Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка
1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.
№ 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотноше-
ниях бюджетов разных уровней» и постановлением Правительства РФ от
29.04.1994 № 409 «О мерах по государственной поддержке малого пред-
принимательства в РФ на 1994 – 1995 гг.» установлены налоговые канику-
лы по налогу на прибыль для малых предприятий в АПК, производстве
ТНП, медицинской техники, лекарственных средств, строительстве, зани-
мающихся производственной деятельностью, при условии, что выручка от
указанных видов деятельности составляет 70 % общей суммы выручки от
реализации ими продукции (работ, услуг).
Малые и средние предприятия в США создают 50 % ВНП, за-
действуют около 54 % занятых в экономике, в Японии на долю мелких и
средних предприятий приходится 55 % реализованной продукции про-
мышленности, 80,6 % занятых в экономике. Практически во всех развитых
странах особенности государственного регулирования малых предприятий
закреплены в специальных законодательных актах: «Акт о мелком бизне-
се» в США, «Основной закон о мелких и средних предприятиях» в Япо-
нии, «Картельное право» в Германии. В США в 1953 г. создана Админист-
рация по делам малого бизнеса (АМБ), в функции которой входят финан-
совая помощь, технические и консультационные услуги, содействие в по-
лучении госзаказов. Структура АМБ имеет три уровня: штаб-квартиру в
Нью-Йорке, 10 региональных объединений, более 100 местных отделений,
расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с мест-
ными органами государственной власти, колледжами, университетами,
предприятиями. Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и дру-
гими федеральными ведомствами: центрами развития мелкого бизнеса, ин-
ститутами мелкого бизнеса, министерством внутренних дел, министерст-
вом жилищного строительства и городского развития, национальным на-
учным фондом, осуществляющим узкоцелевые программы помощи от-
дельным группам предпринимателей, торгово-промышленными палатами,
которых насчитывается более 2700.
Сходные структуры поддержки развития мелкого предприниматель-
ства существуют в Германии, Японии, Франции. В правительственную по-
литику Великобритании по отношению к малому бизнесу входит и созда-
ние так называемых предпринимательских агентств. Это компании, в уста-
ве которых оговорен бесприбыльный характер, обычно создаются совме-
стно государственным и частным секторами для содействия какому-то ре-
гиону в создании и развитии частных предприятий.
Общая стратегия оказания государственной поддержки развития ма-
лого предпринимательства в развитых странах направлена на упрощение
процедуры регистрации, повышение уровня деловой квалификации, оказа-
ние юридических услуг, обеспечение определенных гарантий на случай
дефицита финансовых ресурсов, налаживание контактов между инвесто-
рами и МП, улучшение доступа малого и среднего предпринимательства к
государственным контрактам.
Финансовая поддержка МП в развитых странах предусматривает:
· кредитование – предоставление прямых кредитов, т.е. финанси-
руемых из государственных источников, гарантированных кредитов, т.е.
выдаваемых частными структурами под государственные гарантии, и сме-
шанных кредитов.
Во Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кре-
дитования на льготных условиях закупок оборудования малыми и средни-
ми предприятиями, создано национальное агентство по внедрению резуль-
татов исследований, компенсирующее до 50 % расходов на НИОКР малых
и средних компаний;
· целевое бюджетное финансирование проектов малого бизнеса,
участие в акционерном капитале.
В Германии государство для поддержки инновационной деятельно-
сти создало около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в
2 млрд евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные предприятия;
· налоговое регулирование – широко используется уменьшение
ставки налогов в зависимости от размера предприятия, региона, сферы
деятельности, сужение налоговой базы, налоговые каникулы и налоговые
кредиты, ускоренная амортизация, установление минимума годового до-
хода, который не облагается налогом.
В США действует Закон «Об инвестициях в трудовые ресурсы», ко-
торый предоставляет компаниям, осуществляющим профессиональную
подготовку сотрудников, льготы по налогу на прибыль. В Германии и
Франции предприятия, занимающиеся профессиональной подготовкой и
переподготовкой молодых сотрудников, получают льготы по обязатель-
ным выплатам на социальное страхование.
Помимо финансовой помощи формами стимулирования развития
· юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, созда-
ние специализированных консалтинговых служб;
· информационная помощь: доступ к информационным системам
правительства и научно-исследовательских организаций;
· материально-техническая помощь: сдача в аренду производ-
ственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицит-
ным ресурсам;
· инфраструктурная помощь: обустройство промышленных зон,
создание бизнес-инкубаторов;
· коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов;
· развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на меж-
дународные рынки, защита интеллектуальной собственности.
Поддержку развития малого бизнеса осуществляют и международ-
ные организации, среди них можно отметить следующие:
· Международная финансовая корпорация, являющаяся структур-
ным подразделением Мирового банка, она занимается финансированием
частного сектора на возмездной – льготное кредитование и безвозмездной
основе – выдача грантов, совместное финансирование различных проектов
по развитию инфраструктуры, консалтингу, повышению образовательного
уровня предпринимателей;
· Европейский банк реконструкции и развития (проект технического
содействия ЕС ТАСИС): в рамках программ содействия трансформацион-
ным процессам в странах с переходной экономикой осуществляется льгот-
ное кредитование МП, в том числе с использованием микрозаймов, созда-
ние фондов и центров поддержки предпринимательства;
· экономические организации и программы ООН: например, совме-
стная программа развития ПРООН и правительства РБ «Формирование
инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства»
реализуется по трем направлениям: «Создание национальной сети ин-
кубаторов малого предпринимательства» (финансовая и консультативная
помощь оказана пяти инкубаторам РБ), «Содействие созданию кредитных
союзов в РБ» (разработка механизма кредитных союзов), «Формирование
и развитие микрокредитования в РБ»;
· организации и соглашения, действующие в рамках СНГ: в январе
1997 г. подписано Соглашение о поддержке и развитию малых предпри-
ятий в государствах-участниках СНГ. В качестве основных направлений
и национальных структур поддержки малого предпринимательства, стиму-
лирование внешнеэкономической и инновационной деятельности субъек-
тов малого бизнеса, финансово-кредитная помощь;
· агентство международного развития США: участвует в програм-
мах содействия организации МП и формирования стабильной среды для
развития мелкого предпринимательства
29.Система
государственной поддержки
В Республике Беларусь действует государственная система поддерж-
ки развития малого предпринимательства (рис. 8.1); общие принципы ее
организации сформулированы в Законе РБ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в Республике Беларусь», действующем с
1996 г., и других правовых актах. На основе действующей законода-
тельной базы принимаются программы, в которых устанавливаются кон-
кретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общего-
сударственной программы принимаются отраслевые и региональные про-
граммы поддержки малого предпринимательства, составляются планы
деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Ми-
нистерства архитектуры и строительства и др.).
Целями государственной политики стимулирования развития малого
предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение
в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев на-
селения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятель-
ности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности.
Для оказания адресной поддержки соответствующие государственные орга-
ны формируют Перечень перспективных видов деятельности.
В результате реализации системы государственной поддержки в Бела-
руси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития ма-
лого предпринимательства – центры поддержки предпринимательства, инку-
баторы малого предпринимательства, научно-технологические парки и др.
Для малых предприятий установлены автоматические и условные
финансовые льготы:
· предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, учета и от-
четности для субъектов малого предпринимательства;
· предусмотрена компенсация из государственного бюджета средств,
направляемых на финансирование программ государственной поддержки ма-
лого предпринимательства, расходов МП по выплате процентов за пользова-
ние банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестици-
онных проектов, и расходов по выплате лизинговых платежей по договорам
лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингода-
телем заемными средствами на приобретение объекта лизинга;
· предусмотрена возможность предоставления субъектам малого пред-
принимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льгот-
ных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль;
· предусмотрена возможность компенсации МП расходов, свя-
занных с осуществлением ими экспортно-импортных операций, включая
бежных рынков, участием в международных выставках и ярмарках, а так-
же расходы на подготовку и переподготовку кадров за рубежом.
Помимо финансовых льгот в Республике Беларусь для субъек-
тов малого предпринимательства предусмотрен:
· облегченный доступ к научным, исследовательским, техническим
ресурсам (реализуется технопарками, бизнес-инкубаторами);
· создание информационной инфраструктуры для получения и обмена
между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритет-
ных областях, экономической,
правовой, производственно-
иной информации, необходимой для их эффективного развития;
· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая содействие развитию связей с зарубежны-
ми партнерами (реализуется Белорусской и региональными торгово-
промышленными палатами);
· организация подготовки, переподготовки и повышения ква-
лификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпри-
нимательства;