Сущность и классификация предприятий малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество не могут существовать и гармонично развиваться.
Малый бизнес и предпринимательство придают рыночной экономике соответствующую гибкость, мобилизуют значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы населения, несут в себе мощный антимонопольный потенциал, способствуют решению вопросов занятости и других социальных проблем.

Файлы: 1 файл

predprinimatel_stvo_referat.DOC

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Предпринимательство реферат

Тема: Сущность и классификация предприятий малого бизнеса

Малое предпринимательство  – неотъемлемый элемент современной  рыночной системы хозяйствования, без  которого экономика и общество не могут существовать и гармонично развиваться.

Малый бизнес и предпринимательство  придают рыночной экономике соответствующую  гибкость, мобилизуют  значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы  населения, несут в себе мощный антимонопольный  потенциал, способствуют решению вопросов занятости и других социальных проблем. 

Малый бизнес - это тот  сектор экономики, в котором стратегия  налогообложения должна быть направлена на легализацию доходов, а не на фискальный контроль. Такой подход позволит увеличить  количество легальных субъектов  малого предпринимательства, создаст стабильность его работы, а повышение его доли в бюджетных поступлениях может быть лишь результатом и свидетельством разумной налоговой политики.

 В отечественной практике определение малого предприятия дано в Федеральном Законе о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации:

«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых  доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно - технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли».

Таким образом, в основу определения малого предприятия  в Российском законодательстве положен  количественный признак – число  работающих.

Следует отметить, что  около 8.5 миллионов человек занятых в сфере малого предпринимательства, установленные Федеральной Программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы в качестве целевого показателя на 2001 год составляют около 10% населения в трудоспособном возрасте. Для сравнения, численность занятых на предприятия с числом работников менее 10 человек в Германии в 1993 году составила 17% от общего числа занятых, будучи самым низким показателем в ЕС, а численность занятых на предприятиях с числом работающих менее 100 человек во всех странах ЕС превышает 40% от общего числа занятых.

Специфика субъектов малого предпринимательства  в значительной степени определяется их размерами. В то же время в ряде случаев можно сказать, что именно эта специфика является причиной невозможности роста малого предприятия.

Основная проблема теорий, описывающих «мир малого бизнеса», заключается в неконгруэнтности базовых экономических категорий (таких, как зарплата, товарная цена, и, соответственно, рентабельность), составляющих основу экономического анализа, для крупных корпораций и малых фирм. Ключевой особенностью малого бизнеса,  функционирующего в официальном секторе, является высокая степень его экономической неформальности, проявляющаяся в специфическом характере присущих ему экономических категорий, указанных выше, частично отражающих качественную природу семейного товарного хозяйства, а частично – количественную природу корпоративных форм капиталистического типа. Наиболее ярко эти особенности проявляются в малом семейном бизнесе.

В качестве сугубо Российской особенности малого бизнеса чаще всего приводится высокий удельный вес неформального сектора экономики, к которому относят как теневую деятельность предприятий официального (формального) сектора, так и неформальные малые предприятия, действующие полностью «в тени». Эти последние представляют собой незарегистрированные официально формы предпринимательской деятельности, направленные на самостоятельное решение человеком имеющихся у него социально-экономических проблем. Они характеризуются высокой степенью социализированности и персонализированным характером экономических отношений, выражающихся в производстве, услугах, обмене, финансировании и учете.. При этом причинами такой ориентации считаются как экономические (налогообложение), так и неэкономические (сложность регистрации, перерегистрации, лицензирования, отчетности, запутанность законодательства, отсутствие у предпринимателей возможностей реальной защиты от разрушительного для малого предприятия действий связанных и несвязанных с государством структур) факторы.

 

 

 

Таблица 1

Качественные характеристики размера фирмы

 

Малый бизнес

Малый-

средний бизнес

Средний - крупный бизнес

Крупный бизнес

Цели

Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями

Корректируются рынком и стратегией, интуитивно

Корректируются рынком и стратегией, изобретательно

Доминирование на рынке, систематически и стратегически

Менедж-мент

Личный, авторитарный, прямой

Личный, консультации с  ключевыми партнерами, специалистами

Личный, небольшая команда  специалистов, использование внешних  экспертов

Командный, большая команда  специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура

Продукт

Нет планирования, Нет  маркетинговых исследований

Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований

Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистематические  маркетинговые исследования

Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования

Персонал

Личные отношения «босс-сотрудник» по принципу «большая семья», высокая  степень мотивации и вовлеченности, нет профсоюзов, нет Совета трудового  коллектива (СТК)

Личные отношения «Наниматель-коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, нет СТК

Отношения сотрудничества, организационная «среда», некоторая  степень мотивации, усиление влияния  профсоюзов, СТК

Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлечен-ности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы, СТК

Финансы

Семья, банк

Семья, банк

Семья, банк, акции

Банк, акции


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Индивидуальный  предприниматель занимается изготовлением искусственных цветов и венков, от своей деятельности получил годовой доход в размере 90000 рублей. Он является бывшим военнослужащим, инвалидом III группы и имеет двух детей.

Документально подтвержденные расходы за год:

  1. аренда помещений и коммунальные платежи 13000 руб.;
  2. стоимость материалов – 500 руб.;
  3. общая сумма выплаченной заработной платы по всем видам договоров 22000 руб.

Определите  сумму налога и чистый валовой  доход по упрощенной системе.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Чистый валовой доход = 90000 – 13000 – 500 – 22000 = 54500 руб.

Сумма налога = 54500 х 15% = 8175 руб.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов  федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных  внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Балкизов В.Б., Чеченов А.А. Единый налог на вмененный доход: Проблемы и просчеты // Финансы № 7-2003 г.
  2. Касьянова Г.Ю. Единый налог на вмененный доход: практическое применение с учетом последних изменений (4-е изд., перераб. и доп.). – М.: Информцентр XXI века, 2004. – 208 с.
  3. Глушков И.Е.. «Бухгалтерский учет на малом предприятии».  Новосибирск, ЭКОР, 2003 г. – 532 с.
  4. Сорокин А.В. О едином налоге на вмененный доход // Налоговый вестник 2001г. № 7 стр.15-17
  5. Шавлова Н. "Единый налог на вмененный доход" // Законность       2000г. №8-стр.6.

 




Информация о работе Сущность и классификация предприятий малого бизнеса