Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 17:18, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации (на примере территориальных органов Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора).
Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
 конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
 рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора;
 анализ современного состояний рынка страховых услуг Российской Федерации;
 изучение основных направлений деятельности территориальных органов страхового надзора;
 выявление проблем государственного регулирования рынка страховых услуг и разработка направлений их решения.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей государственного регулирования рынка страховых услуг________________________________
6
1.1. Понятие и составляющие рынка страховых услуг_________________ 6
1.2. Направления государственного регулирования страховой
деятельности____________________________________________________
18
Глава 2. Практические аспекты реализации направлений государственного регулирования рынка страховых услуг: основные проблемы и пути их решения__________________________________________________________
35
2.1. Современное состояние рынка страховых услуг Российской
Федерации _____________________________________________________ 35
2.2 Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг__ 47
2.3. Основные пути решения проблем государственного регулирования
страховой деятельности__________________________________________ 51
Заключение _______________________________________________________ 67
Список использованных источников и литературы______________________ 71

Файлы: 1 файл

bestref-238051.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

4. Поэтапная интеграция национальной системы в международный страховой рынок, который характеризуется углублением взаимозависимости отдельных национальных рынков.

Для достижения поставленных целей и задач должна быть реализована следующая стратегия развития страхового рынка.

На первом этапе приоритет отдается развитию национальных страховых компаний, созданию налоговых стимулов и инвестиционных инструментов, формированию сектора обязательного страхования, а также системы государственного регулирования и надзора.

Второй этап характеризуется ростом капитализации рынка, усилением контроля за надлежащим использованием созданных стимулов, постепенной либерализацией условий деятельности иностранного капитала на национальном рынке.

Третий этап предполагает интеграцию в мировую экономику, предоставление иностранным страховым компаниям национального режима.

Практические мероприятия должны быть направлены на стимулирование развития систем обязательного и добровольного страхования. Система обязательного страхования должна предусматривать защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц, которым причинен ущерб, в следующих случаях:

- в результате воздействия источников  повышенной опасности (транспорта, опасных производственных объектов  и других);

- вследствие недостатков отдельных  категорий товаров, работ и услуг;

- при исполнении работниками (государственными  служащими) своих трудовых (служебных) обязанностей (по отдельным категориям  государственных служащих).

Указанные разновидности обязательного страхования должны стать основой системы обязательного страхования в России. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя:

- соразмерность страхового тарифа  и величины страхового риска;

- реализацию предусмотренных законодательством  мер регулирования страховых  тарифов с целью их минимизации  для страхователей;

- повышенные требования к страховщикам  по обеспечению финансовой устойчивости;

- формирование финансовых механизмов, позволяющих обеспечить защиту  в случаях, когда обязательное  страхование не осуществлено;

- укрепление государственного  надзора за осуществлением обязательного страхования;

- введение системы конкурсов  и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в  государственных программах обязательного  страхования.

 К добровольному страхованию  целесообразно отнести:

- долгосрочное и пенсионное страхование жизни;

- страхования помещений как  юридических, так и физических  лиц;

- медицинское страхование и  т.д.

С этой целью необходима реализация государственной программы, включающей:

- меры по совершенствованию  правового режима указанных видов страхования, в частности их гражданско-правовых основ и особенностей налогового режима;

- создание низко рискованных  долгосрочных инвестиционных инструментов.

Государственное воздействие на структуру страхового рынка должно осуществляться по следующим направлениям:

- разграничение операций по  страхованию жизни и по иным  видам страхования;

- необходимость дальнейшего повышения  минимального размера уставного  капитала страховых организаций  и реализация государством мер  по стимулированию капитализации страхового рынка;

- осуществление государственного  воздействия на структуру страхового  рынка при определении порядка  организации системы обязательного  страхования.

Необходимо проведение комплекса мер, направленных на корректировку системы страхования в разрезе осуществляемых видов страховой деятельности. При этом важно ориентироваться на международные стандарты классификации по видам страхования.

