Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Файлы: 1 файл

Экономика малого бизнеса ШП2.docx

— 164.86 Кб (Скачать файл)

№ 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотноше-

ниях бюджетов разных уровней» и постановлением Правительства РФ от

29.04.1994 № 409 «О мерах  по государственной поддержке  малого пред-

принимательства в РФ на 1994 – 1995 гг.» установлены налоговые канику-

лы по налогу на прибыль для малых предприятий в АПК, производстве

ТНП, медицинской техники, лекарственных средств, строительстве, зани-

мающихся производственной деятельностью, при условии, что выручка от

указанных видов деятельности составляет 70 % общей суммы выручки от

реализации ими продукции (работ, услуг).

Малые и средние предприятия в США создают 50 % ВНП, за-

действуют около 54 % занятых в экономике, в Японии на долю мелких и

средних предприятий приходится 55 % реализованной продукции про-

мышленности, 80,6 % занятых в экономике. Практически во всех развитых

странах особенности государственного регулирования малых предприятий

закреплены в специальных законодательных актах: «Акт о мелком бизне-

се» в США, «Основной закон о мелких и средних предприятиях» в Япо-

нии, «Картельное право» в Германии. В США в 1953 г. создана Админист-

рация по делам малого бизнеса (АМБ), в функции которой входят финан-

совая помощь, технические и консультационные услуги, содействие в по-

лучении госзаказов. Структура АМБ имеет три уровня: штаб-квартиру в

Нью-Йорке, 10 региональных объединений, более 100 местных отделений,

расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с мест-

ными органами государственной власти, колледжами, университетами,

предприятиями. Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и дру-

гими федеральными ведомствами: центрами развития мелкого бизнеса, ин-

ститутами мелкого бизнеса, министерством внутренних дел, министерст-

вом жилищного строительства и городского развития, национальным на-

учным фондом, осуществляющим узкоцелевые программы помощи от-

дельным группам предпринимателей, торгово-промышленными палатами,

которых насчитывается более 2700.

Сходные структуры поддержки развития мелкого предприниматель-

ства существуют в Германии, Японии, Франции. В правительственную по-

литику Великобритании по отношению к малому бизнесу входит и созда-

ние так называемых предпринимательских агентств. Это компании, в уста-

ве которых оговорен бесприбыльный характер, обычно создаются совме-

стно государственным и частным секторами для содействия какому-то ре-

гиону в создании и развитии частных предприятий.

Общая стратегия оказания государственной поддержки развития ма-

лого предпринимательства в развитых странах направлена на упрощение

процедуры регистрации, повышение уровня деловой квалификации, оказа-

ние юридических услуг, обеспечение определенных гарантий на случай

дефицита финансовых ресурсов, налаживание контактов между инвесто-

рами и МП, улучшение доступа малого и среднего предпринимательства к

государственным контрактам.

Финансовая поддержка МП в развитых странах предусматривает:

· кредитование – предоставление прямых кредитов, т.е. финанси-

руемых из государственных источников, гарантированных кредитов, т.е.

выдаваемых частными структурами под государственные гарантии, и сме-

шанных кредитов.

Во Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кре-

дитования на льготных условиях закупок оборудования малыми и средни-

ми предприятиями, создано национальное агентство по внедрению резуль-

татов исследований, компенсирующее до 50 % расходов на НИОКР малых

и средних компаний;

· целевое бюджетное финансирование проектов малого бизнеса,

участие в акционерном капитале.

В Германии государство для поддержки инновационной деятельно-

сти создало около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в

2 млрд евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные предприятия;

· налоговое регулирование – широко используется уменьшение

ставки налогов в зависимости от размера предприятия, региона, сферы

деятельности, сужение налоговой базы, налоговые каникулы и налоговые

кредиты, ускоренная амортизация, установление минимума годового до-

хода, который не облагается налогом.

В США действует Закон «Об инвестициях в трудовые ресурсы», ко-

торый предоставляет компаниям, осуществляющим профессиональную

подготовку сотрудников, льготы по налогу на прибыль. В Германии и

Франции предприятия, занимающиеся профессиональной подготовкой и

переподготовкой молодых сотрудников, получают льготы по обязатель-

ным выплатам на социальное страхование.

Помимо финансовой помощи формами стимулирования развития

· юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, созда-

ние специализированных консалтинговых служб;

· информационная помощь: доступ к информационным системам

правительства и научно-исследовательских организаций;

· материально-техническая помощь: сдача в аренду производ-

ственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицит-

ным ресурсам;

· инфраструктурная помощь: обустройство промышленных зон,

создание бизнес-инкубаторов;

· коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов;

· развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на меж-

дународные рынки, защита интеллектуальной собственности.

Поддержку развития малого бизнеса осуществляют и международ-

ные организации, среди них можно отметить следующие:

· Международная финансовая корпорация, являющаяся структур-

ным подразделением Мирового банка, она занимается финансированием

частного сектора на возмездной – льготное кредитование и безвозмездной

основе – выдача грантов, совместное финансирование различных проектов

по развитию инфраструктуры, консалтингу, повышению образовательного

уровня предпринимателей;

· Европейский банк реконструкции и развития (проект технического

содействия ЕС ТАСИС): в рамках программ содействия трансформацион-

ным процессам в странах с переходной экономикой осуществляется льгот-

ное кредитование МП, в том числе с использованием микрозаймов, созда-

ние фондов и центров поддержки предпринимательства;

· экономические организации и программы ООН: например, совме-

стная программа развития ПРООН и правительства РБ «Формирование

инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства»

реализуется по трем направлениям: «Создание национальной сети ин-

кубаторов малого предпринимательства» (финансовая и консультативная

помощь оказана пяти инкубаторам РБ), «Содействие созданию кредитных

союзов в РБ» (разработка механизма кредитных союзов), «Формирование

и развитие микрокредитования в РБ»;

· организации и соглашения, действующие в рамках СНГ: в январе

1997 г. подписано Соглашение  о поддержке и развитию малых  предпри-

ятий в государствах-участниках СНГ. В качестве основных направлений

и национальных структур поддержки малого предпринимательства, стиму-

лирование внешнеэкономической и инновационной деятельности субъек-

тов малого бизнеса, финансово-кредитная помощь;

· агентство международного развития США: участвует в програм-

мах содействия организации МП и формирования стабильной среды для

развития мелкого предпринимательства

29.Система  государственной поддержки малого  бизнеса в РБ: законодательная  база, направления деятельности

В Республике Беларусь действует государственная система поддерж-

ки развития малого предпринимательства (рис. 8.1); общие принципы ее

организации сформулированы в Законе РБ «О государственной поддержке

малого предпринимательства в Республике Беларусь», действующем с

1996 г., и других правовых  актах. На основе действующей  законода-

тельной базы принимаются программы, в которых устанавливаются кон-

кретные мероприятия для реализации в текущем году; на основе общего-

сударственной программы принимаются отраслевые и региональные про-

граммы поддержки малого предпринимательства, составляются планы

деятельности министерств и ведомств РБ (Министерства экономики, Ми-

нистерства архитектуры и строительства и др.).

Целями государственной политики стимулирования развития малого

предпринимательства являются повышение занятости населения, вовлечение

в малое предпринимательство незащищенных, малообеспеченных слоев на-

селения (инвалидов, пенсионеров), развитие перспективных видов деятель-

ности и новых видов производств, поддержка инновационной деятельности.

Для оказания адресной поддержки соответствующие государственные орга-

ны формируют Перечень перспективных видов деятельности.

В результате реализации системы государственной поддержки в Бела-

руси создается соответствующая инфраструктура поддержки и развития ма-

лого предпринимательства – центры поддержки предпринимательства, инку-

баторы малого предпринимательства, научно-технологические парки и др.

Для малых предприятий установлены автоматические и условные

финансовые льготы:

· предусмотрен упрощенный порядок налогообложения, учета и от-

четности для субъектов малого предпринимательства;

· предусмотрена компенсация из государственного бюджета средств,

направляемых на финансирование программ государственной поддержки ма-

лого предпринимательства, расходов МП по выплате процентов за пользова-

ние банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестици-

онных проектов, и расходов по выплате лизинговых платежей по договорам

лизинга в части оплаты банковских процентов за пользование лизингода-

телем заемными средствами на приобретение объекта лизинга;

· предусмотрена возможность предоставления субъектам малого пред-

принимательства, осуществляющим перспективные виды деятельности, льгот-

ных кредитов, бюджетных субсидий, снижения уровня налога на прибыль;

· предусмотрена возможность компенсации МП расходов, свя-

занных с осуществлением ими экспортно-импортных операций, включая

бежных рынков, участием в международных выставках и ярмарках, а так-

же расходы на подготовку и переподготовку кадров за рубежом.

Помимо финансовых льгот в Республике Беларусь для субъек-

тов малого предпринимательства предусмотрен:

· облегченный доступ к научным, исследовательским, техническим

ресурсам (реализуется технопарками, бизнес-инкубаторами);

· создание информационной инфраструктуры для получения и обмена

между субъектами малого предпринимательства, действующими в приоритет-

ных областях, экономической, правовой, производственно-технологической и

иной информации, необходимой для их эффективного развития;

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого

предпринимательства, включая содействие развитию связей с зарубежны-

ми партнерами (реализуется Белорусской и региональными торгово-

промышленными палатами);

· организация подготовки, переподготовки и повышения ква-

лификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпри-

нимательства;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"