Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

При нынешней роли педагога как организатора деятельности учащихся на уроке возрастают требования к его профессионализму, основой которого выступает методическая компетенция преподавателя. Умение спланировать свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе. В становлении данного умения педагогу оказывается посильная помощь со стороны авторов УМК, но, как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить преподавателю готовую схему урока. Он должен конструировать его сам. Вместе с тем, пользуясь готовыми методическими разработками и указаниями из книг для педагога и не чувствуя необходимости в их адаптации к имеющимся условиям, индивидуальным особенностям учащихся, другим важным факторам, присутствующим в учебном процессе, педагог ограничивает себя в творчестве по самостоятельной переработке и разработке материалов для плана урока, да и самого плана в целом.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Состояние проблемы методики проведения урока в литературе……6
1.1 Понятие, особенности и значение урока применения знаний на практике…….…………………………………………………………...…….6
1.2 Этапы проведения урока применения знаний………………...…………..10
Выводы по первой главе………………………………………………………
Глава 2. Методическая разработка урока применения знаний по теме:
« Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы»….
2.1 План-конспект………………………………………………………………..
2.2 Учебно-методическая документация……………………………………….
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

     В качестве методов обучения на практическом занятии исполь­зуются упражнения, анализ педагогических ситуаций, разнооб­разные наблюдения, лабораторные работы, деловые игры, тре­нинги.

Лабораторные занятия. Само значение слов «лаборатория», «лабораторный» (от лат. labor — труд, работа, трудность; laboro — трудиться, стараться, хлопотать, заботиться, преодолевать зат­руднения) указывает на сложившиеся в далекие времена поня­тия, связанные с применением умственных и физических усилий к изысканию ранее неизвестных путей и средств разрешения воз­никающих научных и жизненных задач.

Лабораторные занятия предполагают приобретение знаний, закрепление ранее изученного материала, овладение эксперимен­тальными умениями и навыками. Они реализуются или как ме­тод, или как самостоятельное занятие.

В любом из перечисленных вариантов лабораторная работа — это метод обучения, представ­ляющий собой вид самостоятельной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся проводят опыты, измерения, элементарные иссле­дования, подтверждающие изучаемые теоретические положения.

Главная цель лабораторных занятий — практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение новейшей техникой экспериментирования в соответ­ствующей отрасли науки, инструментализация полученных зна­ний, превращение их в средство решения учебно-исследователь­ских, а затем реальных экспериментальных и практических задач.

Важное преимущество лабораторных занятий по сравнению с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практи­ческие умения и навыки студентов в едином процессе деятельно­сти учебно-исследовательского характера. Соприкосновение тео­рии и опыта, осуществляющееся в учебной лаборатории, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе само­стоятельной работы теоретическому материалу, способствует де­тальному и прочному усвоению учебной информации. Работа в лабораториях требует от студента творческой инициативы, само­стоятельности в принимаемых решениях, глубокого знания и по­нимания учебного материала.

На сегодняшний день нет определенной классификации лабо­раторных работ. Считается, что они разделяются на ознакомитель­ные, экспериментальные, проблемно-поисковые, виртуальные.

Ознакомительная — это

Экспериментальная — это

Проблемно-поисковая — это

Виртуальная — это

Современные подходы к организации лаборатор­ных занятий предполагают включение в их содержание эле­ментов учебного моделирования, конструирования, проектиро­вания, исследовательского метода, которые стимулируют твор­ческую инициативу студентов, активизируют их познавательную деятельность, формируют устойчивые профессиональные инте­ресы. Так, учебное моделирование заключается в построении копий (образцов) различных систем. Текстовое моделирование предпола­гает формирование умения построения моделей в виде таблиц, кон­спектов, сочинений, рефератов.

Графическое моделирование — это построение графиков, диаграмм, рисунков.

Техническое модели­рование — воспроизведение модели в виде макета из бумаги, кар­тона, пластилина, компьютерной модели.

    Конструирование как построение субъективно или объективно новых систем имеет определенную последовательность: выбор си­стемы для конструирования; изучение научно-методической литературы по теме конструирования и внесение изменений в схему; выделение проблем, которые могут возник­нуть в ходе конструирования, и возможных способов их устране­ния; проведение практической проверки действия сделанной кон­струкции; внесение, при необходимости, изменения в конструк­цию на основе практической проверки.

Исследование как процесс решения выдвинутой проблемы и практической проверки гипотез в обобщенном плане может быть представлено в следующем виде: вначале записывается проблема исследования, т. е. выделяется, что нужно установить, доказать в ходе исследования; затем осуществляются поиск научно-методи­ческой литературы и составление конспекта основных идей, ко­торые возможно использовать для решения проблемы; после ана­лиза проблемы формулируется гипотеза; гипотезы подвергаются практической проверке, и формулируются выводы; на последнем этапе студент фиксирует результаты исследования, одним из ва­риантов такой фиксации становится реферат.

Проектирование предполагает преобразование естественной или искусственной среды. Для проекта важно сформулировать пробле­му, которая выражает конкретные затруднения в жизнедеятель­ности естественной среды или недостаточность условий — в ис­кусственной, и показать реальные способы разрешения выделен­ных затруднений.

     Уроки применения знаний играют большое значение в учебном процессе, так как включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию. На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, студенты включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У учащихся формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

 

1.2. Этапы проведения  урока применения знаний

 

Урок применения знаний и закрепления умений, навыков проводится как практическое и лабораторное занятие в виде деловой, ролевой игры, тренингового занятия.

   Прежде всего, выделим основные позиции, касающиеся всех разновидностей учебного занятия.

1. Любое учебное занятие начинается с организационного момента: взаимное приветствие преподавателя и студентов, определение степени готовности аудитории к учебному занятию, оглашение темы и цели урока, а также плана изложения темы.

2. Сочетание на каждом этапе проведения учебного занятия времени активного учебного труда и времени отдыха.

3. Проверка качества полученных знаний, изложение новых знаний, их закрепление, систематизация и применение на практике определяются как обязательные компоненты урока, но их компоновка зависит от разновидности учебного занятия.

4. Любое учебное занятие предполагает наличие домашнего задания.

5. Завершается занятие подведением итогов и прощанием преподавателя со студенческой аудиторией.

    Лабораторные занятия по разным учебным предметам имеют

различное назначение и характер. Особенности их проведения при­менительно к каждому учебному предмету, естественно, могут быть учтены только при разработке методик преподавания соот­ветствующих предметов. Мы же остановимся на общих подходах к организации и методике проведения лабораторных занятий гума­нитарных предметов, в частности имеющих общепедагогическую направленность.

В момент проектирования лабораторного занятия или отдель­ной лабораторной работы преподавателю необходимо обратить внимание на ряд вопросов.

Основу лабораторной работы составляет система учебных за­дач, которые могут предлагаться в форме упражнения, поруче­ния, задания. В качестве задачи выступают сложный вопрос, про­блема.

    Следует помнить о создании психологического комфорта на учебном занятии, чтобы избежать возможных неудач эксперимен­тирования. Создание атмосферы доброжелательности достигается за счет и системы стимулов, и ситуации успеха, которую проек­тирует преподаватель, и включения элементов тренинговых уп­ражнений на снятие страха, приобретение уверенности в себе.

Лабораторные работы могут выполняться после прохождения всего теоретического курса (последовательный метод) или одно­временно с его изучением (параллельный метод).

Организационно они могут быть формальными, когда все сту­денты выполняют одну и ту же работу, или групповыми, когда студенты разделены на небольшие группы из 2 —5 человек, вы­полняющие разные работы. Для выбора метода и организацион­ных форм проведения лабораторных работ следует провести все­сторонний анализ их достоинств с учетом конкретных возможно­стей данного учебного заведения.

Нередко в организации занятий принимает участие учебно-вспо­могательный персонал, который должен знать и технику работы различной аппаратуры, и содержание предстоящей работы сту­дентов и обладать определенной' педагогической подготовкой, чтобы знать, чем, когда и как следует помочь студенту, а в каких случаях «помощь» может принести вред.

       На лабораторном занятии преподаватель:

    - сообщает студентам цель предстоящей деятельности;

- определяет виды деятельности студентов на учебном занятии и при выполнении самостоятельной работы в процессе подготов­ки к нему;

- выделяет систему заданий с упором на творческую компо­ненту;

- объявляет этапы деятельности;

- определяет возможные результаты деятельности.

Можно предложить и другой алгоритм. Вначале сообщается цель работы. Затем даются краткие теоретические сведения, со­ставляющие основу будущей работы. После этого наступает фаза актуализации знаний студентов, на которой с помощью вопро­сов, тестов проверяется уровень понимания студентами необхо­димой для выполнения задания теории. Следом происходит зна­комство с оборудованием лабораторной работы и определяется последовательность выполнения ее задач. В конце проводится анализ результатов и оформляется отчет о проделанной работе. Завершается лабораторная работа тестированием на предмет осво­ения студентами знаний, умений и навыков, полученных в ходе выполнения работы.

В условиях средних специальных учебных заведений к учебным лабораториям можно отнести компьютерный класс, видеокласс, в которых вопросы планирования и организации работы учебной лаборатории должны быть тесно увязаны с учеб­ным процессом.

Обычно занятия в этих лабораториях предполагают работу со специальным оборудованием, поэтому деятельность как препода­вателя, так и студентов включает в себя пять этапов:

1) внеаудиторную предварительную подготовку. Преподаватель определяет цель работы с аппаратурой, форму организации сту­дентов при выполнении учебных заданий, инструкцию для сту­дентов. Студенты могут заранее познакомиться с работой обору­дования и вникнуть в суть инструкций педагога;

2) самостоятельное составление конспекта предстоящей рабо­ты с оборудованием. Преподаватель составляет алгоритм деятель­ности студентов, фиксирует внимание на затруднениях, которые могут возникнуть по ходу работы, если необходимо, составляет памятку по технике безопасности работы с конкретным оборудо­ванием. Студенты составляют такой конспект, если этого требует преподаватель в рамках выполнения общей работы и отработки практических навыков;

3) составление плана эксперимента. Такой план необходим, если проводится лабораторный эксперимент или требуется соот­ветствующая аппаратура для его проведения и обработки экспе­риментальных данных вне кабинета. Например, на педагогичес­кой практике студентами проводятся интервью, режиссерская ви­деосъемка или аудиозапись деятельности детей. Для студентов та­кой вид работы просто необходим, поскольку они закрепляют свои исследовательские навыки, нужные им при написании кур­совых и дипломов;

4) допуск к выполнению предстоящих работ. Этот этап проду­мывает преподаватель и называет студентам требования, которые они должны выполнить, чтобы приступить к выполнению лабо­раторной работы;

обработку и обсуждение полученных результатов препода­ватель и студенты проводят совместно в разных формах. Это могут быть возможные «аукционы», «конкурсы», «экспертные оценки»

Несмотря на внешнюю относительную легкость методики орга­низации лабораторного занятия, нужно выделить наиболее рас­пространенный недостаток: при выполнении группового зада­ния, данного на длительный срок, тогда как одни студенты ста­раются тщательно выполнить указания педагога, точно следуя его инструкциям, а другие работают методом «проб и ошибок», испытывая неуверенность и затруднения, третьи попросту теря­ют зря время. Чтобы избежать подобного, преподавателю следует продумывать наличие обратной связи и дидактические основы занятия.

Как разновидность практико-ориентированных занятий про­фессиональной школы практикум представляет собой систему раз­работанных содержательно и методически обучающих занятий по отдельному научному вопросу либо по целостному учебному кур­су прикладного характера. Усвоение теоретической информации сопровождается непосредственным овладением практическими умениями и навыками. Практикум служит связующим звеном между изучаемой теорией и практической деятельностью молодого спе­циалиста и поэтому позволяет ему достичь гарантированного кон­курентоспособного успеха в будущей работе.

Реализуя функции экспериментального подтверждения и разъяснения теоретических положений учебного курса, занятия лабораторного практикума по учебной дисциплине тесно связаны с лекциями и семинарскими занятиями и служат их иллюстраци­ей. В ходе лабораторного практикума происходит активизация твор­ческого экспериментирования и формирования исследовательских навыков специалистов.

Содержание занятий при лабораторном практикуме мо­жет реализовываться в двух вариантах. Основу первого варианта составляет «метод погружения», который предполагает, что заня­тие организуется непосредственно в образовательном учреждении. Преподаватель одновременно и дает теорию, и предлагает сту­дентам пронаблюдать практическую ее реализацию на занятиях, например с детьми дошкольного возраста в дошкольных учрежде­ниях. Эти две формы работы дополняются самостоятельной рабо­той студентов с детьми как апробация полученных теоретико-прак­тических сведений. При втором варианте содержание занятия раз­бивается на несколько блоков:

- наблюдение за деятельностью учебного заведения (посеще­ние учебных занятий, экскурсия по учебному заведению и т.п.);

Информация о работе Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы