Страхование организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: Любая предпринимательская деятельность в рыночных условиях неизбежно связана с рисками. Цель и задачи курсовой работы: целью данной курсовой работы является анализ положения страховой организации в условиях неопределенности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
· анализ показателей, характеризующих положение страховой организации;
· идентификация рисков, оказывающих негативное влияние на деятельность страховой организации;
· анализ методов управления рисками.

Содержание работы

Введение 3
Глава I
Показатели, характеризующие деятельность страховой организации 4
1.1 Общие показатели 5
1.2 Показатели надежности страховщика 7
1.3 Финансовый результат 11
Глава II
Идентификация рисков 16
Глава III
Анализ методов управления рисками 22
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

страхование.docx

— 66.46 Кб (Скачать файл)

 
Содержание:

Введение                                                                                                           3

Глава I

Показатели, характеризующие  деятельность страховой организации   4

1.1 Общие показатели                                                                                      5

1.2 Показатели надежности  страховщика                                                     7

1.3 Финансовый результат                                                                      11

Глава II                                                                                                          

Идентификация рисков                                                                                   16

Глава III

Анализ методов управления рисками                                                             22

Заключение                                                                                                        25

Список литературы                                                                                           27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования: Любая предпринимательская деятельность в рыночных условиях неизбежно связана  с рисками. Способностью оказывать  негативное воздействие на развитие фирмы в современных условиях обладают не только природные катаклизмы, но и техногенные, политические и  социальные факторы. В таких условиях, наряду с максимизацией прибыли  стоит задача минимизации рисков. Это и обуславливает потребность  в эффективной страховой защите.

Такую защиту предоставляют  страховые организации. Однако, страховые  компании, являясь одновременно и  субъектом и объектом управления риском, в силу специфики своей  деятельности находятся под воздействием двух видов рисков: рисков, обусловленных  деятельностью страховой организации, как объекта хозяйственной деятельности, так и рисков, принимаемых от страхователей.

В современной практике страхования  деятельность страховщика направлена также и на получение прибыли. В условиях неопределенности страховая  организация сталкивается с инвестиционными  рисками, которые необходимо своевременно распознавать и управлять ими.

Цель и задачи курсовой работы: целью данной курсовой работы является анализ положения страховой  организации в условиях неопределенности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

·  анализ показателей, характеризующих положение страховой организации;

·  идентификация рисков, оказывающих негативное влияние на деятельность страховой организации;

·  анализ методов управления рисками.

Структура курсовой работы будет соответствовать поставленным целям и задачам.

 

Глава I.

Показатели, характеризующие  деятельность страховой организации.

Для того, чтобы дать характеристику положения страховой компании и выявить негативные факторы, оказывающие влияние на ее деятельность, необходимо определить основные показатели, характеризующие состояние страховой организации на страховом рынке. Систему показателей можно представить следующими группами:

1)  общие показатели, характеризующие положение компании на страховом рынке: структура страхового портфеля, показатели темпов роста страховой премии и выплат, показатели уровня выплат, убыточность;

2)  показатели надежности, характеризующие платежеспособность, финансовую устойчивость и структуру капитала компании, ликвидность активов, состояние страховых резервов, уровень перестраховочной защиты, качество инвестиционной деятельности;

3) показатели эффективности  деятельности страховой организации:  доходы и расходы.

Данная классификация  приведена Р. Глейзером. Общие показатели являются показателями, характеризующими страховую организацию на общем  страховом рынке, при помощи их анализируется  структура портфелей платежей, отношение  выплат и премий страховой компании, а также удельный вес выплат и  премий.

«Показатели надежности: эта  группа объединяет показатели платежеспособности и финансовой устойчивости. Характеризует  платежеспособность страховщика, динамику его собственных средств, достаточность  капитала для выполнения обязательств как перед страхователями, так и перед другими контрагентами, обеспеченность собственными средствами обязательств страховщика, ликвидность активов, обеспеченность обязательств страховыми резервами, эффективность инвестиционной деятельности, участие перестраховщиков в страховых операциях (анализ участия страховщиков в премиях, выплатах и страховых резервах, доходах от страховой деятельности, показатель, оценивающий средний срок погашения обязательств перестраховщиков по выплате доли в убытках страховщика, доля комиссионного вознаграждения и тантьем по рискам, переданным в перестрахование, в страховых премиях, переданных в перестрахование)». Данный показатель позволяет оценить адекватность расчета страховых резервов, влияние изменения страховых тарифов на инвестиционную деятельность страховой организации в том числе и эффективность инвестиционной деятельности.

Показатели эффективности  деятельности страховой организации  характеризуют доходы и расходы  страховой компании, как по отдельным  видам страхования, так и по страховому портфелю в целом, рентабельность страховых  операций, рентабельность капитала страховщика.

Эта классификация системы  показателей не является единственной. Каждая страховая организация формирует  свою систему показателей с учетом специфики страховой деятельности. Как правило, выбор системы показателей  осуществляет финансовый менеджер.

1.1 Общие показатели.

Основой деятельности страховой  компании является формирование страхового портфеля. Страховой портфель – количественный показатель, характеризующий объем деятельности страховщика. Или другими словами, страховой портфель – количество заключенных договоров страхования, суммарная ответственность по которым выражена в совокупной страховой сумме. Таким образом, страховой портфель является источником формирования страхового фонда. Поэтому очень важно правильно оценить принятые на страхование риски, чтобы составить сбалансированный и рациональный страховой портфель. Формированием страхового портфеля занимается андеррайтер страховой компании.

Очень важно, чтобы страховой  портфель был сбалансированным и  учитывал динамику изменения окружающей среды. Под сбалансированностью  общего страхового портфеля понимается взаимное компенсирование недостатков отдельных страховых портфелей. Для формирования сбалансированного страхового портфеля недостаточно просто увеличивать количество заключенных договоров (теория больших чисел), очень важно также выравнивать принимаемый на страхование риск. Необходимость в выравнивании возникает в силу сезонности поступлений премий от страхователей. Под выравниванием понимается не только ранжирование рисков по вероятности ущерба, но также разделение страхователей на группы по различным критериям. Например: выделять в отдельную группу страхователей, получающих скидки к тарифам.

Страховой портфель страховой  организации не является статическим  показателем. На изменение страхового портфеля (как в сторону увеличения числа заключенных договоров, так  и в сторону их уменьшения) оказывают  влияние множество факторов. В  рыночных условиях страховая компания вынуждена бороться за каждый заключенный  договор страхования. С развитием  страхового бизнеса, появляются не только новые виды страховых услуг, но и  увеличивается количество страховщиков. Поэтому с каждым годом конкуренция  на рынке страхования растет. Страховщик будет увеличивать страховой  портфель, только если прогнозы маркетологов обещают получение прибыли, в противном случае, страховая организация понесет убытки и будет вынуждена уйти из данного сегмента. Таким образом, изменение страхового портфеля может быть как запланированным (деятельность менеджмента страховой организации) и незапланированным (активные действия конкурентов, сезонные колебания в заключениях договоров страхования).

Большое влияние на величину страхового портфеля оказывает размер страховых тарифов.

 

 

Страховой тариф – ставка страхового взноса, или выраженный в рублях страховой взнос (страховая премия), уплачиваемый с единицы страховой суммы». Тариф является важнейшим инструментом минимизации технического риска.

- Завышение тарифа приведет  к сокращению объемов продаж, это в свою очередь отразится  на сокращении страхового портфеля  и как результат – ограничение  возможности раскладки ущерба.

- По аналогии, занижение  нетто-ставки приведет к недостаточности  средств для страховых выплат, следовательно, реализуется технический риск. Занижение нагрузки ухудшит качество обслуживания страхователей, а значит, имеет место потеря премий.

