Сущность деятельности малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является деятельность малых предприятий в торговле. Для достижения цели курсового исследования необходимо выполнить следующие задачи:
— проанализировать подходы к определению предпринимательской деятельности;
— дать характеристику малым предприятиям и выделить их отличительные черты;
— определить особенности деятельности малых предприятий торговли;

Содержание работы

Ведение
1. Сущность деятельности малых предприятий
2. Малые предприятия торговли
3. Программы поддержки малого бизнеса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Малые предприятия торговли.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ :

1. Сущность деятельности  малых предприятий

2. Малые предприятия  торговли

3. Программы  поддержки малого бизнеса

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Малые предприятия  во всех развитых странах выступают одной из главных движущих сил экономики и индикатором ее состояния. Зарубежный опыт развития малых форм предпринимательской деятельности показывает, что при помощи гибких и мобильных относительно рыночной ситуации хозяйствующих субъектов, коими являются малые предприятия, обеспечивается воспроизводство большей части ВВП, решается проблема безработицы и многие другие социальные вопросы. .Российские малые предприятия вновь начали свою деятельность лишь в конце XX века, после возрождения института частной собственности и свободы предпринимательской деятельности. За такой короткий срок невозможно создание наиболее благоприятных условий для хозяйствования этого типа экономически активных субъектов. Это означает, что российские малые предприятия действуют в условиях влияния множества факторов и проблем, отсутствия системы государственной поддержки. В числе проблем ключевыми являются административные препятствия, финансовые неплатежи, отсутствие микрофинансирования. Актуальность темы данной работы определена тем, что в последнее время одной из наиболее быстро и динамично развивающихся стала сфера услуг, в которой функционируют предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, транспорта и других видов непроизводственной деятельности. Лидирующие позиции в сфере услуг занимают малые предприятия торговли. Торговля выступает связующим звеном между производителем и потребителем продукции, с одной стороны обеспечивая сбыт продукции, а с другой - выявление потребностей общества в различных товарах и их удовлетворение. Поэтому изучение проблем в деятельности малых торговых предприятий, а также путей их решения и направлений развития деятельности предприятий торговли представляет интерес, как для российских, так и для зарубежных ученых. Целью исследования является деятельность малых предприятий в торговле. Для достижения цели курсового исследования необходимо выполнить следующие задачи:

—   проанализировать подходы к определению предпринимательской деятельности;

—   дать характеристику малым предприятиям и выделить их отличительные черты;

—   определить особенности деятельности малых предприятий торговли;

Предметом исследования является деятельность малых предприятий  торговли по организации процесса купли-продажи товаров, общенаучные методы (диалектика, анализ, синтез, комплексность),

1. СУЩНОСТЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Малые торговые предприятия, как объект нашего исследования, осуществляют предпринимательскую деятельность для достижения целей, поставленных при организации предприятия и обеспечения непрерывности процесса купли-продажи товаров. В экономической литературе единого определения предпринимательской деятельности не существует. Это связано с тем, что предпринимательство представляет собой настолько разноплановый процесс, что дать единое определение, охватывающее все его стороны, просто невозможно, и множественность трактовок понятия предпринимательской деятельности объясняется различными подходами к объяснению ее содержания. Как понятие, предпринимательскую деятельность, по нашему мнению, следует определять исходя из ее цели, сформулированной в экономической литературе. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли или индивидуального дохода в результате превышения доходов над суммой расходов, необходимых для производства товара и его реализации, либо разницей между ценой покупки товара у производителя и ценой его продажи конечному потребителю. Социальный аспект предпринимательской деятельности ранее не рассматривался в экономической литературе, определялась лишь ее материальная направленность, которая, как нам кажется, полностью не раскрывает сущности данного экономического процесса. По нашему мнению, прибыль используется для удовлетворения личных потребностей предпринимателя, имеет и общесоциальную направленность, так как возникает в результате удовлетворения общественных потребностей в товарах или услугах, объем, ассортимент и качество которых также определяются на основе общественного спроса. Более того, малые предприятия осуществляют свою экономическую и хозяйственную деятельность и в тех рыночных сегментах, которые не привлекательны для крупных и средних предприятий, но имеют высокую социальную значимость. Предпринимательство, является важнейшим фактором экономического развития предприятия. Но оно также оказывает большое влияние и на развитие национальной экономики. Последнее объясняется тем, что предпринимательство, исходя из его сущности (стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение), рождает массовое явление в форме развития малого и среднего бизнеса. Структура национальных экономик стран с рыночной системой хозяйствования подтверждает это положение полностью. Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Например, во Франции  очень малыми предприятиями считаются  производства с числом занятых до 10 человек, малыми от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние предприятия  составляют около 99% численности всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых. В Японии к категории малых и средних предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80%о всех занятых. В нашей стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек; в оптовой торговле 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек. Таким образом, определен критерий выделения малых предприятий по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства, какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке. Роль малых предприятий в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности. В то же время развитие технологий, науки и техники вызывает необходимость постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке. Но самая важная значимость малых предприятий заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е гг., центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 ООО новых предприятий, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е гг^ Из 40 млн. рабочих мест, созданных с 1965 г., на долю высокой технологии приходится не более 5-6 млн. человек. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией приходится одно или два рабочих места. Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих личных индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также вызывает необходимость развития малых предприятий. Таким образом, из изложенного следует, что малые предприятия не являются «побочным» продуктом перехода экономики в новое качество, т.е. к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая:

— во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 20-30% граждан страны имеют свое собственное дело);

—   во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики;

—   в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий.

Если в прошлом  малые предприятия создавались, как результат стремления каждого  открыть свое собственное дело, то в настоящее время в большинстве  случаев создание малых предприятий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Малые предприятия по поручению крупных компаний или с их помощью часто ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.). Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как «С.Реппу» и «Seaes», контактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Сотрудничество дает возможность этим гигантам не только выйти на миллионы потребителей через розничную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение спроса потребителей. Такие промышленные корпорации, как «Форд» и «Крайслер», покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий. Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать их самим. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему «франчайзинг» в монополистические производственные комплексы; большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших фирм. Опыт работы небольших предприятий в США показывает ряд особенностей их развития. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей. Малое предприятие тесно связано с корпорациями не только по линии производственных связей, развития новых технологий, но и по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, является отраслевая специализация. Почему отраслевая? Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Кроме того, в каждой отрасли, должно быть, как и среди производителей, не менее 10-15 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а, следовательно, все преимущества рыночного оборота будут подорваны. В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства. Вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, а также общественных малых предприятий приходится 84%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

Традиционно малый бизнес в торговле и оказании посреднических услуг считается самым популярным видом малого бизнеса в нашей  стране. Доля индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей, оказанием  консультационных и посреднических услуг составляет порядка 80%, среди малых предприятий - юридических лиц более половины также занимаются торговой деятельностью. Такое неравномерное распределение по сферам деятельности малого бизнеса обусловлено, прежде всего, экономической ситуацией в нашей стране, когда для малого бизнеса в торговле существовали благоприятные условия, а для развития малого производственного бизнеса не делалось почти ничего. В последние годы во многих городах было построено большое количество торговых центров, где без труда можно было взять в аренду площади; заброшенные заводские помещения, базы и иные объекты с успехом использовались в качестве складов для товаров; количество предлагаемых офисных помещений в многоэтажных бизнес-центрах, на тех же заводах или в НИИ превышало спрос представителей малого бизнеса торговли, риэлторских контор, разного рода консультаций и т.п. Финансовый кризис существенным образом повлиял на сложившуюся ситуацию. Многие предприниматели, создавшие малый бизнес в торговле, теперь рассматривают варианты другого вида бизнеса, так как спрос на многие товары в России значительно снизился, и арендные платежи за торговые площади для многих стали непосильным грузом. В начале сентября 2009 года Госдума поддержала Законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В связи с этим, малый бизнес в розничной торговле, скорее всего, будет довольствоваться только теми местами, где крупным торговым сетям будет невыгодно размещать свои магазины. В статье 14 Закона N 381 «О торговле» принятого Госдумой 28 декабря 2009 года и вступившего в силу с 1 февраля 2010 года говорится, что размещение нестационарных торговых точек (павильонов, киосков, ларьков) будет зависеть от местоположения стационарных строений. Кроме того, необходимо будет в схемах расположения таких торговых точек обеспечить их равномерное распределение [13]. Безусловно, розничный малый бизнес в торговле создавал конкуренцию крупному бизнесу, а теперь предприниматели уверены, что их конкурентоспособность может в значительной мере снизиться, так как удобное для покупателей местоположение торговой точки - один из ключевых моментов успешного торгового бизнеса. Председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка г. Санкт-Петербурга Алексей Третьяков высказывает мнение, что, исходя из Закона «О торговле», мелкорозничный формат рассматривается как вспомогательный, а не равноправный по отношению к крупным торговым точкам, и новые законодательные нормы конкуренцию в розничной торговле практически ликвидируют.

Информация о работе Сущность деятельности малых предприятий