Причины недостаточного развития малого предпринимательства в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

Мировой опыт подтверждает: малый бизнес основной элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично функционировать и развиваться, так как малое предпринимательство играет решающую роль в активизации процессов социально-экономического развития, являясь символом динамичности, открытости, гибкости, выравнивания возможностей всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. При этом малый бизнес обладает неиспользуемым в полной мере потенциалом и должен стать одним из приоритетных направлений экономики на данном этапе.

Содержание работы

Введение 2
Анализ проблем малого бизнеса России в различных сферах деятельности. 3
Роль малого и среднего предпринимательства в торговле. 9
Заключение 13

Задача 17 14

Задача 35 16

Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 72.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Введение             2

  1. Анализ проблем малого бизнеса России в различных сферах деятельности.           3
  1. Роль малого и среднего предпринимательства в торговле. 9

Заключение             13

 

Задача 17             14

 

Задача 35             16

 

Список литературы            18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировой опыт подтверждает: малый бизнес основной элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично функционировать и развиваться, так как малое предпринимательство играет решающую роль в активизации процессов социально-экономического развития, являясь символом динамичности, открытости, гибкости, выравнивания возможностей всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. При этом малый бизнес обладает неиспользуемым в полной мере потенциалом и должен стать одним из приоритетных направлений экономики на данном этапе.

Поддержка и развитие малого бизнеса в России относится к числу актуальных вопросов, поскольку разработка экономической политики невозможна без учета роли и места малого предпринимательства, интеграция процессов развития малого предпринимательства и решения социально-экономических задач является в этом отношении ключевым звеном. Но при этом сектор малого предпринимательства до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие страны, ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения, как в иных странах. Недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенциалов приобретают в современных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета. В этих условиях особенно важно осознание необходимости разработки эффективной государственной политики и создания максимально благоприятных условий поддержки малого бизнеса.

Ключевым звеном в этой политике должны стать регионы, через осмысление малого предпринимательства как наиболее реального и эффективного гаранта роста региональной экономики. Государственная поддержка должна исходить из системных представлений о роли малого бизнеса, а не исключительно из удачно сложившихся обстоятельств. В числе актуальных направлений поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и региональном уровнях должно стать более тесное взаимодействие малого бизнеса, в контексте развития предпринимательских структур и, прежде всего, устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Поэтому особую значимость приобретают вопросы развития малого предпринимательства и совершенствования интеграционной поддержки предпринимательства государством.

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов  государства, потребителей и субъектов  предпринимательства. А для этого  следует ввести упорядоченную и  эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая  будет стимулировать развитие бизнеса  и создавать благоприятные условия  для тех, кто готов начать и  продолжить свое дело.

 

  1. Анализ проблем малого бизнеса России в различных сферах деятельности.

 

Значительная  часть трудностей и препятствий  на пути становления и развития российского  малого предпринимательства лежит  за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании  имеющихся статистических и аналитических  данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в  своей деятельности представители малого предпринимательства.

Существуют  три основных фактора, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса и повышение его доли в экономике регионов: 1) условия спроса в регионе; 2) специфика отраслевой структуры экономики региона; 3) региональный бизнес-климат. Последний фактор - региональный бизнес-климат - в большей степени, чем первые два, может определяться политикой региональных властей, а его качество - служить одной из оценок эффективности работы региональных администраций.

Региональный  бизнес-климат представляет собой совокупность условий, влияющих на возникновение  и развитие бизнеса в регионе, это своего рода среда, в которой рождается и живет компания. Результаты исследования, проведенного объединением предпринимателей «Опора России» дают следующую оценку факторам бизнес-климата в 40 российских регионах:

- низкая  доступность земельных участков  является проблемой по мнению большинства предприятий малого и среднего бизнеса;

- по сравнению  с земельным вопросом чуть  менее проблемно, однако далеко  не привлекательно выглядит ситуация  с доступностью недвижимости: для  каждой третьей компании достаточно  сложно или невозможно подобрать  производственные помещения, каждая  четвертая компания испытывает  сложности с поиском складского  помещения, а примерно каждая  седьмая компания - с поиском офиса;

- при оценке  транспортной инфраструктуры в  целом (сеть автомобильных и  железных дорог, воздушный и  водный транспорт) на два более  или менее позитивных отзыва  приходится один негативный;

- в целом  более позитивно, чем транспортная, оценивается логистическая инфраструктура (склады временного хранения, специализированные транспортно-логистические компании);

- для четверти  компаний российского малого  и среднего бизнеса роль барьера  для развития играют высокие  тарифы на Интернет;

- энергетическая  инфраструктура является слабой  стороной бизнес-климата: проблемы заключаются в низкой доступности новых энергетических мощностей и высоких тарифах на электроэнергию;

- рынок труда  не способен удовлетворить потребности  компаний ни в квалифицированных  инженерах и технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих.  Даже подбор специалистов для  непроизводственных подразделений  зачастую оказывается сопряженным  со значительными трудностями.  Удручающе выглядит сравнение  кадровой ситуации в России  с ситуацией в европейских  странах. В рейтингах так называемого кадрового благополучия, включающих 31 страну, Россия - явный аутсайдер;

- позитивный  момент: относительно легко организовать  специальное дополнительное обучение  в области развития бизнеса.  Качество таких образовательных  программ оценивается достаточно  высоко; 

- лишь 15% малых  и средних компаний вообще  не сталкиваются с административными  барьерами в своих регионах. Остальные  респонденты по-разному оценивают  влияние административных барьеров  на свой бизнес: значительная  часть компаний вопринимает эти барьеры не как препятствия, а как особенность бизнес-среды, к которой можно приспособиться;

- много недовольства  малые и средние компании высказывают  при оценке таможенных процедур. Меньше негатива - при оценке работы  налоговых органов (в вопросах  взаимодействия с организациями  и расчета налогов);

- только 10% компаний  заявили, что не наблюдают в  своем регионе коррупции. Лидерство  по коррупционности принадлежит  таким ситуациям, как "Доступ  к государственному и муниципальному  заказу", "Прохождение проверок" и "Выделение земли";

- работа  проверяющих инстанций (пожарной  инспекции, санэпиднадзора и т.п.) с той или иной периодичностью создает проблемы для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Интересно: бизнес в регионе гораздо чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур;

- каждая  четвертая компания использует  устаревшее оборудование, около  половины компаний работают на  оборудовании "не самом современном,  однако используемом в мире  достаточно широко". И еще четверть компаний может похвастаться использованием "самого современного оборудования из существующего на сегодняшний день в мире";

- в целом  компании не испытывают сложностей  с поиском поставщиков (в том  числе поставщиков машин и  оборудования, комплектующих, бизнес-услуг); 
- четверть компаний отмечает сложности с доступом к каналам дистрибуции (возможности продавать свою продукцию через торговые сети, оптовые и розничные компании и других посредников);

- низкая  доступность финансовых ресурсов - одна из ключевых проблем  бизнес-климата для российского малого и среднего бизнеса. Причем чем больше преиод, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить;

- доступность  венчурного финансирования очень  низкая. Подавляющее большинство  руководителей компаний заявляют, что в их регионе нереально  привлечь деньги из венчурных фондов под рисковые бизнес-проекты.

                                                               
Недостаток финансовых ресурсов.

Весьма  значимой для бизнеса является проблема недостатка финансовых ресурсов, как  собственных, так и заемных, для  расширения деятельности. По оценкам  экспертов лишь малая часть - примерно 30% от имеющейся потребности в  кредитах для малого бизнеса сегодня  удовлетворена, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) - то и вовсе 10%. Особенно сложно получить кредит начинающему предпринимателю. 
Основная часть предпринимателей - не пользуется кредитными и заемными средствами, прежде всего, из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных. Вместе с тем, говоря об общих тенденциях развития сектора кредитования малого и среднего бизнеса, можно отметить, что банки, накапливая опыт работы в этой сфере, оценивая уровень рисков, связанных с предоставлением кредита данному сегменту рынка, идут по пути упрощения процедур кредитования, смягчения условий, включая процентные ставки, сроки погашения кредитов, комиссии. 
 
Административные барьеры.

Одним из факторов, вызывающим многочисленные нарекания  предпринимателей, является избыточное государственное регулирование  деловой активности - так называемые административные барьеры. Следуют  отметить значительное число проверок предприятий со стороны органов  контроля и надзора, а также продолжительные  по времени процедуры получения  необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях.  
Экспертные исследования и практический опыт свидетельствуют о наличии прямой зависимости между состоянием бизнес-среды и созданием новых рабочих мест. Чем меньше в стране препятствий в процедуре создания компаний, получении лицензий, привлечении кредитов, регистрации прав собственности, найме работников, выходе предприятий на внешние рынки, тем более комфортно чувствует себя бизнес, тем больше эффективных рабочих мест он создаёт. В устранении административных барьеров в этих и других областях кроется значительный потенциал расширения малого предпринимательства и создания новых рабочих мест.

 

Уровень налогообложения, сложность налоговой  и бухгалтерской отчётности. 
Одной из значимых проблем бизнеса предприниматели по-прежнему отмечают уровень налогообложения. Много нареканий вызывает и существующая громоздкая система заполнения налоговых деклараций и бухгалтерской_отчетности. 
При этом необходимо отметить, что с введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась. Так, большинство индивидуальных предпринимателей перешло на указанные специальные режимы налогообложения. Вместе с тем, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки и ограничения. Однако в ближайшее время налоговые послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного порога доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, не предусматриваются.

 
Проблема нежилых помещений  для предприятий.

Наиболее  актуальной для бизнеса является проблема доступа к недвижимому  имуществу. Существует значительный дефицит  приспособленных для осуществления  предпринимательской деятельности нежилых помещений. Именно этот фактор во многом сдерживает развитие инновационного и производственного предпринимательства. Нехватку нежилых помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть собственное дело, так и успешно функционирующие предприятия, нуждающиеся в помещениях для расширения своей деятельности.

 
Проблема продвижения товаров  и услуг на рынке.

Многие предприниматели  обладают ограниченными возможностями  в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении  продукта на рынке, испытывают трудности  в поиске клиентов, установлении связей с поставщиками и потребителями. Проведение маркетинговых исследований субъектами предпринимательства еще  не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных  с ними финансовых потерь. Выставочно-ярмарочные мероприятия зачастую становятся для малого бизнеса единственной доступной площадкой, которую можно использовать для продвижения своей продукции и расширения её сбыта. Таким образом, бизнес является самым массовым и одним из самых заинтересованным участником выставочно-ярмарочных мероприятий.

 
Низкая квалификация персонала. 

Предприятия часто испытывают недостаток квалифицированных  специалистов. В условиях конкуренции  лучших специалистов получают компании с большими бюджетами, которые могут  предложить более высокий уровень  оплаты труда и социальный пакет. Предприятия функционируют в  постоянно меняющейся информационной среде, и руководителю необходимо постоянно  отслеживать изменения в своей  сфере деятельности, быть профессионалом в своей области.  
Оценивая причины закрытия предприятий, около половины опрошенных предпринимателей считают, что дело не только в факторах внешней среды, но и в низкой квалификации и собственных ошибках предпринимателей. 
Поэтому для предприятий является актуальной проблема повышение квалификации существующего персонала и получение им необходимых деловых и специальных знаний.

Информация о работе Причины недостаточного развития малого предпринимательства в России на современном этапе