Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить проблемы развития малого бизнеса в России и Нижегородской области (г. Павлово). Задачи:
• Выявить законодательные и нормативные основы малого предпринимательства.
• Рассмотреть взаимоотношение малого бизнеса и государства: ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
• Исследовать развитие малого бизнеса в Нижегородской области.
• Выявить подходы к развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.
• Рассмотреть областной и городской государственный фонд поддержки малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii[1].doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

Налоговым кодексом РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения. Смягчающими ответственность признаются следующие обстоятельства:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими.

Обстоятельством, отягощающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Это положение не действует при совершении следующих налоговых правонарушений: грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объемов налогообложения и недоплата или неполная уплата сумм налога.

2.3 Социально-экономическая роль малого предпринимательства

Большинство исследований в области  малого предпринимательства традиционно  посвящено внешним факторам, определяющим его развитие - налоговой нагрузке, государственному регулированию и  государственной поддержке и  пр. В то же время большое значение в условиях ужесточения конкуренции имеют внутренние факторы развития бизнеса - наличие стратегии, обучение персонала, использование современных технологий ведения бизнеса, поиск внутренних источников повышения конкурентоспособности фирмы.

Глубинную сущность малого бизнеса составляют экономические отношения. На одной стороне этих отношений всегда стоит государство, которое видит в субъектах малого бизнеса опору, как в экономической, так и в социальной сфере. С другой стороны выступают предприниматели как субъекты малого бизнеса, чья заинтересованность проявляется в увеличении своих собственных доходов, улучшении благосостояния.

Малое предпринимательство выполняет  ряд важных функций. Во-первых, оно  обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), оно создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Малый бизнес обеспечивает новые рабочие  места, так необходимые экономике  РФ. Новые вакансии создаются за счет новых небольших фирм, а не за счет крупных устоявшихся компаний.

Малый бизнес создает благоприятные  условия для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности  выполнения субподрядных работ и  всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна.

В настоящее время малый бизнес в РФ испытывает большие трудности. Они связаны, в первую очередь, с  непродуманностью национальной политики в этой области. Как и несколько  лет назад проблемы у предпринимателей все те же - высокие ставки налогов и частые изменения в налоговой отчетности, нестабильное и непрозрачное законодательство, регламентирующее хозяйственную деятельность, низкий покупательский спрос, проверки контролирующих органов и давление со стороны местных властей. До сих пор высоки по сравнению с ближайшими соседями, издержки входа на рынок. Сложны и дорогостоящи процедуры регистрации, лицензирования и получения сертификатов. Одним из наиболее деструктивных факторов в развитии малых предприятий является отсутствие уверенности их руководителей в завтрашнем дне. Из этого всего напрашивается простой вывод:  малый бизнес нуждается в опеке и государственной поддержке.

Таким образом, малый бизнес в РФ должен являться опорой государства в рамках проводимых социально-экономических реформ, а не быть всего лишь придатком крупных компаний, обеспечивающим лишь десятую часть ВВП страны.

2.4 Проблемы развития малого предпринимательства

К середине 80-х годов XX века новому партийному руководству СССР стало очевидно, что далее невозможно, более того, чревато продолжать политику подавления предпринимательской активности населения. Так называемая перестройка в поиске новых эффективных форм хозяйствования на местах частично сняла это напряжение, собственно и дав вторую, после более чем семидесятилетнего перерыва, жизнь российскому малому предпринимательству - и до настоящего момента самому рыночному сектору экономики страны. Именно малое предпринимательство в конце 1980-х годов начало рыночные преобразования в России, реально предлагая гибкие формы ведения хозяйственной деятельности, в частности, быстро подняв на принципиально иной уровень качество бытовых услуг населению, розничной торговли, общепита.

Может быть, поэтому, выступив локомотивом  кардинальных изменений, произошедших в экономической системе России, и объективно опередив в этом государство, малое предпринимательство, как  любой вырвавшийся вперед, оказалось  в одиночестве, предоставленным  самому себе. До последнего времени практически все попытки государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства или утрачивали (вследствие инерции и бюрократии не до конца отлаженной государственной машины) свою актуальность еще до принятия соответствующего нормативного акта, или были временной данью политической ситуации, или не имели под собой реальной основы.

