Характеристика организации государственного страхования в бывшем СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

Государственное страхование СССР — единая союзно-республиканская система органов государственного страхования в СССР, находившаяся в ведении Министерства финансов СССР. В систему государственного страхования СССР входили следующие органы:
Главное управление государственного страхования СССР;
Управления государственного страхования союзных республик;
Управления государственного страхования автономных республик;

Файлы: 1 файл

основы страхового дела.docx

— 157.42 Кб (Скачать файл)
  1. Характеристика организации государственного страхования в бывшем СССР

Государственное страхование СССР — единая союзно-республиканская система органов государственного страхования в СССР, находившаяся в ведении Министерства финансов СССР. В систему государственного страхования СССР входили следующие органы:

  • Главное управление государственного страхования СССР;
  • Управления государственного страхования союзных республик;
  • Управления государственного страхования автономных республик;
  • Управления государственного страхования областей, краёв и городов республиканского подчинения;
  • Городские и районные страховые инспекции.

I. Государственная страховая монополия

Под именем государственной страховой монополии понимается такая организация страхования, когда во всей стране страхование осуществляется только самим государством в лице его специальных органов.

Вопрос о введении государственной страховой монополии был серьезно выдвинут в теории еще в 80-х годах XIX века известным немецким экономистом Адольфом Вагнером. Осуществление задачи последовательного проведения государственной страховой монополии было осуществлено только СССР.

После образования СССР, существование государственной монополии получило подтверждение в Положении о НКФ СССР. Но наиболее ярко эта идея проявилась в Положении о государственном страховании Союза ССР, указывающем, что страхование во всех его видах является государственной монополией СССР.

II. Структура аппарата государственного  страхования

А. Высшим органом надзора по отношению к Госстраху является НКФ СССР, в состав которого входит Главное Правление Госстраха в качестве органа, состоящего на хозяйственном расчете. На обязанности Народного Комиссара Финансов СССР лежит утверждение тарифов страховых премий и правил страхования, а также постановлений Страхового Совета при НКФ СССР, касающихся законодательных предположений по государственному страхованию и др. принципиальных вопросов по страховому делу, вносимых членами Совета или ведомствами СССР.

Народным комиссарам финансов союзных республик присваиваются в отношении соответствующих страховых советов права, аналогичные правам Народного Комиссара Финансов СССР в отношении страхового совета НКФ СССР.

Б. При НКФ СССР состоит Страховой Совет - учреждение совещательного характера. На его обязанности лежит: рассмотрение вносимых Главным Правлением Госстраха планов страхования в общесоюзном масштабе, общих правил страхования (полисных условий), тарифов премий, законодательных предположений по государственному страхованию, предположений Главного Правления об общих основаниях отчислений в резервы премий по всем видам страхования, принципиальных вопросов по страховому делу, вносимых членами Совета или ведомствами.

При НКФ союзных республик также имеются свои страховые советы. На них возлагается рассмотрение вносимых правлениями госстрахов союзных республик проектов планов страхования соответствующих республик, проектов правил страхования, проектов тарифов премий.

В. Центральным руководящим органом государственного страхования общесоюзного значения является Главное Правление Государственного Страхования. Главное Правление Госстраха состоит из председателя и членов в количестве не свыше шести человек. Председатель и члены Главного Правления назначаются Народным Комиссаром Финансов СССР.

Кроме Главного Правления Госстраха имеются еще правления государственного страхования в союзных республиках. На правления государственного страхования в союзных республиках возлагается: непосредственное ведение операций на территории соответствующих республик, за исключением операций, непосредственно ведущихся Главным Правлением Госстраха, руководство деятельностью местных органов Госстраха, их инструктирование и инспектирование и другие.

Правления государственного страхования союзных республик состоят из председателей и членов в количестве не свыше четырех, назначаемых Народным Комиссаром Финансов соответствующей союзной республики по соглашению с Главным Правлением Госстраха СССР, причем, по соглашению НКФ СССР с правительствами союзных республик, допускается взамен учреждения правления государственного страхования назначение уполномоченного Госстраха для данной республики. В

Г. Для проверки отчетности Госстраха НКФ СССР и НКФ союзных республик, по принадлежности, назначаются ежегодно особые ревизионные комиссии; ревизионная комиссия, назначаемая НКФ СССР, проверяет сводный отчет и баланс Главного Правления Госстраха, ревизионные же комиссии, назначаемые НКФ союзных республик, проверяют отчеты и балансы правлений госстраха в соответствующих союзных республиках.

Д. Местными органами Госстраха являются управления, конторы и агентства (агенты), подчиняющиеся правлению Госстраха соответствующей республики. Местные органы Госстраха производят страховые операции на основании Положения о Госстрахе, правил страхования и тарифов премий, а равно инструкций, циркуляров и распоряжений правлений Госстраха в соответствующей союзной республике.

Правлениям Госстраха в союзных республиках предоставляется назначать своих уполномоченных с подчинением страховых органов нескольких губерний их руководству.

Непосредственное руководство всей работой и ответственность за правильное ведение страховых операций лежит, соответственно, на уполномоченном правления, на управляющем конторой или заведующем агентством. Заведующие агентствами (или агенты) назначаются конторами по соглашению с уездными (окружными) исполнительными комитетами, но подчиняются исключительно конторам Госстраха.     Кроме того, в состав местных органов Госстраха входят: инспектора, на которых возлагается ревизия и инструктирование агентуры, а также установление связи с местными органами власти, волостные доверенные и др. Необходимо отметить также роль органов, оказывающих содействие, но не подчиненных непосредственно Госстраху, - агентов-акквизиторов, субагентов, местные финорганы и сборщиков.

Непосредственное осуществление страховых операций производится через участковых и уездных (окружных агентов). Участковые агенты являются первичным аппаратом на местах по учету обязательного страхования, заключению и ликвидации договоров и сбору страховых премий. Уездные (окружные) агенты, выполняя те же обязанности, являются, кроме того, представителями Госстраха перед исполкомами. Уездные (окружные) и участковые агенты состоят на службе Госстраха.

Значение агентов в деле страхования весьма велико. Являясь фактическим проводником государственного страхования в гуще населения, выполняя довольно сложную процедуру заключения страхования, агент должен быть хорошим знатоком своего дела.

От уездных (окружных) и участковых агентов надо отличать агентов-аквизиторов и субагентов.

Агенты-аквизиторы не являются служащими Госстраха и работают исключительно по привлечению добровольных страхований, без права выдачи страховых документов. Аквизиторами могут быть частные лица или учреждения. Субагенты являются вспомогательными агентами, приглашаемыми, страховыми агентами для обслуживания отдаленных от их контор местностей. Всю материальную и моральную ответственность за действия субагентов несут пригласившие их страховые агенты.

Сборщики выбираются населением или назначаются сельсоветом для сбора платежей по обязательному окладному страхованию.

41.  Сущность активизации.

Активизация - работа страхового агента и страхового брокера , направленная на привлечение новых договоров страхования физических и юридических лиц в страховой портфель.

Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

Страховые агенты — граждане Российской Федерации, осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора, или российские юридические лица, представляющие страховщика в отношениях со страхователем по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Основная функция страхового агента — продажа страховых продуктов. Помимо этого агент может заниматься инкассацией страховых премий, оформлением страховой документации и в отдельных случаях выплатой страхового возмещения (в пределах установленных лимитов).

Страховыми агентами — юридическими лицами выступают обычно бюро брачных знакомств, туристические агентства, юридические консультации и нотариальные конторы, которые наряду с услугами по основному профилю своей деятельности предлагают оформить те или иные договоры страхования.

Страховые агенты не состоят в штате страховой компании и образуют ее внешнюю службу или агентскую сеть, работа которой должна быть определенным образом организована.

Страховые брокеры — зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей граждане Российской Федерации или российские юридические лица, представляющие страхователя в отношениях со страховщиком по поручению страхователя или осуществляющие от своего имени страховую посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования. При этом посредническая деятельность по страхованию должна быть предусмотрена в учредительных документах. Учредителем страхового брокера не может быть страховая организация либо ее сотрудник.

Страховые брокеры вправе осуществлять иную, не запрещенную законом, деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика (перестраховщика). Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.

Продвижением страховых услуг от страховщика к страхователям занимаются страховые посредники. В качестве посредников на страховом рынке выступают страховые агенты и брокеры, выступающие в качестве связующего звена между страхователем и страховщиком. Главная правовая особенность данных посредников заключается в том, что они являются не прямыми, а косвенными участниками страховых правоотношений, выступают на стороне страхователя или страховщика в качестве их представителей или посредников, получая за это соответствующее вознаграждение.

Страховые агенты осуществляют свою деятельность, представляя интересы страховщика. Функциями страховых агентов могут быть:

поиск страхователей; консультирование страхователей в отношении деятельности представляемой агентом страховой компании, предлагаемых видов страхования и их условий; оформление договоров страхования и другой необходимой документации; подписание договоров страхования от имени страховщика; обслуживание страхователя по договору страхования после его заключения.

Страховыми агентами могут быть как физические, так и юридические лица. Взаимоотношения между страховыми агентам и — физическими лицами и страховой организацией могут строиться на основе заключения трудового соглашения или по гражданско-правовому договору поручения.

 

Брокерская деятельность в страховании — это посредническая деятельность по покупке или продаже страховых услуг. Она предусматривает содействие соглашению между сторонами, заинтересованными в страховании, ведение переговоров по страхованию согласно волеизъявлению страхователя или страховщика. Страховые брокеры должны иметь лицензию на проведение посреднических операций по страхованию. Они могут предоставлять следующие виды услуг:

  • поиск и привлечение клиентов к заключению договоров страхования;
  • проведение разъяснительной работы по интересующим клиента видам страхования;
  • предоставление экспертных и консультационных услуг по оценке страховых рисков при заключении договора страхования и другим вопросам в области страхования;
  • сбор интересующей клиента информации для заключения договоров страхования;
  • подготовка или оформление документов, необходимых для заключения договоров страхования;
  • сбор страховых взносов;
  • помощь в организации перестрахования принятых на страхование объектов;
  • организация услуг аварийных комиссаров;
  • подготовка и оформление документов, связанных со страховыми случаями, а также необходимых для осуществления страховых выплат;
  • организация страховых выплат по поручению страховщика и за его счет.

В отличие от страхового агента брокер выступает на страховом рынке как независимый посредник между клиентом и страховщиком, увязывая потребности страхователей с предложением услуг на страховом рынке. По своему статусу страховой брокер является представителем и защитником интересов страхователя, его консультантом.

Информация о работе Характеристика организации государственного страхования в бывшем СССР