долю добровольных видов страхования приходится 50 процентов (в 2005 году — 32,3 процента).

Развитие страховых фондов осуществляется в трех ключевых его сегментах — обязательном страховании, добровольном страховании ином, чем страхование жизни (далее — общее страхование), и добровольном страховании жизни. При этом развитие обязательного страхования зависит главным образом от проводимой государством политики.

В 2010 году объем поступлений страховых  взносов по видам обязательного  страхования достиг 673 млрд. рублей, выплат — 440 млрд. рублей, что к уровню 2005 года составило в действующих  ценах 207 и 284 процента соответственно. Однако если в абсолютном выражении для объемных показателей сегмента обязательного страхования характерен постоянный рост, то в относительном выражении их динамика в последние годы существенно замедлилась (со 135 процентов в 2008 году до 113 процентов в 2010 году).

Основная доля (более 90 процентов) поступлений страховых взносов и соответственно страховых выплат по обязательному страхованию приходится на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страхование строений, принадлежащих гражданам [36, c.41].

Сокращение объемов поступлений  в страховые фонды по видам обязательного страхования компенсировалось активизацией деятельности страховых организаций на рынке добровольного страхования, где совокупный прирост взносов в 2010 году составил 151,5 млрд. рублей.

Развитие добровольного страхования  в значительной степени определялось результатами работы в сегменте имущественного страхования, прежде всего страхования  имущества граждан. В 2006–2010 годах на долю имущественного страхования приходилось от 71 до 88 процентов всего объема страховых взносов по общему страхованию. В 2010 году страховые организации республики по видам добровольного имущественного страхования получили 455,8 млрд. рублей страховых взносов, что в 4,6 раза превышает уровень 2005 года. Достигнутые результаты являются следствием увеличения объемов строительства жилья, а также обновления гражданами и субъектами хозяйствования автомобильного парка.

Недостаточно высокими темпами с точки зрения своего потенциала развивалось личное страхование (не включающее виды, относящиеся к страхованию жизни) и страхование ответственности. Объемы страховых взносов, полученных на указанных сегментах, в 2010 году составили 89,7 млрд. рублей и 45,1 млрд. рублей соответственно, что в 5,3 и 4,6 раза выше уровня 2005 года.

В период интенсивного развития белорусской  экономики, когда возрастает потребность  в долгосрочных инвестиционных ресурсах, особую актуальность приобретают виды страхования, относящиеся к страхованию жизни. В 2010 году объем поступления в страховые фонды по таким видам добровольного страхования составил 79 млрд. рублей, выплат — 14,8 млрд. рублей, что соответственно в 3,9 и 4,7 раза выше уровня 2005 года.

Данный сегмент в значительной степени будет определять перспективы развития национального страхового рынка. Это подтверждает и современная мировая практика, где на долю накопительного страхования приходится 59 процентов общего объема полученных страховых взносов. В Республике Беларусь такой показатель в 2010 году составил 5,9 процента (по данным за 2009 год в России — 2 процента, Казахстане — 8 процентов, Литве — 10 процентов, Чехии — 42 процента, Польше — 51 процент).

Развитие страховых фондов зависит от финансового потенциала страховых организаций. На 1 января 2011 г. собственный капитал страховщиков составил 1979 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2005 годом более чем в 15,3 раза. В структуре собственного капитала уставный фонд составляет 86 процентов, или 1703 млрд. рублей.

Уровень реализации инвестиционной функции  страхования определяется величиной страховых фондов, сформированных страховщиками. На 1 января 2011 г. страховые фонды сформированы в сумме 1030 млрд. рублей, что в 4 раза больше, чем на начало 2006 года. В их структуре удельный вес видов страхования, относящихся к страхованию жизни, составляет 26 процентов (на 1 января 2006 г. — 17 процентов).

Отношение суммы страховых  фондов к величине размещенных в банковской системе республики вкладов граждан составило менее 1 процента, что указывает на недостаточную значимость сформированных страховщиками ресурсов для решения общегосударственных задач в области инновационных процессов и делает актуальным вопрос о развитии накопительных видов страхования, в том числе при участии государства [22, c.3].

Оценка современных тенденций  развития страховых фондов Республики Беларусь свидетельствует о росте его роли в системе социально-экономических и финансовых отношений и необходимости дальнейшего повышения уровня обеспечения страховой защитой граждан и предприятий, реализации механизма, гарантирующего стабильный экономический рост вне зависимости от неблагоприятной экономической конъюнктуры, природных и техногенных катастроф.

Несмотря на определенные положительные  результаты, уровень важнейших макроэкономических индикаторов, характеризующих потенциал национальных страховых фондов, остается низким.

Отношение страховых фондов к ВВП в 2010 году составило 0,82 процента, что на 0,08 процентного пункта выше уровня 2005 года (0,74 процента).

В большинстве стран Европейского союза при среднедушевом уровне ВВП около 25–40 тыс. долларов США  доля страховых фондов в ВВП составляет от 5 до 16 процентов, тогда как в странах Центральной и Восточной Европы — менее 4 процентов при ВВП на душу населения от 10 до 20 тыс. долларов США.

Аналогичным образом складывается показатель суммы страховых  фондов на душу населения. Так, плотность страхования в странах Центральной и Восточной Европы варьируется от 75–140 долларов США (Болгария, Сербия, Румыния, Украина) до 200–495 долларов США (Венгрия, страны Балтии, Польша, Словакия). В Беларуси сумма страховых взносов, приходящаяся на одного человека, в 2010 году составила 142 тыс. рублей, или в эквиваленте 48 долларов США.

На низком уровне остается капитализация страховых организаций республики — отношение активов страхового рынка к ВВП в 2010 году составило 1,7 процента. Для сравнения в Польше — около 5 процентов.

Приведенная дифференциация индикаторов  в разрезе стран указывает, что  развитие рынка страховых услуг тесно связано с общеэкономическими процессами в стране.

Развитие страховых фондов подвержено влиянию обязательного страхования. Введение массовых видов обязательного страхования доказало пользу страхования для каждого гражданина республики и стимулировало спрос на соответствующие услуги по видам добровольного страхования. В 2010 году доля добровольных видов страхования составила 50 процентов от общего объема поступлений страховых взносов по всем видам страхования (в 2005 году — 32 процента).

Приоритетными направлениями развития страховых фондов являются обеспечение оптимального сочетания обязательной и добровольной форм страхования, введение новых видов обязательного страхования и совершенствование действующих, а также обеспечение финансовых гарантий в сферах общественной жизни, связанных с использованием источников повышенной опасности и возникновением крупных рисков, затрагивающих интересы всего общества в целом.

Развитие добровольного страхования  находится в зависимости от уровня платежеспособного спроса на страховые услуги, а его динамика будет определяться эффективностью реализации мер стимулирующего характера, принятых на уровне государства.

Несмотря на развитие в 2006–2009 годах  видов добровольного страхования, составляющих основу страхового портфеля белорусских страховщиков, объем спроса на страховые услуги по отношению к величине рисков, традиционно подлежащих страхованию, остается невысоким.

Информация о работе Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь