Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:44, курсовая работа
При нынешней роли педагога как организатора деятельности учащихся на уроке возрастают требования к его профессионализму, основой которого выступает методическая компетенция преподавателя. Умение спланировать свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе. В становлении данного умения педагогу оказывается посильная помощь со стороны авторов УМК, но, как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить преподавателю готовую схему урока. Он должен конструировать его сам. Вместе с тем, пользуясь готовыми методическими разработками и указаниями из книг для педагога и не чувствуя необходимости в их адаптации к имеющимся условиям, индивидуальным особенностям учащихся, другим важным факторам, присутствующим в учебном процессе, педагог ограничивает себя в творчестве по самостоятельной переработке и разработке материалов для плана урока, да и самого плана в целом.
Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Состояние проблемы методики проведения урока в литературе……6
1.1 Понятие, особенности и значение урока применения знаний на практике…….…………………………………………………………...…….6
1.2 Этапы проведения урока применения знаний………………...…………..10
Выводы по первой главе………………………………………………………
Глава 2. Методическая разработка урока применения знаний по теме:
« Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы»….
2.1 План-конспект………………………………………………………………..
2.2 Учебно-методическая документация……………………………………….
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………
В качестве методов обучения на практическом занятии используются упражнения, анализ педагогических ситуаций, разнообразные наблюдения, лабораторные работы, деловые игры, тренинги.
Лабораторные занятия. Само значение слов «лаборатория», «лабораторный» (от лат. labor — труд, работа, трудность; laboro — трудиться, стараться, хлопотать, заботиться, преодолевать затруднения) указывает на сложившиеся в далекие времена понятия, связанные с применением умственных и физических усилий к изысканию ранее неизвестных путей и средств разрешения возникающих научных и жизненных задач.
Лабораторные занятия предполагают приобретение знаний, закрепление ранее изученного материала, овладение экспериментальными умениями и навыками. Они реализуются или как метод, или как самостоятельное занятие.
В любом из перечисленных вариантов лабораторная работа — это метод обучения, представляющий собой вид самостоятельной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся проводят опыты, измерения, элементарные исследования, подтверждающие изучаемые теоретические положения.
Главная цель лабораторных занятий — практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, превращение их в средство решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач.
Важное преимущество лабораторных занятий по сравнению с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Соприкосновение теории и опыта, осуществляющееся в учебной лаборатории, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует детальному и прочному усвоению учебной информации. Работа в лабораториях требует от студента творческой инициативы, самостоятельности в принимаемых решениях, глубокого знания и понимания учебного материала.
На сегодняшний день нет определенной классификации лабораторных работ. Считается, что они разделяются на ознакомительные, экспериментальные, проблемно-поисковые, виртуальные.
Ознакомительная — это
Экспериментальная — это
Проблемно-поисковая — это
Виртуальная — это
Современные подходы к организации лабораторных занятий предполагают включение в их содержание элементов учебного моделирования, конструирования, проектирования, исследовательского метода, которые стимулируют творческую инициативу студентов, активизируют их познавательную деятельность, формируют устойчивые профессиональные интересы. Так, учебное моделирование заключается в построении копий (образцов) различных систем. Текстовое моделирование предполагает формирование умения построения моделей в виде таблиц, конспектов, сочинений, рефератов.
Графическое моделирование — это построение графиков, диаграмм, рисунков.
Техническое моделирование — воспроизведение модели в виде макета из бумаги, картона, пластилина, компьютерной модели.
Конструирование как построение субъективно или объективно новых систем имеет определенную последовательность: выбор системы для конструирования; изучение научно-методической литературы по теме конструирования и внесение изменений в схему; выделение проблем, которые могут возникнуть в ходе конструирования, и возможных способов их устранения; проведение практической проверки действия сделанной конструкции; внесение, при необходимости, изменения в конструкцию на основе практической проверки.
Исследование как процесс решения выдвинутой проблемы и практической проверки гипотез в обобщенном плане может быть представлено в следующем виде: вначале записывается проблема исследования, т. е. выделяется, что нужно установить, доказать в ходе исследования; затем осуществляются поиск научно-методической литературы и составление конспекта основных идей, которые возможно использовать для решения проблемы; после анализа проблемы формулируется гипотеза; гипотезы подвергаются практической проверке, и формулируются выводы; на последнем этапе студент фиксирует результаты исследования, одним из вариантов такой фиксации становится реферат.
Проектирование предполагает преобразование естественной или искусственной среды. Для проекта важно сформулировать проблему, которая выражает конкретные затруднения в жизнедеятельности естественной среды или недостаточность условий — в искусственной, и показать реальные способы разрешения выделенных затруднений.
Уроки применения знаний играют большое значение в учебном процессе, так как включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию. На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, студенты включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У учащихся формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
1.2. Этапы проведения урока применения знаний
Урок применения знаний и закрепления умений, навыков проводится как практическое и лабораторное занятие в виде деловой, ролевой игры, тренингового занятия.
Прежде всего, выделим основные позиции, касающиеся всех разновидностей учебного занятия.
1. Любое учебное занятие начинается с организационного момента: взаимное приветствие преподавателя и студентов, определение степени готовности аудитории к учебному занятию, оглашение темы и цели урока, а также плана изложения темы.
2. Сочетание на каждом этапе проведения учебного занятия времени активного учебного труда и времени отдыха.
3. Проверка качества полученных знаний, изложение новых знаний, их закрепление, систематизация и применение на практике определяются как обязательные компоненты урока, но их компоновка зависит от разновидности учебного занятия.
4. Любое учебное занятие предполагает наличие домашнего задания.
5. Завершается занятие подведением итогов и прощанием преподавателя со студенческой аудиторией.
Лабораторные занятия по разным учебным предметам имеют
различное назначение и характер. Особенности их проведения применительно к каждому учебному предмету, естественно, могут быть учтены только при разработке методик преподавания соответствующих предметов. Мы же остановимся на общих подходах к организации и методике проведения лабораторных занятий гуманитарных предметов, в частности имеющих общепедагогическую направленность.
В момент проектирования лабораторного занятия или отдельной лабораторной работы преподавателю необходимо обратить внимание на ряд вопросов.
Основу лабораторной работы составляет система учебных задач, которые могут предлагаться в форме упражнения, поручения, задания. В качестве задачи выступают сложный вопрос, проблема.
Следует помнить о создании психологического комфорта на учебном занятии, чтобы избежать возможных неудач экспериментирования. Создание атмосферы доброжелательности достигается за счет и системы стимулов, и ситуации успеха, которую проектирует преподаватель, и включения элементов тренинговых упражнений на снятие страха, приобретение уверенности в себе.
Лабораторные работы могут выполняться после прохождения всего теоретического курса (последовательный метод) или одновременно с его изучением (параллельный метод).
Организационно они могут быть формальными, когда все студенты выполняют одну и ту же работу, или групповыми, когда студенты разделены на небольшие группы из 2 —5 человек, выполняющие разные работы. Для выбора метода и организационных форм проведения лабораторных работ следует провести всесторонний анализ их достоинств с учетом конкретных возможностей данного учебного заведения.
Нередко в организации занятий принимает участие учебно-вспомогательный персонал, который должен знать и технику работы различной аппаратуры, и содержание предстоящей работы студентов и обладать определенной' педагогической подготовкой, чтобы знать, чем, когда и как следует помочь студенту, а в каких случаях «помощь» может принести вред.
На лабораторном занятии преподаватель:
- сообщает студентам цель предстоящей деятельности;
- определяет виды деятельности студентов на учебном занятии и при выполнении самостоятельной работы в процессе подготовки к нему;
- выделяет систему заданий с упором на творческую компоненту;
- объявляет этапы деятельности;
- определяет возможные результаты деятельности.
Можно предложить и другой алгоритм. Вначале сообщается цель работы. Затем даются краткие теоретические сведения, составляющие основу будущей работы. После этого наступает фаза актуализации знаний студентов, на которой с помощью вопросов, тестов проверяется уровень понимания студентами необходимой для выполнения задания теории. Следом происходит знакомство с оборудованием лабораторной работы и определяется последовательность выполнения ее задач. В конце проводится анализ результатов и оформляется отчет о проделанной работе. Завершается лабораторная работа тестированием на предмет освоения студентами знаний, умений и навыков, полученных в ходе выполнения работы.
В условиях средних специальных учебных заведений к учебным лабораториям можно отнести компьютерный класс, видеокласс, в которых вопросы планирования и организации работы учебной лаборатории должны быть тесно увязаны с учебным процессом.
Обычно занятия в этих лабораториях предполагают работу со специальным оборудованием, поэтому деятельность как преподавателя, так и студентов включает в себя пять этапов:
1) внеаудиторную предварительную подготовку. Преподаватель определяет цель работы с аппаратурой, форму организации студентов при выполнении учебных заданий, инструкцию для студентов. Студенты могут заранее познакомиться с работой оборудования и вникнуть в суть инструкций педагога;
2) самостоятельное составление конспекта предстоящей работы с оборудованием. Преподаватель составляет алгоритм деятельности студентов, фиксирует внимание на затруднениях, которые могут возникнуть по ходу работы, если необходимо, составляет памятку по технике безопасности работы с конкретным оборудованием. Студенты составляют такой конспект, если этого требует преподаватель в рамках выполнения общей работы и отработки практических навыков;
3) составление плана эксперимента. Такой план необходим, если проводится лабораторный эксперимент или требуется соответствующая аппаратура для его проведения и обработки экспериментальных данных вне кабинета. Например, на педагогической практике студентами проводятся интервью, режиссерская видеосъемка или аудиозапись деятельности детей. Для студентов такой вид работы просто необходим, поскольку они закрепляют свои исследовательские навыки, нужные им при написании курсовых и дипломов;
4) допуск к выполнению предстоящих работ. Этот этап продумывает преподаватель и называет студентам требования, которые они должны выполнить, чтобы приступить к выполнению лабораторной работы;
обработку и обсуждение полученных результатов преподаватель и студенты проводят совместно в разных формах. Это могут быть возможные «аукционы», «конкурсы», «экспертные оценки»
Несмотря на внешнюю относительную легкость методики организации лабораторного занятия, нужно выделить наиболее распространенный недостаток: при выполнении группового задания, данного на длительный срок, тогда как одни студенты стараются тщательно выполнить указания педагога, точно следуя его инструкциям, а другие работают методом «проб и ошибок», испытывая неуверенность и затруднения, третьи попросту теряют зря время. Чтобы избежать подобного, преподавателю следует продумывать наличие обратной связи и дидактические основы занятия.
Как разновидность практико-ориентированных занятий профессиональной школы практикум представляет собой систему разработанных содержательно и методически обучающих занятий по отдельному научному вопросу либо по целостному учебному курсу прикладного характера. Усвоение теоретической информации сопровождается непосредственным овладением практическими умениями и навыками. Практикум служит связующим звеном между изучаемой теорией и практической деятельностью молодого специалиста и поэтому позволяет ему достичь гарантированного конкурентоспособного успеха в будущей работе.
Реализуя функции экспериментального подтверждения и разъяснения теоретических положений учебного курса, занятия лабораторного практикума по учебной дисциплине тесно связаны с лекциями и семинарскими занятиями и служат их иллюстрацией. В ходе лабораторного практикума происходит активизация творческого экспериментирования и формирования исследовательских навыков специалистов.
Содержание занятий при лабораторном практикуме может реализовываться в двух вариантах. Основу первого варианта составляет «метод погружения», который предполагает, что занятие организуется непосредственно в образовательном учреждении. Преподаватель одновременно и дает теорию, и предлагает студентам пронаблюдать практическую ее реализацию на занятиях, например с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Эти две формы работы дополняются самостоятельной работой студентов с детьми как апробация полученных теоретико-практических сведений. При втором варианте содержание занятия разбивается на несколько блоков:
- наблюдение за деятельностью учебного заведения (посещение учебных занятий, экскурсия по учебному заведению и т.п.);
Информация о работе Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы