Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:30, реферат

Описание работы

Актуальность. Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства – одно из важнейших направлений преобразования экономики на современном этапе. Без малого бизнеса невозможно создание эффективной экономики, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества. Возрастание роли малого бизнеса в экономике имеет объективный характер. Приоритетное развитие сети мелких и средних предприятий необходимо для решения таких социально-экономических задач как преодоление дефицита потребительских и инвестиционных ресурсов, увеличение занятости населения и его доходов, решение экологических проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в современных условиях
1.2 Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для
формирования малого бизнеса
1.3 Виды малого бизнеса
2 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса
2.2 Регистрация и лицензирование предприятий малого бизнеса
2.3 Инфраструктура малого бизнеса
2.4 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

иновационный менеджмент.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ  В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

1.1 Сущность малого бизнеса и  его значение в современных  условиях

1.2 Экономические, социальные и  правовые условия, необходимые  для

формирования малого бизнеса

1.3 Виды малого бизнеса

2 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Организационно-правовые формы предприятий малого бизнеса

2.2 Регистрация и лицензирование  предприятий малого бизнеса

2.3 Инфраструктура малого бизнеса

2.4 Проблемы и перспективы развития  малого бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Формирование малого предпринимательства как особого сектора народного хозяйства – одно из важнейших направлений преобразования экономики на современном этапе. Без малого бизнеса невозможно создание эффективной экономики, формирование широкого и устойчивого среднего слоя собственников и предпринимателей, определяющих стабильность общества. Возрастание роли малого бизнеса в экономике имеет объективный характер. Приоритетное развитие сети мелких и средних предприятий необходимо для решения таких социально-экономических задач как преодоление дефицита потребительских и инвестиционных ресурсов, увеличение занятости населения и его доходов, решение экологических проблем.

Малые предприятия  имеют большие преимущества и обладают конкурентоспособностью, так как у них система управления более гибкая и экономичная, более оперативная, что особенно выгодно для организации тех видов производства, которые не требуют крупных финансовых средств, большой численности работающих, значительного обновления производственных фондов.

Хозяйственные действия малых предприятий сопряжены  с меньшими потерями в случае не оправдавшегося экономического риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Сущность малого бизнеса и  его значение в современных условиях

 

В экономике  развитых стран одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Есть  отрасли, связанные с высокой  капиталоемкостью и значительными  объемами производства, способные вести  крупномасштабные научно-технические  разработки с большими материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, которые и определяют технологический  прогресс. С другой стороны в последнее  время произошел небывалый рост мелких и средних предприятий, особенно в наукоемких отраслях, отраслях связанных  с производством потребительских  товаров и оказанием услуг, где  не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и  множества работников [17, с.5]

Развитие  предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкуренция, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор, рынок насыщается товарами и услугами, происходит лучшее использование местных сырьевых ресурсов.

Все мелкие и средние предприятия можно  условно разделить на две группы:

Первая – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Работая по контракту с крупными предприятиями, они остаются юридически самостоятельными. Для этой группы характерно:

  • Производство определенного круга деталей или узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах).
  • Более низкие издержки производства (позволяет крупному бизнесу экономить свои ресурсы).
  • Гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей.
  • Как экспериментаторы для крупных фирм [17, с. 7].

Вторая  группа – малые предприятия, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Характеристики этой группы:

  • Способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги.
  • Меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками.
  • Стремление заполнить ниши, которые по различным соображениям не выгодны крупным фирмам.
  • Ценовая политика, позволяющая устанавливать меньшие цены по сравнению с крупными фирмами.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики  многих стран.

 

Таблица 1- Масштабы развития предприятий малого бизнеса в России и и зарубежных странах (данные на 01.12.2007 г.)

 

Страны

Количество малых и средних  фирм

 

Число занятых, млн. человек

Доля средних и малых фирм, %

Тыс.ед.

В расчете на 1 тыс. жителей

В общей численности занятых

в ВВП

Великобритания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15777

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

836,6

5,65

8,1

9,6

10-11


 

Как видно  из таблицы 1, развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя -ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11 %, в то время как в развитых странах – 50-60%.

На предприятиях малого бизнеса в России в 2007 году в среднем было занято 6483,5 тыс. человек, или около 10% активного населения  страны. По численности работников промышленность и строительство  занимают соответственно 20,8 и 20,5% (1351,6 и 1333,7 тыс. человек). Наибольший удельный вес по численности занимают торговля и общественное питание (2289,9 тыс. человек  или 35,3%).

Количество  работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных  отраслях – почти не меняется

[17, с. 8].

 

1.2 Экономические, социальные и правовые  условия, необходимые для формирования малого бизнеса

 

Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные и правовые условия,

Экономические условия - это:

  • Предложение товаров и спрос на них.
  • Виды товаров, которые могут приобрести покупатели.
  • Объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки.
  • Избыток или недостаток рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары [17, с. 9].

Также на экономическую обстановку существенно  влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимым предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные организации. Всем этим занимается множество учреждений, которые составляют инфраструктуру рынка и с чьей помощью предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:

  • Банки (оказывают финансовые услуги).
  • Поставщики (организуют снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими, машинами, энергией и др.,).
  • Продавцы оптовые и розничные (предоставляют услуги по доведению товаров до потребителя).
  • Специализированные фирмы и учреждения (оказывают профессиональные, юридические, бухгалтерские, посреднические услуги).
  • Агентства по трудоустройству (занимаются подбором рабочей силы).
  • Учебные заведения (обучают рабочих и служащих-специалистов).
  • Прочие агентства (страховые, рекламные, транспортные и т.п.).
  • Средства связи и передачи информации [17, с. 13].

Вплотную  к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, которые соответствуют определенным вкусам и моде. На вкус и моду оказывают большое влияние нравственные и религиозные нормы, которые зависят от социально-культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни людей и опосредованно на их покупательский спрос на товары, социальные условия влияют на отношение человека к работе, что, в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом [17, с. 14].

Важную  роль в формировании малого бизнеса  играет подготовка и переподготовка кадров. В современном мире предприниматель должен постоянно обучаться современным методам ведения бизнеса, стажироваться в зарубежных странах.

Большое значение имеют правовые условия, так как любая предпринимательская деятельность функционирует в условиях правовой среды. Правовые нормы должны обеспечивать:

  • Создание благоприятных условий для функционирования предпринимательской деятельности.
  • Упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса.
  • Защиту предпринимателей от государственного бюрократизма.
  • Совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации предпринимательской деятельности, развитии совместной деятельности предпринимателей России и зарубежных стран.
  • Подготовку законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств [17, с. 16].

Обосновывая необходимость государственного регулирования  предпринимательской деятельности, Ф.Котлер называет три основные причины:

  • Необходимость защитить фирмы друг от друга. Отсюда принятие законов, предотвращающих проявление недобросовестной конкуренции.
  • Необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Этим объясняется направленность законов против тех фирм, которые могут начать выпускать недоброкачественные товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен.
  • Необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей [11, с. 221].

 

1.3 Виды малого бизнеса

 

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным  признакам: виду или назначению, организационно-правовым и организационно-экономическим  формам, формам собственности, количеству собственников.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций) [8, с. 24].

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть коллективной и индивидуальной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность) [8, с. 24].

В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы [8, с. 25].

К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, холдинги, финансово-промышленные группы [8,с. 25].

По виду и назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой) и др. Все формы могут функционировать раздельно и вместе.

 

 

  1. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Создание  нового предприятия предполагает ряд  обязательных этапов. Перед началом  собственного дела следует выполнить  так называемую маркетинговую разведку – найти свою рыночную нишу. При  этом надо обратить внимание на ряд  условий:

  • Политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций.
  • Социально-экономические – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, происходящие инфляционные процессы, состояние финансово-кредитной системы.
  • Правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства [17, с. 27].

Далее необходимо решить вопрос об организационно-правовой форме вновь создаваемого предприятия. При выборе формы следует учитывать  стартовые условия предприятия. Большинство предпринимателей избирает форму товарищества с ограниченной ответственностью как наиболее приемлемую, при которой участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса