Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить проблемы развития малого бизнеса в России и Нижегородской области (г. Павлово). Задачи:
• Выявить законодательные и нормативные основы малого предпринимательства.
• Рассмотреть взаимоотношение малого бизнеса и государства: ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
• Исследовать развитие малого бизнеса в Нижегородской области.
• Выявить подходы к развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.
• Рассмотреть областной и городской государственный фонд поддержки малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii[1].doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Четко отрегулированные товарно-денежные потоки в экономике города и отождествление деловых партнеров с конкретными людьми и личностями снижают степень предпринимательской активности. Другими словами, существующий рынок региона практически полностью распределен. Общее социально-экономическое положение в стране не способствует формированию новых рынков и дополнительного спроса на какие-либо товары, работы и услуги. В большей степени для основной части предприятий характерна проблема выживания и создания прочной платформы безубыточности своего бизнеса. Не решив этих проблем, нельзя говорить об устойчивом развитии всех сфер экономики.

Но чрезмерная увлеченность проблемами выживания и сокращения производственных затрат способна привести к атрофированию способности развиваться. Решение данного противоречия заключается в поиске многоуровневых технологий по соединению имеющихся и функционирующих предпринимательских структур в новом качестве, а также добавление к ним принципиально новых хозяйственных единиц, допустим, лизинговой компании.

Наличие реального проекта, имеющего возможность стабильного финансирования, способно «оживлять» и обновлять уже созданные на сегодняшний день предпринимательские структуры. Взаимосогласованность и общая координация проектом дает возможность развития практики партнерства между различными, в том числе разнопрофилъными, предприятиями. Получаемый таким образом комплекс взаимоотношений в региональном бизнесе близок к известной в мировой практике форме межфирменного взаимодействия, которая носит название предпринимательской сети.

Ни одна из имеющихся структур, занимающихся содействием развитию малого бизнеса и иных форм предпринимательства, как например Нижегородская Торгово-промышленная палата, Общественное объединение предпринимателей «Союз», ОПД «Павлово», различные службы поддержки предпринимательства при администрации города, в том составе и в той структуре, в которых они находятся на сегодняшний момент, не могут в одностороннем порядке вести работу по созданию общегородской предпринимательской сети. Причины этого заключаются в следующем:

  1. Субъективность подходов из-за наличия у каждой организации уставных целей.
  2. Ведение каждой организацией какой-либо хозяйственной деятельности и лоббирование собственных интересов.
  3. Возможность преобладания сиюминутных интересов над потребностью в развитии долгосрочной программы предпринимательских сетей.
  4. Сложность исполнения и отсутствие финансирования.

Несмотря на объективные трудности  развития малого предпринимательства, в целях укрепления экономики региона городским структурам необходимо сообща проводить мероприятия по созданию качественной предпринимательской среды, а предпринимателям объединяться для взаимопомощи и защиты своих интересов. Подобные призывы неоднократно звучали как со стороны администрации города, так и со стороны предпринимательских структур, в частности Нижегородской ТПП и ОПД «Павлово», потому что необходимость соединения в единую регулируемую систему разрозненных, самостоятельно выстроенных предпринимательских отношений на сегодняшний день очевидна.

Огромная заслуга отдельных  предпринимателей, сумевших открыть  и привести к процветанию собственное  дело, а затем создать локальную  сеть вокруг своей фирмы с привлечением в нее представителей всей инфраструктуры города, начиная от поставщиков и потребителей продукции и заканчивая работниками администрации, налоговых и правоохранительных служб, может стать бесполезной. Выстраивая такие сложные отношения только лишь для себя, каждый бизнесмен проделывает колоссальную работу, затрачивает огромное количество средств, а использует ее не эффективно. Практически каждая частная фирма имеет свою внешнюю инфраструктуру и содержит ее только лишь для экстренных случаев. Вновь создаваемые фирмы пытаются идти по их пути, увеличивая и без того громоздкий аппарат бухгалтерско-правового обслуживания.

Идея объединения инфраструктуры и опыта наиболее преуспевших малых предприятий могла бы трансформировать локальные предпринимательские сети отдельных фирм или групп фирм в прообраз общегородской сети, который превратится в полноценную городскую предпринимательскую сеть при условии постепенного присоединения к ней остальных малых предприятий.

Теперь необходимо перечислить  основные принципы, без которых невозможно начать соединение опыта наиболее передовых малых предприятий и сформировать базис общегородской предпринимательской сети. Во-первых, наличие нормативной базы и определение правового статуса предпринимательской сети; во-вторых, ранжирование всех предприятий и организаций города по однотипным группам, каждая из которых должна выполнять определенные функции по обслуживанию сети; в-третьих, разработка концепции структуры и задач сети, а также алгоритма их исполнения; в-четвертых, определение физического местоположения материальной базы общегородской предпринимательской сети; в-пятых, соблюдение принципа «доброй воли», т. е. конструктивно должна быть исключена возможность, при которой сеть будет служить чьим-либо отдельным интересам. Основная ее задача — поддерживать саму себя в функциональном виде, а все пользователи автоматически становятся ее составными элементами и обязаны оставаться в сети, выполняя все правила.

Построение общегородской предпринимательской  сети для аналогии можно сравнить с созданием коллективного «искусственного интеллекта», который смог бы находить технические решения по уравновешиванию во многом противоречивых предпринимательских интересов различных организаций. Именно такой подход обеспечит функционирование сети и ее развитие.

Для конкретизации и структуризации идеи повышения качества предпринимательской среды предприятий малого бизнеса г. Павлово на основе создания общегородской предпринимательской сети необходимо дать оценку и в ряде случаев раскрыть содержание тех пяти элементов, без которых невозможно осуществлять практическое использование накопленного самыми передовыми предприятиями опыта в интересах всего малого предпринимательства г. Павлово.

Десятилетний опыт реформ, направленных на построение рыночной экономики, собрал и обобщил значительную нормативно-правовую базу предпринимательства. На сегодняшний день в государстве и на региональном уровне существует четкая структура правовой оценки и способов исследования специфических форм предпринимательской деятельности. Поэтому благодаря наличию выверенных технологий по определению правового статуса тех или иных новообразований, а также с помощью практики законотворческой деятельности на местном уровне можно с уверенностью говорить о наличии первого элемента, необходимого для начала создания общегородской предпринимательской сети.

Для выполнения требований второго  элемента целесообразно использовать существующие по законодательству Российской Федерации и на основе мирового опыта классификации организационных форм малого предпринимательства и, кроме того, — результаты исследований Д. Берча и Б. Кирхгоффа, а также имеющиеся классификации малых предприятий. На базе такого широкого спектра характеристик и подходов к оценке деятельности малых предприятий при условии выделения системообразующего критерия не составляет труда провести ранжирование всех предприятий и организаций города Павлово с выделением однотипных групп предприятии, а также закрепление за каждой группой определенных функций в сети.

Третий элемент должен обеспечивать тождественность переноса инфраструктурного состава региональной предпринимательской среды предприятий малого бизнеса в структуру общегородской предпринимательской сети. Реально предпринимательская среда существует независимо от отдельных представлений о ней и подразделяется на макросреду и микросреду. В некоторых случаях ее определенные структурные элементы в отдельных регионах на какой-то момент еще нечетко «прорисованы», но объективно предопределены. Поэтому при построении общегородской сети необходимо производить ее проектирование с учетом роста.

Заключение

 

Проблема экономических причин административного давления на малый  бизнес делает необходимым в каждом отдельном случае, применительно  к каждой отдельной сфере предпринимательской  активности тщательно разбираться  с тем, какие именно экономические факторы порождают и питают те или иные формы административного давления на предпринимательскую среду. Для лучшего уяснения сути экономических источников (корней) административных барьеров (давления) на среду малого предпринимательства надо показать, что и сами подобные барьеры неоднородны по своей сути и, конечно, по экономическим причинам. По нашему мнению, в этом смысле надо выделить следующие слагаемые проблемы “дерегулирования”:

  • административные барьеры в “чистом виде”, которые могут быть демонтированы уже в краткосрочной перспективе и чисто административно-правовым путем. Это — вопрос о регулировании процедур регистрации малых предприятий и лицензировании отдельных видов их хозяйственной деятельности. Для защиты интересов малого бизнеса от данных барьеров в большинстве случаев вполне достаточно применения нормативных регуляторов и контроля над их неукоснительным соблюдением, для чего уже сегодня имеются все необходимые организационно-правовые предпосылки;
  • барьеры и факторы давления неформального характера. Нельзя, например, полностью отменить пожарный или санитарный контроль, т.е. это означало бы реальную угрозу общественной безопасности и интересам потребителей. Здесь вопрос о защите интересов представителей малого бизнеса переносится в сложную организационно-процедурную сферу, которая, как было сказано выше, поддается формальному регулированию с большим трудом.

Разумеется, не во всех случаях экономические  источники тех или иных форм избыточного  административного давления на малый  бизнес четко видны, но это не означает, что их нет, скорее, не вполне виден тот “механизм”, с помощью которого определенные экономические интересы представителей властных структур удовлетворяются за счет той или иной сферы формальных или неформальных взаимодействий с предпринимательской средой. Все это, несомненно, должно стать предметом специальных дополнительных исследований и разработок. Столь же очевидно и то, что даже при четкой видимости тех или иных экономических причин административного давления на малое предпринимательство далеко не всегда могут быть моментально предложены пути преодоления этих причин — многие из них лежат в глубинной специфике экономической и социально-экономической организации нашего общества, в пластах очевидного “наследия” длительного господства административно-командной системы, а также в сфере тяжелых и еще подлежащих длительному устранению экономических и социальных последствий кризиса 1990-х годов.

Прежде всего, надо определиться с  тем, какие именно барьеры предполагается упразднить. Не следует, как всегда, впадать в крайности и требовать одномоментного снятия всех видов контроля над деятельностью малых предприятий, причем во вред и самим малым предприятиям как потребителям продукции своих хозяйственных партнеров по малому бизнесу. Неоправданными следует считать те барьеры, устранение которых не вызовет негативных явлений для деятельности малых предприятий, потребителей их продукции и услуг, для партнеров и кредиторов малого бизнеса, а также для состояния рыночно конкурентной среды в целом. Все это делает крайне сложным установление “водораздела” между нормальным регулированием предпринимательской деятельности и избыточным административным давлением как объектом политики “дерегулирования”.

Принятие в 2004 году «Комплексной целевой  Программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области» должно способствовать развитию бизнеса.

Цель Программы: Обеспечение устойчивого  развития предпринимательства, в первую очередь в производственной сфере, как основной части структуры  экономики области. Привлечение инвестиций, увеличение налоговых поступлений в бюджет, формирование действенной системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Задачи Программы:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
  • преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства;
  • разработка и внедрение прогрессивных кредитно–инвестиционных механизмов: всех видов лизинга, франчайзинга, венчурного инвестирования, ипотечного кредитования, развитие системы гарантийных фондов, обществ взаимного кредитования;
  • обеспечение поддержки начинающих предпринимателей, в том числе образовательной и финансовой;
  • формирование цивилизованного профессионального законопослушного и востребованного социально- экономическим развитием области и районов слоя малых и средних предпринимателей;
  • развитие малого предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий;
  • продвижение продукции малых предприятий на межрегиональный и международный рынок.
  • Основные направления Программы:
  • формирование благоприятной внешней среды для развития малых предприятий;
  • совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки;
  • совершенствование и развитие деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства;
  • информационное обеспечение развития предпринимательства;
  • реализация специальных областных и муниципальных программ.
  • Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
  • доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет области по всем видам налогов достигнет 18 процентов;
  • доля производства товаров и услуг от субъектов малого предпринимательства в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом по области, увеличится до 30 процентов;
  • трансформируется отраслевая структура малого предпринимательства в сторону увеличения производства товаров и услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России