Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа
Цель работы – выявить проблемы развития малого бизнеса в России и Нижегородской области (г. Павлово). Задачи:
• Выявить законодательные и нормативные основы малого предпринимательства.
• Рассмотреть взаимоотношение малого бизнеса и государства: ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
• Исследовать развитие малого бизнеса в Нижегородской области.
• Выявить подходы к развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.
• Рассмотреть областной и городской государственный фонд поддержки малого бизнеса.
На вопрос об источниках оплаты разработки поправок к Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» большинство предпринимателей (61,3%) указали на вариант «Из средств госбюджета на цели поддержки предпринимательства». Наибольшее число сторонников этого варианта оплаты оказалось в Новосибирске (82,5% от общего количества опрошенных в Новосибирске предпринимателей) и Москве (75%). Наименьшую поддержку этот вариант получил в Екатеринбурге (47,4%). Распределение ответов представлено на рисунке 3.
Рисунок 3- Распределение ответов предпринимателей на вопрос: «Из каких источников должна оплачиваться разработка поправок к закону?»
Второе
место занял вариант «Из
На
третьем месте предложение
Положительное отношение у 10,7% опрошенных встретила идея оплачивать работу «Из средств международных организаций и фондов». Значительную поддержку идея получила в Нижнем Новгороде, где за нее проголосовало 23,5% предпринимателей.
Не имеют определенного мнения по поводу источника финансирования необходимых работ 9,6% опрошенных предпринимателей. Больше всего затруднившихся с оценкой в Нижнем Новгороде (18,8%).
Таким образом, опрос подтвердил, что потребность в изменениях законодательной базы малого бизнеса, и, в частности, Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», очень высока и осознана представителями малого бизнеса. Острота проблемы для предпринимателей проявляется настолько, что они выражают готовность участвовать в ее решении, занимаясь непосредственной разработкой поправок и даже финансированием необходимых работ.
Результаты исследования, на наш взгляд, не потеряли своей актуальности и сегодня, в условиях серьезной трансформации всей системы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне.
Предоставление возможности
Для субъектов малого бизнеса участие в выполнении государственных и муниципальных заказов является важным фактором обеспечения гарантий сбыта продукции, расширения доступа к источникам приобретения ресурсов, новым технологиям, информации о конъюнктуре рынка. Таким образом, привлечение к выполнению заказов государственных и муниципальных органов власти и управления способствует устойчивости МП, дает гарантию некоторой стабильности, создает определенные условия для развития и потому является чрезвычайно привлекательным для предпринимателей.
Сами по себе государственные заказы
со стороны федеральных, региональных
органов власти, являясь инструментом
поддержки отдельных малых
Одним из способов преодоления возможных негативных последствий и ухудшения ситуации в этом секторе локальных рынков является последовательное совершенствование процедур и правил размещения госзаказов, внедрение конкурентных начал в процесс организации закупок при одновременном расширении круга потенциальных поставщиков – субъектов малого бизнеса.
В программах поддержки предпринимательства,
разрабатываемых на федеральном
и региональном уровнях, вопросы
совершенствования механизмов предоставления
государственных заказов
Сама идея конкурсного отбора требует соблюдения таких принципов, как гласность, открытость информации, равный доступ к информации, справедливость процедуры отбора и др. Для этого четко регламентируются права и обязанности заказчиков (органов исполнительной власти соответствующего уровня или юридических лиц, которым передана часть полномочий по размещению заказа), сроки предоставления и содержание документов, необходимых для участия в конкурсе. Устанавливается запрет на действия заказчиков, которые могут необоснованно ограничить конкуренцию при размещении закупок.
1.2 Федеральные Программы поддержки предпринимательства в России
За период с 1994 года было разработано
четыре Федеральных программы
В первой Программе на 1994-1995 гг. была предпринята попытка создать основные предпосылки для формирования необходимой для функционирования субъектов малого бизнеса среды. В качестве главной цели осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий выступало создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального, муниципального и отраслевого уровня должна была привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики; созданию реальной конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; укреплению налоговой базы бюджета; росту занятости населения, в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственных предприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках.
Для этого Федеральной программой предусматривалось выделение следующих основных направлений по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уровне:
Программа содержала мероприятия,
реализация которых на начальном
этапе развития малого бизнеса считалась
наиболее актуальной. Это меры по подготовке
и повышению квалификации кадров
малого предпринимательства; совершенствованию
нормативно-правовой базы; развитию системы
финансовых учреждений, обслуживающих
предпринимателей; сети производственно-
Первая программа была ориентирована на мероприятия федерального уровня, обеспечивающие формирование базисных элементов институциональной среды, создание необходимых правовых, финансовых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональном уровне с частичным финансированием из федерального бюджета. С целью отработки отдельных элементов системы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне в федеральную программу были включены для экспериментальной апробации несколько региональных пилотных проектов: бизнес-инкубаторы, технопарки, лизинговые компании и др.
Предполагалось, что для выполнения
первой федеральной программы
Вторая федеральная программа
государственной поддержки мало
В 1995 году действовало около 1 млн. малых предприятий, численность занятых в малом бизнесе составила около 9 млн. человек. Наиболее быстрыми темпами росла численность лиц, занятых общей коммерческой деятельностью - в 19 раз, коммерческой деятельностью в сфере торговли и общественного питания - в 2,3 раза, в сфере промышленности и строительства - в 1,3 раза. Динамика показателей развития малых предприятий в отдельных регионах свидетельствовала о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики. Хотя в развитии малого предпринимательства сохранялся и ряд негативных тенденций. Значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидировались. Особое беспокойство вызывали недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере. В ряде регионов России не уделялось должного внимания и не оказывалось необходимой поддержки развитию малых предприятий.
В это время органы государственной власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований, направленных на ускорение развития предпринимательства. Это нашло отражение в ряде законодательных актов Российской Федерации, программных документов по углублению экономических реформ. Практически начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержке малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Осуществлялась финансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. Вводились льготы по местным налогам, выделялись средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Были образованы и действовали агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство.
Однако в этих благоприятных
условиях новая программа не предусматривала
кардинального изменения
Для отработки новых элементов инфраструктуры и механизмов поддержки МП была поставлена задача подготовить концепцию обществ взаимного кредитования, страхования субъектов малого предпринимательства в государственных инвестиционных программах. Предполагалось, что сочетание мер прямой и косвенной поддержки будет способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых МП и преодолению негативной тенденции ухода малого бизнеса от налогообложения. Для повышения эффективности использования кредитных ресурсов намечалось формирование механизма предоставления государственных гарантий по целевым кредитам и инвестиционным кредитам, выдаваемым кредитно-финансовыми учреждениями малым предприятиям.
Отличительной особенностью Программы являлось более четкое разграничение полномочий и ответственности Российской Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого предпринимательства.
Однако, нечеткая согласованность действий исполнителей, организационные просчеты, нарушения при финансировании мероприятий Программы, влияние ряда негативных факторов и недостаток ресурсов фактически позволили выполнить Программу только наполовину. По оценкам из 81 намеченного мероприятия полностью было выполнено 53%, частично выполнено 25% и не выполнено - 22% мероприятий.
С учетом развития системы поддержки малого предпринимательства и преемственности по отношению к ранее выполнявшимся программам основной целью Федеральной программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России