Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 17:18, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации (на примере территориальных органов Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора).
Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
 конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
 рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора;
 анализ современного состояний рынка страховых услуг Российской Федерации;
 изучение основных направлений деятельности территориальных органов страхового надзора;
 выявление проблем государственного регулирования рынка страховых услуг и разработка направлений их решения.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей государственного регулирования рынка страховых услуг________________________________
6
1.1. Понятие и составляющие рынка страховых услуг_________________ 6
1.2. Направления государственного регулирования страховой
деятельности____________________________________________________
18
Глава 2. Практические аспекты реализации направлений государственного регулирования рынка страховых услуг: основные проблемы и пути их решения__________________________________________________________
35
2.1. Современное состояние рынка страховых услуг Российской
Федерации _____________________________________________________ 35
2.2 Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг__ 47
2.3. Основные пути решения проблем государственного регулирования
страховой деятельности__________________________________________ 51
Заключение _______________________________________________________ 67
Список использованных источников и литературы______________________ 71

Файлы: 1 файл

bestref-238051.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, современные авторы в большинстве своем сходятся во мнении относительно того, что под услугой целесообразно понимать экономическую деятельность, непосредственно удовлетворяющую личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме6.

Итак, деятельность в области страхования реализуется  посредством оказания страховых услуг. Цель предоставления страховой услуги – это защита от риска. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О техническом регулировании» под риском понимается «вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда»7.

Общее понятие «страховая услуга» объединяет: услуги по проведению прямого страхования (включая сострахование), в том числе: а) по страхованию жизни; б) по страхованию иному, чем страхование жизни; услуги по перестрахованию и ретроцессии; услуги страховых посредников, в том числе страховых брокеров и агентов; услуги, связанные со страхованием, такие, как консультационные, актуарные услуги, услуги по оценке риска и урегулированию убытков8.

В узком смысле страховой рынок можно представить как экономическое пространство, или систему, управляемую соотношением спроса покупателей на страховые услуги и предложением продавцов страховой защиты, а в широком смысле — это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее9.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

Страховой рынок – это рынок, где объектом купли-продажи является страховая услуга. Можно сказать, что эта услуга является «товаром» страхового рынка. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.

Покупатели страховой услуги, страхователи – это любые юридические или физические лица, если это не противоречит условиям страхования.

В качестве продавцов страховой услуги могут выступать так называемые страховые организации:

  • прямые страховщики – это страховые компании, которые заключают со страхователями договоры страхования;
  • перестраховщики – организации, которые перестраховывают уже застрахованные объекты, в этом случае риск перераспределяется между несколькими страховыми компаниями, в том числе и иностранными; в РФ перестраховочный рынок развит слабо; из 30 официально зарегистрированных перестраховочных обществ реально функционируют только 10;
  • объединения страховщиков – это союзы и ассоциации. Примером может служить создание транснациональной страховой компании «Ингосстрах», которая включает в себя 27 российских и зарубежных компаний из 17 стран и имеет сеть из 131 филиала. Крупными ассоциациями являются «Страховой союз России» и Всероссийский союз страховщиков.

Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности финансово-хозяйственной деятельности и оказание денежной помощи в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.

Основаниями страхового рынка являются: свободная рыночная экономика, многообразие форм собственности, свободное ценообразование - расчет тарифных ставок, наличие конкуренции, свобода выбора, разработка и внедрение новых видов страховых услуг и т.д.

Обязательные условия существования страхового рынка:

  • наличие общественной потребности в страховых услугах - формирование спроса;
  • наличие страховщиков, способных удовлетворить эту потребность, - формирование предложения10.

В связи с этим выделяют рынок страховщика и рынок страхователя.

Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья.

Первичное звено страхового рынка – это страховое общество или страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, проявляются экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.

Кроме того, на страховом рынке также действуют и другие его субъекты: перестраховочные компании, посредники страховщика - страховые агенты и брокеры (маклеры), различные объединения страховщиков: страховые пулы, союзы и т.д.

Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга, которая может быть представлена на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании).

Перечень видов страхования, представленных на страховом рынке, определяет ассортимент страховых услуг, включая дополнительные, индивидуальные условия по договорам страхования.

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.

В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена:    государственными, акционерными, частными, корпоративными, взаимными и другими страховыми компаниями.

В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме при условии получения лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном законом порядке.

Сферой их деятельности является исключительно страхование (перестрахование), то есть процесс, связанный с заключением договоров страхования, получением и накоплением страховых взносов, формированием на этой основе страховых резервов и осуществлением выплат страхового возмещения и страхового обеспечения в установленных договорами страхования случаях. Страховым компаниям запрещается производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Основой гарантии выполнения обязательств страховой компании является уставной капитал, размер которого устанавливается законодательно в зависимости от направления деятельности компании. Внутренняя структура и органы управления страховой компании определяются ее уставом.

Страховые компании могут быть классифицированы по ряду признаков: форме собственности; размеру капиталов; зоне обслуживания клиентов; направлениям деятельности.

Специализированные страховые компании осуществляют операции только по одному виду страховой деятельности, универсальные проводят операции по группе видов страховой деятельности. В ряде зарубежных стран деятельность универсальных компаний запрещена. В то же время наблюдается тенденция к ликвидации узкой специализации в страховании.

Особое место в данной группировке занимают так называемые «кэптивные» компании, учреждаемые одним или несколькими юридическими лицами (как правило, корпорациями, финансово-промышленными группами) в целях обеспечения страховой защиты имущественных интересов самих корпораций или входящих в их состав хозяйствующих единиц. Причинами создания таких компаний являются:

  • применение более низких тарифов по сравнению с рыночным страхованием;
  • контроль над средствами корпорации, уплачиваемыми в качестве страхового взноса;
  • возможность открытия компаний в оффшорных зонах с более низкими требованиями к числу учредителей и размеру уставного капитала, а также более льготным налогообложением;
  • невозможность найти соответствующее страховое покрытие у других страховщиков.

Присущей только страхованию организационно-правовой формой предпринимательства являются общества взаимного страхования (ОВС).

В территориальном аспекте структура страхового рынка характеризуется следующими рынками:

  • местным (региональным) – объединяет страховые организации, национальные рынки страхования отдельных регионов, связанных между собой тесными интеграционными связями.;
  • национальным (внутренним) – сфера деятельности страховых организаций в отдельной стране. Институционально национальный страховой рынок состоит из страховых компаний, специализированных перестраховочных организаций, страховых брокеров и агентов, Вся страховая деятельность на национальном рынке осуществляется в рамках национального страхового законодательства, контроль, за исполнением которого возложен на орган государственного страхового надзора.;
  • мировым (внешним) – это совокупность национальных и региональных рынков страхования. В узком смысле слова — в качестве международного рынка выступают локальные страховые рынки, характеризующиеся высоким удельным весом международных страховых операций (Нью-Йорк, Лондон, Цюрих).

По отраслевому признаку выделяют рынок страхования:

  • личного;
  • имущественного;
  • ответственности.

В свою очередь каждый из рынков можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.

Как известно, сущность любой экономической категории, в том числе и такой, как рынок, проявляется в функциях ею выполняемых. Страховому рынку присущи следующие функции:

  • посредническая функция состоит в том, что рынок соединяет страховщиков и страхователей, предоставляя им возможность общения, используя экономический язык цен, спроса, предложения и т. д.;
  • ценообразующая функция проявляется в процессе конкуренции и столкновения спроса и предложения на страховые услуги. Результатом является появление стоимостной оценки страхового продукта, предлагаемого на рынке;
  • информирующая функция проявляется в том, что через ценовой механизм участники страхового рынка получают сведения о его состоянии в целом в разрезе отдельных отраслей (объем страховых премий, выплат и т. д.);
  • регулирующая функция осуществляется через механизм свободных рыночных отношений и способствует перекачке денежных средств из менее прибыльных отраслей (видов) страхования в более прибыльные;
  • стимулирующая функция, осуществляемая с помощью рыночных цен, обеспечивает приоритетное развитие наиболее востребованных и качественных с точки зрения страхователей услуг;
  • оздоравливающая функция проявляется в своеобразной селекции страховых компаний, обеспечивая конкурентоспособность национального страхового рынка.

Тем самым, можно говорить о том, что страховой рынок как совокупность страховых организаций представляет собой сложную многофакторную динамическую систему – группу регулярно взаимодействующих и взаимозависимых отдельных составных частей, образующих единое целое. Страховая система взаимодействует с окружающей ее средой посредством внешних связей, которые характеризуют как влияние окружения на систему, так и воздействие системы на среду. Таким образом, страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем – внутренней системы и внешнего окружения.

К внутренней  системе  относятся  следующие  основные управляемые переменные:

  • страховые продукты (условия договоров страхования данного вида);
  • система организации продаж страховых полисов и формирования спроса;
  • гибкая система тарифов;
  • собственная инфраструктура страховщика.

К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные ресурсы:

  • материальные;
  • финансовые;
  • трудовые ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке.

Внешнее окружение рынка – это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может  оказывать  определенное  воздействие,  и  неуправляемых составляющих, неподвластных влиянию страховщика.

К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся:

  • рыночный спрос;
  • конкуренция;
  • ноу-хау страховых услуг;
  • инфраструктура страховщика.

Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция: между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово-кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и нефинансовыми институтами.

К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:

  • научно-технический прогресс,
  • государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),
  • состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),
  • социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),
  • конъюнктура мирового страхового рынка11.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации