Негосударственное пенсионное страхование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Негосударственный пенсионный фонд –некоммерческая или коммерческая организация, аккумулирующая денежные средства вкладчиков и участников с последующей выплатой им пожизненных, на определенный срок или разовых пенсий. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1 Пенсионное страхование в Российской Федерации………………4
1.1 История развития пенсионного страхования Российской Федерации.4
1.2 Сущность и функции состояния негосударственных пенсионных фондов……………………………………………………………………………..9
2.Негосударственные Пенсионные Фонды в России………………17
2.1Современное состояние НПФ в России……………………………...17
2.2 НПФ Газфонд…………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………...24

Файлы: 1 файл

СЕМА СТРАХ.docx

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 
Введение……………………………………………………………………….…..3

         1 Пенсионное страхование в Российской  Федерации………………4

1.1 История развития пенсионного страхования Российской Федерации.4

1.2 Сущность и функции  состояния негосударственных пенсионных  фондов……………………………………………………………………………..9

         2.Негосударственные Пенсионные Фонды в России………………17

2.1Современное  состояние  НПФ в России……………………………...17

2.2 НПФ Газфонд…………………………………………………………...20

Заключение…………………………………………………………………22

Список использованной литературы……………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Негосударственный пенсионный фонд –некоммерческая или коммерческая организация, аккумулирующая денежные средства вкладчиков и участников с последующей выплатой им пожизненных, на определенный срок или разовых пенсий. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.

Цели создания негосударственных  пенсионных фондов:

- повышение качества обслуживания  застрахованных лиц и пенсионеров;

- повышение эффективности  пенсионной системы.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости  проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики.

Актуальность этой темы сегодня  популярна как никогда после 2003 года, который проходил под знаком пенсионной реформы, дающей по замыслу  ее создателей возможность людям  получать в будущем достойную  пенсию, а экономике России дополнительный импульс к развитию. Не секрет, что  пенсионная реформа лишь через 15-20 лет  обеспечит нам пенсии, составляющие 35-40% от зарплаты. А по практике для  достойной жизни их уровень должен быть не менее 60-70%. Вот здесь и  приходит на помощь негосударственное  пенсионное обеспечение (НПО).

Суровые рыночные условия, в  которых мы с вами живем, доказывают: без собственной заботы о будущем  обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой. Участие в системе  НПО позволяет заранее позаботиться о достойном размере пенсии.

Поэтому очень важно изучить  систему негосударственного пенсионного  обеспечения, что и явилось целью  этой работы. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

изучить пенсионную систему  Российской Федерации, ее развитие и  становление;

проанализировать сущность и состояние негосударственных  пенсионных фондов;

рассмотреть НПФ Газфонд.

 
         1 Пенсионное  страхование в Российской Федерации.

 

1.1 История развития пенсионного страхования Российской Федерации

 

Обеспеченность пенсионного  страхования и эффективность  ее использования 

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве  развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть  населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

Однако по прошествии переходного  периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую  пенсионную систему, основанную на принципах  конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая  в СССР система пенсионного обеспечения  функционировала в рамках общей  системы социального обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право  на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной  утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.

Хотя данная пенсионная система  входила в так называемую систему  социального страхования, она не содержит экономических признаков  системы государственного пенсионного  страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах  государственного пенсионного страхования. Однако, несмотря на многочисленные экономические  недостатки, данная система имела  одно важное преимущество – она  обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый  прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который  в свою очередь, входил в государственный  бюджет страны. Таким образом, эта  пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного  обеспечения являлся составной  частью государственного бюджета СССР и был включен в него как  по доходам, так и по расходам.

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения  и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно  отметить сбалансированность бюджета  социального страхования. В тот  период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование.

Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам  из числа рабочих и служащих, и  членов их семей, в связи с введением  в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных  пенсиях”, значительно расширившего круг лиц, имеющих

право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным  группам пенсионеров в два раза.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует  рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство  установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления  соответствующего возраста, получения  инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений  из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование  не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая  из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные  денежные выплаты, размер которых, как  правило, соизмерялся с прошлым  заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось  пенсионное обеспечение по социальному  страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца  на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Следует отметить, что пенсионная система России и ранее, и по большой  части в настоящее время представляет собой распределительную систему, которая надо признать, является дешевой  в обслуживании. Альтернативой этой системе является накопительная  система, становление и функционирование которой связано с целым рядом  издержек. Тем не менее, большинство  стран отказывается от распределительных  систем. Это вызвано, прежде всего, тем, что во многих странах ухудшается демографическая обстановка. Так, население  России в среднем уменьшается  на 700 тыс. человек ежегодно, и к 2050 г., по оценке Госкомстата России, может  составить лишь чуть более 100 млн. человек, при этом на одного работающего будет  приходиться один или чуть более  одного пенсионера.

Основные черты реформируемой  пенсионной системы России были отражены в концепции реформы системы  пенсионного обеспечения в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства  РФ от 7 августа 1995г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы  пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

1 января 2002г. Россия вступила  в очередную фазу развития  пенсионной реформы, когда пенсионная  система, основанная ранее на  чисто распределительном принципе, была заменена смешанной системой, сочетающей в себе как распределительный,  так и накопительный принципы.

В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации сегодня представлена 3 элементами:

государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств  федерального бюджета;

обязательное пенсионное страхование;

негосударственное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение представляет собой  следующие виды пенсионных выплат:

- базовая часть трудовой  пенсии по старости;

- базовая часть трудовой  пенсии по инвалидности;

- базовая часть трудовой  пенсии по случаю потери кормильца;

- социальные пенсии нетрудоспособным  гражданам;

- государственные пенсии  военнослужащим;

- пенсии другим отдельным  категориям граждан.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также за счет ассигнований из федерального бюджета.

Обязательное пенсионное страхование представляет собой  страховую и накопительную части  трудовых пенсий и осуществляется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сумма страховых  взносов отражается на индивидуальном счете застрахованного лица.

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением  к государственному пенсионному  обеспечению и обязательному  пенсионному страхованию. Оно может  осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные  пенсионные фонды.

Основа будущей пенсии – обязательные страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд Российской Федерации с фонда оплаты труда. В 2011 году по закону они составляют 26% от годового фонда оплаты труда работника в пределах 463 тысяч рублей по каждому месту работы. 

За счет этих денег будет  формироваться твоя трудовая пенсия, которая будет состоять из двух частей – страховой (включающей фиксированный  базовый размер) и накопительной.  

Страховая часть трудовой пенсии по старости формируется из страховых взносов, которые начисляет страхователь за каждого своего работника, и установленного фиксированного базового размера (ФБР). Этот ФБР гарантируется  государством. 

2 963 рубля составляет фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (на 1 февраля 2011 года).

Страховые взносы, которые  страхователь начислил за тебя, фиксируются  на твоем индивидуальном лицевом  счете в ПФР. Но не как реальные деньги на банковском счете, а в виде пенсионных прав, гарантированных государством. А сами деньги идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. 

Такая система называется солидарной – твоя страховая часть  пойдет на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а страховая часть  будущих поколений пойдет на выплату  пенсий тебе. При этом твои пенсионные права ежегодно увеличиваются, когда  государство проводит индексацию страховой  части пенсии. 

Накопительная часть пенсии формируется у всех работающих россиян 1967 года рождения и моложе (тоже за счет взносов страхователей). Средства накопительной части – это пенсионные накопления. Они не идут на выплаты текущих пенсий, а сохраняются в  специальной части твоего индивидуального лицевого счета. Можно передать их специализированной организации, которая  будет вкладывать эти средства в ценные бумаги - акции, облигации и т.п. Для чего? Чтобы получать от этих средств доход и приумножать свою накопительную часть.  Такой процесс называется инвестированием пенсионных накоплений. 

Инвестирование – это  возможность приумножения существующего  пенсионного капитала, способ увеличить  будущую пенсию. 

У 42 500 000 человек сейчас  формируется накопительная часть пенсии. 
   

1.2 Сущность и функции состояния негосударственных пенсионных фондов

 

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме  дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также  в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

До 2004 года НПФ осуществляли свою деятельность по будущему пенсионному  обслуживанию граждан на основании  договоров о добровольных пенсионных взносах граждан или организаций  за своих работников. В 2004 году НПФ, зарегистрировавшие правила работы со средствами пенсионных накоплений граждан и подавшие соответствующее  заявление о намерении участвовать  в системе обязательного пенсионного  страхования, имеют право привлекать накопительную часть трудовой пенсии на обслуживание и работу с ней. Таким  образом, после выхода гражданина на пенсию, НПФ будет осуществлять выплату  пенсий как по договорам негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, так и по договорам об обязательном пенсионном страховании.

Информация о работе Негосударственное пенсионное страхование в России