Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Стремление России присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) является важнейшим подтверждением намерений и в дальнейшем прилагать усилия по развитию взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. При этом Российская Федерация берет на себя ряд обязательств. Так, в рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин. Не будут применяться прямые экспортные субсидии. Общая сумма внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарной корзины» не должна превышать 9 млрд. долларов США до 2013 г. и должна постепенно снижаться до 4,4 млрд. долларов к 2018 г.

Содержание работы

Введение
1 Вступление России во ВТО и вопросы международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства
2 Меры государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО
3 Правила внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО
4 Проблемы функционирования АПК в условиях присоединения к ВТО
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Новгородский государственный университет имени  Ярослава Мудрого»

Институт экономики  и управления

______________________________________________________________

Кафедра аграрной экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 «Предпринимательство в АПК»

по специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии

«Проблемы адаптации  сельского хозяйства России в условиях работы ВТО».

 

 

 

 

 

Профессор

________ П.В.Никифоров 

«___»___________2012г.

 

Студентка группы 7432зо

________ А.Н.Никитина

«___»____________2012г

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Вступление  России во ВТО и вопросы международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства

 

4

2 Меры  государственной поддержки сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО

 

14

3  Правила внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках ВТО

18

4 Проблемы функционирования АПК в условиях присоединения к ВТО

 

31

Заключение

35

Список использованных источников

36


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стремление  России  присоединиться к Всемирной  торговой организации (ВТО) является важнейшим  подтверждением намерений и в  дальнейшем прилагать усилия по развитию взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами мира. При этом Российская Федерация берет на себя ряд обязательств. Так, в рамках вступления в организацию Россия согласилась снизить среднюю ставку импортных пошлин. Не будут применяться прямые экспортные субсидии. Общая сумма внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарной корзины» не должна превышать 9 млрд. долларов США до 2013 г. и должна постепенно снижаться до 4,4 млрд. долларов к 2018 г.

Санитарные, фитосанитарные меры будут разрабатываться и  применяться в соответствии с соответствующим Соглашением ВТО. Законодательство в области технического регулирования, стандартов и процедуры оценки соответствия будут удовлетворять нормам Соглашения ВТО о техническом регулировании. Будут разрабатываться и применяться международные стандарты санитарных и фитосанитарных мер с учетом членства и посредством активного участия в Кодексе Алиментариус (Кодекс качества пищи), в работе Всемирной организации по защите здоровья животных и Международной Конвенции по защите растений.

В части инвестиционных мер в области торговли предусматривается, что законы, регламенты и иные меры, касающиеся Соглашения об инвестиционных мерах в области торговли, будут соответствовать нормам ВТО. В полной мере будут применяться нормы Соглашения ВТО о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

При этом следует  подчеркнуть, что в целом сформирована необходимая законодательная база, осуществлена гармонизация российского  законодательства с нормами и  правилами ВТО.

1 Вступление России во ВТО и вопросы международного сотрудничества в сфере сельского хозяйства

 

К настоящему времени  в сфере аграрного законодательства принят ряд федеральных законов, направленных на регулирование аграрных отношений и имеющих важное значение для развития сельского хозяйства. Среди них федеральные законы «О сельскохозяйственной кооперации», «О племенном животноводстве», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О семеноводстве», «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О карантине растений», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Земельный кодекс Российской Федерации.

Особо отметим  принятие в 2006 году Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», который установил правовые основы реализации государственной социально-экономической  политики в сфере развития сельского  хозяйства. В соответствии с указанным Федеральным законом разработана и реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, в настоящее время разрабатывается проект Государственной программы на 2013-2020 годы.

По оценке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, агропромышленному комплексу  России для смягчения последствий  от присоединения к ВТО и адаптации  к работе в новых условиях требуется  дополнительная поддержка в объеме от 96 до 107 млрд. рублей ежегодно. Если объемы господдержки будут сокращены, то возникнут риски падения темпов роста отрасли в среднесрочной перспективе, снижения ее инвестиционной привлекательности, невыполнения показателей Доктрины продовольственной безопасности, прекращения деятельности большого числа малых и средних предприятий из-за низкой конкурентоспособности.

Основные опасения в связи со снижением таможенно-тарифной защиты связаны с производством  мяса всех видов, особенно свинины, и мясопродуктов, сахара, молока и молокопродуктов, масложировой продукции.

При вступлении в ВТО планируется  снизить ввозную пошлину на живых  свиней с 40% до 5%. В результате, прогнозирует Минсельхоз, цены на этих животных в стране снизятся, низкоэффективные предприятия, которые работают с минимальной рентабельностью, окажутся убыточными, а у высокоэффективных и предприятий со средней эффективностью рентабельность уменьшится в два раза. Это приведет к увеличению сроков окупаемости инвестиционных проектов с 8 до 12 лет, стагнации или снижению производства, росту импорта, доля которого может приблизиться к 35-45%.

Негативные  последствия прогнозируются и для  первичной переработки свинины, поскольку пошлина на субпродукты  снижается с 25% до 15%, а поставки свинины  внутри квоты не будут облагаться пошлиной. Доходность первичной переработки свиней снизится, так как рентабельность переработки зависит от возможности реализовать не только мясо, но и сопутствующую продукцию.

Как считают в Министерстве сельского  хозяйства, для компенсации потерь и сохранения инвестиционной привлекательности свиноводства потребуется в течение пяти лет ежегодно выделять субсидии в размере 10 рублей за 1 кг живого веса. Общий объем субсидий оценивается в 20 млрд. рублей в год. Кроме того, на поддержку первичной переработки потребуется 6 млрд. рублей (эти средства предусмотрены на ближайшие три года).

По  оценке Минсельхоза России, потери отрасли, занимающейся производством  говядины, составят 17 млрд. рублей, а срок окупаемости новых проектов увеличится с 11 до 14-15 лет. К этому приведет договоренность о снятии ценового критерия (8 тыс.евро за тонну) при определении высококачественной говядины для США, Канады и Аргентины, не подпадающей под режим тарифного квотирования. Таким образом, появляется канал по неконтролируемому ввозу говядины, резюмирует Минсельхоз и высказывается за выделение в течение минимум 10 лет дополнительных субсидий в размере 17 млрд. рублей в год, также считает необходимым исключить мясо из списка товаров, на которые распространяются преференции при поставках в Российскую Федерацию.

Риск  для птицеводства видится в том, что, поскольку рынки различных  видов мяса взаимосвязаны, то возможное  снижение цен на свинину приведет к повышению спроса на нее и  падению - на мясо птицы. В результате цены могут снизиться от 5 до 7 рублей за 1 кг, что приведет к потерям почти в 22 млрд. рублей. Кроме того, для поддержки этой отрасли необходимо принять комплекс мер для развития экспорта, поскольку уже в 2012 году ресурсы мяса птицы превысят возможное потребление на 140 тыс. тонн. На поддержку птицеводства потребуется 20 млрд. рублей ежегодно.

Касаясь рисков для рынка сахара, Минсельхоз считает, что согласованные с  ВТО импортные пошлины на сахар-сырец, соответствуют базисным условиям 2004 года, поэтому при текущей конъюнктуре мирового рынка этот механизм не будет компенсировать резких изменений цен на сахар-сырец на мировом рынке и защищать внутренний рынок сахара.

По  сути, действующая плавающая пошлина, которая в зависимости от цен  мирового рынка повышалась или снижалась и таким образом защищала производителей свекловичного сахара от импортного сырца, превратится в плоскую на уровне 140 долл. за тонну. Это снизит тарифную защиту отечественных производителей на 25% при неблагоприятной конъюнктуре мирового рынка сахара-сырца. По оценке Минсельхоза, отрасли потребуется ежегодно 25 млрд. рублей на субсидирование затрат на гектар посевов сахарной свеклы.

На  молочном рынке после вступления России в ВТО возможны снижение внутреннего  производства и рост импорта, особенно сухого молока, пошлина на ввоз которого будет снижена с 25% до 15%. В частности, производство сухого молока сократится на 38%, импорт вырастет на 60%. Из-за снижения таможенных пошлин вырастет ввоз молочных продуктов, что приведет к уменьшению потребности в сыром молоке и, как следствие, к снижению цены. Уже в первый год потери сельхозпроизводителей из-за снижения цены на молоко составят 29 млрд. рублей - прогнозируют в Минсельхозе. Переработка молока к 2015 году упадет более чем на 2 млн. тонн. Молочной отрасли потребуется 25 млрд. рублей в год на модернизацию животноводческих комплексов, мероприятия по повышению продуктивности скота, поддержку переработки и генетики.

Риск для  производителей масложировой продукции  также состоит в ослаблении защиты внутреннего рынка. Так, снижение импортных пошлин на жиры и маргарин приведет к тому, что с 2013 по 2016 годы российские производители из-за сокращения объемов производства и падения цены реализации потеряют 13,9 млрд. рублей. Снижение экспортной пошлины на семена подсолнечника с 20% до 6,5% может привести к ежегодному вывозу до 2,5 млн. тонн сырья. Следствием этого станет сокращение объемов производства подсолнечного масла и уменьшение налоговых поступлений в бюджет на 3,1 млрд. рублей. Для компенсации потерь, поддержания инвестиционной привлекательности масложировой отрасли необходимо выделение в течение как минимум пяти лет субсидий на производство продуктов глубокой переработки растительного масла в размере 3 руб. на 1 кг.

Плодородность наших земель в среднем в 2,5 раза ниже, чем в находящихся в более благоприятных климатических условиях странах Европы, Америки, Австралии. Однако эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, в том числе и внутреннего рынка России, которая закупает за рубежом примерно треть всего продовольствия. Особенно опасной остается ситуация с обеспечением крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов, которые наполовину зависят от импортных поставок продовольствия.

При этом уровень  государственной поддержки аграрного  сектора в расчете на гектар в  США, Канаде, странах Евросоюза в  десятки раз выше, чем в России. Наши будущие партнеры защищают свой продовольственный рынок высокими пошлинами, а Россия будет их снижать. Это означает, что сравнительно чистые российские продукты будут вытеснены ввозимыми дешевыми генетически модифицированными аналогами. Страны, пытавшиеся ограничить ввоз такого продовольствия, были обвинены ВТО в создании запретительных барьеров.

Таким образом, отрицательные последствия присоединения России к ВТО на согласованных условиях наиболее сильно скажутся на аграрном секторе в связи с ликвидацией защитных барьеров и снижением его конкурентоспособности.

Доктриной продовольственной  безопасности Российской Федерации предусмотрено, что для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной  продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов, который для рыбохозяйственного комплекса (в отношении рыбной продукции) установлен в размере - не менее 80 %.

В целом, благодаря  устойчивому развитию отечественного рыбохозяйственного комплекса, доля рыбной продукции отечественного производства на внутреннем рынке в 2011 году составила около 78 %. При этом импорт свежей, охлажденной, мороженой рыбы, включая филе, снизился в 2011 году на 11,5% по сравнению с 2010 годом.

Вместе с  тем, после вступления России  в  ВТО,  импортные пошлины на многие виды рыбного сырья будут снижены с 10 % до 3 %. В случае отмены субсидирования отрасли со стороны государства на внутренний рынок в больших объемах будет поступать импортная, в том числе искусственно выращенная дешевая рыба (рыбопродукция), прежде всего азиатского  происхождения. Таким образом, фактически сформируется система преференций для иностранных поставщиков, которая поставит в затруднительное положение отечественные добывающие и перерабатывающие компании, а также хозяйства, занимающиеся аквакультурой.

Одной из сложнейших проблем, стоящих сегодня перед отраслью, является поддержка инноваций и модернизации в сельском хозяйстве. За последний период неплохо отработаны механизмы модернизации в птицеводстве и свиноводстве. Но для восстановления десятков тысяч хозяйств, значительная часть которых убыточны или малорентабельны, нужны другие механизмы инвестирования и инновационного развития.

Для решения  этих задач и совершенствования  аграрной политики в целом важно  развивать международное сотрудничество по всем направлениям, но ключевое значение имеет привлечение иностранных инвестиций и зарубежного научно-технологического опыта. Особенно актуально в данный момент сотрудничество в инвестиционно-инновационной сфере. Действительно продуктивное сочетание аграрного потенциала России с передовым международным опытом и технологической базой других стран позволит повысить вклад в решение проблем глобальной продовольственной безопасности.

Информация о работе Проблемы адаптации сельского хозяйства России в условиях работы ВТО