Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить проблемы развития малого бизнеса в России и Нижегородской области (г. Павлово). Задачи:
• Выявить законодательные и нормативные основы малого предпринимательства.
• Рассмотреть взаимоотношение малого бизнеса и государства: ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
• Исследовать развитие малого бизнеса в Нижегородской области.
• Выявить подходы к развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.
• Рассмотреть областной и городской государственный фонд поддержки малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Problemy razvitiya malogo biznesa v Rossii[1].doc

— 322.50 Кб (Скачать файл)

На  вопрос об источниках оплаты разработки поправок к Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» большинство предпринимателей (61,3%) указали на вариант «Из средств госбюджета на цели поддержки предпринимательства». Наибольшее число сторонников этого варианта оплаты оказалось в Новосибирске (82,5% от общего количества опрошенных в Новосибирске предпринимателей) и Москве (75%). Наименьшую поддержку этот вариант получил в Екатеринбурге (47,4%). Распределение ответов представлено на рисунке 3.

Рисунок  3- Распределение ответов предпринимателей на вопрос: «Из каких источников должна оплачиваться разработка поправок к закону?»

Второе  место занял вариант «Из средств  госбюджета на содержание МАПа». Его  выделили 40,9% предпринимателей. Больше всего сторонников у варианта оказалось в Москве (53,6%), а меньше – в Нижнем Новгороде (40,0%).

На  третьем месте предложение оплачивать разработку поправок «Из средств  предпринимателей (их союзов, объединений)»  – его поддержали 14,8% опрошенных, среди которых больше всего представителей Новосибирска (23,7%) и Нижнего Новгорода (22,4%).

Положительное отношение у 10,7% опрошенных встретила  идея оплачивать работу «Из средств  международных организаций и  фондов». Значительную поддержку идея получила в Нижнем Новгороде, где  за нее проголосовало 23,5% предпринимателей.

Не  имеют определенного мнения по поводу источника финансирования необходимых  работ 9,6% опрошенных предпринимателей. Больше всего затруднившихся с оценкой  в Нижнем Новгороде (18,8%).

Таким образом, опрос подтвердил, что потребность в изменениях законодательной базы малого бизнеса, и, в частности, Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», очень высока и осознана представителями малого бизнеса. Острота проблемы для предпринимателей проявляется настолько, что они выражают готовность участвовать в ее решении, занимаясь непосредственной разработкой поправок и даже финансированием необходимых работ.

Результаты  исследования, на наш взгляд, не потеряли своей актуальности и сегодня, в  условиях серьезной трансформации всей системы государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне.

Предоставление возможности малым  предприятиям участвовать в выполнении государственных заказов рассматривается  в качестве одного из направлений  поддержки малого предпринимательства и является одним из механизмов поддержки МП путем развития локальных рынков товаров и услуг. Поскольку специфика деятельности малых предприятий, в частности, масштабы применяемых средств производства и финансовых ресурсов, узкая специализация деятельности, упрощенная схема сбыта произведенной продукции и т.д., обуславливают преимущественную ориентацию МП на локальные рынки, качество этих локальных рынков в значительной степени формирует внешнюю среду малого предпринимательства.

Для субъектов малого бизнеса участие  в выполнении государственных и  муниципальных заказов является важным фактором обеспечения гарантий сбыта продукции, расширения доступа  к источникам приобретения ресурсов, новым технологиям, информации о  конъюнктуре рынка. Таким образом, привлечение к выполнению заказов государственных и муниципальных органов власти и управления способствует устойчивости МП, дает гарантию некоторой стабильности, создает определенные условия для развития и потому является чрезвычайно привлекательным для предпринимателей.

Сами по себе государственные заказы со стороны федеральных, региональных органов власти, являясь инструментом поддержки отдельных малых предприятий, могут отрицательно влиять на состояние  локальных рынков, поскольку неотработанность механизмов размещения заказов фактически приводит к усилению монополизма, дискриминации отдельных хозяйствующих субъектов, нарушению конкурентной среды и, кроме того, к различным злоупотреблениям.

Одним из способов преодоления возможных  негативных последствий и ухудшения ситуации в этом секторе локальных рынков является последовательное совершенствование процедур и правил размещения госзаказов, внедрение конкурентных начал в процесс организации закупок при одновременном расширении круга потенциальных поставщиков – субъектов малого бизнеса.

В программах поддержки предпринимательства, разрабатываемых на федеральном  и региональном уровнях, вопросы  совершенствования механизмов предоставления государственных заказов присутствуют в обязательном порядке. На сегодняшний день в общем и целом сформировался механизм конкурсного размещения госзаказов, который в качестве своего основного элемента включает открытые торги (открытый конкурс), которые ориентированы на максимальное расширение круга возможных участников. Порядок конкурса предусматривает обязательную публикацию в средствах массовой информации подробных разъяснений об условиях торгов и результатах их проведения.

Сама идея конкурсного отбора требует  соблюдения таких принципов, как  гласность, открытость информации, равный доступ к информации, справедливость процедуры отбора и др. Для этого четко регламентируются права и обязанности заказчиков (органов исполнительной власти соответствующего уровня или юридических лиц, которым передана часть полномочий по размещению заказа), сроки предоставления и содержание документов, необходимых для участия в конкурсе. Устанавливается запрет на действия заказчиков, которые могут необоснованно ограничить конкуренцию при размещении закупок.

1.2 Федеральные Программы поддержки предпринимательства в России

За период с 1994 года было разработано  четыре Федеральных программы государственной поддержки малого предпринимательства, из которых три реализованы полностью, а одна находится на стадии завершения.

В первой Программе на 1994-1995 гг. была предпринята попытка создать основные предпосылки для формирования необходимой для функционирования субъектов малого бизнеса среды. В качестве главной цели осуществляемых мер по государственной поддержке малых предприятий выступало создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального, муниципального и отраслевого уровня должна была привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики; созданию реальной конкурентной среды; насыщению рынка товарами и услугами; укреплению налоговой базы бюджета; росту занятости населения, в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственных предприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках.

Для этого Федеральной программой предусматривалось выделение следующих основных направлений по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на федеральном уровне:

  • формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
  • совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства;
  • создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
  • содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, специализирующихся в области малого предпринимательства;
  • производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства;
  • мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в регионах Российской Федерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

Программа содержала мероприятия, реализация которых на начальном  этапе развития малого бизнеса считалась  наиболее актуальной. Это меры по подготовке и повышению квалификации кадров малого предпринимательства; совершенствованию нормативно-правовой базы; развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей; сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм; переструктурированию производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования. Ключевым моментом программы стала подпрограмма нормативно-правовой поддержки, ориентированная на принятие необходимых законодательных актов. Большинство предусмотренных этой подпрограммой документов было подготовлено и принято, в их числе — закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Первая программа была ориентирована на мероприятия федерального уровня, обеспечивающие формирование базисных элементов институциональной среды, создание необходимых правовых, финансовых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкретизация этих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональном уровне с частичным финансированием из федерального бюджета. С целью отработки отдельных элементов системы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне в федеральную программу были включены для экспериментальной апробации несколько региональных пилотных проектов: бизнес-инкубаторы, технопарки, лизинговые компании и др.

Предполагалось, что для выполнения первой федеральной программы понадобится 210 млрд. руб. однако на финансирование предусмотренных мер было фактически выделено всего 20-25 млрд. рублей, а сама программа была одобрена практически к концу срока ее реализации. В итоге большинство мероприятий программы осуществить не удалось.

Вторая федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг. разрабатывалась в период, когда появились первые признаки приближающегося оздоровления экономики и снижения инфляции.

В 1995 году действовало около 1 млн. малых предприятий, численность занятых в малом бизнесе составила около 9 млн. человек. Наиболее быстрыми темпами росла численность лиц, занятых общей коммерческой деятельностью - в 19 раз, коммерческой деятельностью в сфере торговли и общественного питания - в 2,3 раза, в сфере промышленности и строительства - в 1,3 раза. Динамика показателей развития малых предприятий в отдельных регионах свидетельствовала о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики. Хотя в развитии малого предпринимательства сохранялся и ряд негативных тенденций. Значительное число прошедших регистрацию предприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидировались. Особое беспокойство вызывали недостаточные темпы развития малых предприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере. В ряде регионов России не уделялось должного внимания и не оказывалось необходимой поддержки развитию малых предприятий.

В это время органы государственной власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований, направленных на ускорение развития предпринимательства. Это нашло отражение в ряде законодательных актов Российской Федерации, программных документов по углублению экономических реформ. Практически начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержке малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Осуществлялась финансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. Вводились льготы по местным налогам, выделялись средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Были образованы и действовали агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство.

Однако в этих благоприятных  условиях новая программа не предусматривала  кардинального изменения стратегии  в отношении малого предпринимательства. В ней предполагалось для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики продолжить дальнейшее углубление направлений, содержавшихся в предыдущей программе. Задачи программы были ориентированы, прежде всего, на создание правовых, экономических и организационных условий; целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка товарами и услугами; поддержание деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг; инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий; широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в рамках программных разработок в 1994-1995 годах.

Для отработки новых элементов  инфраструктуры и механизмов поддержки  МП была поставлена задача подготовить  концепцию обществ взаимного кредитования, страхования субъектов малого предпринимательства в государственных инвестиционных программах. Предполагалось, что сочетание мер прямой и косвенной поддержки будет способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых МП и преодолению негативной тенденции ухода малого бизнеса от налогообложения. Для повышения эффективности использования кредитных ресурсов намечалось формирование механизма предоставления государственных гарантий по целевым кредитам и инвестиционным кредитам, выдаваемым кредитно-финансовыми учреждениями малым предприятиям.

Отличительной особенностью Программы являлось более четкое разграничение полномочий и ответственности Российской Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого предпринимательства.

Однако, нечеткая согласованность  действий исполнителей, организационные  просчеты, нарушения при финансировании мероприятий Программы, влияние  ряда негативных факторов и недостаток ресурсов фактически позволили выполнить Программу только наполовину. По оценкам из 81 намеченного мероприятия полностью было выполнено 53%, частично выполнено 25% и не выполнено - 22% мероприятий.

С учетом развития системы поддержки  малого предпринимательства и преемственности по отношению к ранее выполнявшимся программам основной целью Федеральной программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России