Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Стремление России присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) является важнейшим подтверждением намерений и в дальнейшем прилагать усилия по развитию взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. При этом Российская Федерация берет на себя ряд обязательств. Так, в рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин. Не будут применяться прямые экспортные субсидии. Общая сумма внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарной корзины» не должна превышать 9 млрд. долларов США до 2013 г. и должна постепенно снижаться до 4,4 млрд. долларов к 2018 г.

Содержание работы

Введение
1 Вступление России во ВТО и вопросы международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства
2 Меры государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО
3 Правила внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО
4 Проблемы функционирования АПК в условиях присоединения к ВТО
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Более того, как  в отношении растительных масел, так и маргарина, снижение действующего тарифа до значения начального уровня связывания обусловлено тем, что в 2004 г., когда был подписан протокол с одним из основных торговых партеров России — с ЕС, ставка действовавшей (до октября 2005 г.) пошлины на маргарин составляла 15%, но не менее 0,12 евро за 1 кг, по сравнению с которым начальный уровень связывания был выше или равен этому значению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2005 г. № 599 ставка ввозной таможенной пошлины была повышена до действующего в настоящее время размера.

Что касается обязательств по снижению пошлин от начального к  конечному уровню, то пошлины на все виды растительных масел, производимых в России, существенно не снижаются.

По некоторым  позициям была осуществлена корректировка специфической компоненты пошлины комбинированной ставки пошлины. Это было сделано по требованию заинтересованных членов ВТО для приведения ее в соответствие с адвалорной компонентой на базе данных, соответствовавших периоду ведения переговоров.

Снижаются конечные уровни ставок пошлин на тропические  масла, поставляемые в Россию наливом  для дальнейшей переработки (до 3%), а  также (до 13%) на масла, не производимые в России (виноградное, хлопковое).

Мясопродукты  и рыбные консервы. Ставки действующего тарифа на мясные консервы, а также на консервированные омары по тем тарифным позициям, где они выше начального уровня связывания, должны быть снижены (повышения пошлин были осуществлены в процессе формирования ЕТТ).

В течение переходного  периода после присоединения пошлины почти по всем мясопродуктам практически на уровне, действовавшем в таможенном тарифе России до 1 января 2010 г. Очень незначительно (на 1-2 процентных пункта) уменьшатся при таком же сравнении ставки пошлин на рыбные консервы. При этом уменьшатся ставки пошлин на сырье и ингредиенты (белковые изоляты и наполнители) для их производства.

Сахар и кондитерские изделия. Товарная номенклатура по сахару значительно изменена в 2010 г. Изменилась шкала зависимости пошлин от диапазонов цен сахара-сырца на Нью-Йоркской товарной бирже. Договоренности ставкам пошлин на сахар-сырец и сахар прочий (кроме белого) были зафиксированы в период действия прежней ценовой шкалы. Они сводятся лишь к снижению верхнего уровня пошлин с 270 до 250 долл/т. Ставка на белый сахар остается неизменной. Таким образом, с момента присоединения к ВТО должна быть возвращена прежняя шкала диапазонов цен на сахар-сырец и соответствие ставок пошлин в зависимости от цены.

Пошлины на сахарные сиропы (0,23 евро за 1 кг) будут снижены в течение 5 лет до 0,12 евро/кг.

Ставки пошлин на кондитерские изделия будут снижаться  с 28 до 12% в течение 4 лет.

Овощные и фруктовые консервы, соки. Снижение пошлин за переходный период на эту продукцию по значительному количеству позиций незначительно (в основном с 15 до 11-12%). Однако, снижению до 5% (причем, по ряду позиций - с момента присоединения) подвергнутся ставки на концентраты соков.

С 15 до 6-10% произойдет снижение пошлин на консервы из тропических  овощей и фруктов (пассифлора, гуайява). Снижение пошлин на готовые соки не будет иметь экономических последствий, поскольку готовые соки в Россию импортировать экономически не выгодно.

Алкогольные и безалкогольные напитки, табачная продукция. К моменту присоединения действующий тариф на алкогольные и безалкогольные напитки и табачную продукцию меняться практически не будет, кроме позиции природных минеральных вод. В результате консолидации двусторонних протоколов в сводный Перечень, ставка начального уровня на этот товар была снижена практически в два раза (с 15 до 8%). Она останется на этом уровне без изменения до конца переходного периода. В случае критичного для отечественного производства роста импорта этого товара может быть задействован инструмент специальных защитных мер.

За переходный период произойдет снижение таможенных пошлин на газированные напитки (с 15 до 8%), что, как представляется, не должно привести к серьезным негативным последствиям, поскольку российский рынок этой продукцией насыщен, а ее импорт экономически нецелесообразен.

Те же соображения можно отнести и к пиву, где рынок насыщен продукцией отечественного производства, имеющей конкурентные преимущества.

Снижение пошлин на вина составит с 20 до 12,5% за 4 года и  за 3 года на игристые. Снижение пошлин на крепкие алкогольные напитки составит с 2 до 1,4-1,5 евро/л. Неизменной остается запретительная пошлина на спирт.

Снижение пошлин на сигареты (с 30 до 17%), по оценкам, не должно повлечь негативных последствий. На протяжении последних лет Россия является нетто-экспортером сигарет, а их импорт незначителен.

Проект Госпрограммы на 2013 - 2020 годы направлен на придание долгосрочного импульса развитию сельского  хозяйства, создание условий для  повышения конкурентоспособности  отечественного производства. При этом его мероприятия будут полностью адаптированы к условиям работы в ВТО и ЕЭП, подвергнутся пересмотру меры государственной поддержки в пользу применения мер, не оказывающих искажающего воздействия на торговлю.

Помимо поддержки, предусматриваемой в рамках проекта  Госпрограммы на 2013 - 2020 годы, в настоящее время рассматривается возможность продления льгот для сельскохозяйственных организаций по налогу на прибыль, а также по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации племенной продукции до 2020 года. Планируется проведение ежеквартального мониторинга объемов и стоимостных показателей импорта на территорию Российской Федерации и производства на территории Российской Федерации ряда чувствительных товаров.

Кроме того, для  свиноводства предусмотрены специальные меры адаптации: на трехлетний период с 2012 по 2014 год планируется ежегодное выделение из федерального бюджета 6 млрд. рублей на развитие глубокой переработки продукции свиноводства и селекционно-генетических центров. Для модификации регулирования ввоза сахара-сырца предполагается проведение переговоров со странами-участницами ВТО.

В соответствии с условиями присоединения Российской Федерации к ВТО сохранена  возможность квотирования импорта  отдельных видов мясной продукции, а также право вводить специальные защитные меры. Правила ВТО не ограничивают государственную поддержку в сфере развития инфраструктуры в сельской местности, системы образования и подготовки кадров, проведения научных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Проблемы функционирования АПК в условиях присоединения к ВТО

 

Решение вопроса  о присоединении России к ВТО  совпало с двумя весьма важными  событиями, которые окажут на наш  агропромышленный комплекс существенное влияние.

Во-первых, это  завершение разработки Государственной  программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Во-вторых, переход  от реального функционирования Таможенного  союза Белоруссии, Казахстана и России к формированию Единого экономического пространства на территории СНГ.

Следует отметить еще одну важную особенность предстоящего периода. Речь идет о том, что в  этот период предстоит, как минимум, решить двуединую проблему: с одной  стороны, увеличить производство для  достижения целей Доктрины продовольственной безопасности страны в части обеспечения населения пищевыми продуктами в размерах не ниже рекомендуемых медицинских норм, с другой стороны, - осуществить импортозамещение продукции, причем теперь уже в условиях достаточно агрессивной политики зарубежных стран по захвату нашего внутреннего продовольственного рынка, которые будут для этого использовать правила ВТО. Для компенсации воздействий негативных факторов, связанных с присоединением России к ВТО, новая Государственная программа должна содержать в себе все механизмы и экономические инструменты, обеспечивающие ускоренное развитие отрасли в условиях ВТО. При этом речь идет не только о самих инструментах, но и об их финансовой обеспеченности за счет государственного бюджета.

Одновременно с этим необходимо рассматривать задачу выравнивания уровня жизни сельских жителей в России и других странах-членах ВТО.

Завершив переговорный процесс и подписав протокол о  присоединении, Российская Федерация  взяла на себя ряд обязательств об изменениях в сферах внешней и внутренней экономической политики. Значительная часть этих обязательств касается деятельности агропромышленного комплекса, включая:

- государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей;

- обязательства по обеспечению доступа на рынок;

- экспортные субсидии.

Существо проблемы заключается в том, что устанавливается  начальный уровень разрешенной  государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей  в размере 9 млрд. долл. США в 2013 г. При этом предусматривается сокращение в переходный период равными долями до 4,4 млрд долл. США к 2018 г. с одновременным снижением таможенно-тарифной защиты агропродовольственного рынка в среднем на одну треть. В то же время суммарный уровень поддержки агропромышленного производства и сельской социальной сферы в США по состоянию на 2011 год составляет почти 100 млрд. долл., в ЕС - примерно 50 млрд. Евро, а в России - немногим более 6 млрд. долл. или примерно столько, сколько получает сельское хозяйство такой страны, как Польша.

Сложность ситуации заключается еще и в том, что  в первые годы реализации Государственной  программы, когда разрешается использовать на поддержку отрасли до 9 млрд. долл., принятыми бюджетными проектировками не предусматривается рост государственной поддержки, а с учетом инфляции - даже ее некоторое сокращение. В последующие годы, когда проектом Госпрограммы предусмотрен рост поддержки, уже будут действовать более низкие разрешенные ВТО ее предельные размеры. Так, по расчетам, согласно проекту Госпрограммы, потребность в финансировании мер «желтой корзины» в 2015 г. составит 8,4 млрд. долл., а разрешенный ее размер - лишь 7,2 млрд. долл.

Следует также  искать выход из положения, которое  сложится в последующие годы, когда  перенесение части поддержки из «желтой корзины» в «зеленую» вероятнее всего повлечет за собой снижение объемов сельскохозяйственной продукции, поскольку не всегда увеличение инфраструктурных расходов может компенсировать их недостаток в производстве. Эту проблему поднимают также наши союзы и ассоциации, по расчетам которых для компенсации ожидаемого экономического ущерба потребуются ежегодные выплаты из бюджета в размере 96 млрд. руб.

Одним из основных рисков, связанных со вступлением  России в ВТО, является усугубление  системных проблем, существующих в отрасли. В первую очередь, это низкая доходность сельхозтоваропроизводителя и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства. Открыв свои рынки для стран ВТО, нам предстоит конкурировать с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, работающими на основе самых передовых технологий. Производительность труда в этих странах многократно превышает российский показатель, и это в условиях, когда уровень государственной поддержки и тарифной защиты внутреннего рынка у них значительно выше. Для защиты внутреннего рынка США и ЕС используют запретительный уровень пошлин для внеквотных поставок продовольствия на их рынки. В частности, при ввозе в ЕС продуктов животноводства максимальная пошлина составляет 162%, а молочных продуктов 180%. Молочный рынок США защищается максимальной пошлиной в размере 126%, в то время как в России согласованный уровень тарифной защиты молочной отрасли составит меньше 15%, а мясной - 20% при одновременном увеличении размеров квот.

Что касается экспортных субсидий, которыми в настоящее время широко пользуются США и ЕС, то по условиям «ВТО-плюс» России запрещена поддержка своих экспортеров в виде субсидий. Однако США ежегодно в бюджете предусматривают экспортные субсидии в размере 1,5 млрд. долл. и не сокращают эту статью расходов, несмотря на многолетние требования членов ВТО.

Кроме отмеченных негативных последствий, в качестве отрицательных эффектов ряд экспертов  указывают следующие:

- предоставление энергоносителей отечественным производителям по мировым ценам приведет к росту себестоимости отечественной продукции;

- принятие менее жестких санитарных требований, действующих в ВТО по сравнению с действующими российскими, создает риск роста импорта вредных для здоровья пищевых продуктов;

- исключение возможности установления льготного железнодорожного тарифа для продукции российских товаропроизводителей.

В связи с  лишением России возможностей экспортного  субсидирования придется перенести  запланированные стратегические сроки  перехода к экспортной политике наших крупнейших отраслевых союзов - производителей мяса птицы и свинины.

По оценкам  ряда экспертов, существуют и определенные преимущества для экономики страны и ее аграрного сектора, в частности:

- возможность улучшения доступа российских товаров и капитала на мировой рынок;

- возможность устранения дискриминационных мер по отношению к экспортируемым отечественным товарам;

- доступ к арбитражной системе разрешения споров в ВТО и возможность иметь в ней своего полномочного представителя;

- возможное снижение оптовых цен на внутреннем рынке;

- возможность притока иностранного капитала на российский рынок.

Все вышеперечисленные  преимущества относятся к долгосрочной перспективе и по опыту функционирования АПК в условиях ВТО таких стран, как Киргизия, Украина и Молдова реализовать эти преимущества пока не удалось.

Заключение

 

Вступая в ВТО  до широкомасштабной модернизации отечественного сельскохозяйственного производства, мы рискуем не провести ее еще очень  долго, что осложнит решение задачи продовольственной безопасности страны.

Поэтому Государственная  программа должна стать основным инструментом по адаптации отечественного агропромышленного комплекса к  функционированию в условиях ВТО. Одновременно предстоит синхронизировать условия  функционирования АПК России и других стран Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства.

Информация о работе Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО