Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Файлы: 1 файл

Экономика малого бизнеса ШП2.docx

— 164.86 Кб (Скачать файл)

лучении госзаказов. Структура АМБ имеет три уровня: штаб-квартиру в

Нью-Йорке, 10 региональных объединений, более 100 местных отделений,

расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с мест-

ными органами государственной власти, колледжами, университетами,

предприятиями. Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и дру-

гими федеральными ведомствами: центрами развития мелкого бизнеса, ин-

ститутами мелкого бизнеса, министерством внутренних дел, министерст-

вом жилищного строительства и городского развития, национальным на-

учным фондом, осуществляющим узкоцелевые программы помощи от-

дельным группам предпринимателей, торгово-промышленными палатами,

которых насчитывается более 2700.

Сходные структуры поддержки развития мелкого предприниматель-

ства существуют в Германии, Японии, Франции. В правительственную по-

литику Великобритании по отношению к малому бизнесу входит и созда-

72

ние так называемых предпринимательских агентств. Это компании, в уста-

ве которых оговорен бесприбыльный характер, обычно создаются совме-

стно государственным и частным секторами для содействия какому-то ре-

гиону в создании и развитии частных предприятий.

Общая стратегия оказания государственной поддержки развития ма-

лого предпринимательства в развитых странах направлена на упрощение

процедуры регистрации, повышение уровня деловой квалификации, оказа-

ние юридических услуг, обеспечение определенных гарантий на случай

дефицита финансовых ресурсов, налаживание контактов между инвесто-

рами и МП, улучшение доступа малого и среднего предпринимательства к

государственным контрактам.

Финансовая поддержка МП в развитых странах предусматривает:

· кредитование – предоставление прямых кредитов, т.е. финанси-

руемых из государственных источников, гарантированных кредитов, т.е.

выдаваемых частными структурами под государственные гарантии, и сме-

шанных кредитов.

Во Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кре-

дитования на льготных условиях закупок оборудования малыми и средни-

ми предприятиями, создано национальное агентство по внедрению резуль-

татов исследований, компенсирующее до 50 % расходов на НИОКР малых

и средних компаний;

· целевое бюджетное финансирование проектов малого бизнеса,

участие в акционерном капитале.

В Германии государство для поддержки инновационной деятельно-

сти создало около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в

2 млрд евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные предприятия;

· налоговое регулирование – широко используется уменьшение

ставки налогов в зависимости от размера предприятия, региона, сферы

деятельности, сужение налоговой базы, налоговые каникулы и налоговые

кредиты, ускоренная амортизация, установление минимума годового до-

хода, который не облагается налогом.

В США действует Закон «Об инвестициях в трудовые ресурсы», ко-

торый предоставляет компаниям, осуществляющим профессиональную

подготовку сотрудников, льготы по налогу на прибыль. В Германии и

Франции предприятия, занимающиеся профессиональной подготовкой и

переподготовкой молодых сотрудников, получают льготы по обязатель-

ным выплатам на социальное страхование.

Помимо финансовой помощи формами стимулирования развития

малого бизнеса в развитых странах являются:

73

· юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, созда-

ние специализированных консалтинговых служб;

· информационная помощь: доступ к информационным системам

правительства и научно-исследовательских организаций;

· материально-техническая помощь: сдача в аренду производ-

ственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицит-

ным ресурсам;

· инфраструктурная помощь: обустройство промышленных зон,

создание бизнес-инкубаторов;

· коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов;

· развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на меж-

дународные рынки, защита интеллектуальной собственности.

Поддержку развития малого бизнеса осуществляют и международ-

ные организации, среди них можно отметить следующие:

· Международная финансовая корпорация, являющаяся структур-

ным подразделением Мирового банка, она занимается финансированием

частного сектора на возмездной – льготное кредитование и безвозмездной

основе – выдача грантов, совместное финансирование различных проектов

по развитию инфраструктуры, консалтингу, повышению образовательного

уровня предпринимателей;

· Европейский банк реконструкции и развития (проект технического

содействия ЕС ТАСИС): в рамках программ содействия трансформацион-

ным процессам в странах с переходной экономикой осуществляется льгот-

ное кредитование МП, в том числе с использованием микрозаймов, созда-

ние фондов и центров поддержки предпринимательства;

· экономические организации и программы ООН: например, совме-

стная программа развития ПРООН и правительства РБ «Формирование

инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства»

реализуется по трем направлениям: «Создание национальной сети ин-

кубаторов малого предпринимательства» (финансовая и консультативная

помощь оказана пяти инкубаторам РБ), «Содействие созданию кредитных

союзов в РБ» (разработка механизма кредитных союзов), «Формирование

и развитие микрокредитования в РБ»;

· организации и соглашения, действующие в рамках СНГ: в январе

1997 г. подписано Соглашение  о поддержке и развитию малых  предпри-

ятий в государствах-участниках СНГ. В качестве основных направлений

сотрудничества в соглашении определено содействие межгосударственных

74

и национальных структур поддержки малого предпринимательства, стиму-

лирование внешнеэкономической и инновационной деятельности субъек-

тов малого бизнеса, финансово-кредитная помощь;

· агентство международного развития США: участвует в програм-

мах содействия организации МП и формирования стабильной среды для

развития мелкого предпринимательств.

 

28.Основные направления государственного регулирования создания и развития малых предприятий

Стимулирование деловой активности в экономике направлено на

решение ряда задач в зависимости от состояния национальной экономики.

1. Повышение деловой  активности в период экономического  спада и

снижение (торможение) деловой активности в период подъема.

2. Стимулирование деловой  активности в определенных формах  и

сферах деятельности.

3. Управление деловой  активностью для достижения общеэкономи-

ческих целей (снижение общего уровня безработицы, наукоемкая реструк-

туризация экономики).

Система стимулирования деловой активности формируется исходя

из целей и задач государственной политики, условий и факторов ее реа-

лизации; видимая (для предпринимателей) часть этого механизма включа-

ет конкретные инструменты в форме налоговых льгот, дотаций и после-

дующего изменения экономической среды деятельности предпринимате-

лей. Представленная схема объясняет причины, по которым часть пред-

принимательского сектора остается без внимания со стороны государства:

система инструментов включает, как правило, различные виды финансо-

вых льгот, поскольку основным стимулом для предпринимателя была и ос-

тается прибыльность вложения капитала; эти льготы представляют собой

не что иное, как государственные ресурсы, ограниченность которых и объ-

ясняет необходимость целевого, выборочного поощрения предпринима-

тельского сектора.

Инструменты государственного регулирования подразделяются на

две группы:

1) административные: государство прямо через соответствующие

законодательные акты предписывает предпринимателям, каким образом

они должны изменить свою хозяйственную деятельность. Например, вводя

систему лицензирования, государство ограничивает предпринимательскую

активность, конкуренцию в отдельных отраслях;

2) экономические: государство воздействует на поведение предпри-

нимателей путем изменения существующей системы стимулов и/или эко-

номического риска. Например, предоставляя гарантии по кредитам, госу-

дарство стимулирует реализацию выгодных для общества проектов или,

снижая уровень налогов, повышает прибыльность предпринимательской

деятельности, что в свою очередь стимулирует включение в бизнес новых

субъектов.

Эти типы инструментов взаимосвязаны: например, государство соз-

дает целевой инвестиционный фонд и обязывает предпринимателей опре-

деленную часть своих доходов перечислять в этот фонд: в результате при-

менения административной меры незначительно снизится рентабельность

предпринимательской деятельности, одновременно данный фонд исполь-

зуется для поддержки инновационного предпринимательства, т.е. стано-

вится основой системы экономического стимулирования предпринима-

тельской деятельности в приоритетной сфере.

Особенности государственной поддержки малого бизнеса определя-

ются особенностями функционирования МП:

1) небольшой размер  располагаемых ресурсов;

2) большая чувствительность  к изменениям экономической конъ-

юнктуры;

3) невысокое качество  ресурсов;

4) высокая чувствительность  к изменению постоянных издержек.

Система государственной поддержки малого предпринимательства в

Российской Федерации сходна с системой государственной поддержки

развития малого бизнеса в Республике Беларусь: действует Закон «О госу-

дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде-

рации», постановления Правительства РФ «О развитии инвестиционной

деятельности», «О сети региональных агентств поддержки малого бизне-

са», Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на

определенный год, создан Государственный комитет РФ по поддержке ма-

лого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого пред-

принимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм

предприятий в научно-технической сфере.

В реализации системы стимулирования деловой активности в сфере

малого бизнеса задействованы как профильные учреждения – Торгово-

промышленная палата, Министерство экономики, Министерство внешне-

экономических связей, так и другие – Министерство финансов, МИД, Го-

сударственный таможенный комитет, Роспатент, МЧС России, Федераль-

ная комиссия по ценным бумагам, Министерство культуры, Министерство

образования РФ.

Система льгот включает:

1. Гарантированное участие  субъектов малого предпринимательства

2. Льготное кредитование  и долевое участие государства  в ор-

ганизации промышленных производств МП.

3. Освобождение или  уменьшение ставки налогов, налоговое  креди-

тование (см. прил. 7, 8).

Так, например, в соответствии с указом Президента РФ от 22.12.1993

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"