Проблемы корпоративного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы: Анализ ключевых элементов эффективной системы корпоративного управления, рассмотрение преимуществ эффективного корпоративного управления и определение путей совершенствования системы корпоративного управления компаний в стране. Основная задача состоит в том, чтобы попытаться понять взаимосвязи между различными аспектами корпоративного управления с учетом уже имеющихся результатов некоторых эмпирических исследований и на этой основе идентифицировать ключевые проблемы корпоративного управления в контексте создания условий для устойчивого экономического развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические основы корпоративного управления 7
1.1 Модели корпоративного управления 9
2 Российская модель корпоративного управления: политико-экономический анализ 15
2.1 Проблемы корпоративного управления в России .. ......23
2.2 Причины проблем корпоративного управления и меры по их устранению 30
3 Характеристика и оценка корпоративного управления ОАО «Газпром» ........38
3.1 Общая характеристика компании «Газпром»...................................................38
3.2 Корпоративное культура и имидж организации..............................................41
3.3 Характеристика корпоративного управления компании «Газпром».............43
3.4 Основные проблемы корпоративного управления ОАО «Газпром».............44
3.5 Основные принципы решения проблем корпоративного управления компании «Газпром».................................................................................................51
Заключение.................................................................................................................55
Биографический список............................................................................................57

Файлы: 1 файл

Проблемы корпоративного управления.doc

— 317.50 Кб (Скачать файл)

 Заблаговременное составление  перечня того, в чем может возникнуть  экстренная необходимость, и планирование, где можно это взять, заключается  в резерве ресурсов. В условиях  кризиса, когда менеджменту придется решать одновременно десятки горящих вопросов, очевидные, лежащие на поверхности решения, могут остаться незамеченными.

Прежде всего, в неблагоприятных  условиях должна резко возрасти мера личной ответственности ключевых руководителей. Поэтому система корпоративного управления компанией в кризисной ситуации должна быть предельно жесткой и централизованной, должен существовать антикризисный менеджмент. Нужно назначить на должности антикризисных функциональных руководителей самых работоспособных и стрессоустойчивых людей.

В условиях, когда решения нужно  принимать быстро и безошибочно, особую ценность приобретает своевременное  предоставление руководству необходимой  и уже обработанной и проанализированной информации. Из числа самых опытных специалистов с аналитическим складом ума создается оперативный штаб. В обязанности этих людей будет входить ее обработка и генерация вариантов возможных решений.

Если использовать все вышеперечисленные  способы, то можно во всеоружии встретить  возможные проблемы и предотвратить серьёзные последствия для бизнеса [11, с. 89].

Однако данные меры пока не особо  затрагивают такие проблемы корпоративного управления российских компаний, как:

  • информационная закрытость, особенно в части раскрытия информации о структуре собственности и реальных владельцах компании;
  • заказное правоприменение в решении корпоративных конфликтов, с применением так называемого административного ресурса;
  • финансовая отчетность, не соответствующая международным стандартам;
  • трансфертное ценообразование с целью ухода от уплаты налогов;
  • нарушение прав акционеров;
  • отсутствие корпоративной социальной ответственности и так далее.

Данные проблемы решаются как на государственном уровне (так, например, ФСФР ввела строгие требования к  раскрытию информации, издан российский кодекс корпоративного поведения), так и на уровне отдельных компаний (принятие ими собственных кодексов поведения). Правила и стандарты корпоративного управления являются важными компонентами механизма рыночной экономики. Принятие российскими компаниями кодексов корпоративного поведения или управления необходимо рассматривать в качестве позитивного фактора, как для самих компаний, так и для инвесторов в связи с преимущественным акцентированием кодексами деятельности компаний по раскрытию информации, повышению эффективности совета директоров и улучшению защиты прав акционеров [9, с. 81–96].

Выводы

Существующие на данный момент проблемы корпоративного управления в России являются следствием особенностей формирования и становления системы корпоративного управления в нашей стране, но все они могут быть в той или иной мере решены при использовании соответствующих мер. Эффективное корпоративное управление является одним из ключевых критериев при принятии инвестиционных решений и благоприятно влияет на имидж и репутацию компании, что в свою очередь играет значительную роль при оценке ее стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика и оценка корпоративного управления ОАО «Газпром»

 

 

3.1 Общая характеристика  компании

 

 

 

ОАО "Газпром" - крупнейшая газовая компания мира. "Газпрому" принадлежит 60% российских и 17% мировых запасов газа. В добыче газа доля "Газпрома" ещё выше - 85% российской добычи газа, 20% мировой добычи.

В России "Газпром" занимает монопольное положение  по транспортировке природного газа в газообразном состоянии. Компании принадлежит Единая система газоснабжения (ЕСГ), включающая в себя все магистральные газопроводы страны. Доступ независимых производителей газа к газотранспортной системе "Газпрома" регулируется государственными органами.

Закон "Об экспорте газа" наделяет "Газпром" исключительным правом экспорта природного газа из России. Прочие российские производители газа не имеют возможности поставлять свою продукцию за пределы страны.

Российской  федерации принадлежит 50% плюс одна акция ОАО "Газпром". Согласно закону "О газоснабжении в РФ" доля государства в капитале "Газпрома" не может быть ниже этого уровня. В годы активной приватизации государство утратило акционерный контроль над "Газпромом". В 2004 году контроль был восстановлен путём покупки пакета акций.

Стратегия развития "Газпрома" предусматривает расширение деятельности в смежных областях, в частности добыче нефти и  генерации электрической энергии. "Газпром" приобрёл контрольный пакет акций компании "Сибнефть", которая впоследствии была переименована в "Газпром нефть", а также акции ряда электроэнергетических компаний.

 

Таблица 2 - SWOT-анализ

 

1. Потенциальные внутренние сильные стороны

2.Потенциальные  внутренние слабые стороны

1. Эффективное  управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства)

1. Необходимость  развития сбытовой сети

2. Большие запасы  газа на территории России

2. Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений

3. Диверсификация  маршрутов и повышение надежности  поставок газа в Европу

3. Недостаточное  финансирование проектов, направленных  на диверсификацию поставок газа

4. Способность  удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы

4. Отставание  темпов роста добычи от темпов  роста потребления газа;

5. Лидирующее  место по темпу роста рыночной  капитализации среди европейских  компаний

5. Стоимость  акций Газпрома все-таки остается  заниженной в цене

6. Большие затраты  на НИОКР; 95 % используемых технологий  соответствуют современным требованиям

6. Проблема модернизации  действующей системы магистральных  газопроводов

7. Развитие производства  и морской транспортировки сжиженного  природного газа (СПГ)

7. Невозможность  обеспечения растущего с каждым  годом спроса на энергетические  ресурсы за счет поставок СПГ

8. Соблюдение  всех требований Конвенций Международной  организации труда, ратифицированных  РФ

8. Отток квалифицированных  кадров в другие организации ТЭКа

9. Лучшие рекламные  компании, спонсорская и благотворительная  деятельность

9. Большие затраты  на рекламу, спонсорство и поддержание  имиджа

10. Жесткость  в отстаивании корпоративных  интересов

 

11. суммарная  экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР)

 

Потенциальные внешние возможности организации

Потенциальные внешние угрозы

1. Сохранение  достигнутых позиций на европейском  газовом рынке

1. Проводимая  на государственном уровне политика  по недопущению иностранных компаний  в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение)

2. Географическая  диверсификация (выход на рынки  Северной Америки и стран АТР)

2. Сохранение  транзитных рисков

3. Газовые ресурсы  Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям

3. Ставка на  закупки среднеазиатского газа  вместо инвестиций в добывающие  проекты; 

4. Признанный  лидер рынка

4. Низкая прибыльность  из-за внутренних регулируемых  тарифов на газ

5. Возможности  расширения ассортимента продукции

5. Выход на  рынок иностранных конкурентов  с более низкими издержками, связанными  с добычей и экспортом нефти

6. Контроль над  всеми конкурентами внутри России

6. Организация  имеет серьезных конкурентов в лице стран, обладающих большими запасами газа

7. Независимость  в выборе поставщика газа

7. Ослабление  позиций Газпрома на рынке  Средней Азии за счет усиления  поставок газа Туркменистаном  и Узбекистаном в другие страны 

8. Лидирующее  место в сфере распределения газа

8. Неурегулированность  многих вопросов в рамках ЕС

9. Резкий рост  мировой потребности в энергетических  ресурсах

9. Снижение уровня  обеспеченности мировой экономики  запасами нефти и газа

10. Заинтересованность  государства в развитии газовой промышленности на территории страны

10. Рост политических  рисков в регионах, наиболее богатых  углеводородами

11. Отсутствие  политического элемента в газовом  ценообразовании на внешнем рынке;  установление рыночных цен

11. Регламентация  Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам

12. Вертикально  интегрированная компания

 

 

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

3.2. Корпоративная культура и имидж организации

 

 

 

На предприятии  существует кодекс корпоративного поведения, утвержденный годовым Общим собранием акционеров ОАО «Газпром»  
от 28 июня 2002 года. Она предполагает следующие основные принципы:

1. Общество принимает  на себя обязательство развивать  корпоративные отношения в соответствии с принципами, обеспечивающими:

- реальную возможность акционеров осуществлять свои права, связанные с участием в Обществе;

- осуществление Советом директоров стратегического управления деятельностью Общества и эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительных органов Общества, а также подотчетность Совета директоров Общему собранию акционеров;

- необходимость исполнительным органам Общества разумно и добросовестно осуществлять руководство текущей деятельностью Общества, и их подотчетность Совету директоров Общества и Общему собранию акционеров;

- своевременное раскрытие информации об Обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления;

- эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества;

- предусмотренные законодательством права работников Общества, развитие партнерских отношений между Обществом и работниками в решении социальных вопросов и регламентации условий труда;

- активное сотрудничество Общества с инвесторами, кредиторами и иными заинтересованными лицами в целях увеличения активов Общества, стоимости акций и иных ценных бумаг Общества.

