Таким образом, 
следует отметить, что государственно-частное 
партнерство представляет собой сотрудничество 
между государством и бизнесом в целях 
реализации национальных и международных 
общественно-значимых проектов в широком 
спектре сфер деятельности. Основными 
формами государственно-частных партнерств 
являются договор концессии, совместные 
предприятия в рамках ГЧП, соглашения 
о разделе продукции. В зависимости от 
характера решаемых задач всё множество 
существующих и вновь возникающих форм 
партнёрств можно подразделить на отдельные 
типы (модели). Соответственно целям ГЧП 
различаются организационные модели, 
модели финансирования и кооперации. К организационной 
модели относят тип ГЧП - концессии. К моделям 
финансирования следует причислить такие 
формы, как коммерческий наем, аренда, 
все виды лизинга, предварительное и интегрированное 
проектное финансирование. Модель кооперации 
представляет собой всевозможные формы 
и методы объединения усилий ряда партнеров, 
отвечающих за отдельные стадии общего 
процесса создания новой потребительной 
стоимости как публичного блага.
 
 
 
 
2 Практика 
использования государственно-частных 
партнёрств за рубежом
За рубежом 
государственно-частным партнерством 
принято называть очень широкий 
спектр бизнес-моделей и отношений. 
В самом общем смысле этот термин 
применяется при любом использовании 
ресурсов частного сектора для удовлетворения 
общественных потребностей. Сферы применения 
государственно-частного партнерства 
в развитых зарубежных странах очень 
разнообразны. Сотрудничество между 
партнерами может проходить в 
рамках различных законодательных 
структур, с разнообразным диапазоном 
задач и компетенций.
Сегодня такие 
сферы деятельности как жилищное 
строительство, реконструкции зданий 
и объектов, носящих историческую 
ценность, а также переработка 
отходов являются потенциальными для 
развития посредством схемы государственно-частного 
партнерства. В форме государственно-частного 
партнерства реализуются также 
проекты  в сфере коммунальных 
служб, при строительстве автомобильных 
и железных дорог, трубопроводов, аэропортов, 
газо-, тепло- и электроэнергетики. Это 
один из способов страхования высоких 
рисков долгосрочных проектов в сфере 
инфраструктуры и естественных монополий.
Стриктура реализации 
ГЧП-проектов по отраслям в мировой 
экономики представлена на рис. 1.
В зарубежных 
промышленно развитых странах осуществляемые 
в рамках государственно-частного партнерства 
проекты легко обнаружить в самых 
разных отраслях экономики и общественных 
отношений:
– финансовый сектор – частные 
страховые и управляющие компании, имеющие 
опыт работы с потребителями на конкурентных 
добровольных рынках, занимают все более 
прочные позиции в секторах обязательного 
социального страхования и государственного 
пенсионного обеспечения;
– общественный порядок и безопасность 
– обеспечение порядка на транспорте 
и в общественных местах, эксплуатируемых 
частными компаниями (парках, общественных 
зданиях); эксплуатация городских парковок;
– 
недвижимость – строительство и эксплуатация общественных 
объектов и муниципального жилья в обмен 
на право застройки и развития в коммерческих 
проектах;
– 
образование и медицина – школы и больницы строятся или переоборудуются 
частными компаниями, получающими право 
коммерческой застройки и развития соседних 
или других земельных участков;
– 
природоохранная деятельность и 
развитие инфраструктуры туризма – обслуживание 
и развитие городских и загородных парков, 
национальных парков и заповедников, уникальных 
природных объектов, совмещенных с правом эксплуатации 
природных или рекреационных ресурсов, в том числе 
получения доходов от посетителей и туристов;
– 
муниципальные услуги – обновление и эксплуатация, а также 
строительство новых коммунальных сетей 
(водопровод, канализация, тепло- и электроснабжение), 
уборка улиц, вывоз и утилизация мусора, 
муниципальный транспорт;
– 
телекоммуникации – создание телекоммуникационной инфраструктуры 
и монопольные права на ее эксплуатацию, 
сопровождающиеся обязательствами по 
предоставлению услуг потребителям (или 
установленным государством специальным 
категориям потребителей);
– 
транспорт – строительство, эксплуатация и обслуживание 
систем мониторинга и управления движением, 
строительство и эксплуатация автомагистралей, 
терминалов аэропортов и множество других 
проектов в автомобильном, железнодорожном, 
воздушном, городском, трубопроводном, 
морском и речном транспорте, в портах, 
на внутренних линиях и т. д.
В Европе наиболее 
характерными примерами государственно-частных 
партнерств являются:
  - строительство автодорог (Франция, Португалия, Испания, Великобритания);
 
  - канализация и водоочистительные сооружения (Франция, Португалия, Великобритания);
 
  - образование (Германия, Великобритания);
 
  - здравоохранение (Италия, Великобритания);
 
  - коммунальные услуги (Великобритания) и др. 
 
Степень эффективности 
осуществления  инвестиций в форме 
государственно-частного партнерства 
в различных отраслях и странах 
ЕС отражена в приложении B . Наибольший 
интерес представляет строительство автомагистралей. 
В этой сфере было осуществлено 28 проектов 
во Франции, 26 – в Великобритании, 24 – 
в Германии. Схема государственно-частного 
партнерства является характерной для 
развития инфраструктуры, как экономической, 
так и социальной. Особое значение она 
приобретают в сферах развития транспортной 
инфраструктуры, отрасли развлечений, 
оборонного комплекса.
Формы, в которых 
реализуется частно-государственное 
партнерство, отличаются степенью ответственности, 
которую государство или частный 
сектор берут на себя за эксплуатацию 
и техническое обслуживание, капитальные 
вложения и текущее финансирование, коммерческий 
риск, а также тем, кому принадлежат активы 
и длительностью сотрудничества. Основными 
формами партнерств являются: контракты 
на обслуживание; контракты на управление; 
договоры об аренде; контракты на строительство, 
эксплуатацию, передачу (СЭП) и их разновидности; 
концессия. На практике в зарубежных странах 
часто используются и комбинации перечисленных 
форм.
Мировыми лидерами 
в области частно-государственного 
партнерства признаны США и Великобритания, 
Франция и Германия.
Во многих европейских странах 
количество проектов ГЧП ежегодно увеличивается 
в несколько раз. Такая картина 
особенно характерна для стран Восточной 
и Южной Европы, присоединившихся 
к ЕС. В этих странах инфраструктура 
находится в гораздо худшем состоянии, 
чем в государствах Западной и 
Северной Европы, и сдерживает экономическое 
развитие. Для того чтобы быстрее 
преодолеть имеющееся отставание от 
наиболее развитых стран Союза, они 
должны форсировано обновить инфраструктурные 
мощности, возведенные еще после Второй 
мировой войны. 
В приложении С представлена потребность 
в инвестициях в инфраструктуру в отдельных 
странах и регионах.
Практика государственно-частного 
партнерства в США имеет долгую 
и обширную историю. Самые первые форматы 
возникли более двухсот лет назад в период 
становления американской государственности. 
Сейчас на территории страны успешно действуют 
тысячи примеров ГЧП между федеральными, 
муниципальными органами власти и деловым 
сообществом.
Наиболее распространенными 
сферами сотрудничества являются модернизация 
инфраструктуры, развитие транспортной 
системы, экономичное использование водных 
ресурсов, утилизация бытовых отходов 
и т.д. По данным Национального института 
государственно-частного партнерства, 
из 65 среднестатистических муниципальных 
сервисных служб - 23 функционируют в формате 
ГЧП (более 30 проц.).
ГЧП в США 
наиболее развито в дорожной отрасли 
и коммунальном хозяйстве. 
В приложении D 
представлены проекты государсвтенно-частного 
партнёрства в автодорожной отрасли.
   В 1985–2004 гг. 
в дорожном хозяйстве США было реализовано 
62 проекта ГЧП с общим объемом инвестиций 
– 42 млрд долл. В 2005–2008 гг. было 
начато 58 новых проектов ГЧП в этой отрасли. 
Стоимость их оценивается в 54,3 млрд долл.
Классическим 
примером ГЧП является пакет антикризисных 
стимулов (Recovery and Reinvestment Act), принятый в 
2009 г. с подачи президента США Б.Обамы, 
объемом 787 млрд. долл., в реализацию которого 
вовлечено почти три десятка федеральных 
ведомств. 
После санкции 
Конгресса Минфин США направляет 
денежные транши на счет каждого участвующего 
в программе федерального ведомства. Затем 
эти средства, по итогам рассмотрения 
соответствующих заявок, выделяются напрямую 
в виде грантов и кредитов научно-исследовательским 
центрам, бизнесу, НПО, а также местным 
властям. При этом местные власти распределяют 
полученные из федерального бюджета ассигнования 
по аналогичной схеме. Отдельно для физических 
лиц предусматриваются налоговые вычеты 
и изъятия (налоги на недвижимость, возмещение 
в счет расходов на обучение в колледже 
и т.д.). Контроль над расходованием средств 
осуществляет Главный инспектор (входит 
в состав аппарата Белого Дома). С целью 
повышения прозрачности реализуемые мероприятия 
и отчеты о проделанной работе публикуются 
в сети Интернет на специализированном 
портале.
По данным Минфина 
США, тройку получателей наибольшего 
объема средств составили Минздрав (94 
млрд. долл.), Минобразования (65 млрд. долл.) 
и Минтруда (62 млрд. долл.). Такое распределение 
мест не случайно.
         
Развитие «человеческого капитала» - одно 
из приоритетов нынешней администрации. 
По линии этих ведомств осуществляется 
ряд программ международной помощи в контексте 
обязательств США по достижению «Целей 
развития тысячелетия». Координацию содействия 
международному развитию (СМР) в США осуществляет 
Агентство по международному развитию. 
Оно, в соответствии с – 2 – Законом о международной 
помощи (Foreign Assistance Act) принятым в 1961 г., 
официально уполномочено оказывать содействие 
развивающимся странам и странам с переходной 
экономикой. В число приоритетов США входят 
вопросы борьбы с голодом, бедностью, инфекционными 
заболеваниями и последствиями стихийных 
бедствий, в распространении эффективных 
методов охраны окружающей среды, образовании, 
в проведении экономических и демократических 
реформ, создании и укреплении институтов 
гражданского общества.
В основе деятельности 
Агентства лежат отработанные механизмы 
формирования государственно-частных 
партнерств. С 2001 г. в рамках разработанной 
AMP программы Глобального альянса в интересах 
развития (Global Development Alliances) было создано 
1700 партнерств, что позволило дополнительно 
мобилизовать на цели развития по линии 
частного сектора более 9 млрд. долл., в 
то время как объем государственных инвестиций 
составлял около 1 млрд. долл.
Основное внимание 
в США уделяют осуществлению 
СМР в Африке. Так, в рамках «Глобальной 
инициативы здоровья» планируется предотвратить 
около 12 млн. новых инфекционных заражений 
вирусом иммунодефицита, охватить до 85% 
всех беременных обследованием на предмет 
позитивной ВИЧ-реакции, а также предоставить 
антиретровирусное лечение 4 млн. зараженных. 
За счет помощи лекарством предполагается 
сократить смертность от туберкулеза 
на 50% (1,3 млн. чел.). В отношении борьбы с 
малярией и другими тропическими болезнями 
основные усилия по снижению смертности 
предполагается сконцентрировать в Нигерии 
и Конго. На реализацию объявленных целей 
в 2010-2014 гг. планируется выделить 63 млрд. 
долл [27].
Не меньшее 
значение уделяется проблематике продовольственной 
безопасности в рамках «Глобального партнерства 
в области сельского хозяйства и продовольственной 
безопасности», а также программы «Всеобъемлющего 
развития сельского хозяйства в Африке». 
Целевые ассигнования объемом 3,5 млрд. 
долл. будут потрачены на различные программы, 
включая обеспечение африканских земледельцев 
более урожайным семенным фондом. На повестке 
адресная работа с женщинами-фермерами, 
составляющими порядка 60 проц. рабочей 
силы в деревне, помощь им дешевыми кредитными 
ресурсами, современной техникой, образовательными 
программами.
Вместе с 
тем необходимо отметить, что в 
США, как в международной гуманитарной 
деятельности, так и на внутриэкономическом 
направлении частно-государственное партнерство 
реализуется, как правило, только американскими 
подрядчиками. Это условие (также известное 
как «buy American») существенно ограничивает 
возможности иностранных контрагентов.
Понятие ГЧП 
в Китае было введено Административным 
центром China’s Agenda 21 (ACCA21) [4,с.102], а Государственная 
комиссия по планированию развития (ГКПР) 
и Министерство науки и техники (МНТ) Китая 
выразили поддержку инициативе создания 
ГЧП. Вместе с Программой развития Организации 
Объединенных Наций (ПРООН), Пекин официально 
утвердил включить схему ГЧП в текущую 
программу развития. В последние годы 
Китайское центральное правительство 
признало важность партнерства государства 
и бизнеса. Кроме ГКПР и МНТ, с целью применения 
моделей ГЧП в области общественных благ, 
начали переговоры с международными финансовыми 
учреждениями Министерство финансов и 
Министерство образования. Первый в Китае 
центр Государственно-частного партнерства 
был учрежден в Пекине в 2003 году. В 2005 году 
в Пекине состоялся форум государственно-частного 
партнерства, где многие официальные лица 
из Китая, США, Австралии, Франции, представители 
международных институтов, таких как Всемирный 
банк, Международная финансовая компания, 
обсуждали опыт внедрения и применения 
модели ГЧП в ряде промышленно развитых 
стран и перспектив ее применения в Китае.