Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Стремление России присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) является важнейшим подтверждением намерений и в дальнейшем прилагать усилия по развитию взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. При этом Российская Федерация берет на себя ряд обязательств. Так, в рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин. Не будут применяться прямые экспортные субсидии. Общая сумма внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарной корзины» не должна превышать 9 млрд. долларов США до 2013 г. и должна постепенно снижаться до 4,4 млрд. долларов к 2018 г.

Содержание работы

Введение
1 Вступление России во ВТО и вопросы международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства
2 Меры государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО
3 Правила внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО
4 Проблемы функционирования АПК в условиях присоединения к ВТО
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Обязательства по объемам  «янтарного ящика» фиксируются для  каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее - АМП). Кроме  того, в тех же перечнях могут  быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня «янтарного ящика». Развитые страны-основатели ВТО имеют обязательства по сокращению АМП в течение 6 лет на 20%. Страны, присоединившиеся к ВТО с 1995 г., в основном также берут на себя такое обязательство. Исключением является Болгария (на 79% за 3 года), Македония, Вьетнам, Украина - без сокращения.

Присоединяющаяся страна, по правилам ВТО, должна согласовать  с членами ВТО объем поддержки  аграрного сектора в рамках «янтарного ящика» на основе реальной поддержки за репрезентативный период.

Все меры «янтарного ящика» делятся на продуктово-специфическую  поддержку и продуктово-неспецифическую  поддержку.

Продуктово-специфическая  поддержка - поддержка, предоставляемая  на производство, продажу, транспортировку и т.д. конкретных сельскохозяйственных товаров. Такие меры включают в себя поддержку рыночных цен, субсидии на отдельные виды продукции. В данную категорию в случае наличия информации по объему поддержки в отношении конкретных товаров могут также включаться компенсация части стоимости комбикормов, закупаемых животноводческими комплексами, молочными фермами и птицефабриками, компенсация затрат на транспортировку сельскохозяйственных грузов.

Продуктово-неспецифическая  поддержка — поддержка, предоставляемая  государством на производство, но которую невозможно распределить по отдельным товарам. К таким программам относят льготирование потребления сельхозтоваропроизводителями электроэнергии, предоставление льгот по оплате стоимости горюче-смазочных материалов, кредитование сельхозтоваропроизводителей на льготных условиях, капиталовложения производственного назначения.

Важным принципом  правил регулирования внутренней поддержки  ВТО является принцип de minimis, который  представляет собой пороговый уровень  финансирования мер «янтарного ящика» и который является своеобразным количественным критерием искажающего эффекта на торговлю. Для развитых стран de minimis составляет 5 и менее процентов стоимости всей произведенной сельскохозяйственной продукции. Для развивающихся стран этот показатель равен 10 процентам.

Предполагается, что 5-процентный объем поддержки  в валовой стоимости произведенной  продукции оказывает минимальное  искажающее воздействие на торговлю, поэтому в отношении de minimis не применяется  сокращение и такие субсидии исключаются из расчетов обязательств по объемам поддержки.

Уровень de minimis может быть обязательством члена  ВТО. В таком случае член ВТО имеет  право на использование объемов  поддержки строго в пределах 5-процентного  порогового уровня. Принцип de minimis применяется в отношении продуктово-специфической и продуктово-неспецифической поддержки. Для каждого из видов устанавливается 5-процентный лимит для развитых и развивающихся и наименее развитых государств соответственно. Например, государство может использовать поддержку отдельных сельскохозяйственных товаров на уровне не выше 5% и одновременно реализовывать программы субсидирования, относящиеся к продуктово-неспецифическим, на уровне ниже или равном 5% от валовой стоимости всей сельскохозяйственной продукции.

Обязательства Российской Федерации. Обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. В соответствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна связывает общий объем поддержки АМП на уровне базового периода (три года, предшествующие присоединению) и затем принимает обязательство о сокращении его в течение базового периода.

При этом российские обязательства предполагают, что  после присоединения к ВТО Россия не будет использовать экспортные субсидии сельскому хозяйству (в настоящее время не предоставляются). Ни одной из стран, присоединившихся к ВТО после Уругвайского раунда, не удалось согласовать право на применение экспортных субсидий. В рамках договоренностей Доха-раунда их планируется отменить после 2013 г.

Свое согласие на фиксирование такого нестандартного подхода к фиксированию обязательств по поддержке (то есть фактически после  присоединения уровень поддержки, соответствующий базовому периоду, не сокращается, а увеличивается) страны Кернской группы (Канада, Бразилия, Австралия и Аргентина) увязали с предоставлением Россией неких гарантий о том, что радикальных изменений в российской политике по поддержке сельского хозяйства в течение переходного периода не произойдет. Они предложили взять обязательство о фиксации максимальной доли продуктово-специфической поддержки в процентах от продуктово-неспецифической поддержки. В настоящее время большая часть поддержки, предоставляемой в России, является продуктово-неспецифической.

В ходе консультаций со странами Кернской группы 12-13 сентября 2011г. был согласован проект обязательства, в соответствии с которым в  течение переходного периода  до 2017 года включительно (то есть в те годы, когда разрешенный уровень поддержки в рамках «желтой корзины» будет превышать уровень базового периода) доля продуктово-специфической поддержки в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30 %. Следует отметить, что уровень в 30% в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному в проекте Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Ранее доля продуктово-специфической  поддержки по отношению к продуктово-неспецифической в России не превышала 18 %.

 

Таблица 1 - Доля продуктово-специфической поддержки в России

 

2006

2007

2008

2009

Объем продуктово-специфической  поддержки, млн долл.

232,4

367,6

535,3

854,7

Объем продуктово-неспецифической поддержки, млн долл.

3744,9

3823,0

5590,7

4776,7

Доля продуктово-специфической  поддержки в АМП %

6,2

9,6

9,5

17,9


 

Согласованное со странами Кернской группы обязательство  будет действовать только в течение  переходного периода до 2018 года.

Одновременно Россия примет на себя обязательство о неприменении прямых экспортных субсидий. Следует отметить, что в настоящее время такие субсидии не предоставляются. Кроме того, обязательство об отказе от субсидирования экспорта уже заложено в правилах ЕЭП, начавших действовать с 1 января 2012 г.

 

Таблица 2 - Оценки средневзвешенных ставок ЕТТ и связанных ставок начального и конечного уровней, зафиксированных в обязательствах, согласованных в переговорах по присоединению к ВТО

 

ЕТТ: средневзвешенная ставка

Обязательства в ВТО:

средневзвешенная

ставка

   

Начальный уровень

Конечный уровень

Вся номенклатура

10,293

11,850

7,147

Сельскохозяйственные  товары

15,634

15,178

11,275

Промышленные  товары

9,387

11,256

6,410


 

 

 

Рыба. Уровень действующего тарифа практически не будет подвергнут снижению к моменту присоединения, за исключением нескольких позиций из подсубпозиции 0303 79 ТН ВЭД ТС (14 из 346), в отношении которых изменится вид ставки пошлины — действующий комбинированный вид ставки с адвалорной составляющей в размере 10% будет преобразован в чисто адвалорный вид 10%-ной пошлины.

Что касается снижения пошлин на рыбу в течение переходного  периода, то на многие виды рыбного  сырья пошлины снижаются от действующих 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%. Основанием для этого подхода послужило то, что как вылов водных биоресурсов, так и выпуск товарной пищевой рыбной продукции в Российской Федерации, в течение многих лет остаются стабильно недостаточными.

Молоко, сливочное масло, сыры. Более высокий уровень тарифной защиты в российских обязательствах зафиксирован по 68 из 182 (всего по группе 04) позиций по молочной продукции - где начальный уровень связывания установлен на уровне выше действующего тарифа. Так, вся подгруппа 0401 (молоко и сливки несгущенные) относится к таким позициям.

В отношении  товаров подгруппы 0402 (молоко и сливки сгущенные) к моменту присоединения  запланировано снижение действующих  ставок. Причем, снижение с 25% до 20% (23 позиции) будет возвращать размер ставок ввозных  пошлин к действовавшему уровню до 1 января 2010 г.

Без изменения  пошлин сохранятся 42 позиции. В отношении  еще 10 позиций комбинированного вида ставки снизятся только в еврокомпоненте, а адвалорные составляющие пошлины останутся на уровне действующего тарифа также без изменений.

По 31 позиции произойдет смена вида ставки: комбинированный вид будет заменен на адвалорный. Начальная адвалорная 15%-ная ставка пошлины в этом случае будет соответствовать виду и размеру таможенной пошлины до момента вступления в силу ЕТТ.

Что касается снижения уровней связывания от начального к конечному в течение переходного периода присоединения, то размер пошлин здесь остается на неизменном уровне почти по половине позиций.

Так, в отношении  подгруппы 0403 (пахта, йогурт, кефир и  т.п.) вид и уровень пошлин останутся неизменными в течение переходного периода присоединения.

По кодам  подгрупп 0401 и 0402 зафиксировано снижение до 15% уровня, который действовал до времени вступления в силу ЕТТ.

Произойдет  снижение ставки пошлины в отношении  некоторых товаров, относящихся к молочной сыворотке подгруппы 0404 - важного ингредиента при производстве товаров пищевой, кондитерской и алкогольной промышленности — до 10%, а также по некоторым сырам - снижение евро-компоненты.

Овощи и фрукты. К моменту присоединения действующий тариф практически не будет меняться, кроме пошлин на лимоны и яблоки. По тарифным линиям всех яблочных сортов, кроме сортов Голден Делишез и Гренни Смит, запланировано снижение уровня ставок действующего тарифа.

По нескольким позициям овощей зафиксирован «тарифный запас» (на картофель, помидоры с апреля по сентябрь, лук репчатый, капусту, морковь и свеклу столовых сортов). Так, в отношении картофеля: на семенной картофель начальный уровень превышает действующий нулевой тариф на 5 процентных пунктов, на прочий картофель, в том числе молодой, — на 15 процентных пунктов.

В течение переходного  периода произойдет относительно небольшое  снижение ставок пошлин (на 3-5 процентных пунктов) на огурцы, помидоры в осенний  и зимний сезоны, когда они нужны  для насыщения продовольственного рынка, а также на картофель, капусту, морковь, свеклу столовую. Такой подход реализуется Правительством Российской Федерации и в настоящее время (на капусту, морковь, свеклу столовую действующий тариф уже составляет 0 %).

Кроме того, будут снижены пошлины на овощи (спаржу, шпинат, маниок) и фрукты (финики, бананы, папайя, киви) в России не произрастающие, или выращиваемые в небольших масштабах, что также позитивно скажется на состоянии потребительского рынка.

Без изменений  на уровне действующего тарифа останутся ввозные пошлины на бобовые подгруппы 0708.

В отношении  яблок: в период с августа по ноябрь ставки ввозных пошлин будут снижены  до 0,06 евро за 1 кг за 5 лет.

Чай и кофе. К моменту присоединения действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не будет. Снижение зафиксировано только по 1 позиции - в еврокомпоненте ставки пошлины на чай зеленый в одноразовой упаковке.

Обязательства по уступкам в области обжаренного  кофе - снижение с 10 до 8% (9 группа ТН ВЭД) и растворимого кофе - с 10 до 7,5% (21 группа ТН ВЭД) незначительны. В отношении чая: снижение пошлин на расфасованный чай с 20 до 12,5%. При этом следует принять во внимание, что ввоз в Россию кофейного и чайного сырья осуществляется беспошлинно.

Зерновые  культуры. Снижение ставки действующего тарифа товарных групп 10 и 11 к моменту присоединения коснется крахмала маниокового, солода и крахмала кукурузного из-за перехода от комбинированного вида ставки пошлины к адвалорному. Существенно понизится уровень ставки пошлины в отношении ввоза риса, ставки действующего тарифа Российской Федерации на который повышали за время тарифных переговоров дважды: в 2005г. — после фиксации договоренностей с рядом партнеров и 2009г. — уже после окончания всех переговоров по тарифам. В этом виде ставки вошли в ЕТТ. Первоначальная же ставка пошлины на рис составляла 10%, но не менее 0,03 евро за 1 кг. Консолидированное значение начального уровня связывания ставки пошлины в отношении рассматриваемых позиций по рису составило 15%, но не менее 0,045 евро за 1 кг, к этому значению и будет осуществлено снижение действующего в настоящее время тарифа на момент присоединения.

Обязательства по снижению пошлин также затрагивают  изделия из риса, солод и крахмал.

Растительные  масла и жиры. Действующий тариф ТС должен быть снижен к моменту присоединения на маргарин, а также масла прочие: соевое, подсолнечное, сафлоровое, хлопковое, рапсовое и их фракции только в евросоставляющей ставки пошлины, а также на пальмовое масло - ставка должна быть возвращена на уровень 5%. Снижения в части растительных масел были, в частности, обусловлены тем, что в течение переговорного процесса из тарифных позиций в действовавшем тарифе были сделаны выделения тарифных линий для первичных упаковок объемом не более 10 литров, в то время как в некоторых двусторонних протоколах уже были зафиксированы тарифные линии по маслам без выделения дополнительных линий. Учитывая, что консолидация результатов двусторонних протоколов в сводном Перечне обязательств по ставкам пошлин предполагает установление ставки, соответствующей коду с более общим описанием, в окончательную редакцию тарифных обязательств были включены, таким образом, более низкие ставки, чем в действующем тарифе.

Информация о работе Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО