Управление производством на предприятиях АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 21:21, контрольная работа

Описание работы

Органы управления АПК на разных уровнях
Система управления агропромышленным производством построена по территориально – производственному принципу и имеет следующие уровни:
-федеральный, где органом исполнительной власти является Министерство сельского хозяйства РФ (МСХ)

Содержание работы

Органы управления АПК на разных уровнях……………………………..2
Коммуникационные стили…………………………………………………6
Контроль и контроллинг…………………………… …………………….16
3.1Цели и задачи контроллинга………………………………………….19
3.2Функции контроллинга………………………………………………21
Литература…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Управление производством.doc

— 460.00 Кб (Скачать файл)

В опережающем (или упреждающем) контроле акцент, который ранее фиксировался на отклонениях от прошлых эталонов, перемещается на изменение разрыва между нынешними результатами и целями, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В реализации акцент смещается соответственно исправления допущенных в прошлом ошибок на меры по достижению будущих целей. В основе контроллинга производства - упреждающий контроль, что позволяет ему либо произвести корректировку действий, либо, если оценка результатов показывает, что ранее определенные цели нереальны, изменить их.

Таким образом, смысл  контроля, проводимого контроллингoм, заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении  эффективности управленческого  процесса.

Служ6а контроллинга постоянно  акцентирует внимание на решение  таких вопросов, как: на правильном ли фирма пути достаточно ли из6ранная альтернатива экономична? можно ли профинансировать проекты? что произойдет, если реальность окажется не такой, как было запланировано? Лучше прежде перепланировать, чтобы получить пищу для размышления впоследствии. Если в ходе развития встретятся отклонения, необходимо осмыслить, куда в дальнейшем следует двигаться.

В результате можно дать такое определение контроллинга:

«Контроллинг - управление будущим для обеспечения длительного  и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц».

Контроль, проводимый контроллингом, в отличие от традиционного контроля не является основной задачей администрации. Он заключается в сопоставлении  оценок «план - факт», в объяснении причин, обусловивших появление отклонений, в определении их влияния на перспективные цели, а также в разра6отке корректирующих мероприятий по устранению отклонений.

Отсюда главные задачи контроллера - разработка материалов для  принятия управленческих решений и  представление их руководству. Он должен также консультировать администрацию по всем вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий и тем самым оказывать влияние на использование всех возможностей достижения предприятием запланированных показателей.

В отличие от контроллера  контролер - это лицо, на которое возложена обязанность проверки точности со6людения норм (материальных, трудовых, финансовых), правильности ведения учета, оценки результатов деятельности структурных подразделений и предприятия в целом и т. д.

Таким образом, основная задача контролера - измерить, оценить, т. е. проконтролировать что-либо и сделать независимое сообщение руководящему лицу, возложившему на него эту обязанность. На том работа контролера заканчивается.

Принципиальное и отличие контролера от контроллера заключается в том, что первый не участвует в процессе планирования и принятия решений.

Следует различать понятия  «контроллинг» и «контролер».

Контроллинг - это предмет  деятельности соответствующего менеджера  независимо занимаемой им должности  или иерархической ступени в управлении предприятием.

Контроллер – специалист, выполняющий функции и задачи контроллинга. В зависимости от размеров предприятия и принятого варианта организации службы контроллинга в  качестве контроллера может быть и руководитель предприятия, и руководитель отдела (группы), и отдельный работник. При этом каждый из них выполняет определенный круг задач (то, чем он занимается) и достигает поставленную цель (то, к чему он стремится). Поскольку предприятие в целом также имеет свои задачи (описание функций должностей по штатному расписанию), установленные виды деятельности и цели (финансовые результаты, размер собственного капитала и т. д.), но и перед каждым отдельным работником ставятся определенные задачи. Тем самым контроллинг выполняется каждым работником самостоятельно.

Служба контроллинга на предприятии поставляет инструментарий для этой работы и дает консультации по его применению, регулирует процесс  управления. ответственность за организацию  и эффективное функционирование системы контроллинга возлагается на контроллера.

2.1.Цели и задачи контроллинга

Служба контроллинга стремиться так управлять процессами текущего анализа и регулирования  плановых и фактических показателей, чтобы по возможности избежать ошибки, отклонения и просчета - как в настоящем, так и будущем.

Отсюда назначение контроллинга - предупреждение возникновения кризисных  ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие  при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправишь, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды. Другими словами, необходимо предусмотреть, чтобы принимаемое решение не основывалось на ошибочных предпосылках, а это особенно важно, когда принимаемое решение сопряжено с большим риском.

Исходя из вышеизложенного  основными задачами контроллинга являются выявление проблем и корректировка деятельности организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Решение этой задачи связано с:

- определением фактического  состояния организации и его  структурных единиц;

- прогнозированием состояния и поведения экономики организации на заданный будущий момент времени;

- заблаговременным определением  места и причин отклонений  значений показателей, характеризующих  деятельность как организации  в целом, так и его структурных  единиц;

- обеспечением устойчивого производственно-финансового состояния организации при наступлении (достижении) предельных значений показателей;

- поиском слабых и  узких мест в деятельности  предприятия.

Результативность решения  выявленной проблемы во многом определяется тем, как хорошо скоординированы цели различных уровней управления, средства и методы их реализации.

Своевременная адаптация  организации к быстро меняющимся изменениям внешней среды обусловила необходимость такого управления организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор поведения предприятия в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Без соответствующей координации, контроля и регулирования обеспечить возможность успешной реакции предприятия на изменения, которые произойдут в среде, не представляется реальным. Поэтому, следующей задачей контроллинга является задача контроля и регулирования

Суть третьей задачи контроллинга состоит в информационном сопровождении процесса планирования. Решение этой задачи связано с:

- разработкой методик  планирования;

- представлением информации  для составления планов;

- установлением допустимых  границ отклонений;

- анализом причин и  разработкой предложений для  уменьшения отклонений;

- учетом и контролем  затрат и результатов;

- разработкой инструментария  для планирования, контроля и  принятия управленческих решений;

- стимулированием планирования.

Реализация всех трех задач делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных  условий, проясняет возникающие  проблемы, подготавливает предприятие к внезапным изменениям во внешней среде, улучшает координацию действий в организации и тем самым способствует длительному и эффективному функционированию предприятия и его структурных единиц.

2.2.Функции контроллинга

Важнейшими целями организации являются высокая рентабельность, обеспечение ликвидности и повышение эффективности работы. Достижению этих целей способствует служ6а контроллинга, основное назначение которой - предупредить возникновение кризисных ситуаций в ближайшем и отдаленном будущем.

Решение этой задачи основывается на выполнении следующих функций  контроллинга:

- мониторинг состояния  экономики организации;

- сервисная функция  (обеспечение аналитической информацией  для принятия управленческих  решений);

- управляющая функция;

- контроль и анализ  экономичности работы подразделений;

- подготовка (разработка  методологии принятия решений,  их координация, а также контроль  восприятия этой методологии  руководством.

Мониторинг состояния  экономики предприятия - контроль равновесия показателей при6ыль - затраты. Равновесие достигается тем, что через определенные промежутки времени заданные величины сравнивают с фактическим состоянием и определяют, не нужно ли вмешательство (противодействующие меры) для достижения необходимого или желаемого состояния, и в случае нео6ходимости осуществляют его.

Таким образом, можно  дать еще такое определение контроллингу - это система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая в достижении целей предприятия  и позволяющая избежать неожиданностей и своевременно принять меры, когда экономике организации угрожает опасность.

Сервисная функция заключается  в своевременном представлении  необходимой информации руководству  для принятия решения по корректировке  стратегии. Информационное обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.

Контроллер обязан передавать сотрудникам и подразделениям организации  точную информацию, адекватно отражающую состояние контролируемых процессов, для принятия решений и контроля в нужный момент и в удобном для использования виде. Для этого используются внутренние и внешние источники информации, ее обрабатывают и затем направляют внутренним или внешним адресатам. Сотрудники всех подразделений, в свою очередь, должны представить ему необходимую информацию. При этом на информации должно быть указано точное время ее получения и точное время, к которому она относится.

При составлении отчета о результатах своей деятельности руководству организации контроллер должен ориентироваться на конкретного пользователя и не включать в него материалы расследования для доказательства чьей-либо вины, не менять часто форму отчета и не приводить слишком много расчетных данных, а числовую информацию сопровождать пояснениями, графиками, таблицами.

Управляющая функция заключается в переоценке стратегии, корректировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение конечной цели предприятия.

Служба контроллинга стремится так управлять процессами для текущего анализа и регулирования  плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить  ошибки, отклонения и просчеты, как  в настоящем, так и в будущем.

Контроль и анализ экономичности работы подразделений и организации в целом осуществляется таким образом. Контроллинг в отличие от ревизии ориентирован на текущие результаты деятельности фирмы и не связан с документальной проверкой на местах свершения хозяйственных операций.

Основная задача руководства  заключается в создании потенциала успеха на рынке в будущем, что  достигается, прежде всего, применением  системы стратегического планирования. Чтобы разрабатываемая стратегия  была верной, необходимо иметь систему  «раннего обнаружения» будущих тенденций, как в окружающем мире, так и внутри, и в самой организации. Внешние «индикаторы» должны информировать руководство об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях, внутренние - представляющие на практике отдельные показатели и их системы - сообщать о текущем «самочувствии» организации, а также прогнозировать кризисные ситуации в отдельных сферах деятельности или в целом на предприятии.

Задачей контроллера  является методическая и консультационная помощь при создании системы «раннего обнаружения» тенденций и факторов, способных принести при их развитии не только выгоду, но и потери.

Задача контроллера  состоит также и в том, чтобы  следить за правильностью применения методики, способствующей достижению предприятием прибыли (предотвращению убытка). Эту функцию контроллер должен выполнять в качестве своего рода переводчика, консультанта, сопровождающего экономиста, лоцмана по достижению при6ыли таким образом, чтобы каждый сотрудник сохранил с помощью соответствующих инструментов способность к самоконтролю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Литература.

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник.-2-е изд., перераб. и допол.- М.: Гардарики, 2000.-296с.
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник.-М. Институт международного права и экономики. Издат-во «Триада», «Лтд», 1997.-384с.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и допол.-М.:ЮНИТИ, 2001.-501с.
  4. Кабушкин Н.И. основы менеджмента: Учебное пособие-2-е изд., испр. И доп.- М.:ТОО «Остожье», мн.:ООО»Новое знание», 1999.-336с.
  5. Королёв Ю. Б., Коротнёв В.Д., и др. Менеджмент в АПК/Под ред. Королёва Ю. Б.-М. :Колос, 2000.-304с.
  6. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.:ЭКМОС, 1998
  7. Люкшинов А.Н. Статистический менеджмент на предприятиях АПК.-М.:Колос, 1999.-367с.
  8. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцев, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.: Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-343с.
  9. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992
  10. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: Учебник. – М.: Омега Л, 2003
  11. Климов С.М., Костевят А.Н. Контроллинг: Вопросы теории и практики: Учебное пособие СПб.: Знание: ИВЭСЭП, 2005.
  12. Теоретические основы менеджмента: Учебное пособие/ Н.А. Петров, Т.Н. Петрова, Самарск. арх.-строит. акад. Самара, 1995.
  13. Уткин Э.А. Стратегическое планирование/ Э.А.Уткин Учебник 1998-440с.
  14. Шейхов М.О. "Контроллинг - как маркетинговый инструмент эффективного управления малым и средним бизнесом ." Материалы с сайта Информконтакт, 1999.

Информация о работе Управление производством на предприятиях АПК