Государственно-частные партнёрства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования — Понятие и сущность государственно-частных партнёрств.
Цель работы: изучение государственно-частных партнёрств на международном и белорусском рынках.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, анализа и синтеза.
Исследования и разработки: раскрыта сущность ГЧП, проанализировано развития ГЧП в странах Европы, и оценены перспективы развития ГЧП в Беларуси.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства…........4
2. Практика использования государственно-частных партнёрств в мировом сообществе (на примере США и Китая)……………….………………………..13
3. Проблемы и перспективы развития государственно-частных партнерств в Беларуси…………………………….………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….. ..23
Список использованных источников…………………………………………… ..24
Приложение А Модели ГЧП……………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Olya_kursach.docx

— 87.45 Кб (Скачать файл)

Таким образом, следует отметить, что государственно-частное партнерство представляет собой сотрудничество между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности. Основными формами государственно-частных партнерств являются договор концессии, совместные предприятия в рамках ГЧП, соглашения о разделе продукции. В зависимости от характера решаемых задач всё множество существующих и вновь возникающих форм партнёрств можно подразделить на отдельные типы (модели). Соответственно целям ГЧП различаются организационные модели, модели финансирования и кооперации. К организационной модели относят тип ГЧП - концессии. К моделям финансирования следует причислить такие формы, как коммерческий наем, аренда, все виды лизинга, предварительное и интегрированное проектное финансирование. Модель кооперации представляет собой всевозможные формы и методы объединения усилий ряда партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительной стоимости как публичного блага.

 

 

 

 

2 Практика использования государственно-частных партнёрств за рубежом

За рубежом  государственно-частным партнерством принято называть очень широкий  спектр бизнес-моделей и отношений. В самом общем смысле этот термин применяется при любом использовании  ресурсов частного сектора для удовлетворения общественных потребностей. Сферы применения государственно-частного партнерства  в развитых зарубежных странах очень  разнообразны. Сотрудничество между  партнерами может проходить в  рамках различных законодательных  структур, с разнообразным диапазоном задач и компетенций.

Сегодня такие  сферы деятельности как жилищное строительство, реконструкции зданий и объектов, носящих историческую ценность, а также переработка  отходов являются потенциальными для  развития посредством схемы государственно-частного партнерства. В форме государственно-частного партнерства реализуются также  проекты  в сфере коммунальных служб, при строительстве автомобильных  и железных дорог, трубопроводов, аэропортов, газо-, тепло- и электроэнергетики. Это  один из способов страхования высоких  рисков долгосрочных проектов в сфере  инфраструктуры и естественных монополий.

Стриктура реализации ГЧП-проектов по отраслям в мировой  экономики представлена на рис. 1.

В зарубежных промышленно развитых странах осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства  проекты легко обнаружить в самых  разных отраслях экономики и общественных отношений:

– финансовый сектор – частные страховые и управляющие компании, имеющие опыт работы с потребителями на конкурентных добровольных рынках, занимают все более прочные позиции в секторах обязательного социального страхования и государственного пенсионного обеспечения;

– общественный порядок и безопасность – обеспечение порядка на транспорте и в общественных местах, эксплуатируемых частными компаниями (парках, общественных зданиях); эксплуатация городских парковок;

– недвижимость – строительство и эксплуатация общественных объектов и муниципального жилья в обмен на право застройки и развития в коммерческих проектах;

– образование и медицина – школы и больницы строятся или переоборудуются частными компаниями, получающими право коммерческой застройки и развития соседних или других земельных участков;

– природоохранная деятельность и  развитие инфраструктуры туризма – обслуживание и развитие городских и загородных парков, национальных парков и заповедников, уникальных природных объектов, совмещенных с правом эксплуатации природных или рекреационных ресурсов, в том числе получения доходов от посетителей и туристов;

– муниципальные услуги – обновление и эксплуатация, а также строительство новых коммунальных сетей (водопровод, канализация, тепло- и электроснабжение), уборка улиц, вывоз и утилизация мусора, муниципальный транспорт;

– телекоммуникации – создание телекоммуникационной инфраструктуры и монопольные права на ее эксплуатацию, сопровождающиеся обязательствами по предоставлению услуг потребителям (или установленным государством специальным категориям потребителей);

– транспорт – строительство, эксплуатация и обслуживание систем мониторинга и управления движением, строительство и эксплуатация автомагистралей, терминалов аэропортов и множество других проектов в автомобильном, железнодорожном, воздушном, городском, трубопроводном, морском и речном транспорте, в портах, на внутренних линиях и т. д.

В Европе наиболее характерными примерами государственно-частных  партнерств являются:

  • строительство автодорог (Франция, Португалия, Испания, Великобритания);
  • канализация и водоочистительные сооружения (Франция, Португалия, Великобритания);
  • образование (Германия, Великобритания);
  • здравоохранение (Италия, Великобритания);
  • коммунальные услуги (Великобритания) и др.

Степень эффективности  осуществления  инвестиций в форме  государственно-частного партнерства  в различных отраслях и странах  ЕС отражена в приложении B . Наибольший интерес представляет строительство автомагистралей. В этой сфере было осуществлено 28 проектов во Франции, 26 – в Великобритании, 24 – в Германии. Схема государственно-частного партнерства является характерной для развития инфраструктуры, как экономической, так и социальной. Особое значение она приобретают в сферах развития транспортной инфраструктуры, отрасли развлечений, оборонного комплекса.

Формы, в которых  реализуется частно-государственное  партнерство, отличаются степенью ответственности, которую государство или частный  сектор берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы и длительностью сотрудничества. Основными формами партнерств являются: контракты на обслуживание; контракты на управление; договоры об аренде; контракты на строительство, эксплуатацию, передачу (СЭП) и их разновидности; концессия. На практике в зарубежных странах часто используются и комбинации перечисленных форм.

Мировыми лидерами в области частно-государственного партнерства признаны США и Великобритания, Франция и Германия.

Во многих европейских странах  количество проектов ГЧП ежегодно увеличивается  в несколько раз. Такая картина  особенно характерна для стран Восточной  и Южной Европы, присоединившихся к ЕС. В этих странах инфраструктура находится в гораздо худшем состоянии, чем в государствах Западной и  Северной Европы, и сдерживает экономическое  развитие. Для того чтобы быстрее  преодолеть имеющееся отставание от наиболее развитых стран Союза, они  должны форсировано обновить инфраструктурные мощности, возведенные еще после Второй мировой войны.

В приложении С представлена потребность в инвестициях в инфраструктуру в отдельных странах и регионах.

Практика государственно-частного партнерства в США имеет долгую и обширную историю. Самые первые форматы возникли более двухсот лет назад в период становления американской государственности. Сейчас на территории страны успешно действуют тысячи примеров ГЧП между федеральными, муниципальными органами власти и деловым сообществом.

Наиболее распространенными  сферами сотрудничества являются модернизация инфраструктуры, развитие транспортной системы, экономичное использование водных ресурсов, утилизация бытовых отходов и т.д. По данным Национального института государственно-частного партнерства, из 65 среднестатистических муниципальных сервисных служб - 23 функционируют в формате ГЧП (более 30 проц.).

ГЧП в США  наиболее развито в дорожной отрасли  и коммунальном хозяйстве.

В приложении D представлены проекты государсвтенно-частного партнёрства в автодорожной отрасли.

  В 1985–2004 гг. в дорожном хозяйстве США было реализовано 62 проекта ГЧП с общим объемом инвестиций – 42 млрд долл. В 2005–2008 гг. было начато 58 новых проектов ГЧП в этой отрасли. Стоимость их оценивается в 54,3 млрд долл.

Классическим  примером ГЧП является пакет антикризисных  стимулов (Recovery and Reinvestment Act), принятый в 2009 г. с подачи президента США Б.Обамы, объемом 787 млрд. долл., в реализацию которого вовлечено почти три десятка федеральных ведомств.

После санкции  Конгресса Минфин США направляет денежные транши на счет каждого участвующего в программе федерального ведомства. Затем эти средства, по итогам рассмотрения соответствующих заявок, выделяются напрямую в виде грантов и кредитов научно-исследовательским центрам, бизнесу, НПО, а также местным властям. При этом местные власти распределяют полученные из федерального бюджета ассигнования по аналогичной схеме. Отдельно для физических лиц предусматриваются налоговые вычеты и изъятия (налоги на недвижимость, возмещение в счет расходов на обучение в колледже и т.д.). Контроль над расходованием средств осуществляет Главный инспектор (входит в состав аппарата Белого Дома). С целью повышения прозрачности реализуемые мероприятия и отчеты о проделанной работе публикуются в сети Интернет на специализированном портале.

По данным Минфина  США, тройку получателей наибольшего  объема средств составили Минздрав (94 млрд. долл.), Минобразования (65 млрд. долл.) и Минтруда (62 млрд. долл.). Такое распределение мест не случайно.

        Развитие «человеческого капитала» - одно из приоритетов нынешней администрации. По линии этих ведомств осуществляется ряд программ международной помощи в контексте обязательств США по достижению «Целей развития тысячелетия». Координацию содействия международному развитию (СМР) в США осуществляет Агентство по международному развитию. Оно, в соответствии с – 2 – Законом о международной помощи (Foreign Assistance Act) принятым в 1961 г., официально уполномочено оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой. В число приоритетов США входят вопросы борьбы с голодом, бедностью, инфекционными заболеваниями и последствиями стихийных бедствий, в распространении эффективных методов охраны окружающей среды, образовании, в проведении экономических и демократических реформ, создании и укреплении институтов гражданского общества.

В основе деятельности Агентства лежат отработанные механизмы  формирования государственно-частных  партнерств. С 2001 г. в рамках разработанной AMP программы Глобального альянса в интересах развития (Global Development Alliances) было создано 1700 партнерств, что позволило дополнительно мобилизовать на цели развития по линии частного сектора более 9 млрд. долл., в то время как объем государственных инвестиций составлял около 1 млрд. долл.

Основное внимание в США уделяют осуществлению  СМР в Африке. Так, в рамках «Глобальной инициативы здоровья» планируется предотвратить около 12 млн. новых инфекционных заражений вирусом иммунодефицита, охватить до 85% всех беременных обследованием на предмет позитивной ВИЧ-реакции, а также предоставить антиретровирусное лечение 4 млн. зараженных. За счет помощи лекарством предполагается сократить смертность от туберкулеза на 50% (1,3 млн. чел.). В отношении борьбы с малярией и другими тропическими болезнями основные усилия по снижению смертности предполагается сконцентрировать в Нигерии и Конго. На реализацию объявленных целей в 2010-2014 гг. планируется выделить 63 млрд. долл [27].

Не меньшее  значение уделяется проблематике продовольственной безопасности в рамках «Глобального партнерства в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности», а также программы «Всеобъемлющего развития сельского хозяйства в Африке». Целевые ассигнования объемом 3,5 млрд. долл. будут потрачены на различные программы, включая обеспечение африканских земледельцев более урожайным семенным фондом. На повестке адресная работа с женщинами-фермерами, составляющими порядка 60 проц. рабочей силы в деревне, помощь им дешевыми кредитными ресурсами, современной техникой, образовательными программами.

Вместе с  тем необходимо отметить, что в  США, как в международной гуманитарной деятельности, так и на внутриэкономическом направлении частно-государственное партнерство реализуется, как правило, только американскими подрядчиками. Это условие (также известное как «buy American») существенно ограничивает возможности иностранных контрагентов.

Понятие ГЧП  в Китае было введено Административным центром China’s Agenda 21 (ACCA21) [4,с.102], а Государственная комиссия по планированию развития (ГКПР) и Министерство науки и техники (МНТ) Китая выразили поддержку инициативе создания ГЧП. Вместе с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Пекин официально утвердил включить схему ГЧП в текущую программу развития. В последние годы Китайское центральное правительство признало важность партнерства государства и бизнеса. Кроме ГКПР и МНТ, с целью применения моделей ГЧП в области общественных благ, начали переговоры с международными финансовыми учреждениями Министерство финансов и Министерство образования. Первый в Китае центр Государственно-частного партнерства был учрежден в Пекине в 2003 году. В 2005 году в Пекине состоялся форум государственно-частного партнерства, где многие официальные лица из Китая, США, Австралии, Франции, представители международных институтов, таких как Всемирный банк, Международная финансовая компания, обсуждали опыт внедрения и применения модели ГЧП в ряде промышленно развитых стран и перспектив ее применения в Китае.

Информация о работе Государственно-частные партнёрства