Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Файлы: 1 файл

Экономика малого бизнеса ШП2.docx

— 164.86 Кб (Скачать файл)

ровать деятельность МП. Крупное же предприятие для получения необхо-

димых нематериальных активов, находящихся в собственности МП, как

правило, использует метод единовременной покупки (для патентованных

технологий).

 

16. Франчайзинг: содержание, субъекты,

формы взаимодействия

Франчайзинг – это система договорных отношений крупных и мелких

фирм в области сбыта. Он предполагает, что одна сторона (крупное предпри-

ятие) за вознаграждение предоставляет другой стороне (малому предпри-

ятию) право использования фирменного наименования, товарного знака.

Преимущества от франчайзинга получают как крупные, так и малые

предприятия. Для МП это выражается в следующем:

а) увеличение объема продаж. При этом необходимо разделить поня-

тия «объем продаж» и «доля рынка», поскольку в результате использова-

ния франчайзинга рост рыночной доли МП происходит за счет торговой

марки крупного предприятия, соответственно и дополнительная доля рын-

ка принадлежит владельцу торговой марки;

б) получение новых современных технологий в области прав, ме-

неджмента, маркетинга;

в) возможность получения от крупного предприятия сырья материа-

лов по более низкой цене;

г) постоянное обучение представителей малой фирмы в области про-

изводства и реализации данного вида продукции за счет крупной фирмы.

По данным Агентства малого бизнеса, в США к концу пятого года

деятельности разорились 15 % малых предприятий, использовавших фран-

чайзинг, 65 % малых предприятий, не использовавших франчайзинг.

Крупное предприятие получает следующие преимущества:

а) продвижение с использованием МП собственной торговой марки,

увеличение доходов от ее использования;

б) МП при франчайзинговом договоре обязуются тратить опреде-

ленную долю дохода на рекламу;

в) МП, расположенное в другой стране, создает основу дл проник-

новения крупной компании на рынок.

Франчайзинговый договор (соглашение о франшизе) не рассматри-

вается как особый вид контракта, обычно его трактуют как гибридную

форму, сочетающую в себе элементы лицензионного дистрибьюторского

договора. Предметом договора является право использования имени, репу-

тации и способа ведения дела, цена, срок исполнения; объект франчайзин-

гового договора должен быть защищен от несанкционированного исполь-

зования. В договоре должна быть оговорена эксклюзивность передаваемых

франчайзи (покупателю) прав и то, на какой территории они действитель-

ны, возможность осуществления субфранчайзинга. В договоре должна

быть оговорена техническая и консультационная помощь франчайзера в

области подготовки кадров, маркетинга, управления, дизайна, оговорен

порядок передачи технической документации и лицензий, консультаций,

поставки дополнительного оборудования, закупки необходимых ресурсов

по сниженным ценам, порядок осуществления контроля качества со сторо-

ны франчайзера. Отдельный блок составляют обязательства франчайзи:

· использовать фирменное наименование франчайзера указанным в

договоре способом;

· обеспечивать соответствие качества произведенных товаров каче-

ству товаров, производимых франчайзером;

· соблюдать конфиденциальность;

· осуществлять рекламную деятельность в отношении торговой мар-

ки франчайзера (как правило, расходы по продвижению торговой марки

разделяются между участниками договора).

Во франчайзинговом договоре оговаривается размер платы за фран-

шизу и роялти (должны находиться в пределах отраслевых норм), размер

вложения в развитие объекта франчайзингового договора, платежи за ока-

зание франчайзером услуг по консультированию, рекламе, управлению.

При заключении франчайзингового договора МП необходимо про-

анализировать перспективы целевого товара и услуги на предполагаемом

рынке сбыта, стоимость ресурсов и услуг, поставляемых крупной фирмой

(должна находиться  в пределах отраслевых норм), эффективность  предос-

тавляемых технологий и продуктов (желательно проанализировать эконо-

мические показатели других предприятий-франчайзи), экономические по-

казатели деятельности франчайзера.

Выделяют три основных вида франчайзинга:

· товарный предусматривает покупку прав на продажу товаров, про-

изведенных франчайзером, с его торговой маркой;

· производственный предусматривает покупку прав на производство

и сбыт товара с использованием сырья и материалов, купленных у материн-

ской компании, с использованием ее торговой марки; при этом важнейшим

обязательством МП является соблюдение стандартов качества материнской

компании;

· деловой предусматривает покупку права на организацию малой

фирмы, которая будет носить название материнской компании и выберет

тот же профиль деятельности.

Главным недостатком франчайзинга для МП является утрата само-

стоятельности.

 

 

17.Опыт и  возможности применения франчайзной системы в условиях трансформационного общества

 

 

 

 

18.Бизнес-план  как основа создания и функционирования  малого предприятия

Бизнес-план – это документ, в котором излагается сущность бизнеса

и отражаются возможности для его начала, продолжения или расширения в

какой-либо конкретной ситуации.

Назначение бизнес-плана состоит в том, что он позволяет:

1. Определить жизнеспособность  будущего предприятия в условиях

конкуренции.

2. Установить систему  целей, задач и индикаторов деятельности

предприятия, в соответствии с которыми предприниматель намерен вести

бизнес.

3. Обосновать целесообразность  привлечения в предприятие капита-

ла других собственников либо кредиторов.

