Предпринимательство : сущность, виды, субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:47, реферат

Описание работы

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 113.96 Кб (Скачать файл)

кадров. При  этом  во  внимание  принимается  тот  факт,  что  осуществление

предпринимательской деятельности в современной ситуации  возможно  лишь  при

условии умелого сочетания по крайней  мере  трех  основных  элементов  и  их

эффективного использования в практической деятельности:

   а) общеэкономической  теории;

   б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

    в)  количественных  методов  в   предпринимательстве,   т.   е.   умения

осуществлять предпринимательские расчеты применительно к  любой  планируемой

сделке или операции,  а  также  умения  предусмотреть  движение  средств  на

счетах  своего  предприятия  при  планировании  и  осуществлении  какой-либо

сделки.

    Во-вторых, государство  поддерживает в финансовом  отношении  только  что

вступивших или  вступающих  в  сферу  деловой  активности  предпринимателей.

Обычно с  этой  целью  государством  разрабатываются  специальные  программы

поддержки  предпринимателей,  в  которых  учитываются  меры   по   льготному

кредитованию. Особые льготы предоставляются тем, кто берется  за  реализацию

каких-либо предпринимательских проектов.

   В-третьих, государство  обычно также берет на себя  функции  создания  для

предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры,  т.  е.  всех

тех    вспомогательных    (с    точки    зрения     основного     содержания

предпринимательских   проектов)   структур,   которые   могли   бы   оказать

предпринимателю услуги, необходимые  для  эффективной  реализации  проектов.

Государство  обычно  снабжает  предпринимателя   необходимой   (чаще   всего

маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению  научных,

научно-технических, проектно-изыскательских и иных работ  с  предоставлением

их  результатов  предпринимателям  на  безвозмездной  или  льготной  основе.

Государство также стремится к  учреждению  консультационных,  юридических  и

иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на  себя

функции по подготовке кадров  нужной  квалификации  для  предпринимательских

структур.

 

   Наемный работник  как реализатор идей предпринимателя также  относится  к

группе субъектов  предпринимательского  процесса.  Именно  от  него  зависит

эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

   Известно,  что  каждому   экономическому   субъекту   свойственны   свои

собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника,  то

часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше  заработная  плата,  к

примеру), а часть носит полярно  противоположный  характер  (предприниматель

не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник  заинтересован).

В таких случаях стороны вынуждены идти  на  поиск  компромиссных  вариантов,

что в общем-то и  составляет  основу  взаимоотношений  этих  двух  субъектов

предпринимательского процесса.

   В рамках  таких  взаимоотношений  предприниматель  обозначает  для  себя

определенные  проблемы  в  своей  повседневной  деятельности   и   старается

разрешить их с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?

    Прежде всего, подбор кадров нужной специализации  и  требуемого  у  ровня

квалификации. Эта проблема разрешается двумя возможными путями:

    • подготовка  таких кадров на  собственной  информационной  и  финансовой

     базе (но такой  путь не всегда эффективен  по понятным причинам);

    •  привлечение  кадров,  занятых  в   других   предпринимательских   или

     производственных  структурах  ,  для  чего   требуется   создание   для

     работников  лучших, более привлекательных .

   Другой проблемой  выступает необходимость вовлечения  наемного работника в

интерес предпринимательской структуры. При этом различают две формы:

    •   вовлечение   наемного   работника   в    производственный    интерес

     предпринимательской  структуры;

    • вовлечение  наемного работника в коммерческий  интерес фирмы.

   Первая форма свойственна  европейской системе  организации  труда,  когда

каждый  наемный  работник  точно  знает  свои  производственные  функции   и

выполняет их с присущей ему умелостью.

   Вторая  форма  характерна  для  японо-американской  системы  организации

труда, когда каждый наемный  работник  заинтересован  не  только  в  должном

исполнении  своих  производственных   функций,   но   и   обеспокоен   общим

результатом   деятельности   предпринимательской   структуры.   Эта    форма

вовлечения работника является, конечно, более  эффективной  по  сравнению  с

первой и наиболее привлекательной как с точки зрения предпринимателя, так  и

с точки зрения общества.

   Форма  вовлечения  наемного  работника  в  интерес   предпринимательской

структуры зависит от используемой предпринимателем системы оплаты труда.  На

сегодняшний различают следующие :

Твердая гарантированная заработная плата.

Твердая гарантированная заработная плата с ежемесячной  (ежеквартальной  или

ежегодной) премией,

Сдельная заработная плата.

С использованием коэффициента эффективности.

Сдельно-премиальная заработная плата.

Тарифная заработная плата.

. Почасовая заработная  плата.

   Правда, все эти  формы оплаты  труда  способствуют  вовлечению  работника

лишь в производственный (но не в коммерческий) интерес фирмы. Для  работника

в такой ситуации главное — выполнить надлежащим образом свои  обязанности  а

каков будет общий результат  деятельности  фирмы,  предприятия,  коллектива,

для него не так важно.

   Для вовлечения  работника в  коммерческий  интерес  фирмы  важно  создать

такую ситуацию, когда работник одновременно будет заинтересован как в  своих

личных результатах, так и в  результатах  коллективной  деятельности.  Такой

двоякий интерес  работника  можно  стимулировать  только  одним-единственным

средством — установлением приемлемого уровня заработной платы.

 

    В   современных   условиях   хозяйствования    каждый    предприниматель

функционирует в условиях  достаточно  глубокой  специализации  производства,

возникшей на основе разделения труда.

   Любой предприниматель  нуждается в эффективных партнерских  связях: только

в таком случае он может эффективно  действовать  в  рамках  того  или  иного

фрагмента  целостного   производственного   процесса.   Идеальной   является

ситуация, когда все предприниматели образуют относительно  изолированную  от

общего экономического процесса цепочку партнерских связей.  Если  взять  для

анализа целостный процесс производства, то он состоит как  бы  из  множества

фрагментов,  каждый  из  которых  фокусируется  в  конкретной   деятельности

предпринимателя (рис. 2).

 

                                   

Рисунок 2  Структура производственного процесса:

1 — добыча и заготовка  сырья; 2 — производство  машин  и  оборудования  для

добычи  и  заготовки  сырья;  3  —   переработка   сырья   и   изготовление

полуфабрикатов; 4 — производство машин и оборудования для переработки сырья

и изготовления полуфабрикатов; 5 — производство машин  и  оборудования  для

производства готовых к потреблению товаров;  6  —  производство  готовых  к

потреблению товаров; 7 — реализация готовых  к  потреблению  товаров;  8  —

производство  оборудования  для  предприятий  по   реализации   готовых   к

потреблению товаров

 

    В  условиях  рынка  от  предпринимателя  требуется  умение  —   и   даже

предрасположенность — действовать в союзе  с  другими  предпринимателями  и

вести постоянный поиск наиболее  эффективных  партнерских  связей,  в  ходе

которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

    Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют  весьма важную роль в

предпринимательстве.  Каждый   предприниматель   при   планировании   своей

деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность

установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы  планируете

производить, скажем,  кухонную  мебель,  то  Вы,  естественно,  обязательно

постараетесь определить, где, у кого и на каких  условиях  предположительно

(и есть ли такая  возможность) Вы сможете приобретать  все  необходимое  для

организации   производства   (древесину,   иные   компоненты,    фурнитуру,

оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода  невозможно  планирование

предпринимательской деятельности.

   Выбор партнерских  связей зависит от целого  ряда  факторов.  Партнерские

связи можно классифицировать следующим образом.

    1. Долговременные (или постоянные).

    2. Кратковременные (или на определенный срок).

    3. Случайные.

    Таким  образом,  при  планировании  своей  деятельности  предприниматель

рассматривает  партнера   (партнеров)   как   субъект   предпринимательского

процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит  уровень  эффективности

его деятельности.

    Целью предпринимательской  активности является производство  и предложение

рынку  такого  товара,  на  который  имеется  спрос  и   который   приносит

предпринимателю прибыль. Прибыль  —  это  излишек  доходов  над  расходами,

получаемый в результате реализации принятого  предпринимательского  решения

по  производству  и  поставке  на  рынок  товара,  в   отношении   которого

предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

 

    Однако получение  прибыли свойственно не только  предпринимательской, но и

любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить  внимание

на  выделение  такой  экономической   категории,   как   предпринимательская

прибыль,   или   предпринимательский   доход.   Доходы   от    инновационной

деятельности,  т.  е.  от  введения  новых  методов  и  приемов  организации

производства,    и     составляют     предпринимательский     доход.     Под

предпринимательским доходом следует  понимать  прежде  всего  дополнительный

доход, доход от управления, излишек, получаемый  предпринимателем  благодаря

его  природным  качествам  или  особому  умению  анализировать  и  по-новому

комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

 

    Другими словами, прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о

предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается  как  бы  из

двух элементов:

    • обычная прибыль  делового человека;

    • излишек над  обычной прибылью делового человека.

   Второй  элемент  и  выступает  в  качестве  предпринимательского  дохода

(прибыли),  т.  е.  формы  общественного   вознаграждения   за   проявленный

инновационный подход, новаторство в производстве.

 

   Всякий предприниматель, таким образом,  выступает  в  качестве  делового

человека, но не всякий  деловой  человек  может  быть  отнесен  к  категории

Информация о работе Предпринимательство : сущность, виды, субъекты