Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:44, курсовая работа
При нынешней роли педагога как организатора деятельности учащихся на уроке возрастают требования к его профессионализму, основой которого выступает методическая компетенция преподавателя. Умение спланировать свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе. В становлении данного умения педагогу оказывается посильная помощь со стороны авторов УМК, но, как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить преподавателю готовую схему урока. Он должен конструировать его сам. Вместе с тем, пользуясь готовыми методическими разработками и указаниями из книг для педагога и не чувствуя необходимости в их адаптации к имеющимся условиям, индивидуальным особенностям учащихся, другим важным факторам, присутствующим в учебном процессе, педагог ограничивает себя в творчестве по самостоятельной переработке и разработке материалов для плана урока, да и самого плана в целом.
Введение …………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Состояние проблемы методики проведения урока в литературе……6
1.1 Понятие, особенности и значение урока применения знаний на практике…….…………………………………………………………...…….6
1.2 Этапы проведения урока применения знаний………………...…………..10
Выводы по первой главе………………………………………………………
Глава 2. Методическая разработка урока применения знаний по теме:
« Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы»….
2.1 План-конспект………………………………………………………………..
2.2 Учебно-методическая документация……………………………………….
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
« ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
( ГОУВПО «ЧГПУ»)
Профессионально-педагогический институт
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Методическая разработка урока применения знаний по теме:
« Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы»
Выполнил: студент 4 курса
очной формы обучения
специальность «Производство продовольственных товаров и общественного питания»
гр.425
Научный руководитель:
Челябинск, 2011
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….…….
Глава 1. Состояние проблемы методики проведения урока в литературе……6
1.1 Понятие, особенности и значение урока применения знаний на практике…….…………………………………………………
1.2 Этапы проведения урока применения знаний………………...…………..10
Выводы по первой главе………………………………………………………
Глава 2. Методическая разработка урока применения знаний по теме:
« Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы»….
2.1 План-конспект……………………………………………
2.2 Учебно-методическая документация……………………………………….
2.3 Анализ результатов исследования…………………………………………
Выводы по второй главе…………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………
Введение
Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен преподавателем, «пропущен» через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне. Проведение урока есть реализация плана, намеченного педагогом, то есть качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока.
При нынешней роли педагога как организатора деятельности учащихся на уроке возрастают требования к его профессионализму, основой которого выступает методическая компетенция преподавателя. Умение спланировать свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе. В становлении данного умения педагогу оказывается посильная помощь со стороны авторов УМК, но, как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить преподавателю готовую схему урока. Он должен конструировать его сам. Вместе с тем, пользуясь готовыми методическими разработками и указаниями из книг для педагога и не чувствуя необходимости в их адаптации к имеющимся условиям, индивидуальным особенностям учащихся, другим важным факторам, присутствующим в учебном процессе, педагог ограничивает себя в творчестве по самостоятельной переработке и разработке материалов для плана урока, да и самого плана в целом.
Планирование урока предоставляет каждому преподавателю возможность проявить свои творческие способности и умения, основой которых являются такие качества, как самостоятельность в принятии ответственных решений, постановке цели и выработке индивидуальной стратегии ее достижения, а в целом думать и действовать в профессиональной области независимо от чужой воли, обстоятельств, собственных страхов.
Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ. Появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.
Затруднения, возникающие у преподавателя в процессе его профессиональной деятельности, зачастую приписываются разным внешним причинам, среди которых — отсутствие методической грамотности по проектированию учебного занятия.
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование и практическая разработка урока применения знаний на практике.
Объект исследования: Планирование учебных занятий.
Предмет исследования: Методика разработки урока.
Исходя из цели курсовой работы, складываются следующие задачи:
1.Теоретически обосновать понятие, особенности и значение урок применения знаний.
2.Выявить этапы проведения урока применения знаний.
3.Составить методическую разработку урока применения знаний на тему:
« Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы»
4.Проанализировать результаты исследования.
В ходе работы используются следующие методы исследования:
методы подготовки к урокам, планирование учебного занятия, изучение теоретико-методической литературы, методы педагогического проектирования, методы преподавания темы, анализ учебной литературы (учебников, пособий).
Теоретико-методологическая основа исследования темы « Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы»
База исследования: теоретико-методическая литература, планы-конспекты уроков, учебники, литература, педагогические проекты, учебно-методическое обеспечение проведения занятий.
Структура курсовой работы включает введение, основную часть (2 главы), заключение, библиографический список.
Глава 1. Состояние проблемы методики проведения урока в литературе.
1.1 Понятие, особенности и значение урока применения знаний на практике
Урок является основной формой организации учебного занятия. В педагогике существует много различных определений урока. По мнению А.А. Вагина, урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (классов) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства, методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
И.П. Подласый считает, что урок - это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить.
Феноменальность современного урока выражается в том, что в процессе урока происходит познание, открытие, поиск, осмысление истины в совместной деятельности педагога и его воспитанников.
Урок применения знаний — это
Задачи урока применения знаний:
— образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
— воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
— развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Урок применения знаний как дидактическая задача —
К уроку применения знаний относятся практические занятия, лабораторно-практические, решение задач, урок выполнения упражнений.
Практическое занятие — это форма организации учебного процесса, направленная на повышение студентами практических умений и навыков.
Своеобразие практических занятий состоит в характере задач, организации деятельности преподавателя и студентов, направленных на формирование у последних аналитических, проектировочных, конструктивных и других практических умений.
При построении практического занятия педагог руководствуется несколькими установками.
Отбор содержания практических работ определяется перечнем профессиональных умений по конкретному учебному предмету, а также квалификационной характеристикой специалиста. Поэтому в качестве цели выступают изучение нормативных и справочных документов, конструирование по заданному алгоритму, диагностирование педагогического процесса, упражнение в формировании устойчивого профессионального навыка, разрешение различного рода педагогических ситуаций, разработка технологии педагогического эксперимента и т.д.
Основу практических занятий составляет система мини-заданий: задания-наблюдения, задания творческого характера, учебно-тренировочные задания, задания на рефлексию личностно-профессиональных качеств.
Задания-наблюдения помогают развить у студентов педагогически направленное мышление, обогащают их педагогический опыт. Такие задания стимулируют развитие важного профессионального качества педагога — наблюдательности, которая позволяет ему не только концентрировать свое внимание на том или ином педагогическом явлении или субъекте педагогического взаимодействия, но и замечать, искать, выделять малозаметные свойства явлений или искать заранее ожидаемые факты. Основанием любого наблюдения становятся глубокие знания студентов, поскольку чем больше у педагога знаний о наблюдаемом объекте, тем полнее и содержательнее результаты наблюдения.
Задания-наблюдения на практическом занятии используются в двух вариантах: как анализ наблюдений, полученных на педагогической практике, и как наблюдение видеофрагментов. Работа над заданиями-наблюдениями имеет определенную последовательность: студенты наблюдают видеофрагмент, анализируют его, затем методом микропреподавания предлагают альтернативный вариант действий, который может быть зафиксирован в методических рекомендациях, консультациях, конспектах, обыгрывании педагогических ситуаций.
Задания творческого характера позволяют студентам смоделировать образ собственного профессионального «я», представить вариант конспекта занятия, защитить свой проект педагогической концепции и т.д. Для развития интеллектуальной сферы студентов применимы следующие варианты творческих заданий: выбор требуемой информации из предложенной; исправление ошибок; установление взаимосвязей и систематизация закономерностей; сравнение, доказательство, опровержение; моделирование; составление плана деятельности; установление причин; определение последствий; решение противоречий; анализ научных законов и теорий.
Задания учебно-тренировочного характера предполагают упражнение студентов в разработке учебно-программной документации образовательного учреждения — учебных планов, программ, конспектов занятий, расписания занятий и режимных процессов, календарных и перспективных планов.
В зависимости от темы практического занятия это могут быть дошкольные учреждения, средние специальные учебные заведения и т.д.
Задания на рефлексию личностно-профессиональных качеств формируют у будущих педагогов умения управлять и корректировать свою профессиональную деятельность. Основу этих заданий составляют разнообразные тесты, анкеты, опросники, которые в свою очередь знакомят студентов с основами педагогической диагностики.
Данная структура служит основанием для компоновки системы заданий в практическом занятии и одновременно является характерным алгоритмом деятельности самих студентов при выполнении конкретного задания.
Для качественного выполнения практического задания преподаватель разрабатывает для студентов алгоритмические системы правил. Введение таких правил на практическом занятии обеспечивает непроизвольное запоминание конкретных алгоритмов действий в разных видах мини-заданий. Эти правила могут быть записаны в тетрадях студентов в виде схемы, могут дополняться в течение всего времени выполнения практических работ по курсу как преподавателем, так и самими студентами, но самое главное — они должны выполняться и быть постоянно перед глазами студентов.
Информация о работе Технологические процессы приготовления блюд из котлетной массы