Государственно-частные партнёрства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования — Понятие и сущность государственно-частных партнёрств.
Цель работы: изучение государственно-частных партнёрств на международном и белорусском рынках.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, анализа и синтеза.
Исследования и разработки: раскрыта сущность ГЧП, проанализировано развития ГЧП в странах Европы, и оценены перспективы развития ГЧП в Беларуси.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства…........4
2. Практика использования государственно-частных партнёрств в мировом сообществе (на примере США и Китая)……………….………………………..13
3. Проблемы и перспективы развития государственно-частных партнерств в Беларуси…………………………….………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….. ..23
Список использованных источников…………………………………………… ..24
Приложение А Модели ГЧП……………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Olya_kursach.docx

— 87.45 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: с. 27,31 источников, 1 приложение

 

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ  ПАРТНЁРСТВО (ГЧП), КОНЦЕССИЯ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, АРЕНДА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, КОНТРАКТЫ

 

Объект исследования — Государственно-частное партнерство (ГЧП).

           Предмет исследования — Понятие и сущность государственно-частных партнёрств.

Цель работы: изучение государственно-частных партнёрств на международном и белорусском рынках.

Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, анализа и синтеза.

Исследования и разработки: раскрыта сущность ГЧП, проанализировано развития ГЧП в странах Европы, и оценены перспективы развития ГЧП в Беларуси.

Область возможного практического  применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «инвестиционный анализ».

Технико-экономическая, социальная и(или) экономическая значимость: внедрение и применение на практике разработанных мер развитию ГЧП позволит в значительной степени увеличить эффективность взаимодействия государства и частного сектора для решения значимых задач.  

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    ___________________________

                             

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства…........4

2. Практика использования государственно-частных партнёрств в мировом сообществе (на примере США и Китая)……………….………………………..13

3. Проблемы и перспективы развития государственно-частных партнерств в Беларуси…………………………….………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….. ..23

Список использованных источников…………………………………………… ..24

Приложение А  Модели ГЧП……………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          В настоящее время в экономике ряда развитых и развивающихся стран широкое распространение принимает новая особая форма взаимодействия государства и частного бизнеса – государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство представляет собой организационное и институциональное объединение государства и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в масштабе всей страны или отдельных территорий. Взаимодействие государства и частного сектора для решения значимых задач имеет давнюю историю. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнёрство стало в XXI веке. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. Актуальность темы объясняется тем, что во многих странах взаимодействие государства и частного бизнеса позволяет эффективно решать крупные социальные и экономические проблемы путем объединения ресурсов государственного и частного секторов.

Объектом исследования являются государственно-частные  партнёрства. Предметом исследования – понятие и сущность государственно-частных партнёрств.

Цель работы – изучение государственно-частного партнерства на международном и белорусском рынках.

Поставленная  цель определяет следующие задачи:

- выявить  теоретические основы анализа  государственно-частного партнерства  и особенности этого понятия;

- рассмотреть  основные модели и формы государственно-частного  партнерства;

- выявить  имеющиеся сложности развития  государственно-частного партнерства  и проанализировать тенденцию  развития нового экономического  отношения в белорусской экономике.

Понятие частно-государственного партнерства рассматривали такие  авторы, как Бадалов Н. А., Рожкова  С. А., Варшавский В. Г., Калашникова Е. О. В своих работах, они рассматривали  развитие частно-государственного партнерства, проблемы, возникающие при реализации этих проектов и дальнейшие перспективы, анализировали  мировой опыт.

 

 

1 Теоретические основы анализа государственно-частного партнерства.

Международный и отечественный опыт свидетельствует, что одним из основных механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации  неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности  управления государственной и муниципальной (общественной) собственностью является государственно-частное партнерство (ГЧП). Такое партнерство представляет собой относительно новое явление  в мировом хозяйстве, отражающее процессы расширения и усложнения форм взаимодействия государства и бизнеса.

Государственно-частное  партнерство в мировой практике понимается двояко. Во-первых, как система  отношений государства и бизнеса, которая широко используется в качестве инструмента национального, международного, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития. Во-вторых, как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах государственной и муниципальной  собственности.

Термин «государственно-частное  партнерство» является устоявшимся  переводом с английского языка  «public-private partnership». При этом слово  «public» переводится как «государство. Однако «государство» (public) здесь трактуется шире, чем простая совокупность учреждений, осуществляющих властные функции. Оно  выступает обобщающим субъектом  общественной власти, включающим все  уровни управления – федеральный (национальный), региональный и муниципальный. Под  «public» понимается совокупность общественных институтов, которые реализуют свои властные полномочия, а также играют подчас неофициальную, неформальную, но важную роль в развитии общественных процессов. Понятие «государство»  включает также культурные, образовательные, академические и прочие учреждения общественного сектора.

Государство играет в ГЧП ключевую роль, поскольку его партнерство с бизнесом строится по отношению к государственной и муниципальной собственности. И в этом плане государство и частная компания никогда не будут равны, так как базовые отношения собственности в проектах ГЧП не изменяются, сколь бы ни велика была роль частного сектора в качестве инвестора, менеджера или оператора.

Существует  много различных определений  ГЧП. Наиболее общее из них дает Всемирный  банк: «ГЧП – это соглашения между  публичной и частной сторонами  по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые  с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности  бюджетного финансирования»[31].

Рассмотрим  концепцию ГЧП по анализу В. Варнавского:

1. Стоит подчеркнуть  обозначенный момент, что ГЧП  - это полуприватизационная форма,  т.е. государство, передавая права  владения распоряжения объектами инфраструктуры частному сектору, остается собственником этих объектов;

2. Государство  в одностороннем порядке выполняет  свои основополагающие функции жизнеобеспечения населения и предприятия, остается ответственным перед обществом за функционирование инфраструктур;

3. Для обеспечения  соответствующего уровня услуг,  частным предприятиям создается  определенная система контроля  и регулирования;

4. Взаимодействие  сторон в ГЧП закрепляется  на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и  т.д.);

5. В процессе  реализации проектов ГЧП имеющиеся  активы сторон 

(ресурсы и  вклады) объединяются;

6. Все риски  в проектах ГЧП, разделяются  между государством и бизнесом  в пропорциях, согласно взаимным  договоренностям, зафиксированным  в соответствующих соглашениях,  контрактах, договорах и т.д [19,с.49].

Каждый участник проекта вносит свой вклад в развитие общего проекта. К примеру, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, гибкость, быструю адаптацию  и оперативность в принятии решений, проявляет эффективное управление, новаторские способности. При этом внедряются так называемые «ноу-хау» в технологиях и способах управления при реализации проектов, и налаживаются связи с поставщиками и подрядчиками, что повышает спрос высококвалифицированных  работников на рынке труда.

Государство же обеспечивает правомочия собственности, предоставляет всевозможные льготы и гарантии, а также финансовые ресурсы. При ГЧП государство  развивает свои основные функции - контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов[2,с.25].

Далее следует  рассмотреть заинтересованность каждого  участника проекта в ГЧП.

Интерес бизнеса  обусловлен заинтересованностью в  максимизации прибыли от реализации проектов, т.к. обладая хозяйственной  свободой в проектах, предоставляемой  государством, частный сектор стремится  к увеличению производительности труда  и нововведениям. Во- вторых, бизнес, при неудачном стечении обстоятельств  при реализации проекта, получает достаточные  гарантии возврата вложенных средств  в реализацию проекта, т.к государство  несет определенные риски (согласно договоренностям сторон). В некоторых  случаях, при высококачественном обслуживании государство доплачивает своему партнеру. И последнее, частный сектор получает в долговременное управление активы государства на льготных условиях платы.

Заинтересованность  же государства состоит в том, что оно может переложить часть  расходов по содержанию и инвестированию имущества на частный сектор. Так  же, за счет арендных и концессионных  платежей, государственные структуры  получают дополнительный источник доходов  в бюджет.

ГЧП - это особая форма взаимодействия государственных структур и частных предприятий. Ключевым словом здесь является слово взаимодействие, т.е. партнерство, согласованные действия, интересы и решения государства и частного сектора. Если осуществляется взаимодействие, значит, государство и бизнес нашли общие интересы. Согласно концепции либералов, границы вмешательства государства должны быть существенно сокращены, «рынок есть саморегулирующая среда, или что частная собственность намного эффективней государственной». Под действием неблагоприятного состояния экономики некоторых стран и данных стереотипов, правительство этих стран принялись усиленно применять новую политику - приватизацию. Как известно последствия оказались не самыми утешительными - произошло расхождения в целях государства и частных интересов. Чтобы исправить положение понадобились новые формы. ГЧП же оказалось наиболее успешно применимой в некоторых приватизированных странах (за исключением России). ГЧП - это полуприватизированная форма, следовательно, приватизация не отменяется. Есть такие сферы, где частные предприятия могут функционировать и без государственной поддержки и вмешательства, но традиционные сферы государственной ответственности: инфраструктура, национальная оборона, образование и т. д., не представляют особого интереса бизнесу и, в конечном счете, могут исчезнуть, что может привести к нарушению социально - экономического обеспечения, поэтому такие активы не могут передаваться в частные руки. Из этого следует право на определение ГЧП как некой альтернативной приватизации[3,с.2].

Во-первых, государство должно признать сотрудничество с новым субъектом рыночной экономики, должно определиться со сферами и целями реализации общественно значимых проектов.

Во-вторых, укрепить законодательную базу для ГЧП.

И последнее, это  создание административного аппарата, готового к реализации созданных проектов.

В зависимости  от характера решаемых в рамках ГЧП  конкретных задач все множество  существующих и вновь возникающих  форм партнерств можно подразделить на отдельные типы (модели). Соответственно целям ГЧП различаются организационные  модели, модели финансирования и кооперации. Во многих случаях партнерства используют формы, базирующиеся на преимуществах  разных моделей и их сочетании.

В случае организационных  моделей глубокого вторжения  в отношения собственности, как  правило, не происходит, сотрудничество публичного и частного партнеров  осуществляется за счет привлечения  третьих организаций, переуступки  отдельных функций и контрактных  обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление. К организационной модели относят  и наиболее распространенный в настоящее  время тип ГЧП - концессии. К моделям  финансирования следует причислить такие формы, как коммерческий наем, аренда, все виды лизинга, предварительное  и интегрированное проектное  финансирование. Модель кооперации представляет собой всевозможные формы и методы объединения усилий ряда партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительной стоимости как публичного блага. Часто такая кооперация требует организации сложных, в том числе холдинговых структур по сооружению объектов и их эксплуатации, особенно в сфере производственной и социальной инфраструктуры[6,с.12].

Информация о работе Государственно-частные партнёрства