Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить проблемы развития малого бизнеса в России и Нижегородской области (г. Павлово). Задачи:
• Выявить законодательные и нормативные основы малого предпринимательства.
• Рассмотреть взаимоотношение малого бизнеса и государства: ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
• Исследовать развитие малого бизнеса в Нижегородской области.
• Выявить подходы к развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.
• Рассмотреть областной и городской государственный фонд поддержки малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii[1].doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

В 2003 г. среднесписочная численность  на малых предприятиях - юридических  лицах составила 210 тысяч человек. Численность работающих (с учетом вторичной занятости и предпринимателей без образования юридического лица) в сфере малого предпринимательства оценивается в 470 тыс. человек, что составляет примерно 25% населения, занятого в экономике области. В строительстве занято 20,5% от общего числа постоянно работающих на малых предприятиях, в промышленности – 24,3%, в сфере торговли и общественного питания – 33,1%, причем величина показателя, характеризующего роль малого бизнеса в обеспечении занятости населения несколько занижена поскольку широко распространены вторичная и неформальная занятость, нет учета занятых по найму у индивидуальных предпринимателей.

За 9 месяцев 2003 г. малыми предприятиями - юридическими лицами было произведено  продукции и оказано услуг  на сумму 45315,5 млн. рублей. По сравнению  с соответствующим периодом 2002 годом выпуск товаров и услуг увеличился в 1,8 раза. Доля товаров и услуг предприятий малого бизнеса в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом крупными, средними и малыми предприятиями области составила 19,3%, в том числе по отраслям:

    • промышленность – 9,9%,
    • транспорт – 3,6%,
    • связь – 3,%.

Отгружено товаров в фактических  ценах за этот же период на 140630,4 млн. рублей. Доля налоговых поступлений  от субъектов малого предпринимательства в доходах более половины районов области превышает 15%.

Доля налоговых поступлений  от субъектов малого предпринимательства  в налоговых доходах областного бюджета оценивается в 16,2%. Каждое предприятие транспортной сферы  и отрасли финансов и кредита  получили прибыль почти в 2 раза выше, чем предприятия связи, сельского хозяйства, и в 3 раза выше, чем в промышленности, строительстве и ряде других отраслей. Менее прибыльными являются предприятия ЖКХ и образования.

За истекший период общий объем  инвестиций, направленных предприятиями  малого бизнеса в основной капитал, составил 662,5 млн. рублей, что в 1,6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Капитальные вложения малых предприятий также распределены по отраслям крайне неравномерно. Максимальные инвестиции в собственный капитал, приходящиеся на одно предприятие, отмечаются в сфере финансов и кредита, аутсайдером по данному показателю являются сферы образования и бытового обслуживания населения.

На развитие малого предпринимательства  в районах области влияет наличие  инфраструктуры поддержки предпринимательства. В Нижнем Новгороде и области действуют 38 общественных организаций предпринимателей, создано 10 центров развития предпринимательства и домов малого бизнеса, действуют четыре фонда поддержки малого предпринимательства. Основной задачей создаваемой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является обеспечение предпринимателей квалифицированными услугами по различным аспектам ведения бизнеса.

Разработан проект Комплексной  целевой программы развития малого предпринимательства Нижегородской области на 2004-2005 годы. Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на областном уровне.

Реализация Программы развития малого предпринимательства позволит обеспечить дальнейшее увеличение числа занятых в предпринимательском секторе деловой активности и снижение социальной напряженности в области.

В 2004 году в Нижегородской области  действовало более 90 тысяч субъектов  малого предпринимательства, в том числе 19413 малых предприятий со статусом юридического лица.

Сложившаяся отраслевая структура  малого предпринимательства свидетельствует  о преимущественном развитии его  в сфере торговли и общественного  питания, что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом.

Рисунок 5 - Распределение по отраслям экономики за 2004 год

 
 Наибольшее количество малых  предприятий – 46,3 % – приходится именно на эту отрасль, промышленность – 14%, строительство – 15,7%, транспорт – 2,6%, сельское хозяйство – 1,2%, другие отрасли – 16,9 процентов.

В 2004 году численность работающих на малых предприятиях составила 279,1 тысяч человек. В промышленности занято 25,4% от общего числа работающих на малых предприятиях, в строительстве – 21,6%, в сфере торговли и общественного питания – 32,6%. Численность работающих, с учетом предпринимателей без образования юридического лица, в сфере малого предпринимательства оценивается в 470 тыс. человек, что составляет примерно 27% населения, занятого в экономике области.

За 2004 год малыми предприятиями  было произведено продукции (работ, услуг) на сумму 62,1 млрд. рублей. Приоритетными  товарами, выпускаемыми малыми предприятиями  области являются: хлебобулочные  изделия, мебель, швейные изделия, вино-водочные изделия, пиломатериалы, мясные полуфабрикаты, товарная пищевая рыбная продукция.

Среднемесячная заработная плата  работников малых предприятий в  январе-декабре 2004 года составила 3416,4 рублей.

В 2004 году общий объем инвестиций, направленных предприятиями малого бизнеса в основной капитал, составил 5,4 млрд. рублей. Максимальные инвестиции в собственный капитал приходятся на предприятия, занятые в промышленности – 49,4%, строительстве – 16,5% и торговле – 13,2%.

На развитие малого предпринимательства в районах области влияет наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В настоящее время в области создано 12 центров развития предпринимательства и домов малого бизнеса, 9 фондов поддержки малого предпринимательства, действует более 40 общественных организаций предпринимателей. Основной задачей создаваемой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является обеспечение предпринимателей квалифицированными услугами по различным аспектам ведения бизнеса. Всего в 2004 году субъектами инфраструктуры было оказано офисных, обучающих, консультационных и других услуг 23,2 тыс. предпринимателей.

Законом Нижегородской области  утверждена «Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2004-2005 годы». Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на областном уровне.

Реализация Программы развития малого предпринимательства позволит обеспечить дальнейшее увеличение числа занятых в предпринимательском секторе, деловой активности и снижение социальной напряженности в области.

В 2004 году ГУ «Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской  области» на реализацию мероприятий Программы через механизм лизинга передано субъектам малого предпринимательства основных средств на сумму 9,3 млн. рублей.

По  программе Гарантийный фонд ГУ «ФПМП  НО» в 2004 году были предоставлены  гарантии 51 субъекту малого предпринимательства на сумму 9,8 млн. рублей. ОАО «НБД-Банк» выдал кредитов субъектам малого предпринимательства, в рамках данной программы, на сумму 28 млн. рублей.

На реализацию мероприятий Программы  по предоставлению микрозаймов субъектам  малого предпринимательства, ГУ «ФПМП НО» в 2004 году, на условиях возвратности выделены денежные средства в размере 3,05 млн. рублей.

В целом в 2004 году ГУ «ФПМП НО»  профинансировано 103 предпринимательских  проектов на сумму 24,8 млн. руб., что способствовало созданию не менее 667 рабочих мест.

Особое распространение получила программа льготного кредитования за счет компенсации 0,5 ставки Центрального Банка из областного бюджета. Правительство  Нижегородской области приняло  постановление от 15.03.2004 № 51 «О частичном  возмещении процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства и предприятий бытового обслуживания».

В соответствии с этим постановлением проведен конкурс среди коммерческих банков на право осуществления льготного  кредитования. По итогам конкурса определены уполномоченные банки: ОАО Волго–Вятский банк СБ РФ, ОАО «НБД-Банк», ОАО КБ «Эллипс банк» - по кредитованию субъектов малого предпринимательства и ОАО «АК БАРС» Банк, ОАО НКБ «Радиотехбанк», ОАО «УралСиб» – по кредитованию предприятий бытового обслуживания.

В 2004 году комиссией по реализации предпринимательских проектов одобрен 81 проект на сумму кредитов в 206 млн. рублей.

С целью формирования положительного имиджа предпринимательства проведен областной конкурс «Предприниматель года – 2004», в котором приняли участие 52 предпринимателя из 28 районов и городов Нижегородской области, а также 15 районных администраций.

По итогам  2005 года количество действующих в Нижегородской области малых предприятий  оценивается в 20714 единиц, что на 8% больше, чем в январе-декабре предыдущего года.

Рисунок 6 - Распределение малых предприятий оп основным видам деятельности в 2005 году

Численность занятых на малых предприятиях области, по оценке, составила 319,6 тыс. человек, что на 40,5 тыс. человек больше, чем 2004 году. Каждый третий из числа работающих на малых предприятиях трудится в сфере торговли, каждый четвертый – в строительстве. На предприятиях обрабатывающих производств занят каждый пятый из числа работающих на малых предприятиях области. Услуги в операциях, связанных с недвижимым имуществом, арендой – оказывает каждый десятый работник малых предприятий. Всего численность работающих на малых предприятиях области в 2005 году составила 24% от общего числа занятых в экономике области (без учета индивидуальных предпринимателей).

