Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:27, реферат
Стремление России присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) является важнейшим подтверждением намерений и в дальнейшем прилагать усилия по развитию взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. При этом Российская Федерация берет на себя ряд обязательств. Так, в рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин. Не будут применяться прямые экспортные субсидии. Общая сумма внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарной корзины» не должна превышать 9 млрд. долларов США до 2013 г. и должна постепенно снижаться до 4,4 млрд. долларов к 2018 г.
Введение
1 Вступление России во ВТО и вопросы международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства
2 Меры государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО
3 Правила внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО
4 Проблемы функционирования АПК в условиях присоединения к ВТО
Заключение
Список использованных источников
Обязательства по объемам «янтарного ящика» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее - АМП). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня «янтарного ящика». Развитые страны-основатели ВТО имеют обязательства по сокращению АМП в течение 6 лет на 20%. Страны, присоединившиеся к ВТО с 1995 г., в основном также берут на себя такое обязательство. Исключением является Болгария (на 79% за 3 года), Македония, Вьетнам, Украина - без сокращения.
Присоединяющаяся страна, по правилам ВТО, должна согласовать с членами ВТО объем поддержки аграрного сектора в рамках «янтарного ящика» на основе реальной поддержки за репрезентативный период.
Все меры «янтарного ящика»
делятся на продуктово-специфическую
поддержку и продуктово-
Продуктово-специфическая поддержка - поддержка, предоставляемая на производство, продажу, транспортировку и т.д. конкретных сельскохозяйственных товаров. Такие меры включают в себя поддержку рыночных цен, субсидии на отдельные виды продукции. В данную категорию в случае наличия информации по объему поддержки в отношении конкретных товаров могут также включаться компенсация части стоимости комбикормов, закупаемых животноводческими комплексами, молочными фермами и птицефабриками, компенсация затрат на транспортировку сельскохозяйственных грузов.
Продуктово-неспецифическая поддержка — поддержка, предоставляемая государством на производство, но которую невозможно распределить по отдельным товарам. К таким программам относят льготирование потребления сельхозтоваропроизводителями электроэнергии, предоставление льгот по оплате стоимости горюче-смазочных материалов, кредитование сельхозтоваропроизводителей на льготных условиях, капиталовложения производственного назначения.
Важным принципом правил регулирования внутренней поддержки ВТО является принцип de minimis, который представляет собой пороговый уровень финансирования мер «янтарного ящика» и который является своеобразным количественным критерием искажающего эффекта на торговлю. Для развитых стран de minimis составляет 5 и менее процентов стоимости всей произведенной сельскохозяйственной продукции. Для развивающихся стран этот показатель равен 10 процентам.
Предполагается,
что 5-процентный объем поддержки
в валовой стоимости
Уровень de minimis может быть обязательством члена ВТО. В таком случае член ВТО имеет право на использование объемов поддержки строго в пределах 5-процентного порогового уровня. Принцип de minimis применяется в отношении продуктово-специфической и продуктово-неспецифической поддержки. Для каждого из видов устанавливается 5-процентный лимит для развитых и развивающихся и наименее развитых государств соответственно. Например, государство может использовать поддержку отдельных сельскохозяйственных товаров на уровне не выше 5% и одновременно реализовывать программы субсидирования, относящиеся к продуктово-неспецифическим, на уровне ниже или равном 5% от валовой стоимости всей сельскохозяйственной продукции.
Обязательства Российской Федерации. Обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна связывает общий объем поддержки АМП на уровне базового периода (три года, предшествующие присоединению) и затем принимает обязательство о сокращении его в течение базового периода.
При этом российские обязательства предполагают, что после присоединения к ВТО Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству (в настоящее время не предоставляются). Ни одной из стран, присоединившихся к ВТО после Уругвайского раунда, не удалось согласовать право на применение экспортных субсидий. В рамках договоренностей Доха-раунда их планируется отменить после 2013 г.
Свое согласие
на фиксирование такого нестандартного
подхода к фиксированию обязательств
по поддержке (то есть фактически после
присоединения уровень
В ходе консультаций со странами Кернской группы 12-13 сентября 2011г. был согласован проект обязательства, в соответствии с которым в течение переходного периода до 2017 года включительно (то есть в те годы, когда разрешенный уровень поддержки в рамках «желтой корзины» будет превышать уровень базового периода) доля продуктово-специфической поддержки в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30 %. Следует отметить, что уровень в 30% в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному в проекте Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
Ранее доля продуктово-специфической поддержки по отношению к продуктово-неспецифической в России не превышала 18 %.
Таблица 1 - Доля продуктово-специфической поддержки в России
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Объем продуктово-специфической поддержки, млн долл. |
232,4 |
367,6 |
535,3 |
854,7 |
Объем продуктово-неспецифической поддержки, млн долл. |
3744,9 |
3823,0 |
5590,7 |
4776,7 |
Доля продуктово-специфической поддержки в АМП % |
6,2 |
9,6 |
9,5 |
17,9 |
Согласованное со странами Кернской группы обязательство будет действовать только в течение переходного периода до 2018 года.
Одновременно Россия примет на себя обязательство о неприменении прямых экспортных субсидий. Следует отметить, что в настоящее время такие субсидии не предоставляются. Кроме того, обязательство об отказе от субсидирования экспорта уже заложено в правилах ЕЭП, начавших действовать с 1 января 2012 г.
Таблица 2 - Оценки средневзвешенных ставок ЕТТ и связанных ставок начального и конечного уровней, зафиксированных в обязательствах, согласованных в переговорах по присоединению к ВТО
ЕТТ: средневзвешенная ставка |
Обязательства в ВТО: средневзвешенная ставка | ||
Начальный уровень |
Конечный уровень | ||
Вся номенклатура |
10,293 |
11,850 |
7,147 |
Сельскохозяйственные товары |
15,634 |
15,178 |
11,275 |
Промышленные товары |
9,387 |
11,256 |
6,410 |
Рыба. Уровень действующего тарифа практически не будет подвергнут снижению к моменту присоединения, за исключением нескольких позиций из подсубпозиции 0303 79 ТН ВЭД ТС (14 из 346), в отношении которых изменится вид ставки пошлины — действующий комбинированный вид ставки с адвалорной составляющей в размере 10% будет преобразован в чисто адвалорный вид 10%-ной пошлины.
Что касается снижения пошлин на рыбу в течение переходного периода, то на многие виды рыбного сырья пошлины снижаются от действующих 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%. Основанием для этого подхода послужило то, что как вылов водных биоресурсов, так и выпуск товарной пищевой рыбной продукции в Российской Федерации, в течение многих лет остаются стабильно недостаточными.
Молоко, сливочное масло, сыры. Более высокий уровень тарифной защиты в российских обязательствах зафиксирован по 68 из 182 (всего по группе 04) позиций по молочной продукции - где начальный уровень связывания установлен на уровне выше действующего тарифа. Так, вся подгруппа 0401 (молоко и сливки несгущенные) относится к таким позициям.
В отношении товаров подгруппы 0402 (молоко и сливки сгущенные) к моменту присоединения запланировано снижение действующих ставок. Причем, снижение с 25% до 20% (23 позиции) будет возвращать размер ставок ввозных пошлин к действовавшему уровню до 1 января 2010 г.
Без изменения пошлин сохранятся 42 позиции. В отношении еще 10 позиций комбинированного вида ставки снизятся только в еврокомпоненте, а адвалорные составляющие пошлины останутся на уровне действующего тарифа также без изменений.
По 31 позиции произойдет смена вида ставки: комбинированный вид будет заменен на адвалорный. Начальная адвалорная 15%-ная ставка пошлины в этом случае будет соответствовать виду и размеру таможенной пошлины до момента вступления в силу ЕТТ.
Что касается снижения уровней связывания от начального к конечному в течение переходного периода присоединения, то размер пошлин здесь остается на неизменном уровне почти по половине позиций.
Так, в отношении подгруппы 0403 (пахта, йогурт, кефир и т.п.) вид и уровень пошлин останутся неизменными в течение переходного периода присоединения.
По кодам подгрупп 0401 и 0402 зафиксировано снижение до 15% уровня, который действовал до времени вступления в силу ЕТТ.
Произойдет снижение ставки пошлины в отношении некоторых товаров, относящихся к молочной сыворотке подгруппы 0404 - важного ингредиента при производстве товаров пищевой, кондитерской и алкогольной промышленности — до 10%, а также по некоторым сырам - снижение евро-компоненты.
Овощи и фрукты. К моменту присоединения действующий тариф практически не будет меняться, кроме пошлин на лимоны и яблоки. По тарифным линиям всех яблочных сортов, кроме сортов Голден Делишез и Гренни Смит, запланировано снижение уровня ставок действующего тарифа.
По нескольким позициям овощей зафиксирован «тарифный запас» (на картофель, помидоры с апреля по сентябрь, лук репчатый, капусту, морковь и свеклу столовых сортов). Так, в отношении картофеля: на семенной картофель начальный уровень превышает действующий нулевой тариф на 5 процентных пунктов, на прочий картофель, в том числе молодой, — на 15 процентных пунктов.
В течение переходного периода произойдет относительно небольшое снижение ставок пошлин (на 3-5 процентных пунктов) на огурцы, помидоры в осенний и зимний сезоны, когда они нужны для насыщения продовольственного рынка, а также на картофель, капусту, морковь, свеклу столовую. Такой подход реализуется Правительством Российской Федерации и в настоящее время (на капусту, морковь, свеклу столовую действующий тариф уже составляет 0 %).
Кроме того, будут снижены пошлины на овощи (спаржу, шпинат, маниок) и фрукты (финики, бананы, папайя, киви) в России не произрастающие, или выращиваемые в небольших масштабах, что также позитивно скажется на состоянии потребительского рынка.
Без изменений на уровне действующего тарифа останутся ввозные пошлины на бобовые подгруппы 0708.
В отношении яблок: в период с августа по ноябрь ставки ввозных пошлин будут снижены до 0,06 евро за 1 кг за 5 лет.
Чай и кофе. К моменту присоединения действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не будет. Снижение зафиксировано только по 1 позиции - в еврокомпоненте ставки пошлины на чай зеленый в одноразовой упаковке.
Обязательства по уступкам в области обжаренного кофе - снижение с 10 до 8% (9 группа ТН ВЭД) и растворимого кофе - с 10 до 7,5% (21 группа ТН ВЭД) незначительны. В отношении чая: снижение пошлин на расфасованный чай с 20 до 12,5%. При этом следует принять во внимание, что ввоз в Россию кофейного и чайного сырья осуществляется беспошлинно.
Зерновые культуры. Снижение ставки действующего тарифа товарных групп 10 и 11 к моменту присоединения коснется крахмала маниокового, солода и крахмала кукурузного из-за перехода от комбинированного вида ставки пошлины к адвалорному. Существенно понизится уровень ставки пошлины в отношении ввоза риса, ставки действующего тарифа Российской Федерации на который повышали за время тарифных переговоров дважды: в 2005г. — после фиксации договоренностей с рядом партнеров и 2009г. — уже после окончания всех переговоров по тарифам. В этом виде ставки вошли в ЕТТ. Первоначальная же ставка пошлины на рис составляла 10%, но не менее 0,03 евро за 1 кг. Консолидированное значение начального уровня связывания ставки пошлины в отношении рассматриваемых позиций по рису составило 15%, но не менее 0,045 евро за 1 кг, к этому значению и будет осуществлено снижение действующего в настоящее время тарифа на момент присоединения.
Обязательства по снижению пошлин также затрагивают изделия из риса, солод и крахмал.
Растительные масла и жиры. Действующий тариф ТС должен быть снижен к моменту присоединения на маргарин, а также масла прочие: соевое, подсолнечное, сафлоровое, хлопковое, рапсовое и их фракции только в евросоставляющей ставки пошлины, а также на пальмовое масло - ставка должна быть возвращена на уровень 5%. Снижения в части растительных масел были, в частности, обусловлены тем, что в течение переговорного процесса из тарифных позиций в действовавшем тарифе были сделаны выделения тарифных линий для первичных упаковок объемом не более 10 литров, в то время как в некоторых двусторонних протоколах уже были зафиксированы тарифные линии по маслам без выделения дополнительных линий. Учитывая, что консолидация результатов двусторонних протоколов в сводном Перечне обязательств по ставкам пошлин предполагает установление ставки, соответствующей коду с более общим описанием, в окончательную редакцию тарифных обязательств были включены, таким образом, более низкие ставки, чем в действующем тарифе.
Информация о работе Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО