Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы являются:
-рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а так же особенности функционирования малого бизнеса в России
-рассмотреть значение и сущность крупного предпринимательства в экономике, а так же особенности развития крупного бизнеса в России
-определить факторы развития бизнеса
-рассмотреть формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
-рассмотреть взаимодействие малого и крупного бизнеса на примере российской компании

Содержание работы

Введение
Глава 1. Малый и крупный бизнес
Сущность и роль малого бизнеса в экономике
Сущность и значение крупного бизнеса в экономике
Факторы развития бизнеса
Глава 2. Тенденции становления и специфика функционирования малого и крупного бизнеса в РФ
2.1. Тенденции и особенности функционирования малого бизнеса в России
2.2. Образование и особенности развития крупного бизнеса в РФ
2.3. Взаимодействие малого и крупного бизнеса
4. Глава 3. Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм.
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач 1.1.docx

— 75.60 Кб (Скачать файл)

Сателлитная форма взаимодействия малых и больших структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается в таких формах, как дипольная, атомарная, сетчатая или корпоративная структура :

а) дипольная – пара предприятий  с доминированием большого;

б)  атомарная – множество независимых малых фирм, которые тяготеют к большой

структуре как к «ядру»;

в) сетевая – сеть взаимозависимых малых предприятий, которые обслуживают большое

производство;

г)  корпоративная – взаимодействие нескольких больших предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм и т.д.

В мировой практике используют разные формы и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Это система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, субконтрактинг, кластеризация и др.

Примером дипольной структуры является взаимодействие двух предприятий – малого и крупного – в системе франчайзинга, т. е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.

Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, расходах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предприятия (высокая «проникающая» способность, гибкость, возможность локальных контактов и знание местных условий). Атомарные структуры чаще всего возникают в следующих ситуациях: в результате развития франчайзинга; как следствие реструктуризации большой компании, которая имеет ряд непрофильных или убыточных производств. Подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие фирмы составляют 80% предприятий торговли. Особенно перспективным, по оценкам специалистов, является механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса через применение кластерных технологий. Кластерный метод позволяет реализовать наиболее важные взаимосвязи в технологиях, информации, маркетинге и потребительских потребностях, которые характерны для целого комплекса фирм и областей. Эти взаимосвязи влияют определяющим образом на направленность и темпы инноваций, а также на конкурентоспособность конечной продукции. Центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых могущественных компаний. Кластер создает исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Возможности кластерного подхода демонстрирует, в частности, зарубежный опыт. Пример активного создания кластеров – фирма Nokіa.

Сетевая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и непостоянной рыночной конъюнктуры.

Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, которые образовали сетевую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько больших предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого бизнеса такое иностранное участие – один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.

Так же одним из самых  распространенных видов взаимодействия малого и крупного бизнеса является аутсорсинг. Аутсорсинг – это использование внешних ресурсов(материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет сфокусировать собственные ресурсы компании на основных целях бизнеса, передав обеспечивающие бизнес-функции сторонним компаниям; получить доступ к ресурсам и новейшим технологиям, которых нет у компании. С помощью аутсорсинга крупная компания передает ответственность за выполнение конкретной функции.

На пути развития сотрудничества крупных предприятий с «внешними» малыми предприятиями можно выделить ряд проблем: отсутствие малых предприятий, способных предоставить необходимые большим предприятиям продукцию и услуги; низкое качество товаров и услуг, произведенных малыми предприятиями; отсутствие с обеих сторон средств для взаимных расчетов; постоянные угрозы срыва снабжений со стороны малых предприятий; трудности поиска партнера из-за отсутствия информации о производственных возможностях малых предприятий; отсталость и консерватизм управленческого персонала больших предприятий; чрезмерная продолжительность установления и оформления договорных отношений с большими предприятиями; отсутствие комплексной законодательной базы, которая должна регламентировать такие хозяйственные связи.

Взаимодействие малого и  крупного предпринимательства , как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто.

Итак, взаимодействие малых и больших предприятий дает возможность эффективно соединить предпринимательскую чувствительность и динамическую реакцию малых предприятий с менеджментом, коммерческими и техническими привычками больших предприятий. В результате такое взаимодействие создаст для всех участников возможности, которые при других обстоятельствах в современных условиях развития были бы утраченными и нереальными.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм.

А)ООО «Объединенные кондитеры»

Многие производители  понимают, что в современном мире заниматься одновременно производством  и продажей продукции, разрываясь на части, не всегда достаточно рентабельно. Например, управляющая компания ООО  «Объединённые кондитеры»5 производит продукцию, производит ее в таком количестве, что продукции хватит на потребителей нескольких городов, в своем городе ему столько не сбыть ни за что. В Таком случае ООО « Объединенные кондитеры» поступает следующим образом: компания заключает дилерский договор на продажу своей продукции с представителями из различных городов, чтобы поставить это дело на долгосрочную взаимовыгодную договорную основу. Так формируется дилерская сеть. Для закрепления отношений дилерам предоставляются льготы: специальная льготная цена, бонусные скидки, и даже возможность выпуска части товара под личной маркой дилера.

Дилерская сеть выгодна обоим участникам сторон. ООО «Объединенные кондитеры» заинтересованы в продаже своей продукции оптовыми партиями. Создание собственной дилерской сети осуществляется в строгом соответствии с утвержденной маркетинговой стратегией предприятия и опирается на данные изучения рынка. Эффективное взаимодействие с дилерами во многом определяется проработанностью вариантов заключенных договоров с ними. Дилер берет ответственность на себя за снабжение продукцией всех потребителей в регионе. Но потому дилеру предоставляются исключительные права на реализацию в регионе. Но предоставление исключительных прав подразумевает под собой двустороннюю ответственность со стороны, как дилера, так и предприятия, которое принимает на себя обязательства не поставлять продукцию в этот регион никому, кроме дилера. Дилер, которому предоставляется преимущественное право, в свою очередь, получает льготы по ассортименту, формам оплаты и первоочередности поставки.

Дилер является последним  звеном посреднической товаропроводящей цепочки и находится в непосредственных отношениях с покупателем. Дилерский  договор заключается между производителем и дилером и определяет их права  и обязанности. Но отношения обеих  сторон не ограничиваются поставками и оплатой продукции: маркетинговая  практика выработала определенное количество принципов и отличий дилерства от обычной оптовой торговли. Дилер, кроме обязанностей покупателя и плательщика, имеет определённые права и несет дополнительные обязательства перед производителем.

Положительные стороны для  дилера:

-Дилер является посредником,  которому товары продаются по  особым(сниженным) ценам

-Представление торговых  интересов производителя и реализации  его продукции на определенной  территории или среди определенного  круга покупателей

-Дилер может быть официальным  дилером производителя и может  пользоваться его торговым знаком

-Преимущественное право  на выбор определенного вида  производимой продукции по качеству, потребительским свойствам и  т.д.

-Возможность кредитования  производителем с целью развития  торговли дилера

Отрицательные стороны для  дилера:

-Плановость закупок

-Территориальность

-Продвижение продукции

-Марочное ограничение

1. Плановость закупок.  Например, ООО «Объединенные кондитеры»  заключила дилерский договор  с ООО «Диана» на поставку  кондитерских изделий на сумму  314579 тысяч рублей на год в  количестве 3162 тонны. По условиям  договора ООО «Диана» осуществляет  закупку от ООО « Объединенные  кондитеры», соблюдая плановость  закупок, определённого количества товара с установленной периодичностью, обязательство выборки товара по количеству за определенный договором промежуток времени в ассортиментом разрезе. Из 3162 тонн необходимо закупить и реализовать продукцию в следующем ассортименте: карамель – 400 т, конфеты весовые – 1800 т, конфеты в коробках – 211 т, шоколад – 411 т, ирис- 340 т. В случае нарушений договорных условий, дилеру будут выставлены штрафные санкции, отраженные в дилерском договоре.