Такой основой должен был бы быть некий государственный меморандум, в котором недвусмысленно была бы обозначена основная миссия малого предпринимательства - участие в формировании эффективных рыночных отношений, имеющих главной целью высокий уровень жизни россиян и обеспечение достойного места России в мировой экономике, — а также механизмы и способы государственного содействия этой миссии.

В последние годы в России в нескольких выбранных регионах, при содействии ряда федеральных министерств и  при участии ведущих аналитиков было проведено несколько высококачественных мониторингов состояния малого предпринимательства. Проанализировав их результаты, можно расставить по степени важности следующие основные проблемы отечественного малого предпринимательства:

  • Высокий уровень налогообложения.
  • Доступность кредитных ресурсов.
  • Административные барьеры.
  • При этом, не отрицая важности данных проблем и исходя из опыта государственной поддержки малого предпринимательства, представляется более правильным расставить их несколько по-иному и рассматривать степень их влияния на развитие малого предпринимательства в следующем порядке:
  • административные барьеры,
  • кадровая поддержка,
  • доступность кредитных ресурсов.

Теперь о том, почему так, а не иначе. Начнем с налогообложения, вернее, с того, почему оно не вошло в  число первых трех приоритетов. На наш  взгляд, уровень взимаемых налогов  для малого предпринимательства во многих регионах России сегодня совершенно приемлемый. Проблема заключается в том, что часто путаются два понятия - налоги и всяческие выплаты (официальные и неофициальные) контролирующим ведомствам, которые развили за последние десять лет тотальное администрирование предпринимательской деятельности. Естественно, все это вкупе - налоги и оплата нередко абсурдных разрешений — иногда достигает астрономических для предпринимателя значений, и все это называется термином “налогообложение”. Решить проблему не так сложно — следует просто запретить государственным органам взимать (самостоятельно или через свои “отпочкованные” структуры) плату за выполнение обязанностей, которые они и так должны исполнять, находясь на содержании у государства. А штрафы и тому подобные выплаты — безусловно, они будут всегда, предпринимателей “не без греха” тоже достаточно — должны поступать полностью в бюджет государства.

С этой ситуацией как раз и  связан основной, на наш взгляд, бич  российского малого предпринимательства — административные барьеры, порожденные сложившимся в России разрешительным принципом начала собственного бизнеса. То есть, если человек решил создать собственное дело, он должен собрать кучу нужных и ненужных справок, заплатить немалые суммы официально и неофициально не одному десятку чиновников, и это все только за то, что он хочет работать. Сейчас много говорится о том, что в России не растет количество малых предприятий — так оно при таком положении дел не будет расти никогда. Необходим не разрешительный, а в большей степени уведомительный принцип, при котором, открывая собственное дело, достаточно зарегистрироваться в соответствующем государственном органе. А уведомления в сертифицирующие, пожарные и другие службы должен направлять этот самый государственный орган. В свою очередь, все эти ведомства при необходимости должны сами приходить, проверять, ставить на контроль новый бизнес, причем уже бесплатно.

Второе — кадры, точнее, их отсутствие. Сегодня ситуация такова, что рынок  предъявляет особые требования к человеческому ресурсу, находящемуся или желающему войти в сектор малого предпринимательства. В настоящее время явно ощущается нехватка квалифицированных каменщиков, маляров, работников общепита, монтажников, стоматологов, представителей многих других профессий. Нельзя сказать, что их нет вообще — просто население уже привыкло к качественным услугам, а законодательство научилось наказывать за обман и низкое качество. Поэтому, чтобы завоевать себе место на рынке, малое предприятие изначально должно выдавать продукцию или услуги качеством не хуже, а ценой не выше, чем у конкурентов. Для этого нужна соответствующая рабочая сила, рынок которой должно формировать государство. Но есть и другая сторона этой медали.

Количество малых предприятий  в стране не растет в последнее время, думается, еще и потому, что за прошедшие годы генофонд предпринимателей-лидеров, тех, кто способен создать собственное дело и кого не привлекают вторые роли, по большому счету исчерпан. Все, кто мог, у кого сохранились за годы тоталитарной экономики предпринимательские гены прадедов, уже давно в предпринимательстве. Следовательно, вторая задача государства в этой связи — готовить по специальным программам будущих лидеров, менеджеров, руководителей - как угодно, - которые будут нацелены на создание собственного дела, хорошо зная, как это делается.

Решение двух этих проблем создает  нормальные условия для появления  новых малых предприятий —  необременительность разрешительных процедур и наличие необходимого человеческого ресурса. Остается третья — кредитные средства, позволяющие сделать необходимые вложения в минимум основных фондов, рекламу и так далее. В этом смысле сегодня особенно страдают производственные и инновационные малые предприятия — в отличие от других они больше нуждаются в относительно дешевых и долгосрочных (до 3-5 лет) кредитах, которыми сегодня российский финансовый рынок не располагает. Здесь, скорее всего, необходимы специальные государственные средства, пусть первоначально небольшие. Не лучший путь, но вряд ли целесообразнее ждать, пока “дозреет” банковская система. Сегодня уже понятно, что тот интеллектуальный и инновационный потенциал, которым все еще располагает Россия, может быть эффективно преобразован в наукоемкий коммерческий продукт и реализован, прежде всего, посредством развития малого предпринимательства. Это один из шагов, который позволит российской экономике, зависящей от цен на энергоресурсы, выйти из разряда стран — сырьевых доноров. Уже есть примеры, когда в наукоемком малом предпринимательстве годовая реализация собственной продукции из расчета на одного работника сравнима с аналогичным показателем в нефтяной отрасли. Это уже качественно новый уровень, и, пожалуй, именно в этом — ближайшее будущее взаимоотношений науки и малого бизнеса, когда последний не только пользуется наработками первой, но и создает структуры, эти самые наработки производящие. Очевидно, необходим государственный механизм, поощряющий такие тенденции, который позволил бы государству, изыскивающему пути оказания помощи науке, продвинуть ее продукцию на рынок, научить ее зарабатывать. Малое предпринимательство и здесь готово прийти на помощь.

Все вышеназванные проблемы могут  быть эффективно решены при одном  условии — наличии действенной  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Это мировая практика, многократно проверенная жизнью. В таких странах, как США, Канада, Италия, Великобритания, Япония практикуется значительное бюджетное финансирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Именно через инфраструктуру поддержки в этих странах предприниматели получают любые консультации по открытию, ведению и планированию бизнеса, юридическим вопросам, маркетинговой стратегии, защите своих законных интересов. Прежде всего, через инфраструктуру поддержки осуществляется реализация специальных программ подготовки, переподготовки и подбора кадров для малого предпринимательства. Все эти страны в целях кредитования сектора малого предпринимательства имеют специальные инфраструктурные элементы — государственные или полугосударственные организации, кредитующие или предоставляющие малым предприятиям государственные гарантии. У нас это с успехом могут делать федеральный и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.

В России во многих регионах в целом  существует инфраструктура поддержки малого предпринимательства; при этом слабая управляемость и отсутствие согласованности деятельности всех ее элементов не позволяют говорить о том, что это действительно реальная и целенаправленная помощь частному бизнесу. Приняв как аксиому необходимость развития такой инфраструктуры, государству следует в самые кратчайшие сроки определить пути повышения качества и эффективности ее деятельности.

3 Общее состояние и проблемы развития малого предпринимательства на примере Нижегородской области (г. Павлово)

 

По оценке Нижегородского областного комитета государственной статистики, в 2003 г. в Нижегородской области  действовало более 100 тысяч субъектов  малого предпринимательства, том числе 18475 малых предприятий со статусом юридического лица и около 85 тысяч индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица.

Отраслевая структура малого предпринимательства  свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остается более благоприятной  для развития бизнеса: 50,2% всех малых предприятий - юридических лиц относятся торговле и общественному питанию (рис.4).

 

Рисунок 4- Распределение предприятий малого бизнеса по отраслям экономики

 

Интенсивное развитие малых предприятий  происходит в отраслях, не требующих  значительных капиталовложений (например, торговля). Строительные малые предприятия составляют 15%, а промышленные - 12,4% от общего количества малых предприятий области. По сравнению с 2000 г. структура бизнеса почти не изменилась, причем стоит отметить, что большинство малых предприятий являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России