Среднемесячная заработная плата  работников списочного состава малых  предприятий за 2005 год составила 4767,4 руб. и увеличилась по сравнению  с предыдущим годом на 28,3%.

Оборот малых предприятий области в январе-декабре 2005 года составил в действующих ценах 371,4 млрд. руб. или 38,2% оборота организаций области. Объем отгруженных товаров собственного производства, а также работ и услуг, выполненных собственными силами, составил 45,9 млрд. рублей, из них 29,2% отгружено предприятиями обрабатывающих производств, 33,5% - строительными организациями.       Приоритетными товарами, выпускаемыми малыми предприятиями области, являются хлеб и хлебобулочные изделия, швейные изделия, мебель и пиломатериалы, товарная пищевая рыбная продукция, вино-водочные изделия, мясные полуфабрикаты.

Среди проданных малыми предприятиями  товаров несобственного производства основную долю (96,5%) составляет продукция, реализованная предприятиями оптовой  и розничной торговли.

 

3.2 Подходы к развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Нижегородской области (г.Павлово)

Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры. Целеустремленно и последовательно эту работу проводит большая часть субъектов РФ, а также активно ведется работа по формированию законодательной базы, по реальной поддержке малого предпринимательства и по созданию условий, способствующих выработке устойчивых состояний предпринимательской среды малого бизнеса.

Данная стратегия является важным условием государственной экономической политики, поскольку помощь или поддержка всегда имеет элемент возмездности. От любой деятельности, особенно в сфере экономики, должна быть отдача. Поэтому основным принципом при формировании предпринимательской среды является создание таких условий, при которых будет регистрироваться большое количество реально работающих малых предприятий с постоянно растущим объемом производимой и реализуемой продукции. Это позволит наполнять рынок товарами, работами и услугами, повышать их качество и конкурентоспособность. Имея большое количество таких предприятий, государство может реально рассчитывать на увеличение доходной части государственного бюджета всех уровней.

Понимая значение развития местной  инфраструктуры и предпринимательской среды малого и среднего бизнеса, законодательная и исполнительная власти городов, краев и областей на основе федеральных постановлений, указов, законов и программ самостоятельно развивают отдельные направления малого предпринимательства, исходя из специфики регионов и накапливая свой практический опыт. Этим они укрепляют общегосударственную поддержку малого бизнеса с помощью творческого использования местных экономических особенностей и создают базу для дальнейшего развития и совершенствования предпринимательской экономики.

Отдавая должное важности государственной  поддержки и регулированию предпринимательской  деятельности, необходимо заметить, что решающим условием эффективного функционирования малого бизнеса является состояние предпринимательской среды в каждом отдельно взятом регионе. Степень отдачи всего спектра мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, проводимых органами местного самоуправления, зависит от того, насколько эффективно согласуются разрозненные действия представителей предпринимательского корпуса с деятельностью местной администрации и общегосударственными программами по развитию всех отраслей промышленности и малого бизнеса в данном регионе.

Поддержка малого предпринимательства  является частью системы развития экономики  региона и повышения эффективности отраслей народного хозяйства, присутствующих на данной территории. Снижение параметров отдельных элементов системы ухудшает эффективность функционирования всей системы. Поэтому для совершенствования форм предпринимательской деятельности и экономики региона наряду с главной целью необходимо выстраивать многоуровневую целевую структуру таким образом, чтобы каждая цель экономических преобразований наряду со своей автономностью была составным блоком общей структуры. Так, например, на местном уровне, организуя работу по программам учебно-деловых центров и бизнес-инкубаторов для обучения желающих стать предпринимателями, следует предусматривать на конкурсной основе квоты на выполнение реальных работ для нужд города.

После пройденного обучения по вышеуказанным  программам, наиболее подготовленный конкурсант сможет благодаря тендеру сразу перейти из разряда лиц, прослушавших курс предпринимательства, в действующие бизнесмены. Создание позитивного опыта и прохождение всех стадий становления начинающего предпринимателя, пусть даже для ограниченного числа лучших претендентов, упорядочивает поток поддержки малого предпринимательства, придавая ему конкретное направление развития.

Общее состояние комплексных характеристик  развития предпринимательской деятельности для города Павлово таково, что наряду с развитием новых, более совершенных форм предпринимательства, требуется параллельно вести работу по созданию условии для своевременного их наполнения соответствующим содержанием. Поэтому правильнее говорить о направлениях совершенствования предпринимательской деятельности.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России