Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы являются:
-рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а так же особенности функционирования малого бизнеса в России
-рассмотреть значение и сущность крупного предпринимательства в экономике, а так же особенности развития крупного бизнеса в России
-определить факторы развития бизнеса
-рассмотреть формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
-рассмотреть взаимодействие малого и крупного бизнеса на примере российской компании

Содержание работы

Введение
Глава 1. Малый и крупный бизнес
Сущность и роль малого бизнеса в экономике
Сущность и значение крупного бизнеса в экономике
Факторы развития бизнеса
Глава 2. Тенденции становления и специфика функционирования малого и крупного бизнеса в РФ
2.1. Тенденции и особенности функционирования малого бизнеса в России
2.2. Образование и особенности развития крупного бизнеса в РФ
2.3. Взаимодействие малого и крупного бизнеса
4. Глава 3. Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм.
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач 1.1.docx

— 75.60 Кб (Скачать файл)

3. С точки зрения производственной  взаимосвязи компаний выделяют:

    • интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;
    • конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».

4.В зависимости от степени  взаимного влияния компаний различают:

    • классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
    • перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты".

По своей структуре  финансово – промышленные группы ( ФПГ) напоминают холдинги.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия. Может быть в форме коммерческой организации.

Это совокупность экономических  субъектов (обычно юридических лиц), либо действующих как основное и дочерние общества, либо объединивших свои активы в целях технологической или экономической интеграции.

Наиболее важным видом  финансово-промышленных групп является концерн — объединение нескольких торгово-промышленных предприятий под общим финансовым руководством.

Задачи: активизация преобразований в экономике; улучшение инвестиционной ситуации; развитие конкурентоспособности отечественных товаров.

 

1.3 Факторы развития  бизнеса

Предпринимательство представляет собой ту структуру, которая должна производить продукцию, услуги на определённом уровне и соответственно постоянно  развиваться, так, как этого требует  экономика. Поскольку если предприятие  не будет постоянно совершенствоваться, оно рано или поздно выйдет из сферы  бизнеса из-за своей нерентабельности. Поэтому для постоянного развития бизнеса нужны определённые условия, которые стимулируют развитие бизнеса.

 

Экономические условия развития бизнеса

Главным экономическим условием является товар, то есть спрос на этот товар и предложение его на рынке, а так же виды товаров. Так  же немало важным является то, какой  объём денежных средств могут  потратить на этот товар потребители  и факторы, влияющие на заработную плату, а соответственно возможность приобретения того или иного товара.

На экономическую ситуацию предприятия влияет то, какими денежными  средствами оно обладает, величиной  заёмных средств, которые нужны  предприятию и которые готовы предоставить кредитные учреждения. На всё это влияет действие банков, которые регулируют финансовую часть, поставщики, которые могут снабжать материалами, сырьём, топливом, машинным оборудованием и т.п., продавцы( розничные и оптовые), которые занимаются тем, что доводят продукцию для потребителя, а так же те фирмы, которые занимаются различным предоставлением услуг предприятию – это бухгалтерские услуги, юридические услуги, агентства по трудоустройству, предприятия обращаются в компании, занимающиеся рекламой, страховыми услугами, можно перечислять очень долго, поскольку каждая фирма специализируется в определённой области и соответственно все предпринимательство связано между собой прямым или косвенным образом.

Для того, чтобы предприятие  функционировало эффективно должны соблюдаться некоторые условия: во – первых, предприниматели должны нести ответственность за свою продукцию или услуги, которые они оказывают, во – вторых, должна существовать конкуренция, она является стимулом для производства лучшего вида товаров и услуг, в- третьих, на рынке должно существовать свободное ценообразование, и в – четвертых, должна существовать максимальная свобода в производстве товаров.

Социальные условия  для развития бизнеса

Не менее важными являются социальные условия. Они влияют на такие вопросы, как спрос на тот или иной товар и на формирование отношения к предпринимательству, так как это зависит от культурного уровня населения, образовательного уровня, деловой этики, от моды, от религиозных воззрений и от многих других важных факторов, которые постоянно меняются, производитель должен всё это учитывать, чтобы функционирование его предприятия было успешным.

Мода и вкусы потребителей постоянно меняются, а потребители  хотят приобретать те товары, которые  отвечают их желаниям. Религиозные взгляды, культура населения, образование – всё это так же оказывает огромное влияние на спрос того или иного товара, поскольку, например, во многих странах по религиозным обычаям не принято носить определённую одежду, а порой и даже запрещено, соответственно производить подобную одежду нерентабельно для предприятия на территории этой страны. Исходя из вышесказанного видно, что социальные факторы играют важную роль в развитии бизнеса.

Социальные условия влияют на отношение к работе, а соответственно и к заработной плате, условиям труда, которые предлагаются человеку на предприятии. Перед предпринимателем стоит задача обеспечить своих работников заработной платой, охраной здоровья, условием рабочего места, сохранить рабочие места.

Важную роль на предприятии  играет повышение квалификации работников на предприятии, то есть проведение различных тренингов, обучение кадров, переобучение, стажировка в развитых странах, создание различных секторов, которые занимаются консультацией, а так же секторов, занимающихся отбором кадров. Немало важным является создание различных тренингов для менеджеров, которые помогают им научиться работать в команде и преодолевать различные профессиональные трудности. Руководителем предприятия может быть только человек, обладающий гибкостью, быстрой адаптацией к новым условиям, квалифицированный человек, так как в настоящее время бывает очень сложно принять действительно верное управленческое решение, поскольку бывают такие ситуации, в которых ответ на то, как выйти из определённой ситуации, практически невозможно найти.

Правовые условия  развития бизнеса

Для функционирования, развития, защиты бизнеса необходимы правовые условия. Под правовыми условиями  предпринимательской деятельности понимаются законы, устанавливающие  определённые правила, ограничения, условия  для наиболее успешного развития бизнеса. Закон предполагает различные  системы открытия бизнеса, то есть это  упрощенная и ускоренная система  открытия предприятий, ограничение  в бюрократизации со стороны государства, а так же со стороны налогового законодательства можно наблюдать  постоянное совершенствование.

Необходимость существования  регулирования со стороны государства  можно подтвердить следующим:

Во – первых,  правовые законы не дают существованию «недобросовестной конкуренции»

Во – вторых, многие предприятия, которые выходят из под контроля, могут начать производить некачественный товар, давать неверную информацию в рекламе, устанавливать необоснованно высокие цены или, предположим, обманывать покупателей за счёт упаковки – всё это невозможно при существовании контроля со стороны государства.

К сожалению, законы, которые  регулируют предпринимательскую деятельность, зачастую противоречат в некоторых  вопросах друг другу, но рыночная экономика  не может регулировать предпринимательскую  деятельность в экономических и  социальных вопросах, так, чтобы удовлетворить  потребности всего общества, поэтому  вмешательство государства путём  создания государственного механизма  в предпринимательство необходимо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Тенденции  становления и специфика функционирования малого и крупного бизнеса в России

2.1 Тенденции и  особенности функционирования малого  бизнеса в России

Во многих странах с  развитой рыночной экономикой малый  бизнес доказал то, что он играет важную роль как в экономическом, так и в социальном плане. Малое  предпринимательство в нашей  стране существует уже более 10 лет  и своё развитие малый бизнес начал  в 80-е -90-е года прошлого века. В конце 80- х годов в России произошли значительные изменения в экономической, политической и социальной сферах, что дало огромную возможность предприимчивым людям открыть свой бизнес на легальной основе. Стали создаваться различные кооперативы, союзы, ассоциации предпринимателей, так был учрежден Союз менеджеров СССР, кооперативы стали создаваться во многих регионах. Формировались различные предприятия, в том числе и малое предпринимательство в отрасли сельского хозяйства, торговой деятельности. В начале 90-х годов произошел процесс приватизации старых государственных учреждений, что ещё больше укрепило развитие предпринимательства, поскольку государственные предприятия уже не могли выдержать такой конкуренции. Большие налоги побудили предпринимателей к созданию в своём бизнесе «чёрных» касс, двойной бухгалтерии, различных схем и т.д. Те предприниматели, которые не успели перестроить свой бизнес к рыночной экономике, потерпели неудачу и их бизнес был ликвидирован или разрушен, поскольку изначально малое предпринимательство изначально было направлено на развитие научных, высокотехнологичных, общегосударственных программ, а вскоре в 92-93 г.г. весь бизнес стал работать в направлении торговли, чего требовала экономика.

С 1993 года происходит подъём в сфере малого бизнеса, создается  правовая основа предпринимательского сектора, а так же появляются законы, регулирующие предпринимательскую  деятельность. В период с 1993 по 1998 год  открывается огромное количество малых  предприятий, и открыть свой бизнес в этот период было несложно, это  было прибыльно, и многие люди, которые  смогли открыть свой бизнес в этот период, до сих пор получают от него хорошую прибыль. Но в 1998 году появляются новые законы, ужесточаются требования к малому бизнесу, малый бизнес сталкивается с ужесточившимися бюрократическими процедурами, регистрация фирм усложняется.

На данный момент принято  считать, что начиная с 2000 года, малый  бизнес перестал так развиваться, как  в конце прошлого века и по своей  сути находится в состоянии стагнации.

Количество предприятий  малого бизнеса в РФ распределено неравномерно по всей территории. Лидерами по количеству малого бизнеса являются Москва и Санкт-Петербург, в этих городах сосредоточено около 20% и 12% всего предпринимательства малого бизнеса России. Преимущественно малый бизнес в России направлен на торговлю и общепит, пятую часть всего малого бизнеса России занимают предприниматели, которые оказывают различные услуги. Совсем незначительная доля малого бизнеса занята в сельском хозяйстве (около 2%). По сравнению со странами ЕС, Россия не самая успешная страна в развитии малого бизнеса, так, на данный момент количество малых предприятий от общего числа предприятий в России составляет около 29%, а в ЕС только микро-предприятия составляют 90%.

Малый бизнес в России, как  ранее говорилось, появился не так  давно, но прошёл уже значительный путь. Малый бизнес России имеет ряд  особенностей, по сравнению с другими  странами, а также в сравнении  с крупным и средним бизнесом.

Итак какие же особенности малого бизнеса в России?

  1. Низкий процент венчурной специализации.

В экономически - развитых странах  малый бизнес направлен не только на торговлю и т.п., но и на введение инновационной экономики, в России же основным видом деятельности является торговля и коммерция, а направленность на инновационные проекты составляет очень маленькую долю (около 6%). На сегодняшний день государство направленно, на поддержку тех предприятий, которые  занимаются наукоемкими и высокотехнологичными проектами.

  1. Низкая легитимность малого бизнеса.

В настоящее время огромной проблемой государство является наличие фирм, с различными «серыми» схемами, «чёрными» кассами и  т.п. Это пошло из 90-х годов, когда  налоги сильно возросли, но хотя с тех  пор прошло много времени и  налоги стали в несколько раз  меньше, многие фирмы не могут отказаться от тех «серых» схем, которыми пользовались раньше, поскольку существует огромная вероятность не выдержать конкуренции. Наличие фирм, находящихся в «тени», а соответственно не выплачивающих  тех налогов, которые они должны выплачивать, обеспечивает уменьшение бюджета страны, и естественно негативно сказывается на всем государстве.

  1. Постоянная нехватка финансирования.

Малый бизнес в России отличается нехваткой денежных средств. В следствие этого единственным выходом для обеспечения должного финансирования является обращение предпринимателей малого бизнеса в банки для получения кредита, но и это не является лучшим выходом. Процентные ставки по кредиты для малого бизнеса значительно выше, чем для крупного и среднего бизнеса. Отсюда и вытекает проблема острой нехватки финансирования малого бизнеса, поскольку завышенные процентные ставки часто приводят к тому, что малые предприятия становятся банкротами.

Информация о работе Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм