Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка
1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.
ровать деятельность МП. Крупное же предприятие для получения необхо-
димых нематериальных активов, находящихся в собственности МП, как
правило, использует метод единовременной покупки (для патентованных
технологий).
16. Франчайзинг: содержание, субъекты,
формы взаимодействия
Франчайзинг – это система договорных отношений крупных и мелких
фирм в области сбыта. Он предполагает, что одна сторона (крупное предпри-
ятие) за вознаграждение предоставляет другой стороне (малому предпри-
ятию) право использования фирменного наименования, товарного знака.
Преимущества от франчайзинга получают как крупные, так и малые
предприятия. Для МП это выражается в следующем:
а) увеличение объема продаж. При этом необходимо разделить поня-
тия «объем продаж» и «доля рынка», поскольку в результате использова-
ния франчайзинга рост рыночной доли МП происходит за счет торговой
марки крупного предприятия, соответственно и дополнительная доля рын-
ка принадлежит владельцу торговой марки;
б) получение новых современных технологий в области прав, ме-
неджмента, маркетинга;
в) возможность получения от крупного предприятия сырья материа-
лов по более низкой цене;
г) постоянное обучение представителей малой фирмы в области про-
изводства и реализации данного вида продукции за счет крупной фирмы.
По данным Агентства малого бизнеса, в США к концу пятого года
деятельности разорились 15 % малых предприятий, использовавших фран-
чайзинг, 65 % малых предприятий, не использовавших франчайзинг.
Крупное предприятие получает следующие преимущества:
а) продвижение с использованием МП собственной торговой марки,
увеличение доходов от ее использования;
б) МП при франчайзинговом договоре обязуются тратить опреде-
ленную долю дохода на рекламу;
в) МП, расположенное в другой стране, создает основу дл проник-
новения крупной компании на рынок.
Франчайзинговый договор (соглашение о франшизе) не рассматри-
вается как особый вид контракта, обычно его трактуют как гибридную
форму, сочетающую в себе элементы лицензионного дистрибьюторского
договора. Предметом договора является право использования имени, репу-
тации и способа ведения дела, цена, срок исполнения; объект франчайзин-
гового договора должен быть защищен от несанкционированного исполь-
зования. В договоре должна быть оговорена эксклюзивность передаваемых
франчайзи (покупателю) прав и то, на какой территории они действитель-
ны, возможность осуществления субфранчайзинга. В договоре должна
быть оговорена техническая и консультационная помощь франчайзера в
области подготовки кадров, маркетинга, управления, дизайна, оговорен
порядок передачи технической документации и лицензий, консультаций,
поставки дополнительного оборудования, закупки необходимых ресурсов
по сниженным ценам, порядок осуществления контроля качества со сторо-
ны франчайзера. Отдельный блок составляют обязательства франчайзи:
· использовать фирменное наименование франчайзера указанным в
договоре способом;
· обеспечивать соответствие качества произведенных товаров каче-
ству товаров, производимых франчайзером;
· соблюдать конфиденциальность;
· осуществлять рекламную деятельность в отношении торговой мар-
ки франчайзера (как правило, расходы по продвижению торговой марки
разделяются между участниками договора).
Во франчайзинговом договоре оговаривается размер платы за фран-
шизу и роялти (должны находиться в пределах отраслевых норм), размер
вложения в развитие объекта франчайзингового договора, платежи за ока-
зание франчайзером услуг по консультированию, рекламе, управлению.
При заключении франчайзингового договора МП необходимо про-
анализировать перспективы целевого товара и услуги на предполагаемом
рынке сбыта, стоимость ресурсов и услуг, поставляемых крупной фирмой
(должна находиться в пределах отраслевых норм), эффективность предос-
тавляемых технологий и продуктов (желательно проанализировать эконо-
мические показатели других предприятий-франчайзи), экономические по-
казатели деятельности франчайзера.
Выделяют три основных вида франчайзинга:
· товарный предусматривает покупку прав на продажу товаров, про-
изведенных франчайзером, с его торговой маркой;
· производственный предусматривает покупку прав на производство
и сбыт товара с использованием сырья и материалов, купленных у материн-
ской компании, с использованием ее торговой марки; при этом важнейшим
обязательством МП является соблюдение стандартов качества материнской
компании;
· деловой предусматривает покупку права на организацию малой
фирмы, которая будет носить название материнской компании и выберет
тот же профиль деятельности.
Главным недостатком франчайзинга для МП является утрата само-
стоятельности.
17.Опыт и
возможности применения
18.Бизнес-план
как основа создания и
Бизнес-план – это документ, в котором излагается сущность бизнеса
и отражаются возможности для его начала, продолжения или расширения в
какой-либо конкретной ситуации.
Назначение бизнес-плана состоит в том, что он позволяет:
1. Определить жизнеспособность
будущего предприятия в
конкуренции.
2. Установить систему
целей, задач и индикаторов
предприятия, в соответствии с которыми предприниматель намерен вести
бизнес.
3. Обосновать целесообразность
привлечения в предприятие
ла других собственников либо кредиторов.
Бизнес-план оформляется в двух вариантах:
· подробный (черновой) бизнес-план для себя и узкого круга специа-
листов и партнеров, содержит коммерческую тайну предприятия;
· чистовой
19.Структура бизнес-плана.
I. Титульный лист – содержит наименование проекта; фирменное на-
именование и знак, адрес фирмы; суть предлагаемого проекта (2-3 фразы);
совокупную стоимость проекта, включая источники финансирования.
II. Вводная часть (резюме) – содержит краткое описание (2-3 страни-
цы) целей проекта, эффективности проекта, участников проекта, источни-
ков финансирования проекта, планируемый объем продаж, рыночную до-
лю, срок окупаемости.
Ш. Анализ положения дел в отрасли – содержит информацию об
особенностях конкурентной среды, т.е. сведения о потенциальных конку-
рентах, их слабых и сильных сторонах, сведения о потенциальных потре-
бителях, их предпочтениях, анализ изменений, которые произошли в от-
расли в предыдущем периоде (о новых видах продукции, появившихся на
рынке, об изменении объема продаж), прогноз ситуации в отрасли на пе-
риод реализации проекта.
IV. Описание компании (текущее состояние или контур организа-
ционно-правовой формы бизнеса): наименование компании, местополо-
жение, размер предприятия, характер собственности и организационно-
правовая форма предприятия, характер капитала, сфера деятельности,
характеристики владельцев фирмы, характеристики основных партне-
ров. Важным фактором успеха компании является правильный выбор ее
местоположения, для чего необходимо оценить расположение постав-
щиков сырья и комплектующих, место концентрации потребителей, на-
личие незанятых производственных площадей на выбранной территории
и стоимость их аренды, особенности государственной системы сти-
мулирования.
V. Стратегия маркетинга.
Ее составляют на основе
тинговой среды, комплексного изучения запросов потребителей, конъюнк-
туры рынка, его емкости и рыночного спроса, оценки производственно-
ресурсных и сбытовых возможностей фирмы, определения уровня конку-
рентоспособности фирмы на различных сегментах рынка. На данном этапе
определяются цели маркетинговой политики (например, максимальное
расширение рынков сбыта), цены товаров, подход к технико-эконо-
мическим параметрам изделий, ассортимент выпускаемой продукции, ме-
тоды стимулирования продаж, сбытовая политика с указанием каналов
реализации продукции.
VI. Конкуренты и их характеристика, оценка конкурентных преиму-
ществ и конкурентных недостатков предприятия.
VII. План производства. В этом разделе обосновывают объем выпус-
ка продукции, оцениваются необходимые основные и оборотные средства,
научно-технический потенциал предприятия, определяются внешние и
внутренние источники расширения ресурсной базы. На данном этапе мож-
но составить блок-схему, характеризующую технологический процесс
производства продукции.
VIII. Организационный план. В данном разделе анализируется теку-
щее состояние организационной структуры управления и ее эффектив-
ность, мероприятия по повышению гибкости управленческих структур,
эффективности управленческих решений. На данном этапе также можно
представить управленческую структуру предприятия с выделением верх-
них и средних уровней управления.
IX. Кадровая политика.
X. Идентификация и страхование рисков.
XI. Финансовый план включает несколько документов
– прогноз объемов реализации,
– баланс денежных расходов и поступлений,
– отчет о прибылях и убытках,
– сводный баланс активов и пассивов.
XII. План внешнеэкономической деятельности.
XIII. План мероприятий
по взаимодействию с
ганами государственной власти (для крупных проектов).
XIV. Лист предположений. Его назначение – предвидеть возможные
изменения конъюнктуры, цен и других экономических показателей, преду-
смотреть различные варианты экономической ситуации
20 Финансовое планирование в малом бизнесе. Кредитование малого бизнеса
Финансовый план малого предприятия взаимосвязан с другими аспектами планирования хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся планы по сбыту продукции, по сырью и материалам, по производству, по рекламе, по капиталовложениям, по привлечению (возврату) денежных средств, по распределению доходов, а также расходные сметы. Непосредственной основой финансового плана являются прогнозные расчеты по реализации продукции потребителю или план сбыта ее, исходя из заказов, прогнозов спроса на продукцию и товары, уровни продажных цен на них, других факторов рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитываются объемы производства, затраты по изготовлению продукции, проведению работ и оказанию услуг, а также прибыль и другие показатели.
Назначение финансового плана
предприятия, с одной стороны - прогноз
среднесрочной финансовой