Этапы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.
Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы.

Файлы: 1 файл

преедпринимательство в россии.docx

— 62.52 Кб (Скачать файл)

 

О значении реформы много написано. Говоря в общем и очень кратко в интересующем нас аспекте, следует отметить, что реформа, в целом, устранила главные препятствия на пути развития производительных сил, формирования рынка свободной рабочей силы, кадров предпринимательства. Непосредственными результатами реформы стал пусть медленный, но рост урожайности зерновых, происходит увеличение товарности сельского хозяйства, растет вывозная торговля его продукцией, идет бурный процесс районной специализации, активно распахиваются свободные земли в Заволжье, на юге Украины. Товаризация крестьянского хозяйства имела результатом ускоряющийся процесс буржуазного классообразования в деревне. Медленно происходит буржуазная эволюция помещичьего хозяйства.

 

Огромные  перемены происходят в промышленном развитии. Перед реформой 1861 г. в стране преобладала мелкая промышленность, продукция мануфактур и фабрик далеко уступала ее объемам. После реформы резко ускоряется процесс укрупнения мелкокрестьянских производств. Известное расширение внутреннего рынка стимулировало развитие хлопчатобумажной промышленности, свеклосахарной. Крестьянство дало значительные силы и для пополнения рядов российской буржуазии, что было ярко продемонстрировано в московском промышленном регионе, где крестьянская по своему происхождению крупная буржуазия заняла командные высоты в легкой промышленности еще до реформы.

 

В первое время после реформы тяжелая  промышленность пережила тяжелый кризис. Черная металлургия Урала — основного  центра тяжелой промышленности в  этот период — испытала острейший  кризис, поскольку рабочей силой  заводы обеспечивались именно через  институт крепостного права, отмена которого привела к оттоку рабочей  силы. Лишь к 1870 г. выплавка чугуна стабилизировалась  на уровне 1860 года. Однако в этот же период идет формирование южного металлургического  района. За первое пореформенное двадцатилетие  удваивается протяженность железных дорог, составившая к началу 1880-х  гг. более 22 тыс. километров. Коренным образом  изменилась кредитно-финансовая система. К концу 1870-х гг. в России действовало  уже более трех с половиной  сотен учреждений коммерческого  кредита различных форм.

 

Исследователи обращают внимание и на демографический  взлет, последовавший вслед за этим — население империи в 1860-1897 гг. увеличилось с 74 до 126 млн. человек.

 

Это лишь некоторые штрихи, позволяющие  обрисовать в общем благотворные изменения, которые повлек за собой комплекс буржуазно-ориентированных преобразований.

 

В первые пореформенные годы в общем определяется и содержание норм, регулировавших торгово-промышленную деятельность. Одним из наиболее важных для развития предпринимательства следствий реформы 1861 г. стало то, что в ходе последовавших за ней мероприятий принцип свободы промысла наконец приобретает относительно законченный в юридическом плане вид. Статьей 21 податного закона 1863 г. фиксировалось правило, согласно которому промысловые свидетельства могли выдаваться лицам всех состояний без различия пола, как русским, так и иностранным подданным.

 

Однако  вплоть до 1917 г. действовали довольно многочисленные ограничения, прежде всего, личного характера. Наиболее ущемленной в этом смысле категорией населения  были лица иудейского вероисповедания. Следует специально подчеркнуть  конфессиональный, а не национальный признак этих ограничений. Лицо иудейского вероисповедания, принявшее христианство, под действие ограничительных статей законов не подпадало. Для всех остальных  же свобода промысла и передвижений за некоторыми исключениями была возможна лишь в пределах черты еврейской  оседлости.

 

Определенные  ограничения личного характера  были установлены для ряда категорий  должностных лиц. Так, чиновники  акцизного ведомства не могли  заниматься производством или продажей продукции, подлежавшей акцизному  сбору. Не имели права лично заниматься промыслами, а только через уполномоченных, чины военного ведомства (как рядовые, так и офицеры). Совсем запрещалась такого рода деятельность служителям религиозных культов. Законом 1889 г. министру финансов было предоставлено право запрещать отдельным банкирам совершение некоторых операций (продажа билетов внутренних выигрышных займов с рассрочкой платежа, перезалог ценных бумаг, прием в залог движимости, вкладов). Из юридических лиц ограничения в праве заниматься промыслами касались едва ли не исключительно акционерных компаний.

 

Предприятия этого рода могли учреждаться  строго в разрешительном (концессионном), а не явочном порядке. Устав компании должен был содержать точное определение круга ее деятельности и по прохождении инстанций утверждался императором, равно как и любые его изменения. Только российским поданным предоставлялось право быть собственником, содержателем или управляющим определенных видов производств, как, например, пороховых заводов. Для некоторых промыслов существовали ограничения, как относительно условий получения права заниматься ими, так и относительно способа реализации этого права.

 

Прежде  всего это промыслы, ставшие монополией государства или отдельных учреждений (производство игральных карт, оружия, розничная продажа восковых свечей и алкогольных напитков). Тщательно регламентировался аптекарский промысел в отношении условий производства, продажи, условий функционирования. Особое разрешение требовалось для устройства типографий. Уже с 1870-х годов промыслы в России подвергаются ограничениям по санитарным соображениям. Запрещалось строить «в городах и выше городов по течению рек и протоков мануфактуры, фабрики и заводы, вредные чистоте воздуха и воды». По этим же соображениям разрешение на строительство промышленного предприятия должно было рассматриваться органами местного, государственного и самоуправления. Особенно строго контролировалось подобное строительство в столичных городах (Москва, Санкт- Петербург), где требовалось не только разрешение генерал-губернатора, но и министра финансов. Устанавливался надзор за производством целого ряда продуктов питания и потребления (хлеб, мясо, масло, чай) и т.д.

2.2. Годы  НЭПа (1921-1926) – как оживление предпринимательской  деятельности.

 

Первой  и главной мерой нэпа стала  замена продразверстки продовольственным  налогом, установленным первоначально  на уровне примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда (т.е. требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10% урожая и меньше и принявшем денежную форму. Оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продавать по своему усмотрению - либо государству, либо на свободном рынке.

 

Радикальные преобразования произошли и в  промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных  между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска  долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% - местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где  реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались  с государственного снабжения и  переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что "государственная  казна за долги трестов не отвечает".

 

ВСНХ, потерявший право вмешательства  в текущую деятельность предприятий  и трестов, превратился в координационный  центр. Его аппарат был резко сокращен. Тогда и появляется хозяйственный расчет, означающий что предприятия (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях нэпа, писал Ленин, "государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет т.е. по сути в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала.

 

Не  менее 20% прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10% прибыли  до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального  капитала). А резервный капитал  использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и  рабочими треста.

 

В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 г. было записано следующее: тресты - государственные  промышленные предприятия, которым  государство предоставляет самостоятельность  в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют  на началах коммерческого расчета  с целью извлечения прибыли.

 

Стали возникать синдикаты - добровольные объединения трестов на началах  кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.

 

Реализация  готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась  на полноценном рынке, по каналам  оптовой торговли. Возникла широкая  сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.

 

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие  уравниловку, и сняты ограничения  для увеличения заработков при росте  выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения  на перемену работы. Организация труда  строилась на принципах материального  стимулирования, пришедших на смену  внеэкономическому принуждению "военного коммунизма". Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период нэпа возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924 г. до 12.4 млн. в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

 

В промышленности и торговле возник частный  сектор: некоторые государственные  предприятия были денационализированы, другие - сданы в аренду; было разрешено  создание собственных промышленных предприятий частным лицам с  числом занятых не более 20 человек (позднее  этот "потолок" был поднят). Среди  арендованных частниками фабрик были и такие, которые насчитывали 200-300 человек, а в целом на долю частного сектора в период нэпа приходилось от 1/5 до 1/4 промышленной продукции, 40-80% розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

 

Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих  соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции. В некоторых  отраслях, однако, удельный вес концессионных  предприятий и смешанных акционерных  обществ, в которых иностранцы владели  частью пая, был значителен: в добыче свинца и серебра 60%, марганцевой руды 85%, золота 30%, в производстве одежды и предметов туалета 22%.

По сути, предпринимательскими функциями  стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор  между Советским государством и  иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты  или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре – произведенной  продукцией, так и в денежной форме. От использования объекта концессионер получал прибыль. По видам собственности  концессии делились на смешанные (государственный  и частный капитал вносились  на паях) и частные (весь капитал  принадлежал иностранцу). Первые договора о концессиях были заключены уже  в 1921 г. В их числе можно назвать  концессию между правительством РСФСР и Большим Северным телеграфным  обществом на эксплуатацию подводных  телеграфных линий между Россией, Данией, Японией, Китаем, Швецией и  Финляндией; русско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт» и другие.

 

Особой  сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в  акционерных обществах. Акционерная  форма широко использовалась государством как организационная форма государственных  предприятий. Так появились государственные  и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное  предпринимательство достигло к  середине 1920-х годов.

 

Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали  благоприятные предпосылки для  развития предпринимательства и  на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к  многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т. д. В литературе тех лет такие объединения  напрямую назывались капиталистическими.

 

Годы  НЭПа создали благоприятные предпосылки  для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное  разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления  местных органов власти частные  лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных  рабочих от 10 до 20 человек. С момента  официального признания частных  предпринимателей они весьма успешно  стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать  на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно  пользовался ошибками и трудностями  госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так  как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т. д.).

Информация о работе Этапы развития предпринимательства в России