- Кроме того, тарифная  политика оказывает влияние и  на инвестиционную деятельность  страховщика. Дело в том, что  часть страховой премии обеспечивает  прибыль страховщика (нагрузка  в структуре бруттопремии). Уменьшение страховых тарифов соответственно уменьшает нагрузку, что влечет за собой и общее уменьшение прибыли страховой организации; в свою очередь уменьшение прибыли вынуждает страховщика наиболее рационально использовать свои свободные средства, наиболее грамотно их инвестировать. Если же прибыль страховой организации значительна, она скорее всего уменьшит свою инвестиционную активность, так как уже не будет стоять такая острая нужда в денежных ресурсах.

1.2 Показатели  надежности страховщика.

I. Важными показателями, характеризующими финансовое положение  страховой организации, являются  платежеспособность и финансовая  устойчивость. Под финансовой устойчивостью понимают способность страховой компании выполнять свои обязательства перед страхователями в полном объеме по договорам страхования всем имеющимся у нее имуществом.

Финансовая устойчивость страховой организации обеспечивается экономически обоснованными страховыми тарифами; страховыми резервами, достаточными для исполнения обязательств по договорам  страхования, сострахования, перестрахования и взаимного страхования; собственными средствами и в том числе достаточным и оплаченным уставным капиталом, а также принятой системой перестрахования. Использование системы перестрахования предполагает, что на ответственности страховщика остаются только те риски, по которым он может выполнить обязательства исходя из своих финансовых возможностей. За критерий финансовой устойчивости страховщика обычно принимают достаточность средств для выполнения обязательств страховщика.

II. Основой финансовой  устойчивости страховой организации  является собственный капитал.  К собственному капиталу можно отнести следующие компоненты:

1)  уставной капитал;

2)   добавочный капитал;

3)   резервный капитал;

4)   нераспределенная прибыль;

5)   фонд накопления;

6)   фонд социальной сферы;

7)   целевые поступления (финансирование).

(данная классификация  составляющих собственного капитала  страховой организации приведена  в учебнике Г.В.Черновой «Основы  экономики страховой организации  по рисковым видам страхования»)

Собственные средства страховой  компании играют важную роль на начальном  этапе функционирования страховой  организации, когда привлеченных средств может быть недостаточно для покрытия особо крупных рисков.

Так уставной капитал формируется из средств бюджета (для обязательных видов страхования) и за счет средств от продажи акций и иных ценных бумаг (для всех прочих видов страхования). Величина минимального уставного капитала определяется Департаментом страхового надзора для каждого вида страхования отдельно и со временем может пересчитываться.

Источниками добавочного капитала страховой организации являются:

·  Средства, полученные в результате переоценки основных активов;

·  Эмиссионный доход от размещения акций;

·  Средства, безвозмездно переданные другими организациями.

Резервный капитал страховой компании является дополнением к уставному капиталу и формируется за счет чистой прибыли в соответствии с законодательствами и учредительными документами. Резервный капитал в определенных обстоятельствах может быть использован на покрытие непроизводственных потерь, убытков, а также для погашения облигаций страховой компании (если она является акционерным обществом) и выкупа акций в случае отсутствия иных средств.  

В свою очередь к привлеченным средствам относятся страховые резервы, которые формируются из уплачиваемых страхователями страховых взносов; кредиторская задолженность; кредиты и займы. Важно отметить, что привлеченные средства не являются собственностью страховщика, они только аккумулируются в страховых резервах для дальнейших страховых выплат. Потребность в формировании страховых резервов определяется случайным характером наступления страхового случая и неизвестностью величины страхового ущерба. Поэтому, страховая компания в силу Федерального закона «Об организации страховой деятельности» обязана формировать страховые резервы. Величина страховых резервов определяется главным образом объемом количеством застрахованных объектов, тарифной ставкой по страховому портфелю и не является постоянной величиной. Дефицитность средств страховой компании зависит от величины страхового портфеля, т.е. от количества страховых объектов, которые страховая компания приняла на страхование. Для определения дефицитности средств страховой компании используется коэффициент Коньшина Ф.В.

Информация о работе Страхование организаций