2. Территориальность –  это обязанность соблюдать территорию  реализацию. Дилерство имеет своей целью расширение рынка сбыта товаров, а также разумную и в законных пределах его монополизацию. ООО « Объединенные кондитеры» заключило договор с дилером нижегородской области для реализации своей продукции в этом регионе. В дилерском договоре прописана обязанность соблюдать территорию реализации, а значит нижегородский дилер не имеет права реализации на территории других регионов.

3.Способность дилера продвигать  продукцию является положительной  стороной для ООО «Объединенные  кондитеры», так как реклама товаров,  которую осуществляет дилер является обязанностью дилера, а не правом и определяется именно дилерским договором. Дилер путем проведения маркетинговых компаний рекламирует их, определяя источником происхождения товаропроизводителя. Расходы на проведение рекламных компаний не компенсируются производителем, а являются затратами дилера.

4. Марочное ограничение  – обязанность осуществлять торговлю  товарами только исключительно  производителя ООО «Объединенные  кондитеры». Дилер обязан поддерживать  на высоком уровне обслуживание  покупателей и общение с ними, так как через дилеров формируется  устойчивое отношение покупателей  к самому производителю.

Так же ООО «Объединенные  кондитеры» взаимодействуют с такими малыми предприятиями, как кадровые агентства, с которыми заключаются  договора аутсорсинга. Кадровые агентства способны решать задачу подбора персонала и владеют технологиями поиска необходимых специалистов именно поэтому ООО «Объединенные кондитеры» обращается в данные агентства для привлечения на работу нового персонала. Так, например, при формировании новогодних подарков, заключаются договора с кадровыми агентствами по подбору персонала для упаковки новогодних подарков, как правило, на короткий период времени (октябрь-ноябрь). Обращение к услугам агентства – это стремление со стороны компании улучшить качество процесса обеспечения персоналом и пока кадровые агентства подбирают для компании сотрудников, ООО «Объединенные кондитеры» погружаются в решение стратегических вопросов.

Осуществляется взаимодействие с малыми предприятиями на поставку сырья, вспомогательных материалов, запасных частей и на проведение ремонтно-строительных работ и оказания услуг. Организация, осуществляющая предпринимательскую  деятельность, поставляющая сырье или  вспомогательные материалы, участвует  в конкурсе. Конкурс – процедура выбора поставщика ( подрядчика) на поставку сырья, вспомогательных материалов и запасных частей. Для принятия решения о выборе победителя ООО «Объединенные кондитеры» создает конкурсную комиссию.

Б) Автомобильная промышленность

Мировая практика демонстрирует  то, что сотрудничество крупных и  малых фирм в отрасли автомобильной  промышленности не только возможно, но и чрезвычайно эффективно. Автомобильные  компании – наиболее частый пример взаимодействия малых и крупных  фирм.

Заместитель руководителя Департамента промышленной и инновационной политики в машиностроение Минпромнауки РФ Алексей Сереженькин, говоря о сбыте отечественных автомобилей , подчеркнул прямую его зависимость от количества ввозимых в страну импортных машин. Низкий спрос на отечественную продукцию объясняется также недостаточно высокими качественными характеристиками, а они во многом зависят от состояния оборудования предприятий. Сокращение производства легковых автомобилей рикошетом отзывается и на малых предприятиях, сотрудничающих с автозаводом.

Фирма « Мотор – Супер» из Тольятти уже много лет является производителем и поставщиком комплектующих деталей для автомобиля ВАЗ. Директор фирмы Дмитрий Савенков высказал убеждение, что успешное развитие малого бизнеса в отрасли возможно только совместно с крупными предприятиями, поскольку для малых фирм это гарантированный заказ и сбыт готовой продукции. Но и крупные заводы не менее заинтересованы в этом тандеме: малые предприятия обеспечивают их необходимыми деталями гораздо лучше и быстрее других смежников. К примеру, « Мотор – Супер», имея почти 50 поставщиков, которые обеспечивают 700 наименований деталей, в состоянии обеспечить ВАЗ любой деталью в течение нескольких минут.

Информация о работе Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм