Этапы развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.
Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы.

Файлы: 1 файл

преедпринимательство в россии.docx

— 62.52 Кб (Скачать файл)

 

Оценивая  в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической  реконструкции. К середине 1920-х годов  были почти полностью восстановлены  тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.

 

К середине  20-х  годов  частное  предпринимательство  заняло  прочное положение в многоукладной  экономике Советского государства.

      Поводом  к началу кампании по  открытой  ликвидации  частного  капитала  стали трудности  в  проведении  хлебозаготовок  в  1927-1928  хозяйственного  года. Способы «перекачки» средств  из  частнокапиталистического  хозяйства   в госсектор были официально  санкционированы  циркуляром  Наркомата  юстиции  и Верховного  Суда РСФСР от 20  апреля  1929г.  «О  мерах  борьбы  с  сокрытием доходов»,  применение  которого  на  практике  также  приводило  к  обыскам, арестам частных предпринимателей и их семей, конфискации имущества и  прочим репрессиям.

 Подобные действия  привели фактически к полному   свертыванию  легальной частнопредпринимательской  деятельности,   ее   уничтожению   или   переходу частного капитала на нелегальное положение. В 1928-1929  хозяйственном  году удельный вес частного сектора в общем товарообороте составил лишь 6,1%[10].

      В конце  20-х годов в Советской Росси  произошли серьезные  изменения   в политике и особенно в экономике.

В конце 20-х годов в Советской  Росси произошли серьезные  изменения  в политике и особенно в экономике. В 1928 г.  началось  осуществление  первого пятилетнего плана, а с  1929г.  в  деревне  большевики  перешли  к  политике всеобщей коллективизации и ликвидации кулачества как класса. Таким  образом, была окончательно свернута новая экономическая политика, а вместе  с  ней  и остатки предпринимательства в России.

Последующие действия правительства  СССР вплоть до  70-х гг.  XX  века можно охарактеризовать стремлением к воплощению  социализма, проявляющегося в реальной жизни в виде реформирования командно-административной  системы  и в создании «развитого социализма». Согласно идеологии того времени  основные реакционные  действия  были  направлены  на  предприимчивых  и  инициативных людей,  хоть  сколько-нибудь  желающих  улучшить  свою   жизнь   посредством организации своего собственного дела.

Но, одни репрессивные меры не могли стабилизировать обстановку, и  уже в 1977 году Конституция СССР 17-ой  статьей  подтвердила  право  граждан  на осуществление трудовой деятельности.

 

В  конце  80-х  гг.  закон  легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей  и сфере услуг. Также этот период характеризуется дальнейшим  ростом  внимания широкой    общественности    и    экономистов    к возможностям    малого предпринимательства как важнейшего фактора формирования рыночных отношений. В результате предпринятых государством мер в этот  период  наблюдается бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности,  которая сопровождалась   быстрым   и   легким   накоплением   капиталов,    активной деятельностью в торгово-посреднической  сфере.

Однако,  в этот  же  момент начинается сильное  финансовое  давление  на  малое  предпринимательство  со стороны государства посредствам высоких налогов, процентов за кредит  и  др.

 

Еще один минус заключался в том, что малый  бизнес  играл  роль  канала  для перекачки нелегальных финансовых ресурсов из госпредприятий. И   все   же,   несмотря   на   ощутимые   недостатки    в    развитии предпринимательства, оно в очередной раз проявило  свою  жизнеспособность  и стремление к движению вперед к лучшей жизни.

Этот  этап  характеризуется  продвижением  вперед  в  понимании   сути экономических проблем малого  предпринимательства.  Констатируется  значение роли и  места  малого  предпринимательства  в  создании  конкурентоспособной экономической  среды  новой   хозяйственной   системы.   Вызревают   контуры  концепции поддержки малого предпринимательства,  определяются  приоритеты  в его  развитии. Издаются нормативные акты, регулирующие отношения  предприятий  с другими участниками рыночной  экономики.  Однако,  как  не  печально,  эти постановления  остались только декларацией.  И  хотя  в  начале  этого  этапа  наблюдался процесс массового учредительства малых  предприятий,  доля  малых  предприятий  в  сфере   материального   производства   в   общей   структуре отечественного малого предпринимательства  резко сократилась.  Количественный рост малых предприятий характеризуется  следующими показателями:  1992  г.  —560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс.

В этот  период  закладываются  интересные  перспективные  начинания  в разных регионах страны. К концу 1994 года начался спад в деятельности  малых предприятий   —   многие   научно-консультационные,   торгово-посреднические  предприятия  распались,   либо   диверсифицировались.   Не   дало   желаемых результатов и  развитие фермерского хозяйства.

1995 г.- функционирования малого  бизнеса  все  еще  не  смог стать действенным инструментом  экономического  роста,  политики  занятости, научно-технического  прогресса.  Малое  производство  со  своим   уникальным предпринимательским   потенциалом   все   еще   остается   аутсайдером    на экономическом поле  нашей   страны  и  адекватно  не  решает  тех  проблем  в  экономике, которые могли с  помощью малого предпринимательства   решаться.  Во многом  это   —  не  его  вина,  а   его  беда.  Такая  ситуация   объясняется особенностями   общего   состояния    отечественной    экономики,    которое характеризуется  тяжелейшим кризисом, падением темпов  роста,  инвестиционным голодом,  развалом хозяйственных связей.

      Другой особенностью  экономической жизни являются  процессы концентрации и централизации  капиталов, которые приводят к  поглощению малых  предприятий,  их  слиянию.  Еще  не  сформировался   тот   уровень   деятельности   крупных предприятий,    когда    они    становятся    хозяйственными     субъектами, заинтересованными и  инициирующими создание малых  предприятий.

      Очень острой  остается проблема получения   кредитов,  которые  жизненно  необходимы предпринимателям. Более  того, нехватка финансов  для   начинающего предпринимателя часто  становится вообще основной проблемой.

      Существенным    фактором,    мешающим     цивилизованному     развитию  отечественного  малого  предпринимательства,   остается   криминальность   и криминализация самого малого  бизнеса.

1999 - 2001 гг.

      Для   современного   этапа    становится    характерным    обеспечение  благоприятных условий для   развития  малого  предпринимательства   на  основе повышения  качества  и  эффективности  мер   государственной   поддержки   на федеральном уровне.

      События   же  августа  1998  года  стали   этапной  вехой  для  развития  отечественного  малого  бизнеса.  Малые  и  средние   предприятия,   которые потеряли около 12 млрд.  долл.,  можно  считать  главными  пострадавшими  от августовского  кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от  25 до 35% малых предприятий фактически  прекратили  свою  деятельность,  а  это значит, что из 877 тыс.  предприятий (количество  которых   для  нашей  страны для  создания  нормальной  конкурентной  среды  должно  достигать  3—5  млн.) только 600 тыс. сохранили   свой  бизнес.  Но  и  эти  предприятия  сократили численность персонала, снизили оплату его труда.

      Высокая   доля  банкротств   малых   предприятий   заставляет   внешних инвесторов вообще не  предоставлять  ссуды  или  предоставлять  под  высокий процент на очень жестких условиях возврата.  В  результате  получается,  что частные источники финансирования, как правило,  недоступны  малому  бизнесу.

Перспективным инвестором малого  предпринимательства  должно  стать  крупное производство — промышленные гиганты.

      Однако разработаны  некоторые,  на  мой  взгляд,  довольно  эффективные модели по привлечению капитала в малое и среднее предпринимательство.  К  их числу следует отнести реструктуризацию банковской системы с  целью  создания специализированных кредитных организаций  для  работы  с  субъектами  малого бизнеса; создание гарантийных механизмов  кредитно-инвестиционной  поддержки малых предприятий;  использование  различных  форм  финансирования  лизинга; создание  системы  специальных  банков   —   местных,   муниципальных,   при деятельном   участии   государства;   распространение   системы   договорных отношений — франчайзинг; участие малых предприятий в поставке продукции  для государственных нужд.

Все эти идеи уже сейчас успешно используются  в  рыночных  отношениях.

Они доказали свою эффективность  на практике, которая выражается  в  заметном

позитивном развитии малого бизнеса после кризиса в августе 1998 года.

 

Предпринимательство на современном этапе

Характеризуется большой динамичностью развития. В последние годы получили широкое  распространение такие новые  направления предпринимательской  деятельности как: Интернет-предпринимательство. К нему относится: развитие интернет-торговли (создание и продвижение интернет-магазинов); широкое распространение web-сайтов на которых предлагаются посреднические услуги, услуги по консалтингу, информационная поддержка проектов, реклама и продвижение различных товаров и услуг. Широкие возможности интернет позволяют осуществлять дистанционное образование, проведение on-line конференций и переговоров с деловыми партнерами в различных странах. Вендинговое предпринимательство -- продажа товаров (как правило, напитков, газет, игрушек, шоколадных батончиков и т.п.) через автоматы без участия продавца. Такой вид предпринимательской деятельности позволяет экономить торговую площадь, обеспечивает круглосуточную работу автомата и снижает издержки на обслуживание.

Интеграция  российских компаний с крупнейшими  международными компаниями. Это выражается в покупке зарубежными компаниями российских активов и брендов, создание совместных предприятий, целью деятельности которых является расширение объёмов  производства, ускорение темпов роста, завоевание потребительского доверия  и увеличение доли рынка.

Если  в 80-90-е г. XX в. понятие «бренд»  практически не использовалось, то в XXI в. ситуация кардинально изменилось. Все больше предпринимателей стало  понимать, что создание мощного, узнаваемого  бренда является важным конкурентным преимуществом в бизнесе и  увеличивает стоимость компании, позволяет ей выйти на новые рынки. В связи с этим, все больше средств стало инвестироваться в рекламу и продвижение товаров, проведение промо-акций и создание яркого, запоминающегося логотипа.

Повышенный  интерес к наукоёмким отраслям. В  начале XXI века, с каждым годом все  больше внимания российских предпринимателей привлекают такие перспективные  отрасли инвестирования как: цифровые и нанотехнологии, телекоммуникации.

Стремительное развитие ретейла (розничной торговли). В последние десятилетие развитие розничной торговли осуществляется высокими темпами. Российские и зарубежные предприниматели вкладывают все больше инвестиций в эту динамично развивающуюся отрасль. Число розничных сетевых магазинов открывающихся под именем известных брендов растет с каждым днем. Прежде всего, это относится к магазинам, реализующим продукцию массового спроса.

Повышенный  интерес населения к здоровому  образу жизни привлек внимание предпринимателей к такому перспективному направлению  деятельности как забота о здоровье. Все больше инвестиций направляется на строительство и открытие фитнес-клубов, бассейнов, спортивных магазинов, производство и продвижение экологически чистых продуктов питания. Российские предприниматели на современном этапе, несомненно, обладают большими возможностями в плане технической и информационной поддержки бизнеса, налаживания и поддержания контактов с зарубежными партнерами.

Доверие зарубежных предпринимателей к российским коллегам постоянно увеличивается, а уровень обмана и мошенничества  характерный для 90-х г. XX в., в последнее  десятилетие снижается с каждым годом. Оптимизация бизнес-процессов, повышение уровня бизнес-образования и использование мирового опыта управления помогает российским предпринимателям в реализации и развитии предпринимательской деятельности.

 

Заключение

В России становление и развитие предпринимательства  имеет свои особенности, важнейшей из которых является то, что предпринимательство пока недостаточно развитое явление. В России и других бывших социалистических странах в течение десятилетий предприниматель и его деятельность (предпринимательство) легитимно, по сути, отсутствовали. Свободное предпринимательство, начиная с 1929 г. в России было свернуто, произошло полное огосударствление экономики. Государство не только не создавало экономических и правовых условий для предпринимательства, но и гасило его экономическими, административными и уголовными методами.

      С веками  предпринимательство приобретало  все более профессиональные  и  узкоспециализированные  формы.  Однако,   некоторые   объективные   причины, которых, на мой взгляд, было слишком много, тормозили  процесс  естественного развития. Но малые формы предпринимательства  в который  раз  доказывали  нам свою жизнеспособность и  стремление двигаться  вперед.  То  оно  возрождалось после  монгольского ига, то после  Смутного времени и многочисленных  войн,  то после  жесткого  уничтожения   во   времена   построения   социалистического  государства. И кажется, что все повторяется,  но  только  на  высшем,  более качественном уровне.

Информация о работе Этапы развития предпринимательства в России