Государственно-частные партнёрства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования — Понятие и сущность государственно-частных партнёрств.
Цель работы: изучение государственно-частных партнёрств на международном и белорусском рынках.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, анализа и синтеза.
Исследования и разработки: раскрыта сущность ГЧП, проанализировано развития ГЧП в странах Европы, и оценены перспективы развития ГЧП в Беларуси.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства…........4
2. Практика использования государственно-частных партнёрств в мировом сообществе (на примере США и Китая)……………….………………………..13
3. Проблемы и перспективы развития государственно-частных партнерств в Беларуси…………………………….………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….. ..23
Список использованных источников…………………………………………… ..24
Приложение А Модели ГЧП……………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Olya_kursach.docx

— 87.45 Кб (Скачать файл)

определение финансовых взаимоотношений  органов государственной власти, государственных и частных научных  и инновационных организаций [32,с.21].

Совокупность  указанных мер должна способствовать форсированному становлению конкурентоспособной  инновационной системы в Республике Беларусь, а, следовательно – ускорению  модернизации экономики на национальном уровне. Решение этих задач, безусловно, потребует как со стороны государства, так и бизнеса творческого, предпринимательского подхода, основанного на поиске и реализации инноваций, причем не только в сфере производства, но и в сфере управления и организации инвестиционного проектирования.

Взаимодействие государства и  бизнеса при реализации крупных  инвестиционных проектов в инновационной  сфере требует выполнения целого ряда необходимых условий. К ним относятся:

  • наличие четко сформулированных государством стратегических приоритетов и обозначение возможных путей их достижения с помощью отдельных локальных проектов;
  • установление правил взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации совместных проектов;
  • разработка конкретных предложений по разделению инвестиций, рисков и выгод для каждого реализуемого проекта.

В своем  Послании белорусскому народу и Национальному  собранию 21 апреля 2011 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подчеркнул: «Одна из важнейших задач сегодняшнего дня – создание эффективных механизмов государственно-частного партнерства, а также соответствующей правовой базы» [25]. Создание таких механизмов обусловлено особенностями социально-экономической ситуации, в которой наша страна оказалась в начале XXI века. К этому времени малый бизнес формировал почти 12 % валового внутреннего продукта (ВВП) Беларуси, еще 13 % ВВП страны давал средний бизнес. Число малых и средних частных предприятий и индивидуальных предпринимателей к началу 2012 г. достигло около 330 тысяч. Их инвестиции в основной капитал составляют около 78 % ВВП, а рентабельность – на 15–18 % выше, чем в среднем по стране. Но одновременно в этот период четко обозначилась одна из самых болевых точек белорусской экономики – дисбаланс во внешней торговле. В основе этого дисбаланса находится структурное несоответствие производства товаров реалиям современного рынка, вследствие чего масштабы импорта существенно превышают возможности экспорта. Такое несоответствие как раз и породило сложную ситуацию на валютном рынке. Поэтому необходимо принимать серьезные меры по обеспечению сбалансированного развития белорусской экономики. Вот здесь-то и появляется необходимость создания и совершенствования эффективных механизмов государственно-частного партнерства.

Очень существенный шаг в этом направлении наша страна сделала за последнее время: в  соответствии с Директивой № 4 от 31 декабря 2010 г. и другими законодательно-правовыми актами изменен порядок формирования инновационных фондов, сокращено количество лицензируемых видов деятельности частных предпринимателей, отменены налоги на оказываемые ими услуги и др. По оценкам экспертов, эти и другие правовые изменения позволили частному бизнесу сократить прямые и косвенные издержки примерно на 200 млн долл. в год. Эти ресурсы остались в распоряжении частных предприятий и организаций и позволили им улучшить свое финансовое положение и повысить конкурентоспособность [23]. Вместе с тем на валютном рынке в условиях финансовой нестабильности, обострившейся в апреле-мае 2011 г., число административных барьеров и ограничений в валютных сделках, осуществляемых мелкими и средними частными предприятиями, увеличилось. Сложившийся порядок продажи этим предприятиям валюты не только затрудняет финансово-производственную деятельность, но и дискредитирует малый частный бизнес, резко сужает его возможности в развитии инновационной деятельности.

19–23 марта  2012 по приглашению Минэкономики  Беларусь посетила делегация  Европейской экономической комиссии ООН. Основной целью делового визита стало определение степени готовности Республики Беларусь для развития системы государственно-частного партнерства. Оценка национальной готовности ГЧП, проводимая ЕЭК ООН для стран с развивающейся экономикой, состоит из шести этапов; в Беларуси в настоящий момент реализуется первый. В рамках договоренности Минэкономики и ЕЭК ООН эксперты определили степень готовности, наличие необходимых условий для развития данной системы, проблемы, с которыми может столкнуться республика в процессе привлечения частного капитала в развитие инфраструктуры, изучили сферы, где существуют возможности реализации пилотных проектов, разработали План действий по внедрению и развитию системы государственно-частного партнерства в Беларуси.

3 декабря  Министерство экономики внесло  в Совет Министров концепцию  проекта закона "О проектах  государственно-частного партнерства  в Республике Беларусь" (ГЧП). Концепция согласована без замечаний с заинтересованными государственными органами, бизнес-союзами. При ее подготовке были приняты во внимание рекомендации международных экспертов Европейской экономической комиссии ООН, которая сотрудничает с Министерством экономики в рамках плана мероприятий по внедрению механизмов ГЧП в Беларуси. Также концепция доработана с учетом замечаний и предложений Администрации Президента. Проект ГЧП представляет собой комплекс мероприятий по привлечению государственным партнером частного партнера к взаимодействию в отношении объектов инженерной, производственной, социальной и транспортной инфраструктуры. Это объекты, находящиеся в собственности Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, требующие реконструкции, ремонта, реставрации. Их использование будет осуществляться на основе соглашения о государственно-частном партнерстве. Возведенные объекты будут переданы в собственность государства, их использование будет осуществляться в рамках соглашения.

Европейская экономическая комиссия ООН рекомендует Беларуси создать агентство и ассоциацию по внедрению и развитию механизмов государственно-частного партнерства.   Одной из ключевых рекомендаций ЕЭК ООН является также формирование национального инфраструктурного плана Беларуси для привлечения инвестиций. У каждой страны этот план свой. К примеру, многие государства включают в него экономические инфраструктурные проекты — транспортные, по очистке сточных вод, переработке мусора, развитию альтернативной энергетики. В Великобритании в качестве приоритета обозначены социальные проекты — это инвестиции в медицину, образование, социальное и студенческое жилье.

 По мнению эксперта, при внедрении механизмов государственно-частного партнерства важно обеспечить прозрачность этого процесса. Все действия в этой области должны соответствовать международной практике и стандартам. Предстоит также повысить качество предоставляемых публичных услуг. Специалисты ЕЭК ООН также рекомендуют создать межминистерский совет по вопросам развития государственно-частного партнерства, развивать систему обучения и подготовки необходимых для этого направления специалистов. Одним из аспектов является также информирование населения по данным вопросам.

Таким образом, государственно-частное партнёрство в Беларуси пока не получило должного распространения, несмотря на то, что оно является эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса для решения современных проблем общества. Государство является доминирующим партнером, а для эффективного развития ГЧП необходимы отношения, приближенные к равноправным. В мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества, который может быть использован при формировании партнерских отношений и в Беларуси. В Беларуси есть заинтересованность в развитии государственно-частного партнерства и эксперты ЕЭК ООН уверены в успешности предстоящей работы в этом направлении.

 

Заключение

 

Суммируя  все показатели и возможности  государственно-частного партнерства, следует отметить такую новую форму взаимоотношений государства с частным бизнесом, как государственно-частное партнёрство. Во- первых, оно является одним из механизмов смешанной экономики, позволяющий развивать отношения бизнеса и государства, во- вторых это возможность государства нахождения источника бюджетных доходов, а у частного сектора – возможность владения и распоряжения государственными и муниципальными активами, а также возможность получения различных государственных привилегий. В-третьих, объединение усилий государства и частного предпринимательства в рамках конкретных проектов формирует их дополнительные конкурентные преимущества. И последнее, это удачный механизм нахождения экономического и социального консенсуса, внедрение новых разработок и технологий, с помощью идей, логических и хладнокровных рассуждений бизнеса в сочетании с упорядоченностью и властью государственных структур.

        В рамках данной работы была рассмотрена сущность и понятие государственно-частного партнёрства, а также выявлены модели, применяемые в мировой практике. Кроме того, рассмотрены возможные перспективы Беларуси в данном направлении. Таким образом, на основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

    1. государственно-частное партнерство представляет собой сотрудничество между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Основными формами государственно-частных партнерств являются договор концессии, совместные предприятия в рамках ГЧП, соглашения о разделе продукции. В зависимости от характера решаемых задач всё множество существующих и вновь возникающих форм партнёрств можно подразделить на отдельные типы (модели). Соответственно целям ГЧП различаются организационные модели, модели финансирования и кооперации. К организационной модели относят тип ГЧП - концессии. К моделям финансирования следует причислить такие формы, как коммерческий наем, аренда, все виды лизинга, предварительное и интегрированное проектное финансирование. Модель кооперации представляет собой всевозможные формы и методы объединения усилий ряда партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительной стоимости как публичного блага.
    2. в мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества. Мировыми лидерами в области частно-государственного партнерства признаны США и Великобритания, Франция и Германия. Сферы применения государственно-частного партнерства в развитых зарубежных странах очень разнообразны. В США наиболее распространенными сферами сотрудничества являются модернизация инфраструктуры, развитие транспортной системы, экономичное использование водных ресурсов, утилизация бытовых отходов. Не меньшее значение уделяется проблематике продовольственной безопасности в рамках «Глобального партнерства в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности», а также программы «Всеобъемлющего развития сельского хозяйства в Африке». Одной из наиболее популярных в Китае является модель «строительство-эксплуатация-передача». Согласно СЭП частным компаниям дается право на строительство проекта, получать прибыль за период, согласованный обеими сторонами, по истечении которого частная компания безвозмездно  передает проект правительству. Активно развиваются проекты в областях экологической инфраструктуры, таких, как объекты водоснабжения и очистка сточных вод.
    3. государственно-частное партнёрство в Беларуси пока не получило должного распространения, несмотря на то, что оно является эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса для решения современных проблем общества. Государство является доминирующим партнером, а для эффективного развития ГЧП необходимы отношения, приближенные к равноправным. В мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества, который может быть использован при формировании партнерских отношений и в Беларуси. В Беларуси есть заинтересованность в развитии государственно-частного партнерства и эксперты ЕЭК ООН уверены в успешности предстоящей работы в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Бородачев И.М. Частно-государственное партнерство и его роль в развитии социальной инфраструктуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, / Бородачев И. М.. - Москва, 2007. - 24 с
  2. Левитин И. Е.Государственно-частное партнерство в механизмах оценки инновационного потенциала развития объектов транспортной инфраструктуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Левитин И. Е. - Москва, 2008. - 27 с.
  3. Фильченков В. А. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Фильченков В. А. - Москва, 2008. - 26 с.
  4. Запатрина, И.В. Потенциал публично-частного партнерства в развивающихся экономиках / И.В. Запатрина. – Киев: Центродрук, 2011. – 152 с.
  5. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31.12.2010, № 4 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь – 2011. – № 3. – 1/12259.
  6. Белицкая А.И. Государственно-частное партнерство: историко-правовой аспект / А. Белицкая. – 2010. –25 с.
  7. Об Основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере: утв. Решение Совета глав правительств СНГ, Ялта 20 нояб. 2009 г./Ялта,2009.- 41с.
  8. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь, 31.12.2010, № 4 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 15. – 25с.
  9. . Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 18.02.2011, № 216 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 10.03.2011. – № 29. – 12с.
  10. . О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 09.08.2010, № 1174 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 197. – 46с.
  11. Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 09.08.2010, № 1180 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 198. – 19с.
  12. Попов М.С.Организация частно-государственного партнерства при реализации социально-экономических проектов и программ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Попов М. С. - Москва, 2008. - 25 с.   
  13. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. - Нью-Йорк. - Женева: ООН, 2008./Женева,2008 - 114 c.  
  14. Развитие системы государственного управления финансами региона: методология, концепция, модели реализации: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Бескоровайная Н. С. - Ростов-на-Дону, 2009. - 50 с
  15. Голиченко О.Г. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Голиченко О.Г.: ИНФРА-М, 2011. - Москва – 329 с
  16. Вилисов М.В.Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект.[Электронный ресурс]/Центр проблемного анализа.-Режим доступа www.rusrand.ru/vlast/publikac/partn -Дата доступа 27.09.2008.
  17. Развитие государственно-частного партнерства в современной экономике: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Киямова Э. Р. - Казань, 2012. - 26 с.
  18. Norment, R. Fundamentals of Public-Private Partnerships (PPPs) / R. Norment. The National Council for PublicPrivate Partnerships [Электронный ресурс], 2007. – Режим доступа: www.ncppp.org. – Дата доступа: 07.08.2008.
  19. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В.Г.Варнавский. М.:Наука, 2005. – 315 с.
  20. Public Private Partnerships. The Government’s Approach. – London: The Stationery Office, 2000. – 49 р.
  21. Смирнов, О.М. ГЧП – один из наиболее эффективных путей возрождения инфраструктуры аэропортов / О.М. Смирнов. Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта [Электронный ресурс], 2007. – Режим доступа : AviaFOND.ru – Дата доступа: 07.07.2008.
  22. Кузьмин, Е.А. Реализация проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях / Е.А.Кузьмин // [Электронный ресурс]. – Режим доступа, - http://region.mcnip.ru. - Дата доступа: 10.03.2012
  23. Дерябина, М.А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства / М.А.Дерябина // [Электронный ресурс]. – Режим доступа,  http://www.gosbook.ru/node/27464. – Дата доступа: 10.03.2012.
  24. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. №617-XII (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь – Минск, 2012.
  25. Концепция проекта Закона Республики Беларусь о проектах государственно- частного партнерства [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. Минск, июнь 2012 г. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/nfiles_Concept.doc. – Дата доступа: 12.07.2012.
  26. Фирсова, А.А. Развитие механизмов инвестирования инновационной деятельности в проектах государственно-частного партнерства / А.А. Фирсова // ИнВестРегион [Электронный ресурс]. – 2011 – №2. – Режим доступа: www.vitc.ru/investregion/2011/02/pdf/2011-02-14.pdf.- Дата доступа: 05.12.2008.
  27. Генерация документов [Электронный ресурс]. – Gendoc – режим          доступа: http://gendocs.ru/v35472.- Дата доступа: 29.08.2009.
  28. Farquharson, E. How to Engage with the Private Sector in Public-Private Partnerships in Emerging Markets / E. Farquharson, C. Torres de Mastle, E.R. Yescombe, J. Encinas; The World Bank, PPIAF. – Washington, DC: Office of the Publisher, The World Bank, 2011. – 178 p.
  29. Guasch, J.L. Granting and Renegotiating Infrastructure Concessions: Doing it Right. WBI Development Studies / J. Luis Guasch. – Washington, D.C.: World Bank, 2004. – 194 p.
  30. Анджелова М.В. Из истории государственного регулирования деятельности частных предприятий в США // Право и политика, 2000, — № 7. — сс. 26-31.
  31. Всемирный банк [Электронный ресурс]. –Worldbank – режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/EXTROADSHIGHWAYS.pdf - Дата доступа: 05.11.2009.
  32. Заика И. Национальная экономика и инвестиции // Экономист, 2003. —№37, —сс. 47

Информация о работе Государственно-частные партнёрства