2. Общество осознает  важность совершенствования корпоративного  управления своих дочерних и зависимых хозяйственных обществ и будет стремиться к обеспечению открытости и прозрачности деятельности указанных организаций, а также практического внедрения в них основных принципов настоящего Кодекса.

В последние  годы Газпром неоправданно много  тратит на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа, и эти статьи расходов вызывают наибольшее недовольство госпредставителей. Суммарные имиджевые расходы корпорации составляют около $137,5 млн.

Конфликты со странами-транзитерами газа в Европу (Украина, Белоруссия) значительно подорвали имидж Газпрома, поэтому главным мероприятием в 2007 году по повышению имиджа организации за рубежом стало подписание трехлетнего контракта с такими крупными PR-группами, как Hill & Knowlton, вашингтонская аналитическая фирма Penn, Schoen & Berland Associates, на создание PR-компании.

В целом же существует ряд мер, посредством которым  Газпром стремится укрепить имидж  организации:

- Газпром реализует капиталоемкие проекты, в то числе международные; заключает новые договора, вкладывает деньги в производство и разведку, велики темпы развития;

- эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства);

- уплата долгов в бюджет, налоги;

- не повышаются цены на газ, стабильное снабжение газом;

- снижение задолженности перед поставщиками.

 

 

 

 

 

3.3. Характеристика  корпоративного управления компании  «Газпром»

 

 

 

Как видно из всего  изложенного, в современной России бизнес все больше внимания уделяет  вопросам совершенствования корпоративного менеджмента. В этой области ОАО "Газпром" имеет ряд преимуществ по сравнению с предприятиями других отраслей российской экономики.

1. Газовая отрасль  никогда не переживала столь  глубокого кризиса, как другие  отрасли народного хозяйства  (например, сельское хозяйство).

2. Поскольку формирование современной российской модели менеджмента невозможно без изучения и творческого применения лучшего зарубежного управленческого опыта, хорошими предпосылками для этого выступают многолетнее сотрудничество "Газпрома" с крупнейшими фирмами нефтегазового рынка Европы, а также реализация международных проектов, ориентированных на Китай, Корею, США и другие страны.

3. Концентрация значительной  части газового комплекса страны  в структуре "Газпрома", сохранение  принципов централизованного управления, традиционного для российской экономики, - важный элемент преемственности, который при всей своей консервативности может стать гарантом формирования российской модели менеджмента. При этом в управленческую практику должны внедряться только те зарубежные модели, которые соответствуют российской специфике.

4. Кадровая и корпоративная  политика "Газпрома" опирается  на один из основных принципов  стратегического управления - оценку  человеческих ресурсов как важнейшего  фактора успешной деятельности  хозяйственной организации.

 

 

 

3.4. Основные проблемы корпоративного менеджмента ОАО "Газпром"

 

 

 

Технократическое наследие в управлении

Значительная часть  руководителей высшего и среднего уровня на предприятиях ОАО "Газпром" имеют техническое образование. Очевидно, что для эффективного управления компанией в современных условиях, а также для реализации корпоративной политики руководителю требуются не только технические, но и экономические, управленческие знания, а в идеале необходим экономический и управленческий образ мышления. В отличие от других российских предприятий, у "Газпрома" есть большое преимущество - система непрерывного фирменного профессионального образования (СНФПО), которая действует практически с момента создания компании.

Проблема технократизма  в управлении усугубляется недостаточной квалификацией среднего управленческого звена предприятий ОАО "Газпром". В частности, в конце XX - начале XXI в. около 60% руководителей среднего звена управления вообще не имели высшего образования [13]. Поскольку средний управленческий персонал играет важную роль в процессе не только формирования, но и реализации стратегии любого предприятия, недостаточный уровень образования таких руководителей является серьезным препятствием на пути становления корпоративной модели менеджмента на предприятиях "Газпрома". Это еще один фактор, оправдывающий авторитарные традиции в российском управлении.

Диспропорция между заявленными целями организации и распределением ресурсов

"Газпром" занимается  более чем 18 видами деятельности. На протяжении всего периода существования компании максимальное количество сотрудников было занято в сфере транспорта газа - 33,4%(15). Второе место по количеству занятых до 2004 г. приходилось на "прочие" виды деятельности (не связанные с газовой промышленностью, например дома отдыха, больницы, аэродромы, железные дороги, гостиницы, подсобные хозяйства и т. д.) - 31%(16). Кроме того, в сфере торговли и общественного питания трудилось около 6,4%. Таким образом, 40,4% сотрудников ОАО "Газпром" работало в сферах деятельности, не связанных с официально заявленными целями компании.

В 2004 г. ситуация изменилась. На второе место вышло строительство - 14,4%, а на третье - "прочие", непрофильные виды деятельности - 11,2%, что вместе с торговлей и общественным питанием составляет 11,9%. Распределение человеческих ресурсов стало в большей степени соответствовать заявленным целям организации. Вместе с тем добыча (6,5%), бурение (4,6%) и переработка (3,7%) занимают соответственно лишь шестое, седьмое и восьмое места.

Информация о работе Проблемы корпоративного управления