Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Стремление России присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) является важнейшим подтверждением намерений и в дальнейшем прилагать усилия по развитию взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. При этом Российская Федерация берет на себя ряд обязательств. Так, в рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин. Не будут применяться прямые экспортные субсидии. Общая сумма внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарной корзины» не должна превышать 9 млрд. долларов США до 2013 г. и должна постепенно снижаться до 4,4 млрд. долларов к 2018 г.

Содержание работы

Введение
1 Вступление России во ВТО и вопросы международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства
2 Меры государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО
3 Правила внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО
4 Проблемы функционирования АПК в условиях присоединения к ВТО
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Для России доступность  импортного продовольствия в принципе является хорошей страховкой при  проведении реконструкции и модернизации собственного сельскохозяйственного и пищевого производства, при понимании, что доля импортного продовольствия должна снижаться. Российский рынок является крайне привлекательным для других стран в условиях стагнации мировых продовольственных рынков.

Однако серьезную  озабоченность России вызывает диспаритет во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией. Внешняя торговля Российской Федерации характеризуется отрицательным  сальдо российского торгового баланса  по сельскохозяйственной продукции и продовольствию. Так, экспорт в Россию в 9 раз превышает объем импорта из России в страны Европейского союза. Импорту российского зерна в ЕС, несмотря на наличие спроса, препятствуют маленькие квоты на поставки низкобелкового зерна. Количество аттестованных ветеринарами ЕС российских мясных и молочных предприятий на право поставлять продукцию в Европу во много раз меньше аналогичных компаний Евросоюза (8 против 3600).

Фактором, сдерживающим допуск отечественных товаров на европейские рынки, остается также высокий уровень субсидирования сельского хозяйства в  ЕС. По официальным оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля совокупной поддержки в доходах европейских фермеров от реализации сельскохозяйственной продукции составляет в последние годы 22-24%. В России аналогичный показатель находится на уровне 13-15%.

Высокий уровень  субсидирования в ЕС ведет к перепроизводству основных сельскохозяйственных продуктов  и направлению излишков на внешние  рынки по ценам, порой ниже себестоимости. Напротив, допуск «чувствительных товаров» из третьих стран — зерна, молока, мяса птицы, свинины, сахара — на собственный рынок ЕС ограничивается квотами и жесткой тарифной политикой,

Тем не менее, для  России европейский рынок является привлекательным благодаря его близости и высоким ценам на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Мы намерены и в дальнейшем прилагать все усилия по развитию добрососедских и взаимовыгодных отношений как с Евросоюзом в целом, так и его странами-членами в отдельности.

По поводу вступления в ВТО имеются противоположные  точки зрения: либеральные макроэкономисты, как правило, говорят о безболезненности и даже выигрыше российской экономики  от вхождения в ВТО. Представители  большинства отраслей отмечают, как правило, негативные последствия, вплоть до банкротства основной массы предприятий. К сожалению, необходимых для  обобщения материалов в открытой печати до последнего времени не публиковалось.

Отдельные ученые проводили и публиковали определенные оценки последствий вступления в ВТО в связи с обязательствами Правительства Российской Федерации сократить прямую поддержку сельского хозяйства до 4,4 млрд. долл. При указанном объеме прямой поддержки рентабельность сельскохозяйственных организаций не может оказаться выше прежнего уровня (11,7%  в среднем за 2004-2009гг. при  том,  что прибыль практически формируется субсидиями), что недостаточно для расширенного воспроизводства. Если бы прямая поддержка в настоящее время была на уровне 250-280 млрд. руб., то это позволило бы повысить среднюю рентабельность до 30%,  необходимую  для  нормального ведения  расширенного воспроизводства,  и это лишь при условии, что все прочие факторы, влияющие на затраты в сельхозпроизводстве, окажутся прежними. Но они неминуемо изменятся, так как вступление в ВТО означает сокращение тарифных барьеров, запрещение определенных форм защиты своего рынка и другие ограничения.

Какие же необходимы субсидии, чтобы средняя рентабельность после вступления в ВТО осталась на прежнем уровне 12%? По расчетам ученых, для сохранения существующего уровня рентабельности, крайне низкого и не создающего условий для расширенного воспроизводства, следует увеличить субсидии примерно до 209 млрд. руб. (7,5 млрд. долл. при курсе 28 руб/долл).

Для обеспечения рентабельности в 30%, необходимой для стабильного расширенного воспроизводства, субсидии должны вырасти в 3,3 раза, то есть составить 396 млрд. руб., или 14 млрд. долл. Это совершенно немыслимый и не допустимый при достигнутом согласии с участниками ВТО уровень субсидии.

Есть, правда, еще  так называемый de minimis, всегда разрешаемый  правилами ВТО объем прямых субсидий в размере 5% от валовой продукции  сельского хозяйства. При современном  уровне производства это около 4,5 млрд. долл. В сумме с разрешенными 4,4 млрд. долл. общий объем прямых субсидий может составить 8,9 млрд. долл., или около 250 млрд. руб.

По оценке российских ученых, даже при полном использовании  этой суммы рентабельность достигнет  порядка 15-16%, что при современном  состоянии сельского хозяйства совершенно недостаточно для расширенного воспроизводства. При этом надо учитывать, что потери бюджета от снижения таможенных пошлин на весь импорт составят порядка 35-40%,  или  около 350-400 млрд. руб. Это означает, что возможности бюджета в субсидировании АПК существенно сократятся.

При существующем уровне субсидирования и существующих тенденциях роста цен на средства производства уровень рентабельности сельского хозяйства России после  вступления в ВТО будет снижаться, а для его повышения до необходимых 30% потребуются субсидии порядка 400 млрд. руб., что не приемлемо при достигнутых соглашениях с участниками ВТО.

Разумеется, российские сельхозпроизводители будут стремиться снижать затраты, внедрять эффективные  инновации, но нельзя забывать, что на нововведения нужны инвестиции. Конечно, финансовые ресурсы можно брать в кредит, но для их погашения требуется высокая рентабельность, в противном случае ссуды трудно получить и еще труднее возвратить.

Таким образом, вступление России в ВТО, как следует из выше сказанного, наряду с некоторыми положительными моментами создаст дополнительные проблемы  отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям. В этих условиях руководство страны вместе с аграрным сообществом должны выработать меры, которые позволят свести до минимума негативные последствия от вступления в ВТО и максимально использовать выигрыши от этого вступления. Другого пути для нас нет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Меры  государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО

 

В соответствии с достигнутыми договоренностями по вопросу государственной поддержки  Россия в рамках ВТО приняла обязательство  о связывании объема мер поддержки  на уровне до 9 млрд. долл. США на период до 2012 года и поэтапное его снижение до 4,4 млрд. долл. США к началу 2018 года.

Справочно:

В рамках переходного  периода предусматривается:

- в 2012-2013 гг. объем государственной поддержки – 9 млрд. долларов США;

- в 2014 г. – 8,1 млрд. долларов США;

- в 2015 г. – 7,2 млрд. долларов США;

- в 2016 г. – 6,3 млрд. долларов США;

- в 2017 г. – 5,4 млрд. долларов США;

- в 2018 г. – 4,4 млрд. долларов США.

При этом в случае превышения допустимого уровня господдержки, согласованного в рамках ВТО, существует возможность переноса отдельных  мероприятий, предусмотренных Госпрограммой, на те направления, которые не подлежат ограничению («зеленая корзина») в соответствии с нормами и правилами ВТО.

Кроме того, возможно использование правила «de minimis», а также регионализацию территорий (оказание поддержки сельхоз-товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на неблагоприятных для ведения сельского хозяйства территориях).

Проектом Государственной  программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы сохранены ключевые мероприятия действующей государственной программы.

Государственная программа предусматривает комплексное  развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного  комплекса.

К основным приоритетам  относятся: социальная  и экономическая сфера, развитие производства и производственного потенциала, научное и кадровое обеспечение.

Кроме того, приоритетные направления включают:

- развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

- обеспечение животноводства растительным кормовым белком;

- экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;

- минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны.

Разработанные программные мероприятия на период с 2013 по 2020 годы в рамках проекта  Государственной программы будут  осуществляться таким образом, чтобы в рамках правил ВТО не оказывалось непосредственного искажающего влияния на торговлю между странами с максимальным использованием инструментов поддержки «зеленой корзины».

Уровень государственной  поддержки АПК, предусмотренный  федеральным законом о федеральным бюджете на 2012 год, составляет 136,1 млрд. рублей, или 4,6 млрд. долл. США.

Объем государственной  поддержки сельского хозяйства, предусмотренный проектом Государственной  программы на 2013-2020 годы, будет соответствовать  достигнутым в рамках переговоров по присоединению к ВТО договоренностям. В то же время объем ее предоставления будет зависеть от уровня бюджетной обеспеченности.

В качестве стратегических целей Государственной программы  на 2013-2020 годы Минсельхозом России определены следующие:

- обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК;

- обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;

- воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;

- устойчивое развитие сельских территорий.

Структура Государственной  программы построена, исходя из необходимости  достижения вышеназванных приоритетных целей и задач, и сгруппирована  по соответствующим разделам.

Она состоит  из шести подпрограмм и трёх ФЦП:

- подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства,  переработки и реализации продукции растениеводства»;

- подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции»;

- подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования»;

- подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»;

- подпрограмма «Научное обеспечение реализации мероприятий  Государственной программы»;

- подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы»;

- ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»;

- ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (проект);

- ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» (проект).

Подпрограммы  и включенные в них основные мероприятия представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Правила внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО

 

В соответствии с правилами ВТО для сельского  хозяйства запрещены импортозамещающие  и прямые экспортные субсидии, за исключением  объемов экспортных субсидий, зафиксированных  в Перечнях по товарам отдельных  стран ВТО по итогам Уругвайского раунда.

Концепция внутренней поддержки  ВТО предполагает деление всех мер  на несколько, так называемых ящиков, в зависимости от степени искажающего  влияния на торговлю: «янтарный ящик», «зеленый ящик», «голубой ящик».

«Зеленый ящик» включает меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю. Общими критериями ко всем программам поддержки в рамках «зеленого ящика» является предоставление субсидии за счет средств бюджета, а не за счет средств потребителей, наряду с этим следствием поддержки не должно являться поддержание цен. При соответствии данным критериям меры поддержки освобождаются от обязательства по сокращению. Такие меры направлены на формирование инфраструктуры, подготовку кадров, компенсацию потерь в результате стихийных бедствий и т.д. Такие меры могут предоставляться без ограничений.

«Янтарный ящик» включает меры, оказывающие искажающее воздействие  на торговлю, не подпадающие под  критерии «зеленого» ящика: ценовая  поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и т.д. Такие меры ограничены в объеме.

Информация о работе Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО