Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка
1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.
лучении госзаказов. Структура АМБ имеет три уровня: штаб-квартиру в
Нью-Йорке, 10 региональных объединений, более 100 местных отделений,
расположенных по всей стране и работающих в тесном контакте с мест-
ными органами государственной власти, колледжами, университетами,
предприятиями. Поддержка малого бизнеса в США осуществляется и дру-
гими федеральными ведомствами: центрами развития мелкого бизнеса, ин-
ститутами мелкого бизнеса, министерством внутренних дел, министерст-
вом жилищного строительства и городского развития, национальным на-
учным фондом, осуществляющим узкоцелевые программы помощи от-
дельным группам предпринимателей, торгово-промышленными палатами,
которых насчитывается более 2700.
Сходные структуры поддержки развития мелкого предприниматель-
ства существуют в Германии, Японии, Франции. В правительственную по-
литику Великобритании по отношению к малому бизнесу входит и созда-
72
ние так называемых предпринимательских агентств. Это компании, в уста-
ве которых оговорен бесприбыльный характер, обычно создаются совме-
стно государственным и частным секторами для содействия какому-то ре-
гиону в создании и развитии частных предприятий.
Общая стратегия оказания государственной поддержки развития ма-
лого предпринимательства в развитых странах направлена на упрощение
процедуры регистрации, повышение уровня деловой квалификации, оказа-
ние юридических услуг, обеспечение определенных гарантий на случай
дефицита финансовых ресурсов, налаживание контактов между инвесто-
рами и МП, улучшение доступа малого и среднего предпринимательства к
государственным контрактам.
Финансовая поддержка МП в развитых странах предусматривает:
· кредитование – предоставление прямых кредитов, т.е. финанси-
руемых из государственных источников, гарантированных кредитов, т.е.
выдаваемых частными структурами под государственные гарантии, и сме-
шанных кредитов.
Во Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кре-
дитования на льготных условиях закупок оборудования малыми и средни-
ми предприятиями, создано национальное агентство по внедрению резуль-
татов исследований, компенсирующее до 50 % расходов на НИОКР малых
и средних компаний;
· целевое бюджетное финансирование проектов малого бизнеса,
участие в акционерном капитале.
В Германии государство для поддержки инновационной деятельно-
сти создало около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в
2 млрд евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные предприятия;
· налоговое регулирование – широко используется уменьшение
ставки налогов в зависимости от размера предприятия, региона, сферы
деятельности, сужение налоговой базы, налоговые каникулы и налоговые
кредиты, ускоренная амортизация, установление минимума годового до-
хода, который не облагается налогом.
В США действует Закон «Об инвестициях в трудовые ресурсы», ко-
торый предоставляет компаниям, осуществляющим профессиональную
подготовку сотрудников, льготы по налогу на прибыль. В Германии и
Франции предприятия, занимающиеся профессиональной подготовкой и
переподготовкой молодых сотрудников, получают льготы по обязатель-
ным выплатам на социальное страхование.
Помимо финансовой помощи формами стимулирования развития
малого бизнеса в развитых странах являются:
73
· юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, созда-
ние специализированных консалтинговых служб;
· информационная помощь: доступ к информационным системам
правительства и научно-исследовательских организаций;
· материально-техническая помощь: сдача в аренду производ-
ственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицит-
ным ресурсам;
· инфраструктурная помощь: обустройство промышленных зон,
создание бизнес-инкубаторов;
· коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов;
· развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на меж-
дународные рынки, защита интеллектуальной собственности.
Поддержку развития малого бизнеса осуществляют и международ-
ные организации, среди них можно отметить следующие:
· Международная финансовая корпорация, являющаяся структур-
ным подразделением Мирового банка, она занимается финансированием
частного сектора на возмездной – льготное кредитование и безвозмездной
основе – выдача грантов, совместное финансирование различных проектов
по развитию инфраструктуры, консалтингу, повышению образовательного
уровня предпринимателей;
· Европейский банк реконструкции и развития (проект технического
содействия ЕС ТАСИС): в рамках программ содействия трансформацион-
ным процессам в странах с переходной экономикой осуществляется льгот-
ное кредитование МП, в том числе с использованием микрозаймов, созда-
ние фондов и центров поддержки предпринимательства;
· экономические организации и программы ООН: например, совме-
стная программа развития ПРООН и правительства РБ «Формирование
инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства»
реализуется по трем направлениям: «Создание национальной сети ин-
кубаторов малого предпринимательства» (финансовая и консультативная
помощь оказана пяти инкубаторам РБ), «Содействие созданию кредитных
союзов в РБ» (разработка механизма кредитных союзов), «Формирование
и развитие микрокредитования в РБ»;
· организации и соглашения, действующие в рамках СНГ: в январе
1997 г. подписано Соглашение о поддержке и развитию малых предпри-
ятий в государствах-участниках СНГ. В качестве основных направлений
сотрудничества в соглашении определено содействие межгосударственных
74
и национальных структур поддержки малого предпринимательства, стиму-
лирование внешнеэкономической и инновационной деятельности субъек-
тов малого бизнеса, финансово-кредитная помощь;
· агентство международного развития США: участвует в програм-
мах содействия организации МП и формирования стабильной среды для
развития мелкого предпринимательств.
28.Основные направления государственного регулирования создания и развития малых предприятий
Стимулирование деловой активности в экономике направлено на
решение ряда задач в зависимости от состояния национальной экономики.
1. Повышение деловой
активности в период
снижение (торможение) деловой активности в период подъема.
2. Стимулирование деловой
активности в определенных
сферах деятельности.
3. Управление деловой
активностью для достижения
ческих целей (снижение общего уровня безработицы, наукоемкая реструк-
туризация экономики).
Система стимулирования деловой активности формируется исходя
из целей и задач государственной политики, условий и факторов ее реа-
лизации; видимая (для предпринимателей) часть этого механизма включа-
ет конкретные инструменты в форме налоговых льгот, дотаций и после-
дующего изменения экономической среды деятельности предпринимате-
лей. Представленная схема объясняет причины, по которым часть пред-
принимательского сектора остается без внимания со стороны государства:
система инструментов включает, как правило, различные виды финансо-
вых льгот, поскольку основным стимулом для предпринимателя была и ос-
тается прибыльность вложения капитала; эти льготы представляют собой
не что иное, как государственные ресурсы, ограниченность которых и объ-
ясняет необходимость целевого, выборочного поощрения предпринима-
тельского сектора.
Инструменты государственного регулирования подразделяются на
две группы:
1) административные: государство прямо через соответствующие
законодательные акты предписывает предпринимателям, каким образом
они должны изменить свою хозяйственную деятельность. Например, вводя
систему лицензирования, государство ограничивает предпринимательскую
активность, конкуренцию в отдельных отраслях;
2) экономические: государство воздействует на поведение предпри-
нимателей путем изменения существующей системы стимулов и/или эко-
номического риска. Например, предоставляя гарантии по кредитам, госу-
дарство стимулирует реализацию выгодных для общества проектов или,
снижая уровень налогов, повышает прибыльность предпринимательской
деятельности, что в свою очередь стимулирует включение в бизнес новых
субъектов.
Эти типы инструментов взаимосвязаны: например, государство соз-
дает целевой инвестиционный фонд и обязывает предпринимателей опре-
деленную часть своих доходов перечислять в этот фонд: в результате при-
менения административной меры незначительно снизится рентабельность
предпринимательской деятельности, одновременно данный фонд исполь-
зуется для поддержки инновационного предпринимательства, т.е. стано-
вится основой системы экономического стимулирования предпринима-
тельской деятельности в приоритетной сфере.
Особенности государственной поддержки малого бизнеса определя-
ются особенностями функционирования МП:
1) небольшой размер располагаемых ресурсов;
2) большая чувствительность к изменениям экономической конъ-
юнктуры;
3) невысокое качество ресурсов;
4) высокая чувствительность
к изменению постоянных
Система государственной поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации сходна с системой государственной поддержки
развития малого бизнеса в Республике Беларусь: действует Закон «О госу-
дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде-
рации», постановления Правительства РФ «О развитии инвестиционной
деятельности», «О сети региональных агентств поддержки малого бизне-
са», Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на
определенный год, создан Государственный комитет РФ по поддержке ма-
лого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого пред-
принимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм
предприятий в научно-технической сфере.
В реализации системы стимулирования деловой активности в сфере
малого бизнеса задействованы как профильные учреждения – Торгово-
промышленная палата, Министерство экономики, Министерство внешне-
экономических связей, так и другие – Министерство финансов, МИД, Го-
сударственный таможенный комитет, Роспатент, МЧС России, Федераль-
ная комиссия по ценным бумагам, Министерство культуры, Министерство
образования РФ.
Система льгот включает:
1. Гарантированное участие
субъектов малого
2. Льготное кредитование и долевое участие государства в ор-
ганизации промышленных производств МП.
3. Освобождение или уменьшение ставки налогов, налоговое креди-
тование (см. прил. 7, 8).
Так, например, в соответствии с указом Президента РФ от 22.12.1993