Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 16:39, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие малого предприятия, классификация.
Малое предпринимательство - сектор экономики, которыйопределяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.
Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

Файлы: 1 файл

Экономика малого бизнеса ШП2.docx

— 164.86 Кб (Скачать файл)

том числе на международных рынках. Научнотехнологические парки бывают нескольких видов:

· научные или исследовательские парки – занимаются созданием

условий для эффективного ведения научных разработок;

· технологические парки – способствуют созданию малых наукоемких производств, ориентированных на коммерциализацию результатов

НИР;

· научно-технологические парки;

· промышленные парки – обеспечивают размещение малых инновационных производств на определенной территории, создание производственных помещений и рабочих мест. С этой точки зрения интересной является американская модель организации научных парков; она включает три основных вида технопарков: научные парки, которые занимаются организацией научных исследований; исследовательские парки, которые занимаются разработкой инноваций и доведением их только до стадии промышленного прототипа; инкубаторы (США) инновационные центры (Великобритания), оказывающие помощь МИК, ученым, изобретателям, которые хотели бы организовать собственное дело. В структуру технопарков входят:

· дирекция – заключает договоры с предприятиями пользователями, осуществляет отбор инвестиционных проектов, контролирует текущее финансирование парка, осуществляет эксплуатацию действующих и

строительство новых объектов инфраструктуры технопарка;

· коммерческий центр, включающий консалтинговые, инжиниринговые, аудиторские фирмы, венчурный фонд, инкубатор малых наукоемких фирм;

· технологический центр, включающий проектные, исследовательские, научные, производственные подразделения;

· бизнес-центр.

Для малых наукоемких компаний размещение в рамках научно-

технологического парка имеет ряд преимуществ.

1. Снижение стартовых  затрат на организацию производства  и бизнеса в целом: в технопарке  создана соответствующая инфраструктура, использование которой возможно  на льготных условиях, действуют  консалтинговые компании.

2. Снижение текущих  издержек благодаря более низким  тарифам на

коммунальные услуги, снижению транспортных и складских издержек,

стоимости аренды оборудования, в том числе научного.

3. Снижение рисков предпринимательской  деятельности благодаря

возможности получить квалифицированную консалтинговую помощь,

снижению влияния на функционирование малых инновационных фирм изменения национального законодательства, получению государственных гарантий и индивидуальных льгот.

Государственная поддержка развития системы научно-технологических парков объясняется их возможностями по стимулированию деловой инновационной активности в стране, развитию наукоемких производств как в самом технопарке, так и за его пределами благодаря развитию системы прямых и обратных производственных связей между «парковыми» компаниями и внешними компаниями. Важной является и роль технопарков в стимулировании научной деятельности, предотвращении оттока за границу высококвалифицированных научных кадров и привлечении зарубежных ученых в страну.

 

26.Консалтинг: сущность и значение для малых предприятий

Консалтинг в сфере малого бизнеса является системообразующим направлением деловых услуг, предназначенных для помощи предприятиям соответствующей рыночной ниши. Он закладывает организационные принципы развития деятельности, способствует построению успешной управленческой структуры, правильному видению ситуации, заложению эффективной системы мотивации персонала

Представляя собой вид профессиональной консультационной деятельности по формированию и развитию жизнеспособной, уверенной структуры малого бизнеса, консалтинговые услуги включают следующие направления

организационная диагностика

поиск причин, времени и места возникновения проблем

выявление возможного влияния сложившейся ситуации (имеющихся спорных или проблемных моментов) на общие результаты дальнейшей деятельности предприятия

разработка оптимальной управленческой структуры

подготовка предложений по устранению проблем или минимизации их влияния на компанию

анализ ресурсов предприятия, его потенциала, конкурентоспособности с целью наиболее эффективного ведения и развития бизнеса

предоставление предложений по совершенствованию системы мотивации

Значение в структуре профессиональной деятельности

 Виды консалтинговой деятельности в области малого и среднего бизнеса имеют два основных аспекта: структурно-содержательный, подразумевающий разработку, развитие услуг, и процессуальный, объединяющий мероприятия по обслуживанию их прямого потребителя (клиента). Целью осуществления данной деятельности является подготовка и внедрение в практику предложений, способствующих позитивным изменения в организациях

В настоящее время консалтинг для малого бизнеса увеличивает свое значение. Повышение востребованности услуг объясняется следующими причинами

Развитие объективного процесса специализации; преобразование организаций, компаний, малых и средних предприятий (МСП) в сетевые форматы, находящиеся в окружении мощной системы интеллектуально-информационной инфраструктуры; рост взаимозависимости и взаимосвязанности в экономической системе

Усиление зависимости внутренней среды предприятий от резко изменяющихся внешних факторов (ситуация на рынке, социально-политический аспект, финансы и т.д.)

Повышение; коэффициента софтизации; экономики, введенного в мировой научный оборот японскими специалистами. Значение термина тесно переплетается с понятием;сервизация; и подразумевает; зависимость успехов фирмы (ее бизнес-процессов) от человеческого капитала и интеллектуальных продуктов (услуг

27.. Мировой опыт стимулирования  деловой активности

Стимулирование деловой активности в экономике направлено на

решение ряда задач в зависимости от состояния национальной экономики.

1. Повышение деловой  активности в период экономического  спада и

снижение (торможение) деловой активности в период подъема.

2. Стимулирование деловой  активности в определенных формах  и

сферах деятельности.

3. Управление деловой  активностью для достижения общеэкономи-

ческих целей (снижение общего уровня безработицы, наукоемкая реструк-

туризация экономики).

Система стимулирования деловой активности формируется исходя

из целей и задач государственной политики, условий и факторов ее реа-

лизации; видимая (для предпринимателей) часть этого механизма включа-

ет конкретные инструменты в форме налоговых льгот, дотаций и после-

дующего изменения экономической среды деятельности предпринимате-

лей. Представленная схема объясняет причины, по которым часть пред-

принимательского сектора остается без внимания со стороны государства:

система инструментов включает, как правило, различные виды финансо-

вых льгот, поскольку основным стимулом для предпринимателя была и ос-

тается прибыльность вложения капитала; эти льготы представляют собой

не что иное, как государственные ресурсы, ограниченность которых и объ-

ясняет необходимость целевого, выборочного поощрения предпринима-

тельского сектора.

Инструменты государственного регулирования подразделяются на

две группы:

1) административные: государство прямо через соответствующие

законодательные акты предписывает предпринимателям, каким образом

они должны изменить свою хозяйственную деятельность. Например, вводя

систему лицензирования, государство ограничивает предпринимательскую

активность, конкуренцию в отдельных отраслях;

2) экономические: государство воздействует на поведение предпри-

нимателей путем изменения существующей системы стимулов и/или эко-

номического риска. Например, предоставляя гарантии по кредитам, госу-

дарство стимулирует реализацию выгодных для общества проектов или,

снижая уровень налогов, повышает прибыльность предпринимательской

70

деятельности, что в свою очередь стимулирует включение в бизнес новых

субъектов.

Эти типы инструментов взаимосвязаны: например, государство соз-

дает целевой инвестиционный фонд и обязывает предпринимателей опре-

деленную часть своих доходов перечислять в этот фонд: в результате при-

менения административной меры незначительно снизится рентабельность

предпринимательской деятельности, одновременно данный фонд исполь-

зуется для поддержки инновационного предпринимательства, т.е. стано-

вится основой системы экономического стимулирования предпринима-

тельской деятельности в приоритетной сфере.

Особенности государственной поддержки малого бизнеса определя-

ются особенностями функционирования МП:

1) небольшой размер  располагаемых ресурсов;

2) большая чувствительность  к изменениям экономической конъ-

юнктуры;

3) невысокое качество  ресурсов;

4) высокая чувствительность  к изменению постоянных издержек.

Система государственной поддержки малого предпринимательства в

Российской Федерации сходна с системой государственной поддержки

развития малого бизнеса в Республике Беларусь: действует Закон «О госу-

дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде-

рации», постановления Правительства РФ «О развитии инвестиционной

деятельности», «О сети региональных агентств поддержки малого бизне-

са», Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на

определенный год, создан Государственный комитет РФ по поддержке ма-

лого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого пред-

принимательства, Федеральный фонд содействия развитию малых форм

предприятий в научно-технической сфере.

В реализации системы стимулирования деловой активности в сфере

малого бизнеса задействованы как профильные учреждения – Торгово-

промышленная палата, Министерство экономики, Министерство внешне-

экономических связей, так и другие – Министерство финансов, МИД, Го-

сударственный таможенный комитет, Роспатент, МЧС России, Федераль-

ная комиссия по ценным бумагам, Министерство культуры, Министерство

образования РФ.

Система льгот включает:

1. Гарантированное участие  субъектов малого предпринимательства

в размещении госзаказов.

71

2. Льготное кредитование  и долевое участие государства  в ор-

ганизации промышленных производств МП.

3. Освобождение или  уменьшение ставки налогов, налоговое  креди-

тование (см. прил. 7, 8).

Так, например, в соответствии с указом Президента РФ от 22.12.1993

№ 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотноше-

ниях бюджетов разных уровней» и постановлением Правительства РФ от

29.04.1994 № 409 «О мерах  по государственной поддержке  малого пред-

принимательства в РФ на 1994 – 1995 гг.» установлены налоговые канику-

лы по налогу на прибыль для малых предприятий в АПК, производстве

ТНП, медицинской техники, лекарственных средств, строительстве, зани-

мающихся производственной деятельностью, при условии, что выручка от

указанных видов деятельности составляет 70 % общей суммы выручки от

реализации ими продукции (работ, услуг).

Малые и средние предприятия в США создают 50 % ВНП, за-

действуют около 54 % занятых в экономике, в Японии на долю мелких и

средних предприятий приходится 55 % реализованной продукции про-

мышленности, 80,6 % занятых в экономике. Практически во всех развитых

странах особенности государственного регулирования малых предприятий

закреплены в специальных законодательных актах: «Акт о мелком бизне-

се» в США, «Основной закон о мелких и средних предприятиях» в Япо-

нии, «Картельное право» в Германии. В США в 1953 г. создана Админист-

рация по делам малого бизнеса (АМБ), в функции которой входят финан-

совая помощь, технические и консультационные услуги, содействие в по-

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика малого бизнеса"