Опыт государств с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм страхования весьма эффективен для превращения сбережений населения в инвестиционный ресурс. Для этого необходимо создание предпосылок для превращения страховых компаний в крупных институциональных инвесторов.

Страховые компании, в частности, компании, специализирующиеся на страховании жизни, наряду с пенсионными фондами традиционно являются основным источником "длинных денег". Решение задачи вовлечения сбережений граждан в инвестиционный процесс через страхование предполагает систематические и последовательные действия государства в двух основных направлениях:

- создание системы стимулов  для развития долгосрочного страхования  жизни, включая пенсионное страхование;

- формирование механизма размещения  резервов в инвестиционные инструменты, удовлетворяющие требованиям страховщиков  с точки зрения доходности, надежности и ликвидности.

В рамках этих направлений необходимы изменения в режиме налогообложения страховых операций и создание в стране стабильного и надежного долгового и фондового рынков.

Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен в конечном счете соответствовать налоговому режиму, применяемому к инвестиционным затратам домашних хозяйств и предприятий, и являться стимулом для предприятий и граждан, побуждающим их формировать эффективную защиту от наиболее значимых рисков. При этом такой режим может быть введен только после перекрытия всех легальных возможностей по использованию зарплатных страховых схем, практикуемых в настоящее время, и восстановления доверия к стабильности финансовой системы страны, развития полноценного рынка государственных ценных бумаг и фондового рынка.

В рамках этого направления необходимо:

- принятие мер по восстановлению  доверия населения к долгосрочному  страхованию жизни, включая усиление  надзора за компаниями, специализирующимися  на этих операциях, и выработки более жестких нормативных требований к их финансовой устойчивости;

- стимулирование спроса на страховые  услуги в целях развития индивидуального  долгосрочного страхования жизни  путем принятия следующих мер:

- разделение страховых организаций на специализирующиеся на страховании жизни и иных видах страхования.

Реализация поставленных целей требует совершенствования государственного регулирования страхового рынка, которое на сегодняшний день не соответствует потенциальной роли страхового дела, по следующим направлениям:

- повышение лицензионных требований  к страховым организациям, в первую  очередь на этапе их создания;

- увеличение минимального размера  уставного капитала до эквивалента 1 млн. долл. США, повышение требований  к ликвидности средств, за счет которых формируются уставные капиталы;

- распространение сферы надзора  на всех профессиональных участников  страхового рынка, осуществляющих  страхование (перестрахование), посредническую,  актуарную, аудиторскую деятельность  в области страхования, оценку страхового риска;

- создание целостной системы  последовательного контроля над  деятельностью профессиональных  участников страхового рынка, начиная  с момента их регистрации в  качестве юридических лиц и  до момента ликвидации (в настоящее  время контроль осуществляется с момента выдачи лицензии страховщику до ее отзыва);

  • проверка статуса учредителей и квалификации руководства компаний;
  • введение жестких санкции в отношении компаний, нарушающих надзорные предписания;
  • сбор информации и проведение независимого анализа данных о состоянии рынка страхования;
  • расширение полномочий надзорного органа по аккредитации профессиональных участников страхового рынка, не подлежащих лицензированию, и установлению квалификационных требований к руководителям и сотрудникам компаний - профессиональным участникам рынок,

Итак, в целях совершенствования государственного страхового надзора за деятельностью страховых организаций и иных профессиональных участников рынка страховых услуг, а также защиты прав и интересов его субъектов необходимо осуществить следующие меры:

— повышение надежности системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике;

— установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг;

— финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;

— установление для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

Поскольку отечественному страхованию предстоит еще проходить большой путь в своем развитии, постольку федеральные его проблемы неотделимы от региональных, тем более, страховое законодательство является прерогативой федерального уровня. В этой связи следует выделить приоритеты развития рассматриваемой отрасли экономики48.

1. Антитеррористическое страхование. Беспрецедентный рост числа террористических актов как в мире в целом, так и в нашей стране в частности достаточно четко поставил перед российскими страховыми компаниями вопрос об инструментах возмещения ущерба, наносимого террористами. На примере трагедии в «Норд-Осте» в Москве можно отметить, что ни театральные реквизиты, ни ответственность постановщиков мюзикла «Норд-Ост» перед третьими лицами не были застрахованы, как не была застрахована и жизнь артистов. Постановщики мюзикла не имели страховой защиты и от риска упущенной выгоды. Между тем, общая сумма сборов за состоявшиеся 320 представлений достигала 5 млн. долл., а каждый несостоявшийся спектакль означал неполученный доход в 15,6 тыс. долл. Запуск «Норд-Оста» как коммерческого проекта потребовал немалых вложений, но в инвестиционном пакете явно недоставало весомого страхового компонента. Из-за отсутствия договора страхования после освобождения заложников все зависело не от зафиксированных в страховом полисе обязательств сторон, а от готовности и доброй воли федеральных и муниципальных властей оказать материальную помощь пострадавшим и их семьям, а также от желания частных спонсоров содействовать восстановлению спектакля. Случившаяся трагедия заключает в себе тот урок (помимо множества других), что при всей ограниченности финансовых возможностей страхователя затраты на страхование следует относить к числу приоритетных. Перестрахование соответствующих рисков на мировом рынке снимет мнения в том, что отечественные страховщики не справятся с возникающими проблемами оценки риска и производства выплат.

При этом государству следует разделять затраты страховщиков на выплаты, если те превышают определенный размер тем более, что именно оно несет главную ответственность за поддержание и охрану жизни своих граждан.

2. Страхование экспортных контрактов, финансируемое из бюджета. В 2004 г. на эти цели выделяется 50 млн. долл. (еще 40 млн. долл. на «прочие расходы по стимулированию экспорта»). В 2005 году эта сумма может возрасти до 120 млн. долл. По расчетам Минэкономразвития, политические риски в среднем составляют до 85% от стоимости сделки страхования. По существу покрытие предоставляется для страновых рисков тех государств, куда направляется российский экспорт, и это в основном политически нестабильные развивающиеся страны. Спорным вопросом остается то, на страхование каких именно экспортных контрактов будут выделены бюджетные средства и будут ли к этому допущены страховщики или этим станет заниматься специализированное правительственное агентство.

3. Ипотечное страхование. Задача страховой компании, участвующей в ипотечной схеме, предоставлять комплексное страхование рисков, связанных с потенциальной неплатежеспособностью клиента. Именно такова мировая практика. Другими словами, страховая компания берет на себя часть рисков банка, выдавшего ипотечный кредит. Российская специфика между тем крайне затрудняет страхование на случай потери работы или источника дохода, в частности, и потому, что этот источник официально не декларируется. В России главный упор делался, как правило, на имущественное страхование объекта залога. И хотя в небольшой массе случаев уже начинают присутствовать сделки по страхованию в рамках ипотечного кредитования, однако широкому развитию этого вида страхования пока препятствуют не устоявшееся законодательство и недостаточная защита прав собственности на землю, а также споры по поводу прав собственности.

4. Страхование корпоративных клиентов. Весьма хорошая перспектива у этого вида страхования, поскольку на корпоративных клиентов приходится, по оценкам, порядка двух третей всех доходов страховых компаний, оставшаяся треть падает на физических лиц. Раньше страховые организации рассматривались предприятиями по преимуществу или как механизмы «обналички» средств, или перевода их за рубеж, или как страховщики здоровья сотрудников, автотранспорта и производственных помещений. Теперь ставка делается на более комплексный охват и оценку рисков, в том числе связанных с поломками техники или возможными перерывами в работе. В России появилась формация менеджеров, которые рассматривают страхование не как дополнительную статью расходов и нагрузку на бюджет организации, а как элемент комплексного планирования. По 2002 г. особенно заметно, как риск-менеджмент начал широко внедряться на предприятиях ВПК. Дело в том, что благополучие многих из них в решающей степени зависит от хода выполнения зарубежных контрактов, срыв которых приводит и к значительным финансовым потерям, и к подрыву репутации. Поэтому все чаше страхуется весь процесс от начала сборки изделия до его прибытия в качестве груза к месту назначения.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации