Предпринимательство : сущность, виды, субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 21:47, реферат

Описание работы

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 113.96 Кб (Скачать файл)

г.  перерегистрация  и  соответственно  официальная  ликвидация  реально  не

функционирующих   малых   предприятий   должны   привести   к    дальнейшему

существенному снижению числа малых предприятий в России. А  с  учетом  того,

что в  ряде  российских  регионов  реально  действует  чуть  более  половины

зарегистрированных МП (по данным  Госкомстата  РФ),  перерегистрация  внесет

определенные    коррективы    и    в    региональную    структуру     малого

предпринимательства страны.

   Замедление роста  числа новых малых предприятий  объясняется  еще  и  тем,

что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане  -  такой

мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост  безработицы.  Несмотря

на все прогнозы  ее  бурного  увеличения,  вплоть  до  1996  г.  официальная

безработица оставалась на  уровне  2-3%  экономически  активного  населения.

Реальная  безработица  может  быть  на  порядок  выше,  на   что   указывают

альтернативные  расчеты  экспертов  профсоюзных  объединений,  международных

организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих (пусть  даже

на  "полуживых"  предприятиях),  пока  он  действует,   создает   социально-

психологический  эффект,  при  котором  люди  отказываются  заниматься  иной

самостоятельной деятельностью, в том  числе  пробовать  свои  силы  в  сфере

малого бизнеса. Более распространенным оказывается  случайный,  часто  нигде

не  регистрируемый  вспомогательный  заработок  от  мелких  перепродаж   или

выполнения подсобных работ. Но как только правительство России  на  деле,  а

не  на  словах   пойдет   на   банкротства   многочисленных   нерентабельных

предприятий, рост официальной безработицы, несомненно, вызовет  новую  волну

увеличения числа МП.

   Наиболее существенным  негативным моментом была и  остается  криминализация

малого  предпринимательства.  В  этой  связи  очень   показателен   наиболее

типичный  ответ  на  вопрос  выборочных  обследований  руководителей   малых

предприятий  о   влиянии   на   их   деятельность   криминальных   структур.

Значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не  знают  о

криминальных структурах. В нынешней ситуации такой  ответ  указывает  не  на

преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как  раз  наоборот  -

на  особо  сильную  их  зависимость  от  этих  структур  и  даже  на  прямую

вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность  продолжает

оставаться  существенным  фактором,  препятствующим   нормальному   развитию

российского малого предпринимательства,

   Резкий спад  темпов  прироста  числа  МП  по-разному  нашел  отражение  в

отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые  за  несколько

прошедших   лет   опережающими   темпами   увеличилось   количество   МП   в

строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В  торговле  и  сфере

общественного  питания  число  МП  уменьшилось  примерно  на  10%.  В  общей

коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в  науке  и

научном   обслуживании   произошло   абсолютное   сокращение   числа   малых

предприятий (-18,7 и -5,6%).

   Динамика числа  МП в региональном разрезе  показывает некоторое  опережение

роста  числа  малых  предприятий  в  регионах  Северного  Кавказа  и  Севера

Европейской  части  России.  Хотя  существенных  изменений  в   региональной

структуре  МП  не  произошло,  все  же  можно  заметить  позитивный  процесс

постепенного  более  равномерного   распределения   малых   предприятий   по

различным экономическим районам России.

В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравнению  с  1994  г.

увеличилась  на  0,8%  Конечно,   величина   прироста   невелика,   но   она

подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители  МП

высказывали  мнение  о  необходимости   увеличения   численности   персонала

предприятий. И, что очень важно, они указывают  на  то,  что  настало  время

перехода от полулегальной занятости  к  нормальной,  адекватной  действующим

законам.

    Особо надо  отметить усиление инвестиционной  активности МП.  Общий  объем

их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в  промышленности

-в 7,4 раза.

    Можно  констатировать,  что  в  1994-1995  гг.   проводимая   российским

правительством политика умеренно-жесткой финансовой  стабилизации,  с  одной

стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества  МП

, но с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В  стране  стала

формироваться принципиально  новая  экономическая  ситуация,  в  которой  МП

начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в  нормальной

рыночной экономике.

   Политика государственной  поддержки МП осуществлялась  на  базе  налоговых

льгот,  создания  (хотя  еще  и  в   незавершенном   виде)   цивилизованного

законодательного пространства, информационной  поддержки,  обучения  кадров,

формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в  этой

области  между  федеральным  центром  и  субъектами  Федерации,  а  также  с

местными органами власти.

    Малые  предприятия  в  борьбе  за  выживание  научились   самостоятельно

приспосабливаться   к   сложностям   рынка.   Так,   для   повышения   своей

жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную  и  инвестиционную

деятельность. Более чем половина  МП  неторгового  профиля  помимо  основной

деятельности в  1995  г.  занималась  еще  и  торговлей  как  несложной,  но

относительно  прибыльной  деятельностью  с  быстрым  сроком  оборачиваемости

капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя  и

в самых простых его формах.

    В целом мы  полагаем, что новый рывок в  динамике числа МП,  в  увеличении

их макроэкономического веса  по  всем  показателям  неизбежен.  Его  следует

ожидать по мере накопления предпосылок для  формирования  целостной  системы

рыночного  хозяйствования,  решительных  шагов  в  области   демонополизации

экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего  перехода  к  фазе

оживления и подъема производства и производственного инвестирования.

 

   Для  закрепления  и  дальнейшего  развития  позитивных  тенденций  роста

российского малого предпринимательства, кардинального  расширения  поля  его

деятельности требуется активизация  государственной  поддержки  МП  на  всех

уровнях. В  первую  очередь  в  поддержке  нуждается  сфера  кредитования  и

страхования малого бизнеса, стимулирования  его  инвестиционной  активности.

Настоятельной  необходимостью  является  декриминализация  малого   бизнеса.

Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной  деятельности  МП

в интересах  развития  всех  сфер  российской  экономики.  Начало  реального

подъема в  экономике  позволит  перейти  к  четвертому  этапу  по-настоящему

рыночного развития российского малого предпринимательства.

 

                   Глава III       Программа  государственной поддержки

                   развития малого предпринимательства  в Российской

                   Федерации .

 

"Считаю поддержку  малого бизнеса непременным условием  дальнейшего развития

 экономики, становления  среднего класса и в конечном  итоге - успеха реформ".

 

                                                                    Б.Ельцин

 

   Предпринимательство  как  особая  форма  экономической  активности,  как

конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания  новых

рабочих мест пользуется правительственной  поддержкой  во  всех  промышленно

развитых странах (в остальных странах большое распространение  получает  так

называемое    уличное    предпринимательство).    Суть     правительственной

(государственной) поддержки  сводится чаще всего к выработке  конкретных  мер

по трем направлениям:

 

   . консультационное  сопровождение  процесса  создания  и  функционирования

     вновь  созданных  фирм  на  начальном  этапе  (1-3   года   с   момента

     образования  фирмы); в США,  к  примеру,  с  этой  целью  на  территории

     страны действуют  региональные отделения  правительственного  "Агентства

     по малому  бизнесу";

 

   . оказание определенной  финансовой поддержки вновь создаваемой  структуре

     или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно  в  сфере

     налогообложения);

 

   . оказание технической,  научно-технической  или  технологической  помощи

     маломощным в финансовом  отношении  предпринимательским  структурам  (в

     Нидерландах, к примеру, созданы региональные  научно-технические  бюро,

     которые на безвозмездной основе по заявкам малых предприятий  участвуют

     в  разрешении  их   научно-технических   и   технологических   проблем,

     связанных с производственным процессом).

 

   Наше государство ,  также  как  и  другие  пытается  поддерживать  малый

бизнес. Так например , 1995 году был принят Закон  Российской  Федерации  "О

государственной   поддержке   малого   предпринимательства   в    Российской

Федерации". А на основании этого закона  Постановлением Правительства РФ  от

4  декабря  1995  года  был  образован  Федеральный  фонд  поддержки  малого

предпринимательства.  Согласно   Закону   Фонд   определен   государственным

заказчиком Федеральной программы государственной поддержки  развития  малого

предпринимательства в Российской Федерации .

 

   Основной  задачей  Фонда  является  финансовое  обеспечение  федеральной

политики в области  государственной поддержки малого  предпринимательства  в

Российской  Федерации  и  создание   эффективно   действующего   финансового

механизма для реализации  Федеральной  программы  государственной  поддержки

малого   предпринимательства,   участие   в   финансировании    региональных

(межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных  на

поддержку и развитие малого предпринимательства.

 

   Во исполнение  этой задачи реализуются основные  направления деятельности:

 

Выработка финансовой стратегии по привлечению российского  и  международного

банковского капитала, а также  других  кредитно-финансовых  организаций  под

государственные гарантии Правительства Российской Федерации для  обеспечения

развития малого бизнеса в Российской Федерации.

 

Содействие формированию льготного налогового режима для работающих  в  сфере

малого бизнеса.

 

Формирование  системы  лизинга   как   одной   из   наиболее   перспективных

возможностей создания и развития производственного базиса малого и  среднего

предпринимательства.

 

Содействие  развитию   внешнеэкономической   активности   субъектов   малого

предпринимательства.

 

  Подготовку  и  переподготовку  кадров  для  работы  в  структурах   малого

Информация о работе Предпринимательство : сущность, виды, субъекты