определение финансовых взаимоотношений 
органов государственной власти, 
государственных и частных научных 
и инновационных организаций [32,с.21].
Совокупность 
указанных мер должна способствовать 
форсированному становлению конкурентоспособной 
инновационной системы в Республике 
Беларусь, а, следовательно – ускорению 
модернизации экономики на национальном 
уровне. Решение этих задач, безусловно, 
потребует как со стороны государства, 
так и бизнеса творческого, предпринимательского 
подхода, основанного на поиске и реализации 
инноваций, причем не только в сфере производства, 
но и в сфере управления и организации 
инвестиционного проектирования.
Взаимодействие государства и 
бизнеса при реализации крупных 
инвестиционных проектов в инновационной 
сфере требует выполнения целого 
ряда необходимых условий. 
К ним относятся:
  - наличие четко сформулированных государством стратегических приоритетов и обозначение возможных путей их достижения с помощью отдельных локальных проектов;
 
  - установление правил взаимодействия государства и частного бизнеса при реализации совместных проектов; 
 
  - разработка конкретных предложений по разделению инвестиций, рисков и выгод для каждого реализуемого проекта.
 
В своем 
Послании белорусскому народу и Национальному 
собранию 21 апреля 2011 г. Президент Республики 
Беларусь А. Г. Лукашенко подчеркнул: 
«Одна из важнейших задач сегодняшнего 
дня – создание эффективных механизмов 
государственно-частного партнерства, 
а также соответствующей правовой 
базы» [25]. Создание таких механизмов обусловлено 
особенностями социально-экономической 
ситуации, в которой наша страна оказалась 
в начале XXI века. К этому времени малый 
бизнес формировал почти 12 % валового внутреннего 
продукта (ВВП) Беларуси, еще 13 % ВВП страны 
давал средний бизнес. Число малых и средних 
частных предприятий и индивидуальных 
предпринимателей к началу 2012 г. достигло 
около 330 тысяч. Их инвестиции в основной 
капитал составляют около 78 % ВВП, а рентабельность 
– на 15–18 % выше, чем в среднем по стране. 
Но одновременно в этот период четко обозначилась 
одна из самых болевых точек белорусской 
экономики – дисбаланс во внешней торговле. 
В основе этого дисбаланса находится структурное 
несоответствие производства товаров 
реалиям современного рынка, вследствие 
чего масштабы импорта существенно превышают 
возможности экспорта. Такое несоответствие 
как раз и породило сложную ситуацию на 
валютном рынке. Поэтому необходимо принимать 
серьезные меры по обеспечению сбалансированного 
развития белорусской экономики. Вот здесь-то 
и появляется необходимость создания 
и совершенствования эффективных механизмов 
государственно-частного партнерства.
Очень существенный 
шаг в этом направлении наша страна 
сделала за последнее время: в 
соответствии с Директивой № 4 от 31 
декабря 2010 г. и другими законодательно-правовыми 
актами изменен порядок формирования 
инновационных фондов, сокращено количество 
лицензируемых видов деятельности частных 
предпринимателей, отменены налоги на 
оказываемые ими услуги и др. По оценкам 
экспертов, эти и другие правовые изменения 
позволили частному бизнесу сократить 
прямые и косвенные издержки примерно 
на 200 млн долл. в год. Эти ресурсы остались 
в распоряжении частных предприятий и 
организаций и позволили им улучшить свое 
финансовое положение и повысить конкурентоспособность 
[23]. Вместе с тем на валютном рынке в условиях 
финансовой нестабильности, обострившейся 
в апреле-мае 2011 г., число административных 
барьеров и ограничений в валютных сделках, 
осуществляемых мелкими и средними частными 
предприятиями, увеличилось. Сложившийся 
порядок продажи этим предприятиям валюты 
не только затрудняет финансово-производственную 
деятельность, но и дискредитирует малый 
частный бизнес, резко сужает его возможности 
в развитии инновационной деятельности.
19–23 марта 
2012 по приглашению Минэкономики 
Беларусь посетила делегация 
Европейской экономической комиссии ООН. 
Основной целью делового визита стало 
определение степени готовности Республики 
Беларусь для развития системы государственно-частного 
партнерства. Оценка национальной готовности ГЧП, 
проводимая ЕЭК ООН для стран с развивающейся 
экономикой, состоит из шести этапов; в 
Беларуси в настоящий момент реализуется 
первый. В рамках договоренности Минэкономики 
и ЕЭК ООН эксперты определили степень 
готовности, наличие необходимых условий 
для развития данной системы, проблемы, 
с которыми может столкнуться республика 
в процессе привлечения частного капитала 
в развитие инфраструктуры, изучили сферы, 
где существуют возможности реализации 
пилотных проектов, разработали План действий 
по внедрению и развитию системы государственно-частного 
партнерства в Беларуси. 
3 декабря 
Министерство экономики внесло 
в Совет Министров концепцию 
проекта закона "О проектах 
государственно-частного партнерства 
в Республике Беларусь" (ГЧП). Концепция 
согласована без замечаний с заинтересованными 
государственными органами, бизнес-союзами. 
При ее подготовке были приняты во внимание 
рекомендации международных экспертов 
Европейской экономической комиссии ООН, 
которая сотрудничает с Министерством 
экономики в рамках плана мероприятий 
по внедрению механизмов ГЧП в Беларуси. 
Также концепция доработана с учетом замечаний 
и предложений Администрации Президента. Проект ГЧП 
представляет собой комплекс мероприятий 
по привлечению государственным партнером 
частного партнера к взаимодействию в 
отношении объектов инженерной, производственной, 
социальной и транспортной инфраструктуры. 
Это объекты, находящиеся в собственности 
Республики Беларусь и ее административно-территориальных 
единиц, требующие реконструкции, ремонта, 
реставрации. Их использование будет осуществляться 
на основе соглашения о государственно-частном 
партнерстве. Возведенные объекты будут 
переданы в собственность государства, 
их использование будет осуществляться 
в рамках соглашения.
Европейская 
экономическая комиссия ООН рекомендует 
Беларуси создать агентство и ассоциацию 
по внедрению и развитию механизмов государственно-частного 
партнерства.   Одной из ключевых 
рекомендаций ЕЭК ООН является также формирование 
национального инфраструктурного плана 
Беларуси для привлечения инвестиций. 
У каждой страны этот план свой. К примеру, 
многие государства включают в него экономические 
инфраструктурные проекты — транспортные, 
по очистке сточных вод, переработке мусора, 
развитию альтернативной энергетики. 
В Великобритании в качестве приоритета 
обозначены социальные проекты — это 
инвестиции в медицину, образование, социальное 
и студенческое жилье. 
 По мнению 
эксперта, при внедрении механизмов государственно-частного 
партнерства важно обеспечить прозрачность 
этого процесса. Все действия в этой области 
должны соответствовать международной 
практике и стандартам. Предстоит также 
повысить качество предоставляемых публичных 
услуг. Специалисты ЕЭК ООН также рекомендуют 
создать межминистерский совет по вопросам 
развития государственно-частного партнерства, 
развивать систему обучения и подготовки 
необходимых для этого направления специалистов. 
Одним из аспектов является также информирование 
населения по данным вопросам.
Таким образом, 
государственно-частное партнёрство в 
Беларуси пока не получило должного распространения, 
несмотря на то, что оно является эффективным 
инструментом объединения усилий власти 
и бизнеса для решения современных проблем 
общества. Государство является доминирующим 
партнером, а для эффективного развития 
ГЧП необходимы отношения, приближенные 
к равноправным. В мировой практике накоплен 
определенный опыт по развитию партнерства 
государства и бизнеса в широком спектре 
отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы 
государства и общества, который может 
быть использован при формировании партнерских 
отношений и в Беларуси. В Беларуси есть 
заинтересованность в развитии государственно-частного 
партнерства и эксперты ЕЭК ООН уверены 
в успешности предстоящей работы в этом 
направлении.
 
Заключение
 
Суммируя 
все показатели и возможности 
государственно-частного партнерства, 
следует отметить такую новую форму взаимоотношений 
государства с частным бизнесом, как государственно-частное 
партнёрство. Во- первых, оно является 
одним из механизмов смешанной экономики, 
позволяющий развивать отношения бизнеса 
и государства, во- вторых это возможность 
государства нахождения источника бюджетных 
доходов, а у частного сектора – возможность 
владения и распоряжения государственными 
и муниципальными активами, а также возможность 
получения различных государственных 
привилегий. В-третьих, объединение усилий 
государства и частного предпринимательства 
в рамках конкретных проектов формирует 
их дополнительные конкурентные преимущества. 
И последнее, это удачный механизм нахождения 
экономического и социального консенсуса, 
внедрение новых разработок и технологий, 
с помощью идей, логических и хладнокровных 
рассуждений бизнеса в сочетании с упорядоченностью 
и властью государственных структур.
        В рамках данной 
работы была рассмотрена сущность и понятие 
государственно-частного партнёрства, 
а также выявлены модели, применяемые 
в мировой практике. Кроме того, рассмотрены 
возможные перспективы Беларуси в данном 
направлении. Таким образом, на основе 
проделанной работы можно сделать следующие 
выводы:
  - государственно-частное партнерство 
  представляет собой сотрудничество между 
  государством и бизнесом в целях реализации 
  национальных и международных общественно-значимых 
  проектов в широком спектре сфер деятельности. 
  Основными формами государственно-частных 
  партнерств являются договор концессии, 
  совместные предприятия в рамках ГЧП, 
  соглашения о разделе продукции. В зависимости 
  от характера решаемых задач всё множество 
  существующих и вновь возникающих форм 
  партнёрств можно подразделить на отдельные 
  типы (модели). Соответственно целям ГЧП 
  различаются организационные модели, 
  модели финансирования и кооперации. К организационной модели относят 
  тип ГЧП - концессии. К моделям финансирования 
  следует причислить такие формы, как коммерческий 
  наем, аренда, все виды лизинга, предварительное 
  и интегрированное проектное финансирование. 
  Модель кооперации представляет собой 
  всевозможные формы и методы объединения 
  усилий ряда партнеров, отвечающих за 
  отдельные стадии общего процесса создания 
  новой потребительной стоимости как публичного 
  блага.
 
  - в мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества. Мировыми лидерами в области частно-государственного партнерства признаны США и Великобритания, Франция и Германия. Сферы применения государственно-частного партнерства в развитых зарубежных странах очень разнообразны. В США наиболее распространенными сферами сотрудничества являются модернизация инфраструктуры, развитие транспортной системы, экономичное использование водных ресурсов, утилизация бытовых отходов. Не меньшее значение уделяется проблематике продовольственной безопасности в рамках «Глобального партнерства в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности», а также программы «Всеобъемлющего развития сельского хозяйства в Африке». Одной из наиболее популярных в Китае является модель «строительство-эксплуатация-передача». Согласно СЭП частным компаниям дается право на строительство проекта, получать прибыль за период, согласованный обеими сторонами, по истечении которого частная компания безвозмездно  передает проект правительству. Активно развиваются проекты в областях экологической инфраструктуры, таких, как объекты водоснабжения и очистка сточных вод.
 
  - государственно-частное партнёрство в Беларуси пока не получило должного распространения, несмотря на то, что оно является эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса для решения современных проблем общества. Государство является доминирующим партнером, а для эффективного развития ГЧП необходимы отношения, приближенные к равноправным. В мировой практике накоплен определенный опыт по развитию партнерства государства и бизнеса в широком спектре отраслей, обеспечивающих важнейшие интересы государства и общества, который может быть использован при формировании партнерских отношений и в Беларуси. В Беларуси есть заинтересованность в развитии государственно-частного партнерства и эксперты ЕЭК ООН уверены в успешности предстоящей работы в этом направлении.
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованных 
источников 
  - Бородачев И.М. Частно-государственное 
  партнерство и его роль в развитии социальной 
  инфраструктуры: автореферат диссертации 
  на соискание ученой степени кандидата 
  экономических наук, / Бородачев И. М.. - 
  Москва, 2007. - 24 с
 
  - Левитин И. Е.Государственно-частное 
  партнерство в механизмах оценки инновационного 
  потенциала развития объектов транспортной 
  инфраструктуры: автореферат диссертации 
  на соискание ученой степени кандидата 
  экономических наук / Левитин И. Е. - Москва, 
  2008. - 27 с.
 
  - Фильченков В. А. Формирование 
  государственно-частного партнерства 
  в социальной сфере: автореферат диссертации 
  на соискание ученой степени кандидата 
  экономических наук/ Фильченков В. А. - 
  Москва, 2008. - 26 с.
 
  - Запатрина, И.В. Потенциал публично-частного 
  партнерства в развивающихся экономиках 
  / И.В. Запатрина. – Киев: Центродрук, 2011. 
  – 152 с.
 
  - О развитии предпринимательской 
  инициативы и стимулировании деловой 
  активности в Республике Беларусь: Директива 
  Президента Респ. Беларусь, 31.12.2010, № 4 // 
  Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь 
  – 2011. – № 3. – 1/12259.
 
  - Белицкая А.И. Государственно-частное 
  партнерство: историко-правовой аспект 
  / А. Белицкая. – 2010. –25 с.
 
  - Об Основных направлениях долгосрочного 
  сотрудничества государств-участников 
  СНГ в инновационной сфере: утв. Решение 
  Совета глав правительств СНГ, Ялта 20 нояб. 
  2009 г./Ялта,2009.- 41с.
 
  -  О развитии предпринимательской 
  инициативы и стимулировании деловой 
  активности в Республике Беларусь: Директива 
  Президента Респ. Беларусь, 31.12.2010, № 4 // 
  Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. 
  – 2011. – № 15. – 25с.
 
  - . Программа деятельности Правительства 
  Республики Беларусь на 2011–2015 годы: утв. 
  постановлением Совета Министров Респ. 
  Беларусь, 18.02.2011, № 216 // Нац. реестр правовых 
  актов Респ. Беларусь. – 10.03.2011. – № 29. – 
  12с.
 
  - . О Стратегии развития информационного 
  общества в Республике Беларусь на период 
  до 2015 года и плане первоочередных мер 
  по реализации Стратегии развития информационного 
  общества в Республике Беларусь на 2010 
  год: постановление Совета Министров Респ. 
  Беларусь, 09.08.2010, № 1174 // Нац. реестр правовых 
  актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 197. – 46с.
 
  - Стратегия развития энергетического 
  потенциала Республики Беларусь: утв. 
  Постановлением Совета Министров Респ. 
  Беларусь, 09.08.2010, № 1180 // Нац. реестр правовых 
  актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 198. – 19с.
 
  - Попов М.С.Организация частно-государственного 
  партнерства при реализации социально-экономических 
  проектов и программ: автореферат диссертации 
  на соискание ученой степени кандидата 
  экономических наук/ Попов М. С. - Москва, 
  2008. - 25 с.    
 
  -  Практическое руководство 
  по вопросам эффективного управления 
  в сфере государственно-частного партнерства. 
  - Нью-Йорк. - Женева: ООН, 2008./Женева,2008 - 
  114 c.   
 
  -  Развитие системы государственного 
  управления финансами региона: методология, 
  концепция, модели реализации: автореферат 
  диссертации на соискание ученой степени 
  доктора экономических наук/ Бескоровайная 
  Н. С. - Ростов-на-Дону, 2009. - 50 с
 
  - Голиченко О.Г. Государственно-частное 
  партнерство в научно-инновационной сфере 
  / Голиченко О.Г.: ИНФРА-М, 2011. - Москва – 
  329 с
 
  - Вилисов М.В.Государственно-частное 
  партнерство: политико-правовой аспект.[Электронный 
  ресурс]/Центр проблемного анализа.-Режим 
  доступа www.rusrand.ru/vlast/publikac/partn -Дата доступа 
  27.09.2008. 
 
  - Развитие государственно-частного 
  партнерства в современной экономике: 
  автореферат диссертации на соискание 
  ученой степени кандидата экономических 
  наук / Киямова Э. Р. - Казань, 2012. - 26 с.
 
  -  Norment, R. Fundamentals of Public-Private Partnerships 
  (PPPs) / R. Norment. The National Council for PublicPrivate Partnerships 
  [Электронный ресурс], 2007. – Режим доступа: www.ncppp.org. – Дата доступа: 07.08.2008.
 
  - Варнавский, В.Г. Партнерство 
  государства и частного сектора: формы, 
  проекты, риски / В.Г.Варнавский. М.:Наука, 
  2005. – 315 с.
 
  - Public Private Partnerships. The Government’s 
  Approach. – London: The Stationery Office, 2000. – 49 р.
 
  - Смирнов, О.М. ГЧП – один из 
  наиболее эффективных путей возрождения 
  инфраструктуры аэропортов / О.М. Смирнов. 
  Фонд развития инфраструктуры воздушного 
  транспорта [Электронный ресурс], 2007. – 
  Режим доступа : AviaFOND.ru – Дата доступа: 07.07.2008.
 
  - Кузьмин, Е.А. Реализация проектов 
  государственно-частного партнерства 
  в муниципальных образованиях / Е.А.Кузьмин 
  // [Электронный ресурс]. – Режим доступа, - http://region.mcnip.ru. - Дата доступа: 10.03.2012
 
  - Дерябина, М.А. Теоретические 
  и практические проблемы государственно-частного 
  партнерства / М.А.Дерябина // [Электронный 
  ресурс]. – Режим доступа,  http://www.gosbook.ru/node/27464. – Дата доступа: 
  10.03.2012.
 
  - О местном управлении и самоуправлении 
  в Республике Беларусь: Закон Республики 
  Беларусь от 20 февраля 1991 г. №617-XII (с изм. 
  и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный 
  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой 
  информ. Респ. Беларусь – Минск, 2012.
 
  - Концепция проекта Закона Республики 
  Беларусь о проектах государственно- частного 
  партнерства [Электронный ресурс] / Министерство 
  экономики Республики Беларусь. Минск, 
  июнь 2012 г. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/nfiles_Concept.doc. – Дата доступа: 12.07.2012.
 
  - Фирсова, А.А. Развитие механизмов 
  инвестирования инновационной деятельности 
  в проектах государственно-частного партнерства 
  / А.А. Фирсова // ИнВестРегион [Электронный 
  ресурс]. – 2011 – №2. – Режим доступа: www.vitc.ru/investregion/2011/02/pdf/2011-02-14.pdf.- 
  Дата доступа: 05.12.2008.
 
  - Генерация документов [Электронный 
  ресурс]. – Gendoc – режим          
  доступа: http://gendocs.ru/v35472.- Дата доступа: 
  29.08.2009.
 
  - Farquharson, E. How to Engage with the Private Sector 
  in Public-Private Partnerships in Emerging Markets / E. Farquharson, 
  C. Torres de Mastle, E.R. Yescombe, J. Encinas; The World Bank, PPIAF. 
  – Washington, DC: Office of the Publisher, The World Bank, 2011. – 
  178 p.
 
  - Guasch, J.L. Granting and Renegotiating Infrastructure 
  Concessions: Doing it Right. WBI Development Studies / J. Luis Guasch. 
  – Washington, D.C.: World Bank, 2004. – 194 p.
 
  -  Анджелова М.В. Из истории государственного 
  регулирования деятельности частных предприятий 
  в США // Право и политика, 2000, — № 7. — сс. 
  26-31. 
 
  - Всемирный банк [Электронный ресурс]. 
  –Worldbank – режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/EXTROADSHIGHWAYS.pdf - Дата доступа: 05.11.2009.
 
  - Заика И. Национальная экономика и инвестиции 
  // Экономист, 2003. —№37, —сс. 47