Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 23:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение страховых фондов на примере, финансовой системы Республики Беларусь, а также разработка мероприятий по развитию страховой деятельности.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена финансовая система Республики Беларусь, ее структура и звенья;
дана характеристика страховым фондам, рассмотрена их сущность и роль

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ 6

Финансы как целостная экономическая категория 6
Структура финансовой системы, ее звенья 14

2. СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ ИХ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ 23

Страховые фонды и формы их образования 23
Классификация страховых фондов 31
Фонд предупредительных мероприятий 38

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 44

Анализ состояния и проблем развития страхового рынка Республики Беларусь 44
Основные направления достижения целей и задач развития страховой деятельности в Республике Беларусь 49
Применение зарубежного опыта при формировании капитала гарантийного фонда 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Файлы: 1 файл

Диплом Страховые фонды.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

5. Непосредственная связь финансов  предприятий и финансов отраслей  народного хозяйства со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Поэтому финансы предприятий могут служить важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управления ею.

6. Финансы предприятий могут  служить важным инструментом  государственного регулирования  экономики. С их помощью осуществляется  регулирование воспроизводства  производимого продукта, обеспечивается  финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направленными на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса [28, c.127].

Как уже отмечалось, финансы предприятий  — важнейшая составная часть  единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство. По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства.

Наличие финансов предприятий обусловлено  существованием товарно-денежных отношений  и действием законов стоимости  и спроса и предложения. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы — это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, то есть денежные отношения.

Финансы предприятий характеризуются  теми же чертами, что в целом и  категория финансов. Вместе с тем  им присущи особенности, обусловленные их функционированием в сфере материального производства, где органически связаны все сферы воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление.

Так как финансы предприятий  связаны непосредственно с  производством и отражают закономерности развития экономики, они являются категорией, входящей в состав экономического базиса.

Таким образом, финансы предприятий  представляют собой совокупность экономических, денежных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и связаны с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресурсов предприятий. Эти отношения, определяющие сущность данной категории, опосредствованы в денежной форме.

Государственные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные финансы выражают экономические отношения, связанные  с обеспечением централизованными  источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные финансы функционируют  в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном [32, c.67].

Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования государственных и муниципальных  финансов, позволяющее выявить направления  воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные финансы опираются  на информационные потоки. Принятие государственных  решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен  как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах [17, c.84].

Государственные финансы имеют  четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности [2, c.349].

Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между государством, субъектами государства и органами местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и другое.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности [31, c. 96].

Поскольку государственный бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ и т.п.

Государство использует бюджет для  регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования и использования доходов  и расходов.

Материальным воплощением экономической  категории страховой защиты служит страховой фонд, который представляет собой совокупность выделенных (зарезервированных) натуральных запасов материальных благ (в натуральном или денежном выражении), созданных для покрытия ущерба от неблагоприятных случайных явлений и компенсации потребности в деньгах.

Через страховой фонд, как материальное воплощение страхования, реализуются  все присущие финансам функции: распределительная; контрольная; стимулирующая; стабилизационная.

Роль страховых фондов в финансовой системе проявляется в следующих основных направлениях:

• в снижении степени риска неблагоприятного исхода операций;

• в экономической стабильности за счет возмещения ущерба и потерь;

• в участии временно свободных  средств страховых фондов в инвестиционной деятельности;

• в пополнении доходов государственного бюджета за счет части прибыли страховых организаций.

Таким образом, страхование является неотъемлемым компонентом экономической  и социальной сферы, важным элементом  рыночной инфраструктуры, оно непосредственно  затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая защиту их интересов.

Кредитная система  — совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Важнейшие функции кредитной системы:

Во-первых, перераспределительная  функция. В условиях рыночной экономики  рынок ссудных капиталов выступает  в качестве своеобразного насоса, откачивающего временно свободные  денежные ресурсы из одних сфер хозяйственной деятельности и направляющего их в остальные, обеспечивающие, в частности, более высшую прибыль. Это наглядно проявилось в Республике Беларусь на стадии перехода к рыночной экономике, где перелив капитала из сферы производства в сферу обращения принял угрожающий характер.

 Во-вторых, экономия издержек  обращения. Практическая реализация  данной функции конкретно вытекает  из экономической сущности кредита,  источником которого являются  денежные ресурсы, временно высвобождающиеся  в процессе кругооборота промышленного и торгового капиталов. Временный разрыв меж поступлением и расходованием денежных средств субъектов хозяйствования может найти не лишь избыток, но и недочет денежных ресурсов. Конкретно поэтому получили столь обширное распространение ссуды на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств, используемые фактически всеми категориями заемщиков и обеспечивающие существенное ускорение оборачиваемости капитала, а следовательно, и экономию общих издержек обращения.

 В-третьих, ускорение концентрации капитала. Процесс концентрации капитала является нужным условием стабильности развития экономики и приоритетной целью хоть какого субъекта хозяйствования. Реальную помощь в решении данной задачки оказывают заемные средства, позволяющие значительно расширить масштаб производства (либо другой хозяйственной деятельности) и таковым образом обеспечить дополнительную прибыль.

 В-четвертых, сервис товарооборота.  В процессе реализации данной  функции кредитная система активно  воздействует на ускорение не лишь товарного, но и денежного обращения, вытесняя из него, в частности, наличные средства [18, c.221].

В согласовании с изложенным, сущность кредитной системы можно найти  как перемещение денежных средств  меж кредитором и заемщиком на базе соответствующего кредитного контракта для платного использования на началах возвратности [15, c.237].

Названые виды финансовой системы существуют как на республиканском уровне, так, на уровне республиканских субъектов , местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особеностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвеность финансовой системы способствует большей ее гибкости, эффективности.

Вместе с тем в экономической  финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему  особеностями. Однако каждое из названых звеньев финансовой системы обладает спецификой, одновремено взаимодействуя между собой как составная часть единой категории. Взаимодействует с ними, кредит. Другие экономисты, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, включают в нее государственый кредит.

Развитие финансовой системы Республики Беларусь на современом этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные, бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственая монополия на имущественое, личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого не входят в систему органов государственой власти.

Вместе с тем для финансовой системы Республики Беларусь характерны специфические особености, которые отражают экономические, политические условия, традиции, приоритеты, сложившиеся в стране.

Таким образом, финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, а также финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками в стране.

Информация о работе Страховые фонды как часть финансовой системы Республики Беларусь