Сущность деятельности малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является деятельность малых предприятий в торговле. Для достижения цели курсового исследования необходимо выполнить следующие задачи:
— проанализировать подходы к определению предпринимательской деятельности;
— дать характеристику малым предприятиям и выделить их отличительные черты;
— определить особенности деятельности малых предприятий торговли;

Содержание работы

Ведение
1. Сущность деятельности малых предприятий
2. Малые предприятия торговли
3. Программы поддержки малого бизнеса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Малые предприятия торговли.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Проблемы с  размещением мелкорозничного малого бизнеса в торговле есть везде, только в цивилизованных странах власти стараются поддержать малый бизнес в торговле, и регламентируют строительство  крупных магазинов на окраине  или за пределами города, либо ограничивают время работы супермаркетов. У нас же этот вопрос остается открытым. Розничная торговля - один из наиболее кредитозависимых секторов экономики. Ее оборот за 2009 год составил 155 млрд. рублей. Последствия финансового кризиса вызвали снижение темпов роста. Если в 2007 году оборот розничной торговли увеличился на 15,3 процента, то по итогам 2009 года прирост составил 13,7 процента к уровню предыдущего года. С сентября 2008 года начало появляться замедление темпов роста, обеспеченность товарными запасами по области к концу года сократилась с 30 дней до 24 дней торговли. С середины ноября 2008 года с финансовыми проблемами столкнулись руководители сетевой розницы, реализующие продовольственные товары. Поставщики продукции инициировали пересмотр договоров в части сокращения сроков платежей. Ситуацию в торговле в конце 2008 года нельзя было назвать критичной, в начале 2009 года она еще более стабилизировалась. Несколько крупных сетевых предприятий розничной торговли: «Магнит», «Пятерочка», «Ман», «Радеж», «Лента», «Карусель», «Реал» - работают в штатном режиме, не испытывают недостатка в товарах, свели к минимально возможному сроку оплату за поставленный товар. Несмотря на трудности, предприятия торговли не намерены сворачивать деятельность, стремятся к развитию сети. Это магазины с расширенной кассовой линейкой, большим количеством парковочных мест. Оптимизация организации торгового процесса позволяет им решить главную задачу - довести продукцию до потребителя кратчайшим путем по минимальной цене. Кроме того, решается задача по предоставлению рабочих мест - только «Лента» дала работу 400 жителям Волгограда, требуются работники в «Магнит» и «Пятерочку». Несмотря на сложные экономические условия, ни одна из действующих компаний не заявила о возможном сокращении рабочих мест либо прекращении своей деятельности. В крупных предприятиях торговли имеются свободные вакансии. Предприятия сетевой розницы в 2009 году сохранили практику размещения продуктов питания местного производства на так называемых «социальных полках». В качестве примера предложено использовать практику социальной программы, внедренной ООО «Центральный рынок», где на протяжении 2008 года реализовывались макаронные изделия, крупы, сыр твердый, рыба и рыбопродукты, мясо птицы, яйцо, кондитерские изделия, плодоовощная продукция со скидкой до 20 процентов. Это предприятие продолжило свою программу в 2009 году: продажа товаров со скидкой, предоставление бесплатных торговых мест на сельскохозяйственном рынке для продавцов собственной выращенной продукции. Кроме того, продукция производства под собственными брендами «Магнит», «Метро», «Лента», «Пятерочка» реализуется по ценам ниже сложившихся в области по отдельным группам продовольственных товаров. Реализация социальных программ сетевой розницей, проведение ярмарок и активная работа сельскохозяйственных рынков позволило в 2009 году удержать уровень цен на хлеб пшеничный, муку, говядину, мясо птицы, сахар, масло животное, яйцо столовое и снизить - на рыбу мороженую, колбасу, сметану, творог, маргарин, крупу, макаронные изделия.  Малые предприятия торговли в сложившихся экономических условиях работают в обычном режиме: сокращения персонала, количества рабочего времени и уменьшения заработной платы не планируется.                                                                                                      Этому способствует ряд факторов:

Во-первых, малые  предприятия потребительского рынка  приобретают товар для последующей  реализации, как правило, с предоплатой  или за наличный расчет.

Во-вторых, многие малые предприятия осуществляют свою деятельность в собственных помещениях, не прибегая к услугам аренды.

В-третьих, штатная  численность этих предприятий невелика.

Однако, малые  предприятия оптовой торговли, которые  как раз и являются поставщиками предприятий розничной торговли, сталкиваются с проблемой получения кредитов по новым ставкам. Повышение кредитных ставок повлечет за собой рост цен на товары. Кроме того, ослабление курса рубля ведет к увеличению цен на импортные товары или на товары, произведенные с привлечением импортных компонентов. В 2010 году на фоне снижения покупательской способности населения, вследствие сокращения персонала и изменения режима работы в других отраслях экономики, а так же увеличения розничных цен, было зафиксировано снижение темпов роста оборота розничной торговли.

 

 

 

 

 

3. ПРОГРАММЫ  ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

—   нормативно-правовое;

—   финансово-кредитное;

—   информационно-техническое;

—   организационное;

—   кадровое и консультационное обеспечение;

—   внешнеэкономическая деятельность.

Также в государственной  программе должны быть отражены механизмы  денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности. В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого бизнеса, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства. Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного -отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе сделана  попытка охарактеризовать малое  предпринимательство в сфере  торговли в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. Малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Предпринимательство в сфере торговли занимает наибольшую часть, если соотносить его с малым предпринимательством в целом. На сегодняшний день в нашей стране продолжается активная работа по внедрению малого бизнеса в экономику России. Поэтому развитие малого бизнеса - это лучший выход для России - это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка. Как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности. Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

—   развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

—   занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

—   объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

—   сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

—   массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. М., 2008, стр.80

2.   Горфинкель В.Я. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги. М., 2008, стр. 5.

3.   Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М., 2010, стр. 6

4.   Колганов М.. Особенности предпринимательства в переходной экономике // Экономист 2004, №1, с. 77 - 82.

5.   Колесникова Л. А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2004.

6.   Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., «Малое предпринимательство». М., * ИНФРА-М.,2011 г.

7.   Малый бизнес: методика и результаты анализа. //Вопросы статистики, 2009, № 8.

8.   Радаев В. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 2006, №7.

9.   Чепуренко А. «Проблема финансирования в российском малом бизнесе», 2009. №11. стр. 9.

10. «Человек  и труд», 2007, № 9. стр. 67.

11. www.dmpmos.ru

12. www.mbm.ru


Информация о работе Сущность деятельности малых предприятий