Бизнес-план оформляется в двух вариантах:

· подробный (черновой) бизнес-план для себя и узкого круга специа-

листов и партнеров, содержит коммерческую тайну предприятия;

· чистовой

 

19.Структура  бизнес-плана.

I. Титульный лист –  содержит наименование проекта; фирменное на-

именование и знак, адрес фирмы; суть предлагаемого проекта (2-3 фразы);

совокупную стоимость проекта, включая источники финансирования.

II. Вводная часть (резюме) – содержит краткое описание (2-3 страни-

цы) целей проекта, эффективности проекта, участников проекта, источни-

ков финансирования проекта, планируемый объем продаж, рыночную до-

лю, срок окупаемости.

Ш. Анализ положения дел в отрасли – содержит информацию об

особенностях конкурентной среды, т.е. сведения о потенциальных конку-

рентах, их слабых и сильных сторонах, сведения о потенциальных потре-

бителях, их предпочтениях, анализ изменений, которые произошли в от-

расли в предыдущем периоде (о новых видах продукции, появившихся на

рынке, об изменении объема продаж), прогноз ситуации в отрасли на пе-

риод реализации проекта.

IV. Описание компании (текущее состояние или контур организа-

ционно-правовой формы бизнеса): наименование компании, местополо-

жение, размер предприятия, характер собственности и организационно-

правовая форма предприятия, характер капитала, сфера деятельности,

характеристики владельцев фирмы, характеристики основных партне-

ров. Важным фактором успеха компании является правильный выбор ее

местоположения, для чего необходимо оценить расположение постав-

щиков сырья и комплектующих, место концентрации потребителей, на-

личие незанятых производственных площадей на выбранной территории

и стоимость их аренды, особенности государственной системы сти-

мулирования.

V. Стратегия маркетинга. Ее составляют на основе анализа  марке-

тинговой среды, комплексного изучения запросов потребителей, конъюнк-

туры рынка, его емкости и рыночного спроса, оценки производственно-

ресурсных и сбытовых возможностей фирмы, определения уровня конку-

рентоспособности фирмы на различных сегментах рынка. На данном этапе

определяются цели маркетинговой политики (например, максимальное

расширение рынков сбыта), цены товаров, подход к технико-эконо-

мическим параметрам изделий, ассортимент выпускаемой продукции, ме-

тоды стимулирования продаж, сбытовая политика с указанием каналов

реализации продукции.

VI. Конкуренты и их  характеристика, оценка конкурентных  преиму-

ществ и конкурентных недостатков предприятия.

VII. План производства. В этом разделе обосновывают  объем выпус-

ка продукции, оцениваются необходимые основные и оборотные средства,

научно-технический потенциал предприятия, определяются внешние и

внутренние источники расширения ресурсной базы. На данном этапе мож-

но составить блок-схему, характеризующую технологический процесс

производства продукции.

VIII. Организационный план. В данном разделе анализируется теку-

щее состояние организационной структуры управления и ее эффектив-

ность, мероприятия по повышению гибкости управленческих структур,

эффективности управленческих решений. На данном этапе также можно

представить управленческую структуру предприятия с выделением верх-

них и средних уровней управления.

IX. Кадровая политика.

X. Идентификация и страхование  рисков.

XI. Финансовый план включает  несколько документов

– прогноз объемов реализации,

– баланс денежных расходов и поступлений,

– отчет о прибылях и убытках,

– сводный баланс активов и пассивов.

XII. План внешнеэкономической  деятельности.

XIII. План мероприятий  по взаимодействию с общественностью, ор-

ганами государственной власти (для крупных проектов).

XIV. Лист предположений. Его назначение – предвидеть  возможные

изменения конъюнктуры, цен и других экономических показателей, преду-

смотреть различные варианты экономической ситуации

 

20 Финансовое планирование в малом бизнесе. Кредитование                малого бизнеса

Финансовый план малого предприятия взаимосвязан с другими  аспектами планирования хозяйственной деятельности предприятия.  К ним относятся планы по сбыту продукции,  по сырью и материалам,  по производству, по рекламе,  по капиталовложениям,  по привлечению (возврату) денежных средств, по распределению доходов, а также расходные сметы. Непосредственной основой  финансового  плана  являются прогнозные расчеты по реализации продукции потребителю или план сбыта ее,  исходя из заказов,  прогнозов спроса на продукцию и товары,  уровни продажных цен на них,  других факторов рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитываются объемы производства,  затраты по изготовлению продукции, проведению работ и оказанию услуг, а также прибыль и другие показатели.

 Назначение финансового плана  предприятия, с одной стороны - прогноз  среднесрочной финансовой перспективы, а с другой - определение текущих  доходов и расходов  предприятия.  Финансовый  план  составляется  предприятием на год с распределением  по кварталам. В нем находят  отражение доходы и расходы  по статьям и пропорции в  распределении средств. Следует  отметить, что в рамках годового  и квартального финансовых планов  не проявляется влияние внутримесячных отклонений  от  планов  деятельности предприятия,  оказывающих  влияние  на  финансовое состояние предприятия в течении месяца,  что чаще случается в течении первой половины месяца,  когда предприятия обычно испытывают сбои в связи с недопоступлением в течение договорных сроков материально-технических ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"