Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы являются:
-рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а так же особенности функционирования малого бизнеса в России
-рассмотреть значение и сущность крупного предпринимательства в экономике, а так же особенности развития крупного бизнеса в России
-определить факторы развития бизнеса
-рассмотреть формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
-рассмотреть взаимодействие малого и крупного бизнеса на примере российской компании

Содержание работы

Введение
Глава 1. Малый и крупный бизнес
Сущность и роль малого бизнеса в экономике
Сущность и значение крупного бизнеса в экономике
Факторы развития бизнеса
Глава 2. Тенденции становления и специфика функционирования малого и крупного бизнеса в РФ
2.1. Тенденции и особенности функционирования малого бизнеса в России
2.2. Образование и особенности развития крупного бизнеса в РФ
2.3. Взаимодействие малого и крупного бизнеса
4. Глава 3. Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм.
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач 1.1.docx

— 75.60 Кб (Скачать файл)
  1. Неустойчивость малого бизнеса.

Малый бизнес в России так же характеризуется и неустойчивостью, в следствие пункта №3, а так же из-за высокой конкуренции и влияния внешних факторов(например инфляция играет немалую роль в жизни малого предприятия). В итоге очень часто малый бизнес либо становится банкротом, либо предприниматели сами закрывают свой бизнес.

Основные характеристики малого бизнеса в России

Во-первых, малый бизнес обладает гибкостью, в подтверждение этому, можно вспомнить начало 90-х годов  прошлого века, ведь именно малый бизнес спас развал экономики нашей страны и сумел перестроиться к преобразованиям  в экономике, к переходу на рыночную экономику. У крупного бизнеса нет  такой возможности настолько  быстро реагировать на изменение  в экономике, политической и социальной сферах.

Во-вторых - это экономичность  малого бизнеса. Расходы на организацию  малого бизнеса значительно меньше, чем у крупного бизнеса, поскольку  помещение, оборудование и т.п. можно  взять в аренду, а так же для  организации малого бизнеса территория, помещение, машины и т.д. – всё  это нужно намного в меньшем  количестве, чем для крупного бизнеса.

В-третьих, малый бизнес направлен  не на целый слой населения, как это  делает крупный бизнес, а на определённое количество и определённый круг потребителей, поэтому на изменение в спросе на определённый товар(услугу) малый бизнес способен быстрее реагировать.

В чем преимущества в открытии малого бизнеса в России?

Как ранее говорилось, малый  бизнес в России достаточно гибкий. Если есть желание открыть бизнес в России то это может быть например домашний, или семейный бизнес, или франчайзинг.

Домашний или семейный бизнес – это также является частным  предпринимательством, преимущества такой  формы заключаются в том, что  владелец, бухгалтер, босс, работник –  это всё один человек или члены  его семьи. В случае если бизнес прогорит, человек не подведёт других людей, другие семьи, он либо подведёт сам себя, либо членов своей семьи – для многих этот факт является немало важным.

Франчайзинг – также является достаточно развитой заграницей формой частного предпринимательства, в России такая форма появилась недавно, но получает должное распространение. Франчайзинг имеет ряд преимуществ, поскольку франчайзинг – это покупка бренда, т.е. это покупка у правообладателя продавать продукцию под его брендом, маркой, которая уже имеет спрос, уже разрекламирована, а соответственно в скором времени будет приносить доход. Преимущества в том, что, по сути, кроме как вложить деньги и потом получать прибыль, больше ничего делать не надо, поскольку товар на рынке уже адаптирован, потребители ясны, технологии отработаны.

Конечно, малый бизнес в  России имеет как свои успехи, так  и свои проблемы, но малое предпринимательство  в РФ занимает свою нишу в экономике, и дает хорошую отдачу как огромным предприятиям, так и отдельному человеку.

2.2 Образование  и особенности развития крупного  бизнеса в РФ

Основные этапы развития крупного бизнеса в России

Первым этапом развития крупного бизнеса в России можно назвать  его, так называемую,  предысторию, которая продолжалась с 1992 года по первую половину 1995 года. Этот период характеризуется наличием крупных торгово-финансовых конгломератов, которые были сформированы вокруг ряда бирж, банков, а также бывших советских внешнеторговых объединений. К концу этого периода биржевые конгломераты практически исчезли, а банковские увеличили свою мощь. К 1995 году появились такие банковые объединения как Альфа – банк, Банк Столичный, их масштабы делали их субъектами макроуровня. В этом периоде стали формироваться компании в топливно-энергетическом комплексе, стала развиваться приватизация, но на то время эти компании нельзя было назвать крупным предпринимательством, так как эти компании всё ещё оставались государственными по форме и способу работы.

Вторым периодом можно  выделить - становление (вторая половина 1995 – 1997 г.г.) Именно в этот период сформировались основные формы существования крупного предпринимательства в России, а так же именно в эти годы интегрирующие бизнес -группы3 и компании стали действительно рыночными агентами, которые функционируют до настоящего времени. Не менее важным является то, что именно в этот период сформировались принципы и приоритеты, которые обеспечивали успешное функционирование крупного предпринимательства, основными являлись следующие :

  1. Финансово – промышленная интеграция. Если говорить о интеграции бизнес – группы, то это участие в ее составе предприятий и реального сектора, и финансового. Если же говорить о компании, то это наличие постоянных дружественных структур из другого сектора, причем сопоставимых по масштабу.
  2. Неразделенность собственности и управления.  Одна и та же группа физических лиц может быть и топ – менеджерами бизнес – группы или компании, и крупнейшими её акционерами.
  3. Динамичность и ситуативность формальной структуры собственности и управления, которая не имеет самостоятельного значения. ( Относится только к бизнес – группам).
  4. Бережное отношение к кадрам.

Одним из важнейших событий  этого периода является возникновение  залоговых аукционов. Формально  они являлись конкурсным механизмом получения государством кредитов от частных банков под залог дефицита федерального бюджета. Однако механизм и последствия их проведения дают основания считать, что реальные цели государства были другие –  формирование прочных альянсов между  банками и промышленностью, появление  у крупнейших предприятий отечественных  стратегических собственников, обеспечение  политического союза федеральной  власти и бизнеса. И они были достигнуты почти полностью. Именно в результате залоговых аукционов в постсоветской  России впервые появился «настоящий»  устойчивый крупный бизнес.

Следующий этап – это кризисная и посткризисная динамика4, которая продолжалась с 1998 по 1999 года.  Для российского крупного бизнеса кризис начался в первые месяцы 1998 года. В первой половине 1998 г. основным проявлением кризиса была потеря многими ИБГ и компаниями федерального уровня контроля над рядом своих крупных промышленных предприятий.  В Августе 1998 года основные кризисные процессы перешли в банковскую сферу. Ликвидировалось большинство банков, которые в прошлом были центрами формирования многих известных ИБГ ( например Инкомбанк, « Российский кредит» и др).

Основным результатом  для крупного бизнеса в 1998г. – 1999г. Стало то, что произошёл быстрый  и окончательный переход от финансового  сектора к реальному сектору. Кроме того реальные сектор освободился от кредиторского бремени, так как банкам, которые практически погибали, никто кредитов не возвращал. В основном больших перемен в отношении места крупного предпринимательства в экономике России не произошло, остались те же политические ресурсы и отношения с государством не изменились. В основном на это повлияла посткризисную ситуация, так как она характиризовалась тем, что возросли мировые цены на энергоносители и повысился спрос на отечественные товары.

Одним из значительных годов  для крупного бизнеса стал 2003 год, так именно в этот год произошли  многие изменения. Одной из главных  тенденций для этого года стало  повышение значимости компаний как  формы существования крупного бизнеса. Простая скупка недооцененных активов уходит в прошлое, функции принятия основных экономических решений переходят на уровень компаний, а топ – менеджеры постепенно начинают заниматься исключительно работой с капиталом, т.е. его управлением, а также отношениями с властью. Другая тенденция, проявившаяся в этот год – это выход российских компаний за рубеж. Крупные компании стали покупать промышленные активы за пределами Российской Федерации, если раньше это чаще наблюдалось только у нефтяных компаний, то к 2003 году лидерами в этом направлении стали металлургические организации. Но в основном покупали те предприятия, которые находились в стадии банкротства или у которых была тяжёлая финансовая ситуация. Единственная нефтяная компания, которая удачно приобрела перерабатывающие и сбытовые мощности с Сербии – это была компания « Лукойл».

Следующая тенденция, характерная  для этого года связана с банковской сферой. Те банки, которые входили  в состав ИБГ, в 2003 году перестали  делить на «своих» и «чужих» крупных  и надежных заемщиков. Постоянно  росла конкурентная борьба за надёжного  заёмщика и в связи с этим, любая  крупная компания с хорошей кредитной  историей  и хорошей репутацией могла приобрести кредит у любого частного банка.

Тенденциями 2003 года так  же является то, что продолжал сохраняться  интерес российского крупного бизнеса  к электроэнергетике. Не менее важным становится то, что у российских крупных предпринимателей проявился  интерес к совершенно новому направлению  – управление жилищно–коммунального хозяйства.

Частный крупный бизнес в  России существует более пятнадцати лет и благодаря накопленным  ресурсам он постепенно превратился  в значимый институт социально-экономического развития как страны в целом, так и многих субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в  России крупный бизнес существует в  разных формах.

Первая  форма – это интегрированная бизнес группа. Это объединение предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и даже секторах экономики и связанных единством экономических интересов. Его обеспечивает наличие общей группы собственников и высших менеджеров, технологического единства в интегрированной бизнес-группе нет. Фактически им присущи свойства, характерные для конгломератов.

Вторая  форма – это компания. Это объединение предприятий, имеющее объективный (технологический или воспроизводственный) экономический смысл и выстроенное либо вокруг некоторой товарной группы – диверсифицированная компания, либо вдоль некоторой технологической цепочки – вертикально интегрированная компания.

Принципиальное  отличие ИБГ от компании состоит  в том, что ИБГ нельзя продать  целиком , т.к. её ценность знают только те, которые её создавали. Компания же наоборот имеет свою рыночную цену.

           Третья форма – это отдельное крупное предприятие. Все производство и экономическая деятельность осуществляется на одной промышленной площадке. Такое производство представляет собой единый неделимый объект бизнеса.

 

Особенности российского  крупного бизнеса в РФ

 

Во – первых, одной из особенностей российского крупного бизнеса является то, что относительно стабильностью отличаются те предприятия, которые зависят от спроса населения напрямую, это пищевая и табачная промышленность.

Во – вторых, относительный быстрый рост имеют в большей своей части нефтяные и газовые промышленности, а так же в чёрной металлургии.

В – третьих, крупный  бизнес более рентабелен, чем средний. И даже на общем фоне снижения рентабельности, крупный бизнес теряет эффективность  почти в полтора раза медленнее, чем промышленность в целом. Наиболее заметна выигрышная ситуация в рентабельности крупных предприятий перед средними в химической промышленности и машиностроении. Наиболее рентабельными предприятиями являются нефтегазовые предприятия.

Не менее важным является то, что производительность труда  на крупном предприятии быстро растёт. Наиболее производительными компаниями являются пищевые и табачные компании.

 

2.3 Взаимодействие малого и крупного  бизнеса

 

Экономика страны зависит  как от малого, так и от крупного бизнеса. На сегодняшний день взаимодействие малого и крупного бизнеса в России очень важно, так как это поможет вывести российскую экономику на инновационный путь развития.

В настоящее время проблема взаимодействия крупного и малого бизнеса  находится на достаточно высоком  уровне. Но в  России, как и в  мировой практике, все чаще крупные  предприятия привлекают на субподрядной основе мелкие фирмы, производящие для  них отдельные детали. Когда мелкие предприятия вовлекаются в сферу влияния крупных объединений ,они фактически теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Вокруг крупных фирм сегодня группируются тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий, это особенно развито в таких отраслях как машиностроение, электронная промышленность. Для крупного бизнеса мелкие субподрядчики очень выгодны: они поставляют свою продукцию по относительно низким ценам, а их производственные, социальные и другие проблемы не затрагивают монополии. Но для мелкого бизнеса присутствуют и неблагоприятные стороны взаимодействия их с крупными фирмами, по сколько в период неблагоприятной экономической ситуации крупные фирмы чаще всего разрывают связи со своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы. Эта ситуация привела к тому, что мелкие фирмы стали объединяться в крупные отраслевые консорциумы, которые довольно успешно конкурируют с крупными предприятиями на рынке.

Основные формы  взаимодействия малого и крупного бизнеса

В настоящее время взаимодействие малого и крупного бизнеса начинает активно развиваться. Можно отметить, что на базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

 1) интрапренерство (создание небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня большого предприятия);

2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, предоставление разной помощи на этапах ее становления);

3)  сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов – разных дочерних фирм, которые сохраняют «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т. д.)

Информация о работе Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм